Народ пришел на помощь

О блокадном госпитале в стенах Исторического факультета ЛГУ

В этом году исполняется 80 лет со дня прорыва Ленинградской блокады. К этой дате мы публикуем статью протодиакона Владимира Василика, посвященную истории Госпиталя № 1012, находившегося в стенах Исторического факультета ЛГУ.

Доноры Ленинградского института переливания крови в годы блокады Доноры Ленинградского института переливания крови в годы блокады

На плечи ленинградских медиков легла страшная ноша: всего за время Ленинградской битвы и блокады в медицинские учреждения фронта и города поступило более 1 900 000 раненых. Почти 80% из них были излечены и возвращены в строй.

В последние годы тема медицины и роли медиков в Ленинградской битве и блокаде получила освещение в ряде прекрасных и глубоких работ – Г.А. Соболева[1], А.Р. Дзенискевича[2], С.В. Магаевой[3], Л.П. Хорошининой[4], Л.И. Тервонена[5]. Однако интересы ученых преимущественно сосредоточились или на научных достижениях ленинградских медиков[6], или на медицинских аспектах голода[7]. На наш взгляд, в настоящее время несколько в тени остается героизм ленинградских медиков, как военных, так и гражданских, их огромные усилия по спасению раненых и больных воинов Ленинградского фронта, а также граждан Ленинграда. Остановимся лишь на примере Госпиталя № 1012, располагавшегося в здании совр. Института Истории СПбГУ.

Несмотря на немецкое наступление и прифронтовое положение, занятия в Ленинградском Государственном Университете были продолжены 1 сентября. Однако здание Исторического факультета было почти целиком отдано под эвакогоспиталь № 1012. Не сказать, что он совсем обижен вниманием мемуаристов и исследователей. В частности, есть прекрасные воспоминания Ф.Ф. Грачева[8] – и тем не менее жизнь этого Госпиталя, столь тесно связанного с нашим факультетом, в частности, документы, хранящиеся в ОМ ЦАМО, еще ждет своих исследователей.

Здание, построенное Джакомо Кваренги как Гостиный двор, в 1934-м г. было приспособлено для нужд Исторического факультета. В частности, был обустроен лекторий на 400 человек.

«Именно в этом лектории утром 23 июня 1941 года прошел знаменитый митинг гуманитарных факультетов ЛГУ. Первым выступал академик Евгений Викторович Тарле. Замечательный историк, автор одной из лучших монографий, посвященных Наполеону, сказал: ‟На попытке покорения России гибли люди, по сравнению с которыми правители фашистской Германии являются жалкими пигмеями”. Профессор Сергей Иванович Ковалев, участник Первой мировой, говорил о патриотических традициях», – рассказал доцент исторического факультета СПбГУ кандидат исторических наук Илья Ратьковский.

Вскоре профессору Ковалеву придется в каске пожарного ночами дежурить на крыше опустевшего истфака: начались налеты на город. К тому времени большинство студентов, преподавателей, сотрудников ЛГУ ушли в армию и в народное ополчение[9].

10 сентября 1941 г. поступил приказ – очистить здание факультета для новообразованного Госпиталя № 1012.

Сергей Алексеевич Ягунов Сергей Алексеевич Ягунов Начальником Госпиталя был назначен С.А. Ягунов, в прошлом известный гинеколог, военным комиссаром – Ф.Б. Луканин, помощником по медицинской части – военврач профессор Долин. О С.А. Ягунове сослуживцы вспоминали как о человеке волевом, прямом, честном, прирожденном руководителе. Вот что пишет Ф.Ф. Грачев:

« – Слов нет, нам будет трудно! – громко сказал Ягунов. – Могут возникнуть много неожиданных трудностей. Ведь отсюда до врага – 12 километров… В этих условиях, как никогда, требуются дисциплина, самообладание!

Ягунов говорил повелительно, короткими фразами. Ходил перед столом то в одну, то в другую сторону, как вахтенный штурман на мостике. На поворотах останавливался, словно заканчивая свою мысль.

Это был разговор прямой, убедительный, правдивый. С каждым, как бы один на один, и со всеми вместе.

Он сразу подкупил аудиторию. Интонации Ягунова возникали мгновенно. Фразы, мимика, улыбка сопровождались выразительными жестами.

– Я был на фронте. В Первую мировую войну. И был ранен. Знаю – тяжко солдату, когда у него разорвано тело.

Позади слышу тихие реплики:

– Кажется, нам повезло с начальником!

