Три подвига отца Евстафия

Священник Евстафий Малаховский Священник Евстафий Малаховский

Люди, открытые перед Богом, открыты, как правило, и перед ближними. Открытость эта не означает, конечно, непристойной расхристанности или надрывного выворачивания себя наизнанку. Речь о другом: смиренному, свободному от гордости и тщеславия христианину нет нужды казаться лучше, чем он есть на самом деле. Есть другая нужда: быть для всех лишь тем, что он есть, а именно – кающимся грешником, обычной – не лучшей и не худшей – овцой Христова стада, а если пастырем – то недостойным, не по заслугам своим, но по благодати носящим сан. Вот почему такие люди не стыдятся рассказать о своем грехе, падении, ошибке – если считают такой рассказ полезным, если он, как им представляется, может научить чему-то других.

Именно таким смиренным и открытым христианином видится мне священномученик Евстафий Малаховский, проживший на этом свете всего лишь 38 лет.

Подвиг первый

Решив назвать свой рассказ о нем именно так, я расскажу сейчас о первом его подвиге, хотя в данном случае это слово покажется кому-то слишком громким. Но ведь у святых отцов слово «подвиг» вообще не носит пафосного характера; оно означает лишь то, что человек смог подвинуть, изменить что-то в себе самом. Это всегда трудно, более того – это невозможно без Божией помощи, а она подается по мере твоих собственных усилий. Итак, вот что откровенно и просто рассказывает о себе отец Евстафий – причем ни в каком ни в личном дневнике, а во вполне официальном издании – «Туркестанских епархиальных ведомостях» за 1909 год[1]:

У святых отцов слово «подвиг» не носит пафосного характера; оно означает лишь то, что человек смог изменить что-то в себе самом

«В начале моего служения Церкви Божией я был назначен священником в одно небольшое село. Будучи молод летами и совершенно не зная жизни, я сразу попал, что называется, в теплую компанию. Вся имевшаяся в селе и окружности деревенская интеллигенция, не исключая и дам, пьянствовала почти напропалую. Соберутся, бывало, и не знают, о чем говорить, пока не появится на столе водка…»

Да, начиналось всё весело (как обычно это начинается), а обернулось серьезной бедой: жизнь молодого батюшки пошла под откос, он едва не потерял и семью, и сан:

«Слух обо мне дошел до преосвященного. И он вынужден был перевести меня на псаломщическую вакансию, хотя и без запрещения в священнослужении. <…> Поехал я на новое место один. Жизнь в одиночестве была для меня невыносимо тяжела, и я опять стал выпивать…».

Но однажды случилось чудо. Какое?.. Подробностей отец Евстафий не сообщает: рассказывает лишь, как ездил на приписной сельский приход, где совершалась всенощная, а потом вернулся на предоставленную ему земскую квартиру. И там произошло нечто, заставившее его тут же, поздним вечером, отправиться в приходскую церковь, чуть ли не с постели поднять ее настоятеля и исповедаться, наконец, в грехе пьянства… И лишь через несколько лет узнал отец Евстафий, что боголюбивая теща его послала тогда телеграмму отцу Иоанну Кронштадтскому – с просьбой помолиться о немощном зяте. И не по молитвам ли этого великого пастыря произошло с молодым батюшкой то, о чем он не хотел рассказывать подробно?..

После той ночной исповеди отец Евстафий почувствовал себя совершенно иным человеком – и не только не возвращался более к пагубной страсти, но боролся с этой бедой всю свою короткую священническую жизнь, создавая в приходах общества трезвости. Вот как рассказывает об этом в тех же «Туркестанских епархиальных ведомостях» (1908 г.) псаломщик церкви в селе Ивановском Лепсинского уезда Туркестанского края Иван Дмуховский, член созданного отцом Евстафием общества:

«В одно воскресенье после обедни трезвенником-настоятелем была сказана живая речь по поводу свирепствующего в нашем приходе пьянства. Речь эта имела свое действие: тотчас же пять человек, в числе которых были местный учитель и псаломщик (т.е. автор заметки), дали обещание не пить в течение известного времени водки, вина и других охмеляющих напитков. В заключение был отслужен молебен Божией Матери. <…> Самым лучшим показателем успеха нашего общества трезвости было то, что в Рождество и Пасху не видели ни на улице, ни в домах пьянства и пьяных людей…»

Далее Дмуховский приводит цифры ущерба, понесенного кабатчиками, а это ведь было самое прибыльное дело в российской глубинке. Вот почему движение трезвости, весьма развитое в России конца XIX – начала ХХ века, сталкивалось с таким сопротивлением. Но оно продолжалось, раскрывая и показывая то лучшее, что было в русском человеке: может пасть, да, но и восстать может, поскольку сердце живо, чистота заповедная там, в его глубинах, сохранена, и к покаянию человек способен.

