Отрок-монах из России
Святой Василий Поляномерульский Он шел сюда, конечно же, пешком. Почти тысячу километров. Инок-мальчишка, идущий с востока, худенький, высокий, хрупкий, с узелком на плечах и крестом в руке. Он вышел из ворот одного русского монастыря и идет через пустынные места, не подозревая, что ему предстоит изменить православный мир. Пробивает себе дорогу через непроходимые днепровские леса, через попавшие в немилость пределы Украины 1700-х годов, когда православная вера была гонима, вплоть до запрета отшельничества, — и всё дальше, дальше, через живописные холмы Молдавии, заливаемые ласковым и навевающим сон солнцем. Подрясник его уже изорвался, и ноги болят от ран, а он всё смотрит вдаль, вглядывается в горизонт, чая увидеть первые силуэты гор.
Горы!.. Все его мысли были о них. Как же долго он их не видел! Священные горы Молдовлахии, о которых он узнал от маститых киевских монахов (это «один из самых процветающих уголков православного мира, где монашеская жизнь намного глубже и интенсивней, чем в России и Греции», как писали в ту эпоху), место, где Карпаты сворачивают к западу, образуя таинственный изгиб, где сосредоточены колоссальные силы, место, где схимничество и исихазм продолжают существовать в неискаженном виде с III столетия, в преемстве от первых христиан.
И вот, в 1708-м году перед этими горами наконец останавливается юный, 16-летний послушник Василий Безруков. Отрок-монах, которому спустя годы предстоит стать святым Василием Поляномерульским.
Он стоял где-то здесь и после долгого путешествия смотрел на горы. Здесь же стою и я — в нескольких километрах от города Фокшань, смотрю на эти фантастические голубые силуэты хребтов Вранчи и Бузэу[1] и думаю о том, что видел он когда-то.
Окрестности села Бисока на границе уездов Бузэу и Вранча. Фото: Лауренциу Лари
Он благоговейно вступал под сень этих гор, как входят в храм. Румынские горы, в которых ему предстоит заточиться на всю оставшуюся жизнь.
Святой Василий Карпатский известен во всем православном мире. «Карпатский молитвенник», как его называют
Святой Василий Карпатский известен сегодня во всем православном мире. «Карпатский молитвенник», как его еще называют. Некоторые исследователи утверждают, что хоть он и родился в русской Полтаве, но родом был из румынской семьи, которая бежала в Россию вместе с Кантемиром и тосковала по молдавским краям, потому и пришел сюда[2]. Да это и неважно. Он навсегда остался нашим, Вранчанским, он погребен в дебрях Валашских гор[3], и дело его продолжили в Духе Святом тысячи великих румынских духовников и святых, последовавших его примеру, монашеской школе исихазма с ее «непрестанной молитвой сердца». Сегодня святой Василий — один из величайших румынских святых всех веков.
Дэлхэуць. «Мы каждый день наступаем на следы святого…»
Монастыри, которых больше нет. Трейстены, Пояна Шкёпулуй… У подножья гор со стороны Рымнику Сэрат с трудом нахожу села, и сегодня носящие их имена. Люди, даже набожные старички, коротающие время под стенами древних церквушек, мало знают об этом святом, подвизавшемся изначально в здешних монастырях, которых, впрочем, сегодня уже нет.
Может, повыше, в горах, кто знает о нем, в Пояне Мэрулуй, коль скоро святой называется Пояномерульским? Но это далеко отсюда, в горах над селом Бисока. Пояна Мэрулуй, или Яблоневая Поляна, — так называется монастырь на том берегу реки Рымник, через которую еще надо перебраться вброд на машине, потому что там нет ни одного моста, а потом еще долго подниматься в гору по грунтовой дороге. Да, это далеко, но я туда обязательно доберусь. А пока — Дэлхэуць.