– Он знает, о чем говорит…

– И кому говорит…»[10].

Эта похвальная характеристика достаточно объективна и основана на реальных качествах Сергея Алексеевича Ягунова, которые он приобрел в результате многолетней врачебной деятельности. Примечательна его биография: он окончил Военно-Медицинскую академию в 1919-м г. и до 1922 служил в РККА, в том числе на фронтах Гражданской войны. По ее окончании посвятил себя мирной профессии врача-акушера в участковой больнице под Петроградом (1922–1923). С 1923 по 1926 год заведовал только что образованной Антропофизиологической лабораторией по изучению физиологии детского возраста в Институте физической культуры (ныне Государственный Университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта[11]). В изучении физиологических проблем детства он достиг серьезных успехов. Новым этапом его жизни с 1926 г. явилась работа по руководству отделением физиотерапии и лечебной физической культуры в НИИ акушерства и гинекологии (современный Институт акушерства и гинекологии имени Отта), которое он возглавлял до 1950 г. Отметим, что его разработки в области лечебной физкультуры в значительной мере способствовали реабилитации многих раненых в Госпитале № 1012. В 1939–1941 годы являлся заместителем директора НИИ акушерства и гинекологии по научной части, а с 1943 по 1950 год – его директором. Учитывая развитие женского летного и парашютного спорта до войны, предложенные С. А. Ягуновым показатели допуска женщин к полетам на самолетах и прыжкам с парашютом были весьма актуальны и нашли широкое практическое применение в авиационной медицине, а во время Великой Отечественной войны сберегли здоровье и жизнь многим летчицам. Сергей Алексеевич дослужился до звания полковника медицинской службы. В 1948-м году он становится членом-корреспондентом Академии Медицинских наук[12]. С. А. Ягунову принадлежат 120 научных работ, в которых рассматриваются особенности физического развития и реактивности организма женщины, использование в целях его укрепления физической культуры, разработка методов врачебного контроля за воздействием на организм различных комплексов физических упражнений. Им была разработана система физических занятий для женщин в разные сроки беременности и после родов[13]. За врачебную деятельность во время Великой Отечественной войны награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и медалями.

Александр Осипович Долин Александр Осипович Долин Примечательна биография Александра Осиповича Долина. Он родился в бедной многодетной семье в Бессарабии. С 12 лет он учился в гимназии и на звание аптекарского ученика. До революции Долин работал фармацевтом в Николаеве. В 1918-м г. А.О. Долин уходит добровольцем в Красную гвардию, затем он служил пулеметчиком в Красной армии в бригаде Г.И. Котовского, потом – комиссаром Одесского Артиллерийского училища.

В 1921–1925-м годах учился на медицинском факультете Московского Государственного Университета. После его окончания А.О. Долин – в 1926–1930-м годах – ассистент клиники нервных болезней Московского областного клинического института[14]. Затем он переезжает в Ленинград и в 1931–1941-м годах руководит лабораторией Ленинградского филиала Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), а также клиникой нервных болезней этого института. В то же время он являлся доцентом Ленинградского института для усовершенствования врачей им. С. М. Кирова (ЛенГИДУВ, 1935–1941 и 1945–1951). Ознакомившись с работами Долина, академик Павлов представляет его к ученой степени доктора медицинских наук без защиты диссертации. Заметим, что А.О. Долин был участником еженедельного семинара И.П. Павлова[15]. В 1941–1945-м годах – начальник эвакогоспиталя № 1444 Ленинградского фронта, на этом посту был награжден медалью за оборону Ленинграда[16]. майор медицинской службы (военврач 2 ранга). Отметим, что в числе заслуг А.О. Долина – организация дробного кормления голодающих по 6 раз в день, которое спасало им жизнь[17].

В числе заслуг А.О. Долина – организация дробного кормления голодающих, которое спасало им жизнь

Школа Павлова сказалась даже в его поведении в экстремальных ситуациях. Вот какой интересный эпизод сохранил Ф.Ф. Грачев:

« – Странный человек наш начмед, – заметила, укладываясь на носилки, Надежда Никитична Наумченко. – Прихожу к нему, докладываю, что назначена в госпиталь. Он спрашивает: ‟А почему у вас руки трясутся?” Говорю: ‟По дороге под обстрел попала”. А он мне: ‟Пустяки! Это у вас утрированный оборонительный рефлекс страха, который нужно научиться подавлять. Так и знайте, что страх порождает эгоцентрическое поведение”. И прочел мне чуть ли не лекцию об условных и безусловных рефлексах… – Что здесь удивительного? – отозвалась старший ординатор Кувшинова. – Ведь профессор Долин – физиолог, ученик самого Павлова»[18].