Активный корреспондент «Туркестанских епархиальных ведомостей», отец Евстафий настойчиво предлагал сделать Туркестан[2] экспериментальной зоной «сухого закона», что помогло бы сохранить от алкогольного соблазна киргизов, а также исключило бы презрительное отношение мусульманского населения к русским как к «пьяницам». Однако пора уже рассказать о жизненном пути нашего героя и о том, как он попал в Туркестан.

Немного о Малаховских

Должна сказать, что сведения о происхождении этого святого скудны – даже и в книге «Воин Христов добропобедный»[3], которой я пользуюсь, об этом сообщается очень кратко: родился в семье священника Полоцкой епархии. Искать более подробную информацию пришлось на краеведческих и родоведческих сайтах и форумах, где есть и противоречия, и загадки: так что, если я в чем-то ошибусь, пусть знающие люди меня поправят.

Итак, священномученик Евстафий Малаховский родился в 1880 году в Белой Руси, в селе Неведро Невельского уезда Витебской губернии, где служил еще его дед, священник Косма (Кузьма) Алексеевич Малаховский (1811–1889). Отец нашего героя, Владимир Космич Малаховский, был учителем в Неведринском народном училище, а законоучителем в нем был отец Косма; это сведения за 1882 год[4]; в том же году Владимир Космич стал псаломщиком, а затем священником. Его супругу – маму нашего героя – звали Ольгой Григорьевной. Она умерла в апреле 1902 года; некролог в Полоцких епархиальных ведомостях» сообщает, что покойница была

«…преданной женою мужа, любвеобильной матерью и труженицей в своем доме, всегда старавшейся бережливостью и аккуратностью благоустроять свою довольно многочисленную семью. Муж с такой женою был покоен и счастлив. Скудны были достатки доме ее, но она чужда была всякого ропота и жила всегда с надеждой на Бога».

С 1893 по 1918 год Владимир Космич служил в храме во имя святого преподобного Сергия в селе Лесковичи Полоцкого уезда Витебской губернии. Евстафий был старшим из восьми его детей. В 17 лет он окончил духовное училище в Полоцке, затем три года учился в Витебской семинарии, после чего четыре года учительствовал в Прудской церковно-приходской школе, в Гродненской губернии и в Стайковском народном училище Городокского уезда Витебской губернии.

Судя по всему, он отправился в Туркестанскую епархию добровольно – потому что здесь остро не хватало священнослужителей

В декабре 1904 года началось его многотрудное служение в Туркестанской епархии. Судя по всему, он отправился в эти края добровольно – потому что здесь остро не хватало священнослужителей. В мае 1905 года епископом Туркестанским и Ташкентский Паисием (Виноградовым) псаломщик Евстафий Малаховский рукоположен во диаконы и через день – во иереи. Служил в Вознесенском кафедральном соборе города Верного (ныне Алматы), в Софийской церкви того же города, а затем на отдаленных сельских приходах. С 50-х годов XIX столетия эту территорию осваивали казаки и крестьяне – переселенцы из центральных российских губерний, – безвозмездно получавшие здесь большие земельные наделы; именно они стали паствой священника Евстафия.

О том, насколько неласково встретила его с семьей (женой и двумя маленькими детьми) эта азиатская глубинка, отец Евстафий рассказывает в своих публикациях[5] – не с целью посетовать, а с целью внести конкретное предложение. Например, обязать сельскую общину прежде решить вопрос о сколько-нибудь пристойном доме для семьи священника, а уж потом просить, чтобы в их село прислали последнего.