Горы у села Бисока. Фото: Лауренциу Лари
Большой монастырь, притаившийся в вековых лесах у подножия гор Вранчи. Основан аж… в 1464-м году! Это несправедливо, что сегодня о нем так мало известно, тем более что он такой красивый. Святой Василий подвизался сначала здесь, целых 20 лет, на румынской земле, здесь стал иеромонахом, а затем настоятелем, и окормлял сотни превосходных монахов, высоких молитвенников, заполонивших своими келлиями все окрестные исихастирии.
Лес тут действительно изумительный. Заповедник, нетронутый человеком. Гигантские тисы. Кедры, позабывшие о течении времени. Старые вековые дубы. Изумрудная, бескрайняя, непроходимая чаща. Весь этот лес когда-то видел святого. И он, святой, знал его. Зеленая лавина замирает у монастыря, прямо у белых зданий, окружая их плотным кольцом, подобно необозримой зеленой живой стене, из которой доносится торжественная симфония лесного шума, шелеста листьев и таинственных шорохов.
— Этот лес, да... Вы можете себе представить, что тогда было точно так же? А какое место могло бы подойти для монастыря лучше этой благословенной поляны? — говорит мне монахиня Рафаила, наша провожатая по дэлэуцкому раю, не перестающая восхищаться этим великолепием уже 9 лет, в течение которых она не покидала монастырь. — Нам выпало счастье жить здесь, и мы должны это место беречь. На нас лежит огромная ответственность: мы ведь каждый день наступаем на следы святого. Здесь жива благодать этого места, жив дух молитвы. А в конце с нас спросится: «Что ты сделал с этим счастьем? Что ты сделал с тем, что было тебе дано?»
Это известная во всем христианском мире икона, из которой брызнула кровь, когда турки ятаганом ударили по ликам Матери и Богомладенца
Старинная каменная церковь, именуемая «Среди могил», — именно та, в которой служил святой Василий три века тому назад. Позолоченный иконостас, которого касались его персты… Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой он столько раз простирался в земном поклоне. Это известная во всем христианском мире икона, из которой брызнула кровь, когда в Константинополе турки ятаганом ударили по ликам Пресвятой Матери и Богомладенца, и которая потом чудесным образом вернулась домой сама, носимая по волнам Черного моря и осеняемая ангелами, и остановилась прямо у ног того румынского монаха, у которого турки ее отобрали.
Монастырь Дэлхэуць, храм в честь иконы «Живоносный Источник», в котором служил прп. Василий Поляномерульский
Мать Рафаила осторожно прикасается к шрамам на ликах Пресвятой Богородицы и Младенца Христа.
— Посмотрите, рана совсем еще свежая. Это же живое тело…
Она говорит мне, что там была живая плоть, что края глубоких порезов заживали, в точности как человеческая рана. Обезображенные шрамами лики Матери и Ее Божественного Сына… На них без содрогания нельзя взглянуть. Это больно, это даже трагично. Особенно на Младенца, Которого с такой жестокостью били по Божественному лику…
«Ануфиана», чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Дэлхэуць Однако боль этого живого образа исцелила тысячи человек! Мать Рафаила, молодая, 36-летняя монахиня, знает людей, болевших раком, парализованных, бесплодных, которых сюда позвала эта икона. Они просто не могли жить, не видя этих ликов. Приходили сюда снова и снова из разных краев, издалека, повинуясь Божественному зову. И исцелились.
Некоторые искусствоведы утверждают, что она написана самим апостолом Лукой или одним из его непосредственных учеников. В любом случае, когда сюда пришел святой Василий, икона уже давно находилась в горах Вранчи. Святой знал, куда идет. Он чувствовал призвание от Бога. То же, что почувствовал и его знаменитый ученик по Дэлхэуцам — преподобный Паисий (Величковский), также пришедший сюда из Полтавских краев, которому предстояло стать одним из величайших христианских святых. То же, которое почувствовало и множество других славян-схимников, отправившихся в подлинную «русско-украинскую монашескую эмиграцию к святым румынским местам», свидетельствуя тем самым, что румынское монашество в те времена процветало больше русского и было самым сильным во всем Православии.