К организации Госпиталя приступили 12 сентября 1941 г., и уже 17 сентября он принимал первых раненых. Как позднее писал Федор Федорович Грачев,

«К организации Госпиталя приступили 12 сентября 1941 г., и уже 17 сентября, на день раньше срока, он принимал первых раненых. ‟Кто бы мог подумать? Это просто чудо!” – восхищались многие врачи.

Никакого чуда, конечно, не было. Народ пришел на помощь. Рабочие заводов, домохозяйки, учащиеся школ, студенты и преподаватели университета, депутаты районного исполкома, райком партии. Организовать госпиталь помогали свыше 200 человек. Кровати, посуду и т.д. собирали у населения»[19].

Организовать госпиталь помогали свыше 200 человек. Кровати, посуду и т.д. собирали у населения

Первоначально Госпиталь был рассчитан на 200 коек, однако вскоре был увеличен до 700 коек. Были развернуты две операционные, перевязочная, кабинет для гипсования.

Отметим, что 17 сентября – своего рода пик оборонительной фазы битвы за Ленинград. Пал Пушкин, Петергоф, лишь ценой неимоверных усилий 25 сентября врага удалось остановить у самых ворот Ленинграда. Только в первый день работы Госпиталя поступило 200 раненых, на следующий день – 400. О характере ранений красноречиво рассказывает Ф.Ф.Грачев:

Грачев Федор Федорович Грачев Федор Федорович «К Госпиталю одна за другой подходят санитарные машины. Кровь… Стоны…

Первая история болезни. Командир роты 463-го стрелкового полка лейтенант Николай Федорович Белянкин. 38 лет. Осколочное ранение правой поясничной области.

– А у вас что? – спрашиваю бойца с забинтованной головой.

– У меня – пустяки.

‟Пустяки” – ранение в нижнюю челюсть…

На носилках лежит солдат. Он молчит. Не произносит ни одного слова.

– Кто вы?

Раненый только шевелит губами. Беспомощный, ничего не выражающий мутный взгляд. Он не слышит и не говорит. Целы руки, ноги. Но тяжелая контузия. Теперь он – глухой и немой.

Ему дают лист бумаги с вопросом: ‟Ваша фамилия?” Контуженый с большим трудом выводит карандашом частокол из палочек. Он разучился писать.

Заполняю историю болезни еще одного раненого. Поначалу он показался мне подростком. Измученное, бледное лицо, окровавленная повязка на шее. Глаза – молящие о помощи. Взгляд такой, что просто сердце разрывается. Но это не подросток, а девушка. Каротина Мария Федоровна. 23 года. Медицинская сестра Кронштадтского Морского госпиталя. Пострадала при бомбежке госпиталя. Каротину немедленно несут в операционную, к профессору Бушу, у нее осколочное ранение, проникающее в пищевод»[20].

О том, в каких условиях работали врачи и сотрудники Госпиталя, достаточно красноречиво говорит Книга чрезвычайных происшествий Госпиталя:

«1. 7. X 1941. Госпиталь подвергся артобстрелу. Снаряд разорвался в стене противоположного здания. Выбито 140 окон. Окна заделаны фанерой.

2. 17.Х. 1941. В 0 часов 15 на Госпиталь было сброшено около 130 зажигательных бомб. Все бомбы были обезврежены в течение 5 минут. Одновременно была оказана помощь ЭГ 1015.

3. 23.Х. 1941. Вблизи Госпиталя в районе Биржи разорвалась бомба большой силы. Выбито 16 окон. Все окно срочно заделаны фанерой.

4. 7.ХII.1941 г. В 16-00, при воздушном налете против Госпиталя на расстоянии 100 м. сброшена фугасная бомба замедленного действия. Больные, расположенные в 1 и 2 этажах фасада, переведены в противоположную от места падения бомбы сторону.

5. 12.ХII. 1941 в 14-00 при разрядке обезвреживании бомба взорвалась. В здании Госпиталя в фасаде, выходящем на линию Менделеева, выбито 215 окон. Пострадавших из личного состава. 7 человек раненых из команды обезвреживавшей бомбу, были доставлены в Госпиталь, где им была оказана помощь»[21].

Отметим, что из команды обезвреживания погибло несколько человек.