Перу отца Евстафия принадлежат весьма интересные наблюдения за переселенческим сообществом. Он подчеркивает разницу между благочестивыми «старожильцами» и теми, кто приехал в Туркестан после страшных событий 1905–1907 годов:

«Прежний переселенец был, почти исключительно, хлебороб. Шел в поисках землицы и лучшей доли и был счастлив, когда после долгих прошений и скитаний ему наконец удавалось получить надел и разрешение начальства поселиться на облюбованном месте. Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм, и отрадно билось сердце его, когда в этом храме, иногда раза три в год, не более, раздавалась служба Божия, совершаемая приезжим священником. В это время чувствовал он, что, хотя и далек от прежней своей родины, хотя и окружен со всех сторон иноверцами, но все же не потерял еще духовной связи с родимой стороной. <…> Дорожа своей верой, он ревниво оберегал ее. <…> Отсюда естественно, как дорожили они священником, с какой трогательной, свойственной одному русскому человеку предупредительностью относились они к нему…»

Церковь в селе Лесковичи, где служил отец священномученика Евстафия, священник Владимир Малаховский Церковь в селе Лесковичи, где служил отец священномученика Евстафия, священник Владимир Малаховский

И вот – совсем другая картина: новоселы, некоторых из которых, как пишет отец Евстафий, «выбросила из внутренних губерний России революционная волна» (иными словами, они уходили от ответственности за участие в беспорядках – М.Б.), а другие просто искали легкой жизни, льгот и правительственных субсидий («способий»), положенных переселенцам. В этих людях отец Евстафий видит лень, потребительство, беспечность, безответственность, инфантильность и при всем этом – большое самомнение и всегдашнюю готовность «качать права», как сказали бы мы сейчас. Именно в среду новоселов – а не твердых в вере «старожильцев» – легко проникают сектантские проповедники… Священник с тревогой наблюдает за процессами, идущими в народном сознании. Впрочем, он оптимистичен… и не предвидит ни судьбы Отечества, ни собственной своей судьбы.

Подвиг второй

Как часто, наблюдая за своими ближними, мы говорим: вот человек сильный, а вот слабый. Но на самом деле люди не делятся по этому принципу: каждый из нас может в каких-то обстоятельствах оказаться слабым, причем совершенно для себя неожиданно и непонятно; а в иных, гораздо более тяжелых обстоятельствах столь же неожиданно открыть в себе огромные духовные силы. Мне кажется, история священника Евстафия Малаховского это подтверждает. Сейчас я расскажу о втором его подвиге – подвиге в полном смысле этого слова, уже без всяких оговорок и сомнений.

В 1916 году в Туркестане, в области, именуемой Семиречье, вспыхнуло так называемое восстание киргизов – страшный в своей жестокости бунт против мобилизации киргизов на трудовой фронт (шла Первая мировая!), а заодно и против присутствия русских на земле, которую киргизы считали своей и более ничьей. Сепаратистские настроения подогревались заинтересованными кругами, местными баями, мусульманскими лидерами, а также и Турцией. Распространялись слухи, что в армии киргизов заставят есть свинину, будут насильственно обращать в Православие и т.д. Русские переселенческие села были практически беззащитны – армия на фронте, один полицейский на сотни верст. Киргизы, а также действующие с ними заодно дунгане и таджики смогли устроить настоящую резню[6].

«Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят… Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых, клали в ряды и топтали лошадьми…» – сообщает отец Евстафий, непосредственный свидетель этих жутких событий.

Однако русское духовенство, служившее в этих краях, оказалось воистину на высоте своего призвания[7]. Немногочисленные православные храмы превратились в крепости, в убежища, окруженные баррикадами из телег, уязвимые, конечно, однако же многим спасшие жизнь. Многие священнослужители приняли на себя руководство обороной русских сел. Все эти страшные дни в храмах неусыпно продолжалась молитва, совершались молебны, всенощные, Божественная литургия, люди исповедовались и причащались – прекрасно зная, что это Приобщение может оказаться последним в их земной жизни… Люди пережили смертный ужас, но и уверились в помощи Божией, в том, что Богородица слышит их молитвы – потому что происходили подлинные чудеса.

