Спасительное безразличие

Из жизни православной общины Дрездена

Прихожане храма преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене Прихожане храма преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене

В храме преподобного Симеона Дивногорца в саксонской столице поражает, во-первых, количество прихожан: обычная воскресная служба, а почти не пройти. Во-вторых, то, что там нет никакой суеты или толкотни, у большинства в руках молитвословы на русском или немецком – все внимательно следят за богослужением. В-третьих, героическое спокойствие и выдержка настоятеля отца Георгия Давыдова, читающего проповедь, несмотря на малышей, буквально висящих на его руках, ползающих под ногами, хватающихся за полы облачения. В-четвертых, общий добрый настрой и улыбки.

Протоиерей Георгий Давыдов Протоиерей Георгий Давыдов

Я не мог критически не отметить: на паркете у подсвечника с южной стороны – следы от упавших горящих свечей. «В самом деле, – думаю, – могли бы и почистить! Дело ли: такой беспорядок!» Но решил проявить снисходительность, к тому же отец Роман Баннак, служащий диакон, предложил рассказать подробнее о храме, приходе, а заодно об истории возмутившего меня беспорядка. Вот что рассказал отец Роман:

Диакон Роман Баннак, фото Марии Шмидт Диакон Роман Баннак, фото Марии Шмидт

– Православная община была в Дрездене еще до возникновения храма, в начале XIX века. Дрезден – столица Саксонии, и здесь были посольства, представительства различных европейских государств, в том числе России. И в начале XIX века произошло одно событие, которое способствовало стремительному росту православной общины. После битвы за Дрезден 30 августа 1813 года русские, прусские и австрийские войска вошли в город. Таким образом, столица Саксонии находилась под российским управлением, и вот из тех-то военных и дипломатов и сформировалась большая православная община города. Довольно быстро у такой мощной общины появилась возможность построить и этот великолепный храм: один из прихожан, тайный советник Семен Викулин, работавший в посольстве, был ктитором строительства, другие люди жертвовали по силам. А Гаральд Юлиус фон Боссе, петербургский архитектор, бесплатно сделал чертежи для церкви. Так что храм был в основном построен на пожертвования прихожан – лишь седьмая часть средств на строительство шла «по официальной линии», от российского престола, а все остальные средства внесли сами прихожане. Строительство началось в 1872 году, а через два года храм был уже освящен, и с тех пор службы здесь практически не прекращаются.

В свое время членом нашей общины был и Федор Михайлович Достоевский, здесь была крещена его дочка Люба

В свое время членом нашей общины был и Федор Михайлович Достоевский, здесь была крещена его дочка Люба, и в дневниках супруги писателя есть подробное описание домашнего храма, который был предшественником этого, воспоминания о том, как Достоевский усердно молился здесь. То есть писателя влекла не только знаменитая картинная галерея Дрездена, куда он, по воспоминаниям, ходил почти ежедневно.

Здесь же, в Дрездене, родился и был крещен Петр Аркадьевич Столыпин, будущий великий российский государственный деятель. Сергею Васильевичу Рахманинову община благодарна не только за его прекрасную музыку, но и за большое пожертвование угля, благодаря которому храм смог выжить в голодные и холодные годы.

Храм преподобного Симеона Дивногорца. Фото: azbyka.ru Храм преподобного Симеона Дивногорца. Фото: azbyka.ru

Здешнее общество всегда помогало нашему храму – саксонцы любят Россию. Храм почти никогда не был закрыт, даже в самые страшные времена. Единственное исключение – это Первая мировая война, когда по приказу дрезденской полиции церковь на время опечатали. Причина объяснена довольно наивно и просто: «Поскольку мы не понимаем язык православного богослужения, неизвестно, за победу какого именно оружия здесь молятся». Мы даже зауважали дрезденскую полицию: настолько она, видимо, верила в силу церковной молитвы, что со страху даже церковь закрыла. Но все остальное время, даже в Третьем рейхе, несмотря на всевозможные трудности, храм действовал, молитва здесь не прекращалась. Нацисты пытались сыграть на разнице в политических взглядах эмигрантов, беженцев из России, хотели перетянуть их на свою сторону, но ничего из этого не получилось.