Гостиный двор Гостиный двор

Отметим также, что во время воздушных тревог больных эвакуировали со второго и третьего этажа в бомбоубежище, и делали это столь оперативно, что от бомбежек и артобстрелов за все время блокады пострадало ранеными всего 4 человека, причем из личного состава. Это произошло 21 декабря 1941 г.

«В 14-00 Госпиталь подвергся артобстрелу. Попало 3 снаряда – один непосредственно в здание Госпиталя (3 этаж, комната начальника пожарной охраны). Комната разбита. Второй снаряд разорвался около помещения приемного покоя (в полутора метрах). Третий снаряд попал в стену соседнего здания. В результате обстрела 4 человека из личного состава получили контузию и одно легкое ранение. Выбито свыше 300 окон. Пострадавшим оказана немедленная помощь. Срочно заделаны 300 оконных проемов»[22].

Из воспоминаний Ф.Ф. Грачева мы узнаем, что доставка фанеры возлагалась на него, и он добывал ее из Ленинградского порта, для чего ему приходилось ездить на Гутуевский остров. Он также упоминает, что переноска раненых давалась работникам Госпиталя достаточно тяжело, но жаловаться не приходилось. С.А.Ягунов заявил: «Уставших отправлю… на Южный берег Крыма».

Персонал Госпиталя № 1012 страдал от болезней, точнее, от болезни, называемой голод, свидетельством чего являются следующие рапорты.

«Начальнику медчасти В.Ч. 1012. Копия замначальнику.

Рапорт.

Доношу, что в 9 отделении по болезни отсутствовали с работы 2 медсестры и 5 санитаров, вследствие чего создались тяжелые условия работы отделения. В частности, не работает бригада по проверке на педикулез. Людей нет. 13.12. 1941.

Начальнику 7 хирургического отделения от старшей сестры отделения.

Рапорт.

Довожу до Вашего сведения, что сегодня 23.12. не вышли на работу две сестры – Ананьева и Грищенко – по неизвестной мне причине.

Резолюция. Учитывая, что были в строю всего четыре сестры, работа отделения явно страдает. Направьте замену».

Несмотря на обстрелы, бомбежки, голод, лишения, врачи Госпиталя достойно решали стоявшие перед ними задачи

И тем не менее, несмотря на обстрелы, бомбежки, голод, лишения, врачи и персонал Госпиталя достойно решали стоявшие перед ними непростые задачи. Свидетельством этого является «Акт обследования эвакогоспиталя» № 1012 от 20 апреля 1942 г. В нем говорится следующее:

«На излечении в Госпитале находятся 796 больных, из них хирургических 713, терапевтических 64 и нервных 19. Санитарное состояние Госпиталя вполне удовлетворительное. Имеется рентгеновский кабинет, лаборатория, физиотерапевтический и электрокардиографический кабинеты. Имеется передвижная рентгеновская установка и физиотерапевтическая аппаратура. Качество болезней удовлетворительное [23].

Из недостатков отмечены:

1. Снабжение хвойным настоем недостаточное.

2. Затруднение с медикаментами – перевязочными и снотворными.

Выводы.

1. Санитарное состояние и медобслуживание вполне удовлетворительное.

2. Задержки в выписке нет.

3. Командованию Госпиталя надо расширить изготовление хвойного настоя, доведя до 250 литров в день».

Отметим, что в это время эвакогоспиталь № 701 страдал от отключения воды, электричества и недостаточного отопления. Руководство Госпиталя было не в силах справиться с этими проблемами. В том же апреле 1942 г. (15.04.1942) ликвидируется Хирургический стационар № 95 в стенах Аничкова дворца в силу неудовлетворительного санитарного состояния и целого ряда других причин.

Помимо хирургических задач, Госпиталь занимался нервными больными. Об успехе его деятельности можно судить хотя бы по тому, что, во-первых, около 90% подобных пациентов выписывались здоровыми, во-вторых, судя по Книге чрезвычайных происшествий, за все годы засвидетельствовано только одно самоубийство.

Отметим значительную культурную жизнь Госпиталя. Как рассказывает Ф.Ф. Грачев, с самого начала существования Госпиталя преподаватели и студенты Исторического факультета принимали деятельное участие в его создании и его деятельности. 50 студентов перенесли сто кроватей из студенческого общежития ЛГУ. Некоторые преподаватели, аспиранты и студенты становились постоянными работниками Госпиталя. Вот один из примеров, о котором говорит Ф.Ф. Грачев.

