«Хочешь помочь человеку выжить – научи его заботиться о других»

Беседа с иеромонахом Прокопием (Пащенко) о посттравматическом синдроме

Продолжая разговор о посттравматическом синдроме, хочется проанализировать причины его возникновения. Потому что из одного района боевых действий, после одних и тех же ситуаций могут вернуться два солдата: один с ПТСР, другой – без. Как работает человеческая психика, что поможет уберечь ее от травмы, как минимизировать последствия травматического расстройства, рассказывает иеромонах Прокопий (Пащенко), составитель книги «Щит веры – воину-защитнику в помощь», выпущенной Соловецким монастырем.

Иеромонах Прокопий (Пащенко) Иеромонах Прокопий (Пащенко) – Отец Прокопий, насколько важно соблюдать определенные правила в общении с пациентом с ПТСР?

– Любой алгоритм в какой бы то ни было сфере человеческих отношений хорош ровно до тех пор, пока он не становится механическим. Алгоритм помогает выстраивать беседу; но если он начнет преобладать в разговоре над сопереживанием, сочувствием, то эффект от него может быть прямо противоположным.

Если говорить не о добровольных помощниках, а о специалистах, то, к сожалению, иногда бывает, что специалист, через которого проходят десятки людей, перестает видеть в них личности. Они для него просто объекты анкетирования. В таких случаях контакта между тем, кому нужна помощь, и тем, кто помогает, не происходит; а люди, пережившие ПТСР, рассказывают, что помощь, которую они получили, произошла в обычном человеческом контакте. Поэтому правила ведения беседы – это лишь вспомогательный инструмент, он не должен выходить на первый план.

Если вы говорите с человеком, пережившим ПТСР, и ощущаете внутреннюю тяжесть, читайте про себя Иисусову молитву

Лариса Пыжьянова, специалист МЧС, в своей книге «Разделяя боль» рассказала, что часто люди, пытаясь утешить кого-то, но не имея схожего опыта травмы, лишь наносят новые удары. Поэтому, общаясь с травмированными людьми, не выжимайте из себя знания, которых у вас нет. Кроме того, есть еще одна опасность. Начав слушать о чужом тяжелом опыте, вы можете этого морально не вынести. На войне происходят многие вещи, которые в мирном укладе не могут восприниматься адекватно. Сможете ли вы слушать о насилии в плену, о том, как кому-то отрезали голову? Тяжелые мысли имеют свойство перекочевывать из головы в голову. Поэтому, если вы не чувствуете в себе достаточно сил на такой разговор, скажите своему собеседнику, что постараетесь найти кого-то, кто сможет оказать ему квалифицированную помощь. Но если вы стали участником диалога и ощущаете внутреннюю тяжесть, читайте про себя Иисусову молитву. Вы будете слышать и понимать то, что вам говорят, но полученная информация вам не навредит.

– Почему кто-то возвращается с тяжелой формой ПТСР, кто-то с легкой, а кто-то психически стабилен? От чего это зависит?

– В США исследовали психику солдат, прошедших войну в Вьетнаме. Пристальный интерес вызвала группа из 10 человек, которые служили вместе и у которых не было ПТСР. Оказалось, что они заботились друг о друге; у них было такое понятие, как субъектность. Что такое субъектность? Это позиция «Я не выбирал эти обстоятельства, но я выбираю даже в них оставаться человеком». Те солдаты, помимо человеческого отношения друг к другу, не участвовали в зверствах; если получали бессмысленный приказ, могли внести в него свои комментарии. То есть определенная моральная гигиена во время ведения боевых действий позволяет избежать ПТСР в будущем. Наличие смысловой вертикали позволяет человеку преодолеть даже непереносимые условия.

– Что такое смысловая вертикаль?

– Есть горизонтальное и вертикальное понимание смысла жизни. Горизонтальное – это осмысление прошлого, настоящего и будущего как единого целого. Вертикальное – это осмысление того, что в принципе значит быть человеком. Оно вмещает в себя и морально-нравственные принципы, и религиозное сознание, и родовые традиции…

Если человек встанет на путь волка, потому что ему кажется, что так легче выжить, то это стабильный путь к разрушению психики

Если произошло убийство, человек должен это как-то себе объяснить. Одно объяснение – с позиции волка: я такая боевая машина. Но если ты однажды стал волком, как ты станешь обратно человеком? Другая позиция – воин-христианин: остановить зло, но самому этим злом не пропитаться. Ты защищаешь свою страну, своих соотечественников, но при этом не теряешь человеческий облик. Ожесточаясь, человек расточает свое сердце, и потом ему уже трудно вернуться к самому себе. Даже нажимая на курок, можно молиться за врага, и тогда не произойдет духовного повреждения. Если человек встанет на путь волка, потому что ему кажется, что так легче выжить, то это стабильный путь к разрушению психики. Известно ведь, что самоубийств после Вьетнама было больше, чем потерь во время самих боевых действий.