А во времена ГДР костяком общины храма были… советские военные. Несмотря на назойливые политзанятия, солдаты и офицеры, включая высшие чины, приходили на службы и молились здесь. Это не значит, что военные приходили сюда ротами или полками, но малая часть офицерского корпуса была постоянными прихожанами.

При ГДР, где Церковь не подвергалась таким страшным гонениям, как в СССР, на нее смотрели, скорее, как на «культурное наследие»: сюда, в храм, направляли на практику певцов знаменитой оперы Земпера, старейшего оперного театра Германии. Правда, мало что понимали эти певцы: им давали распечатку богослужения латинским текстом, ноты, и те пели. Но даже такой способ помог сохранить литургическую жизнь церкви. Кстати, я не уверен, что все хористы Советского Союза, исполнявшие духовные песнопения в то время, понимали, о чем идет речь в исполняемых ими произведениях Рахманинова или Бортнянского.

Интерьер храма. Фото: putnik.cerkov.ru Интерьер храма. Фото: putnik.cerkov.ru

Внутреннее убранство храма, по мнению многих, особенно тех, кто приезжает из России, не самое пышное. Нынешняя община не из богатых – типичная история для прихода за границей. Кроме того, нужно иметь в виду, что мы арендуем помещения у Русской Зарубежной Церкви, и любые работы, инициативы по украшению, очистке храма требуют долгих согласований не только с собственником, но и с ведомствами и организациями по охране архитектурных и культурных памятников – бюрократия страшная. Поэтому оперативно решить какой-либо вопрос очень сложно.

Но главное, по моему мнению, это не финансовое благополучие. Впрочем, не только по моему, но и по нашему общему убеждению: нам гораздо дороже то, что община храма дружная, люди всегда готовы помочь друг другу, ближнему и дальнему. И обстановка здесь такая… семейная, добрая – вы только что слышали, как одна девушка говорила: «Слава Богу, что я могу ходить сюда, в этот храм!» Так считают, я знаю, многие. Если бы были разделения, озлобленность – не было бы у нас сотен прихожан, правда? Вон, на отце Георгии дети висят, как елочные игрушки, – он уже и не сопротивляется, несмотря на свои семьдесят лет – было бы такое, если бы община не дружила?

Община растет – все больше молодых людей приходят в храм. Приходят не «по традиции», а по зову сердца

И община растет – все больше молодых людей приходят в храм. Что радует, приходят не «по традиции», а по зову сердца, стремясь действительно разобраться в Православии, богослужении, воспринимают его всерьез. Часто стоят на службе с текстом литургии: «Я должен понимать, о чем идет речь, я хочу знать службу!» – вот такое серьезное, уважительное отношение очень обнадеживает. Конечно, у нас есть и воскресная школа, и занятия по катехизису, и другие встречи, так что дел, слава Богу, много.

Есть и немцы. Причем уже не такие, которые «пришли послушать пение», а ищущие Христа по-настоящему. Часть из них (простите, дорогие немцы!) пришли сначала, ведомые супругами – русскими женами-мироносицами наших дней, – и, увидев красоту Православия, остались в храме. А часть – в результате долгих и мучительных интеллектуальных поисков, размышлений, терзаний. Потом ездят по монастырям, приезжают, рассказывают, снова думают – ну, пусть думают, читают.

Есть и сербы, грузины, украинцы – всех много. Кстати, мы раньше и не знали, кто русский, а кто украинец, до всех этих печальных событий: всем было абсолютно все равно, кто ты. Молимся о том, чтобы вернуться к такому спасительному безразличию. Судя по тому, что никаких конфликтов, слава Богу, нет, Господь слышит наши молитвы, и храм действительно можно назвать домом мира. Очень надеемся, что так оно и будет. В самом деле, какая разница тому же отцу Георгию, какой ребенок взгромоздился на него – русский, украинский, сербский или немецкий: тяжело-то одинаково. Так, наверное, и Богу с нами со всеми нелегко.