«И опять Савицкий:

– Две женщины. Из университета. Очень просят принять.

Когда женщины приблизились к столу, я понял – одна из них слепая.

– Аспирант географического факультета, – тихо сказала слепая. – Золотницкая Розалия Львовна. Могу быть полезна в Госпитале.

– Вы сможете вести лекционную работу для раненых? – спросил Луканин.

– Благодарю!

– А я сестра Золотницкой, – сказала вторая. – И тоже прошу принять на работу. Студентка Института иностранных языков. Донор.

– Вы справитесь с обязанностями сестры-хозяйки в приемном покое Госпиталя? – Ягунов вопросительно посмотрел на студентку.

– Постараюсь!»[24]

Отметим, что слепая Р.Л. Золотницкая не только читала лекции, но неотлучно находилась рядом с бойцами, оказывая им неоценимую психологическую помощь. Многих она спасла от депрессии и отчаяния, некоторых, возможно, от самоубийства.

Практически с самого открытия Госпиталя партком факультета постановил учредить шефство над Госпиталем. Председателем специальной шефской комиссии стала Евгения Михайловна Виленкина, доцент экономического факультета, одновременно – хирургическая сестра Госпиталя № 1012.

«Целыми сутками она находилась у операционного стола. При этом под ее руководством было организовано несколько так называемых бригад из студентов, профессоров, преподавателей, сотрудников ЛГУ всех рангов»[25].

Во-первых, профессора, оставшиеся в блокированном Ленинграде, читали лекции для бойцов. Среди них особенно заметны были лекции В.В. Мавродина по русской истории. Используя героические примеры Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, он поднимал в раненых дух, укреплял их веру в победу.

Проводились постоянные политзанятия. Об их действенности свидетельствует тот факт, что некоторые раненые, еще не прошедшие курс излечения, выражали желание скорее вернуться в свои части. Боевая подготовка проводилась даже в Госпитале: на занятиях читались лекции об отечественном и трофейном стрелковом оружии. Интересным фактом, засвидетельствованном в книге политдонесений Госпиталя № 1012, является поиск лиц, владеющих польским языком, в качестве кадров для подкрепления Войска Польского.

Во-вторых, шефы навещали раненых, не имевших родственников в Ленинграде, что также сыграло большую роль в их выздоровлении. Шефские бригады устраивали концерты для раненых, проявляли о них разнообразную заботу.

«С.А. Ягунов однажды назвал членов этих бригад ‟новым лечебным фактором”. Их постоянное стремление помочь раненым, ‟растормошить” их, поднять настроение тем, кто ‟отвернулся к стене”, спасало немало жизней»[26].

В целом следует сказать, что история Госпиталя № 1012 является одной из интереснейших страниц жизни блокадного Ленинграда, в которой соединяются удивительные организационные способности наших людей, их подвижничество и преданность своему делу, умение привлекать самые разные ресурсы города, в т.ч. интеллектуальные, мужество, повседневный героизм и высота духа медиков града Святого Петра.

[1] Соболев Г.Л. Ленинград в борьбе за выживание в годы блокады. Кн. 1. Июнь 1941 – май 1942. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. 696 с.; Кн. 2. Июнь 1942 – январь 1943. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. 542 с.

[2] Дзенискевич А.Р. На грани жизни и смерти. Работа медиков-исследователей в осажденном Ленинграде. СПб.: Нестор, 2002. 287 с.

[3] Магаева С.В. Ленинградская блокада: Психосоматический аспект. М.: АВС, 2001. 183 с.; Симоненко В.Б., Магаева С.В. Ленинградская блокада: Открытия в биологии и медицине. М.: Экономика и информатика, 2008. 182 с.

[4] Хорошинина Л.П. Голодание в детстве как причина болезней в старости (на примерах малолетних жителей блокированного Ленинграда). СПб.: СПбМАПО, 2002. 187 с.

[5] Магаева С.В., Тервонен Л.И. Блокадные дети. М.: Эко-Пресс, 2011. 183 с.

[6] Матвеев С.А., Шалыгин Л.Д., Борщев Г.Г., Махнев Д.А. К 70-летию Великой Победы: Беспримерный научный подвиг ученых-медиков и врачей блокадного Ленинграда // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. Т.10. 2015. № 4. С. 130–131.

[7] См.: Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде. Историко-медицинский аспект. Материалы международной научной конференции, 26–27 апреля 2001. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 269 с.