Святой Василий был призван сюда иконой. Так полагают сегодня старожилы Дэлхэуцких окрестностей. Ведь икона привела его из России. Его руки касались ее. Его слезы орошали ее.
Паисий. Встреча двух святых
Монахини в Дэлцуэцах утверждают, что сила иконы и святого Василия и сегодня защищает монастырь. И это реально, это даже научно доказуемо.
Геодезические исследования свидетельствуют, что почва здесь до того подвижна, что зданий давно уже не должно было остаться. Ведь землетрясения тут — обычное дело, как говорит монахиня Рафаила, которая даже не вздрагивает, когда ее келлия то и дело сотрясается от подземных толчков[4].
Стены третьей церкви, той, что поновее, воздвигнутой в 1850-м году, от этих частых и мощных землетрясений дали трещины до самого основания. Она не устояла, потому что была «слабее духом». А в древней, в которой служил святой Василий, ни один кирпичик не сдвинулся с места.
У преподобного Василия было 40 учеников-отшельников. Настоящее элитное монашеское войско
Мы выходим, и монахиня Рафаила снова окидывает взором леса. Говорит, что в этих лесах, на значительном расстоянии отсюда, еще находят остатки келлий древних отшельников. Ведь у преподобного Василия было 40 приближенных учеников-отшельников. И все в священном сане. Все как один. Настоящее элитное монашеское войско. Но, кроме них, в окрестностях обители подвизались и другие отшельники, сотни схимников, привлеченных сюда благодатью великого духовника. Монахини и сегодня частенько находят в лесу кирпичи, вековые бревна, старинную церковную утварь и даже человеческие останки. Они из года в год выходят из земли.
За треснувшей от землетрясения церковью простирается лужайка наподобие амфитеатра. Здесь, в этой «естественной зале», примерно там, где стоит скамейка, на которой расположились мы с монахиней Рафаилой, когда-то сидел святой Василий и учил своих многочисленных учеников. А после него здесь учили другие маститые игумены, его преемники. Монашеская школа долго существовала здесь без перерыва, до самых последних времен, до установления коммунистического режима (1947 год), когда иеромонах, именуемый Назарием (Сэпунару), еще руководил богословской семинарией в зеленом амфитеатре, проповедуя и наставляя в духе святого Василия. Более 17 столетий монашество не оскудевало здесь никогда.
Прп. Паисий Величковский И здесь же, в Дэлхэуць, старец Василий принял своего юного ученика, Паисия (Величковского), пришедшего тоже из Полтавы спустя несколько десятилетий после него. Эпохальная встреча двух великих святых, которую и сегодня поминают в монастыре, словно она произошла вчера. Из сообщений своих предшественников монахиня Рафаила может немного представить себе, как это происходило: робкий худенький юноша, слабый здоровьем, который трудился на кухне, но не очень успешно, поскольку «ум его был в другом месте», и плакал как ребенок каждый раз, когда хлеб в печи у него сгорал, хотя старец никогда не ругал его.
Это ученичество юного Паисия в горах Вранчи станет решающим в судьбе будущего святого валаха. И неудивительно, что через 4 года после его ухода на Афон старец Василий сам пришел на греческую землю, чтобы повидать своего ученика, о котором он так болел душой, и весной 1750 года постриг его в монашество и облачил в малую схиму.
Знаменитый старец после этого и сам долго не задержался в Дэлхэуцах. Там стало слишком людно, поскольку выросло уже много маститых монахов. И он взял 12 самых лучших из них, словно неких апостолов, и ушел с ними в горы. Они поднимались всё выше и выше. Это было в 1730-м году, и зимой того года все они ютились в землянках, которые выкапывали себе в лесу. Новый монастырь будет назван Яблоневой Поляной, или Пояной Мэрулуй. И поначалу их было 13, включая святого Василия.
(Окончание следует)