У нас в Соловецком монастыре есть священник, который окормляет спецназовцев, – он прошел Чеченскую войну, сам служил в спецназе. Он стал христианином в плену. Говорил, что всю жизнь воспитывал в себе вепря, нарастил бицепсы 45 см, готов был любого загрызть. Был уверен, что даже если попадет в плен – не сломается. Но когда в плену его начали бить, через полчаса он понял, что то, на чем он пытался основать свою жизнь, все его бойцовские качества – это не та основа. Его сломали морально. Но именно тогда он родился как христианин. И когда он вернулся с войны, у него не было никакого посттравматического расстройства.

– То есть, даже если раньше у человека не было смысловой вертикали, он может начать ее выстраивать в любой момент? Даже в состоянии травматического расстройства?

– Психолог и писатель Виктор Франкл, который прошел немецкий концлагерь и сумел выжить, писал, что никакой психотехникой не удастся преодолеть невротический симптом, но можно настолько обогатить человека, что этот симптом сотрется полнотой жизни. Учение академика Ухтомского о доминанте кажется мне наиболее подходящим для решения проблемы ПТСР: когда у человека есть зацикленность на чем-то, нужно не столько разрушать эту патологическую доминанту, сколько создавать новую, конструктивную. У доминанты есть такое свойство, что все поступающие импульсы притягиваются к текущему очагу. Грубо говоря, если алкоголику твердить о вреде алкоголя, у него это будет вызывать только желание выпить. Более перспективно – создавать новую доминанту. Когда человек изучает, к примеру, чужие мемуары, он накапливает необходимые данные для переживания своего травматического опыта, потому что сталкивается с реальным опытом реальных людей, у которых это получилось.

Есть разные взгляды на ПТСР; один из последних, который, к слову, коррелирует с Православием, говорит о том, что преодолеть травму поможет личностное развитие. Человек перерастает себя прежнего и выходит из той проблемы, которая его мучает. Данные современной нейрофизиологии показывают, что, когда человек начинает развиваться, у него снимается блокировка определенных участков мозга. Когда он начинает читать, анализировать, вступать во взаимодействие с ближними, заниматься творчеством – его психологическая заторможенность, зацикленность на травме проходит.

Развитие личности не происходит по определенному алгоритму. Человек накапливает конструктивные сведения о жизни, перерабатывает их, формирует новые поведенческие паттерны, начинает любить людей, ценить людей – даже солдат, который на фронте должен останавливать зло. В итоге у него появляется необходимый багаж, который позволяет многое преодолеть. Конечно, если человек воспринимает жизнь только как физическое наслаждение и вдруг лишается каких-то возможностей – тогда этот кризис для него катастрофичен. Я как-то лежал в клинике и видел, как мужчинам с диагнозом «атеросклероз» врачи ставили ограничения: нет алкоголю, нет сигаретам, нет мясу. И один из них возмущался: говорит, по данным американских психологов, без алкоголя, сигарет и мяса уровень жизни мужчины падает на 70%. Ну, если человек не видит в своей жизни никакой другой возможности чувствовать себя живым, для него эти ограничения (как и любые другие) будут болезненными.

Когда нет никаких других опор, психика концентрируется только на ситуации неблагополучия. Это и есть ПТСР

Здесь опять встает вопрос смысловой вертикали. Если человек жил по горизонтали сон-еда-работа-удовольствие, и потом он сталкивается с критическими обстоятельствами, у него нет внутреннего ресурса эти обстоятельства переосмыслить и сделать из них неочевидные выводы. Когда нет никаких других опор, психика концентрируется только на ситуации неблагополучия. Это и есть ПТСР. Через некоторое время эта реакция закрепляется физиологически, и человек становится мрачным, осунувшимся и вялым. СВО нам как раз и показывает, к чему пришла наша страна за последние 30 лет. Если социальные условия в обществе более-менее приемлемые, духовный распад еще как-то можно маскировать. А когда ситуация на острие, душевное неблагополучие вылезает на первый план.

– Вы упомянули мемуары, которые полезно было бы почитать людям с ПТСР. Можно узнать подробнее об этих книгах?

– Многие специалисты говорят о том, что травматический опыт должен быть интегрирован в жизнь человека. Но опыт опыту рознь. Если солдат на войне научился только ненавидеть и потом этот опыт ненависти принес в мирную жизнь, пользы от этого не будет никому. Посттравматический опыт должен обогащать человека новыми смыслами.