А бывает разное. Звонили с пожеланиями «гореть вам всем в аду» (некоторые протестантские священнослужители с запада Германии проявили такое человеколюбие), были акты вандализма – оскверняли храм… Но в Дрездене еще ничего – в Лейпциге или Берлине, а уж тем более на западе страны хуже.

Фото Марии Шмидт Фото Марии Шмидт

Но мы все равно убеждены, что Христос не оставит. У нас есть примеры Его спасительной помощи. Вот вы говорите, на полу следы огня от свечей, и пора бы этот пол заменить, да? Так скажу вам, что следам этим уже 78 лет, а «свечи» эти зажгли бомбардировщики – британские и американские. Во время той памятной и страшной бомбардировки Дрездена, уничтожившей город в феврале 1945 года, в подвале храма спасались от смерти больше двухсот человек со всей округи. Священник находился наверху, молился. Впрочем, молились все. В окно залетела зажигательная бомба – батюшка схватил ее голыми руками и вышвырнул на улицу. Руки обгорели, но и люди, и храм были спасены. Если обратите внимание – все здания в квартале, где находится наша церковь, поздней постройки. И понятно почему: прежние были уничтожены до основания. Все – за исключением храма во имя преподобного Симеона Дивногорца. А все люди, бывшие в храме, спаслись. И я думаю: если Христос спас тогда из ада людей, нашедших убежище в храме, то спасет от нынешнего ада и нас. Только бы нам оставаться с Ним.

Диакон Роман Баннак
Записал Петр Давыдов

2 июня 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Путевые записки еп. Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 г. Путевые записки еп. Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 г.
Эльвира Меженная
Путевые записки еп. Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 г. Путевые записки епископа Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 года
Незлобивость его характера располагала к нему самых разных людей: простых и высокообразованных, знатных и обыкновенных. Он был открыт каждому, кто встречался на его пути.
«Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий» «Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий»
Священник Алексий Веселов
«Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий» «Немцы видят в Православной Церкви хранительницу святоотеческих преданий»
Беседа со священником Алексием Веселовым
Приехавший в православный лагерь погружается в православную среду, видит, что православных много. И в лагере все – волонтеры. Это самая эффективная форма молодежной работы.
Семья Фирст: выбор сделан Семья Фирст: выбор сделан
Марина Бирюкова
Семья Фирст: выбор сделан Семья Фирст: выбор сделан
Марина Бирюкова
«Русские немцы», они вернулись из Германии – своей «исторической родины» – в Россию – Родину реальную. И в Отечество духовное, где строят храм – сами и с помощью своих друзей.
Комментарии
Михаил 5 июня 2023, 13:36
Антоний, думаю, тут речь о том, что во Царствии Христовом "ни Иудея, ни Еллина"... Мне вот эту статью было именно сейчас, сегодня прочесть очень своевременно. Слава Богу за всё.
Мария 3 июня 2023, 23:06
Спаси Господи, что рассказали! Я учила немецкий язык, мне интересно было прочитать о православной жизни в Германии!
Владислав 3 июня 2023, 09:45
A мы как раз в прошлое Воскресенье у вас в первый раз побывали)) Очень приятно услышать про ваш храм и приход. Поклон вам из столицы, отец Роман! Влад (и Наталья)
Татьяна 2 июня 2023, 13:26
Спасибо! Очень светлая и радостная статья! Слава Богу за всё!
Антоний 2 июня 2023, 01:52
Безразличие не бывает спасительным. В наших русских Храмах тоже плечом к плечу стоят люди разных национальностей, объединенные беззаветной любовью к Богу и России. Русские, грузины, белорусы, украинцы (Харьков, Львов, Северодонецк - все они наши братья и сестры, ибо мечтают как и все мы об одном: освободить Родину от поддерживаемых Западом неонацистов, все мы горячо молимся утвержденной Патриархом молитвой о Святой Руси и помогаем фронту). Наш долг различать добро и зло, твердо отстаивать Святую Русь, страну, где живут по Закону Божию, где ближнему отдают последнюю рубаху, где жизнь положить готовы за други своя, как делали наши деды и прадеды! Сегодня понять это как никогда важно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×