[8] Грачев Ф.Ф. Записки военного врача. Л.: Лениздат, 1970. 208 с.

[9] Тумко Валерия. Госпиталь на Менделеевской. Студентки и аспирантки Университета стали медсестрами, а корифеи науки вошли в бригаду «лекторов». Без формата. 11.01. 2019.

[10] Там же. С. 15.

[11] Гранат Н.Е. Ягунов Сергей Алексеевич. Большая Медицинская энциклопедия. Т. 28. М, 1977. С 87.

[12] С. А. Ягунов (40 лет врачебной, научной и общественной жизни) // Акушерство и гинекология.: № 1, С. 115, 1958.

[13] Мажбиц А.М. Библиография научных трудов Центрального института акушерства и гинекологии Министерства здравоохранения СССР за 150 лет (1797–1947), Л., 1947.

[14] Долин А.О. Научные труды. Документы к биографии. СПФА. Ф. 999. Опись 1. С. 5.

[15] Kimmel H.D. Notes on Paulow’s Wednesday s.Gestalt psychology and conditioned stimuli // American journal of Psychology. 1976. Vol. 89. N 4. P. 745-749.

[16] Акт вручения медали за оборону Ленинграда 4 июля 1943 г. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1560287429/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3DДолин%26first_name%3DАлександр%26middle_name%3D%26date_birth%3D%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D1

[17] Долин А.О. Учение академика Павлова в связи с вопросами военно-медицинской работы в условиях Великой Отечественной войны. Материалы совещания медиков Ленинградского фронта, посвященного 6 годовщине со дня кончины И.П. Павлова. Ленинград, 1942. С. 5–12.

[18] Грачев Ф.Ф. Указ соч. С. 25.

[19] Там же. С. 17.

[20] Там же. С. 32.

[21] МО ЦАМО. Ф. 725. Оп. 30091. Д. 1. Л. 1–3.

[22] Там же. Л. 3–4.

[23] ОМ ЦАМО.Ф. 725. Оп. 647. Кор. 1. Д. 85. Л. 237.

[24] Грачев Ф.Ф. Указ. Соч. С. 18.

[25] Тумко В. Указ соч.

[26] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Памяти Петра Георгиевича Корнева, врача блокадного Ленинграда Памяти Петра Георгиевича Корнева, врача блокадного Ленинграда
Прот. Владимир Василик
Памяти Петра Георгиевича Корнева, врача блокадного Ленинграда «Много вас на моем веку было. А Бог у меня – один»
Памяти Петра Георгиевича Корнева, врача блокадного Ленинграда
Протодиакон Владимир Василик
Войдя в кабинет прославленного советского хирурга, киношники обомлели: из старинных киотов на них смотрели лики святых.
«Работают до изнеможения» «Работают до изнеможения»
Протодиакон Владимир Василик
«Работают до изнеможения» «Работают до изнеможения»
Подвиг медиков Ленинградского фронта в 1941–1942 гг. по материалам МО ЦАМО
Протодиакон Владимир Василик
«Не зная усталости, оказывает помощь раненым… Бесстрашно работает у операционного стола во время смертельной опасности…» Наградные листы, хранящиеся в Медицинском отделении Центрального архива Министерства обороны, свидетельствуют о подвигах медиков.
Девятьсот ударов Девятьсот ударов
Протодиакон Владимир Василик
Девятьсот ударов Девятьсот ударов
Протодиакон Владимир Василик
Эти 900 ударов призваны разбудить память современных петербуржцев, напомнить им, какой ценой был сохранен прекрасный город на Неве.
Комментарии
Лариса19 января 2023, 01:47
Спасибо большое автору за обстоятельную статью. Фотография, правда, не та: на ней Большой гостиный двор, а не тот, который на Менделеевской линии.Хорошо бы заменить. Есть много старых фотографий здания истфака ЛГУ.
Наташа18 января 2023, 14:01
Огромное СПАСИБО за статью! Как же нам необходимы такие целебные знания о подвигах обычных студентов, преподавателей и профессоров! На их примерах мы способны будем быстрее преодолеть свое тягостное аморфное состояние. Как рождаются алмазы из графита? В течение длительного времени графит подвергается высочайшей температуре и неимоверно большому давлению! И пройдя через такие испытания графит становится алмазом! Сколько же таких не просто алмазов, но бриллиантов родилось и рождается в горниле тяжких испытаний для всего нашего народа! Спасибо Богу за все явленное нам для познания и совершенствования себя!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×