Вот, к примеру, английский офицер Эрик Ломакс в своей книге «Возмездие» рассказывает о том, как во время Второй мировой войны попал в японский плен и пережил страшные пытки. У него был типичный пример посттравматического синдрома, и единственный человек, который смог ему помочь, – женщина из Ассоциации ветеранов. Сыграли роль не столько ее профессиональные качества, сколько искреннее участие и желание помочь. Ломакс всю жизнь ненавидел японца-переводчика, который участвовал в его пытках. Когда он узнал, что японец жив, то поехал его убивать. Но переводчик приготовился принять смерть со смирением, потому что за прошедшие годы переосмыслил свое участие в этой войне. У Ломакса что-то дрогнуло внутри, и он простил своего мучителя. Ненависть, которая терзала его 30 лет, исчезла.

Есть замечательная автобиография Даниила Гранина «Мой лейтенант». Он там пишет, что они тогда не знали Бога, но у них вместо Бога была любовь.

Монахиня Адриана (Матюшина) во время Второй мировой войны пошла на фронт добровольцем, всю войну была на передовой, служила в военной разведке (монахиней стала уже в очень зрелые годы). Не раз ходила в тыл противника. Во время одной из вылазок за линию фронта они с опергруппой страшно голодали. Голод был так силен, что они уже готовы были пойти на поиски пищи, чего делать было никак нельзя, иначе их бы обнаружили. Мать Адриана нашла у себя в кармане маленький кусочек хлеба. Она разделила его на пять микроскопических частей и раздала товарищам, сказав: «Только не жуйте и не глотайте сразу, а держите во рту, как конфету, пока не размякнет». Все так и сделали – и голод притупился. Спустя много лет оставшиеся в живых вспоминали это чувство удивительного единения, и мать Адриана говорила, что благодать Святаго Духа в тот момент коснулась их всех. Потом, после войны, ее приглашали на встречу со школьниками, ждали от нее героических историй – а она рассказывала про этот кусочек хлеба.

Она же как-то во время войны увидела расцветающий подснежник, и он вызвал у нее «трогательную нежность за подаренное ощущение возврата к нормальной жизни от тягот войны». Она остро почувствовала, что даже посреди всего этого ужаса красота не умерла, и это открытие очень ее поддержало.

Если человек может сместить акцент со своих травматических переживаний на что-то еще – у него больше шансов сохранить психическое здоровье

Тем, кто не знаком с нейрофизиологией, эта история может показаться глупой, но в действительности, если человек может сместить акцент со своих травматических переживаний на что-то еще – у него больше шансов сохранить психическое здоровье.

Обратите внимание на фильмы, снятые после Великой Отечественной войны. В них на первом плане стоят не спецэффекты, а человеческие отношения. Военный психолог полковник Алексей Захаров говорит, что, если хочешь помочь человеку выжить, то научи его заботиться о других. Академик Ухтомский утверждал, что внимание к ближнему обогащает психику человека. Возьмем такой пример. Человек вернулся с войны и на улице мирного города видит маму с коляской. Тот, кто зафиксирован на своей травме, подумает: «Зачем рожать детей, если в итоге мы все умрем». Тот, кто сконцентрирован не на ненависти, а на любви, порадуется тому, что внес свой вклад в мирное будущее этого ребенка.

– Как же на практике начать выстраивать смысловую вертикаль, какие шаги для этого предпринять?

– Чтобы перестроить нейронные сети, нужно время. Нам хорошо бы вернуться к опыту нашей отечественной психиатрии, потому что западный подход, который сейчас доминирует, имеет очевидные пробелы. В американской системе очень много визуализации: если ты к чему-то стремишься, представь, что у тебя уже это есть. Но если вы изучаете математику и представили себе, что вы сдали экзамен – это не значит, что вы его сдадите. Нужно практиковаться, решать задачи.

Повторю – чтобы перестроить систему навыков, систему восприятия, необходимо время. Для строительства нейронных сетей человеку нужно закладывать конструктивные составляющие. Святые отцы говорили: «Чтобы познать Евангелие, исполняйте заповеди». То есть какие-то отделы мозговой коры будут активироваться только в результате деятельности. Человек с обедненной жизнью будет думать исключительно о своей травме, у него просто нет других точек приложения мыслей. И чтобы они появились, самое простое – начать о ком-то заботиться. Даже будучи больным и страдающим – навещай больных и страдающих. Формируй «лишний интеллект» – активно узнавай новое. Есть интересное исследование Роберта Сапольски: «лишний интеллект», то есть интеллектуальное развитие выше среднего, позволяет мозгу преодолеть даже последствия ранений в голову. Другие участки мозга берут на себя функции поврежденного. Таким образом, забота о других, обогащенная жизнь, «лишний интеллект» – основные составляющие для выхода из травмы. Если в обычной жизни ты мог ни о чем не думать и плыл по течению, то в критической ситуации если не будешь активно грести, – утонешь.

Выйти из ПТСР – задача, сопоставимая с задачей стать человеком. Она решается через преодоление страстей, через любовь к ближним

Адаптация со знаком «плюс» запускает скрытые резервы психики. Очень важно обогащать личность, возвращать ей статус человека. Выйти из ПТСР – задача, сопоставимая с задачей стать человеком. Она решается через развитие, через преодоление страстей, через любовь к ближним. Даже когда человек бросает алкоголь и сигареты, это дает ему дополнительные силы. У нас сейчас будет переиздаваться книга «Щит веры – воину-защитнику в помощь»; кроме того, на нашем телеграм-канале каждую неделю проходят эфиры, где мы разбираем особенности работы с ПТСР. Задача настоящей, не популистской, психологии – вывести человека из объектного состояния в субъектное. Объект – это жертва обстоятельств, песчинка в жерновах истории. Позиция субъектности – это твой ответ на происходящее извне. Внешние условия – не повод деградировать. И если удается вывести человека из объектного состояния в субъектное, можно говорить о том, что процесс реабилитации удался.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ценность жизни Ценность жизни
Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой
Ценность жизни Ценность жизни
Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой
Нам кажется, что мы жалеем человека, если не говорим с ним о том, что он чувствует, о его боли; на самом деле, разделяя его боль, мы делаем её чуть меньше.
«Мы все – воины Христовы» «Мы все – воины Христовы»
Иерей Сергий Олисов
«Мы все – воины Христовы» «Мы все – воины Христовы»
Беседа с иереем Сергием Олисовым о настоящей войне и воинах
Именно в духовном пространстве вызревают все земные события – плохие и хорошие. От того, как человек ведет борьбу со своим собственным злом, зависит общий ход истории.
Мера долга Мера долга
Сергей Мазаев
Мера долга Мера долга
Сергей Мазаев
Тот, кто вслед за Ремарком полагает, будто война отменяет закон и «осуждать за преступление на войне все равно что на автогонках штрафовать за превышение скорости», ломает свой духовный иммунитет и открывает себя разрушительному воздействию тех бацилл зла, которые во множестве окружают человека.
Комментарии
Татьяна10 мая 2023, 16:16
Очень интересная статья, многое проходила сама, через чтение Евангелия освободилась от зависимости. Многое близко и понятно, а главное, когда сам выходишь из кризиса, всегда хочешь и можешь помочь другим, как когда-то мне помогли опытные)
Пелагея 5 мая 2023, 11:49
В статье Матюшина. Видимо, надо Малышева.
N 5 мая 2023, 10:02
Спасибо за прекрасное интервью, за правильные акценты. Хотелось бы продолжения, побольше описания реальной ситуации здесь и сейчас. Что происходит с вернувшимися с фронта, и как каждый может помочь. Часто думаю о современных молодых людях - вот у него реп в голове, мат на языке, что с ним будет, если он попадет на фронт, каким он вернется? Как работать с такими? С теми, у кого не воспитано никаких данных для построения горизонталей и вертикалей. Все, написавшие перечисленные в статье книги, были исключительными людьми. Что делать с остальными?
Мария 5 мая 2023, 00:24
Татьяна, я думаю, что ломать ничего не нужно. Ведь то, что вы назвали - строить, помогать, иными словами, "созидать" - уже полезно. Если этти действия не происходят в автоматической плоскости, т.е. человек действует осмысленно, из желания приносить пользу, то разве может быть в них что-то плохое? Если добавить Бога в эту вертикаль и делать добрые дела с мыслью, что я забочусь о людях, как и Христос заботился о каждом человеке, то это будет шаг на ступеньку выше. Для этого нужно стараться обрести веру.
Анна 4 мая 2023, 20:47
Татьяна, у вас как-то в кучу смешались кони, люди. Разве в статье кто-то предложил убивать и разрушать? Речь о духовном росте и развитии, перечитайте.
р.Б.Сергий 4 мая 2023, 16:08
Спасибо за эту статью.На мой взгляд,она может помочь не только людям с ПТСР, но и всем остальным в непростых жизненных ситуациях.
Татьяна 4 мая 2023, 12:16
А если человек неверующий? Не всем ведь дана вера. Но человек, который много что умеет делать, который ценит жизнь и здоровье другого человека, который помогает людям, проектирует, создаёт, строит для жизни людей. Человек этот не понимает, зачем ему убивать, разрушать созданное, он хочет помогать жить людям. Такому человеку нужно сломать свою вертикаль?
Анна Резе 4 мая 2023, 06:18
Грамотно изложенная программа реабилитации. Спасибо большое! Везде, во всем помогает, лечит, исправляет и созидает - ЛЮБОВЬ. Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×