Вот что пишет Евстафий Малаховский – священник апостольской силы духа, человек невероятного мужества и твердости:

На холмах появились толпы киргизов-повстанцев. Видя это, я решил готовиться к смерти и приготовить к ней своих духовных детей

«Первым делом у меня мелькнула мысль, что необходимо объединить народ, чтобы общими силами дать отпор неверным, для чего я велел звонить в колокол… Народ быстро стал собираться в церкви. В это время на предгорных холмах около села появились большие толпы киргиз с флагами, готовившихся к нападению на него. Казалось, дни наши были сочтены, так как в селе были почти одни женщины и дети. Мужчин вообще и ранее было немного, а в рабочее время и те, которые оставались, были на работе. Да и что мог сделать десяток-другой почти безоружных людей против тысяч киргиз! Видя все это, я решил готовиться к смерти и приготовить к ней своих духовных детей. И вот в церкви мы начали служение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. За общим рыданием не было слышно слов акафиста. Это был общий предсмертно-покаянный плач. Семья моя находилась здесь же около иконы Богоматери. Передав чтение второго акафиста диакону Резникову, я начал исповедовать народ, но видя, что поодиночке не в состоянии исповедать, предложил общую исповедь. Народ стал с рыданием каяться в своих прегрешениях. Прочитав затем общую разрешительную молитву, я приступил к причащению всех запасными Святыми Дарами…

Все это происходило в церкви. Что же в это время было вне нее? – А вне нее совершилось дело явной помощи Божией. Киргизы в огромном количестве с диким воем бросились с гор на село. Совершенно случайно в селе оказались три казака, вооруженных винтовками, и один техник с охотничьим ружьем. И вот почти четыре этих человека при слабой поддержке нескольких мальчиков отбили нападение. Пусть неверующие люди объясняют это чем угодно, но я и мои прихожане не сомневаются в этом первом заступлении за нас Царицы Небесной. Пока происходило наступление, постепенно стали прибегать с полей и из других мест мужчины. Появилось несколько охотничьих ружей, револьверов, кос, вил… с этим вооружением люди стали на улицах по краям села. Киргизы же, собравшись на предгорных холмах, готовились к новому нападению. <…>

Прошло приблизительно с полчаса времени, как вдруг раздался общий крик, что киргизы ворвались в селение. Показалось пламя, и стало известно, что они пробежали по главной улице села и зажгли в нескольких местах дома. Поднявшийся сильный ветер еще более усиливал панику. Женщины взяли иконы из церкви и с пением “Заступница Усердная” и другими песнопениями вышли на площадь около храма…»

В ту страшную пору отец Евстафий служил в селе Покровском Пржевальского уезда; и у них с женой были маленькие дети. Невозможно даже представить себе, что переживали родители. Вообще, это всё уму непостижимо:

«Первый день ожидания страшной, насильственной, зверски-издевательской и мучительной смерти приходил к концу. Киргизы отхлынули, и лишь огонь пожаров зловеще освещал церковь, площадь, школу и народ. В церкви началось вечернее служение. Вероятно, никто не спал в эту и в остальные ночи. По крайней мере я в продолжение четырех ночей только по нескольку минут тревожно дремал, и, что удивительно, не чувствовалось склонности ко сну…

Всю ночь я ходил среди людей, исповедуя и приобщая больных и побуждая мужчин не спать и быть готовыми дать врагу отпор

Стали появляться лица, которым с Божией помощью удалось избежать насильственной смерти. Некоторые из них были жестоко изранены. Ужасом веяло от их рассказов. Киргизы не щадили даже маленьких детей. <…> Грозившая нам всем опасность подвергнуться той же участи заставляла всех еще сильнее просить помощи Божией. Всю ночь я ходил среди людей, исповедуя и приобщая больных и побуждая мужчин не спать и быть готовыми дать врагу отпор в случае нападения.

В это время в наших “мастерских”, состоявших из двух кузниц, спешно изготовлялись ружейные патроны, собирали порох, отливали из свинца пули, а впоследствии, когда не хватило свинца, на это пошли самовары. Делали копья, тесаки и прочее вооружение. Явились свои инструктора и мастера. Все работали для общего дела – спасения жизни. <…>

Почти уверенные, что не видать нам завтрашнего дня, мы начали служить всенощную Успению Богородицы. <…> Отец диакон, задумчивый и безмолвный, стоял около меня. Молча поклонились мы друг другу и святому престолу, после чего я взял святой антиминс и Дары себе на грудь, сказав, что, если меня убьют, пусть он снимет их с меня…»

Азиатский бунт, как всякая всенародная беда, обнаружил своих святых мучеников. Отец Евстафий рассказывает о священнике Иоанне Роике, которого киргизы взяли в плен вместе с его женой и детьми:

«…киргизы обрили отца Роика, убеждали его перейти в мусульманство и, получив отказ, убили отца Иоанна»[8].

Селу Покровскому чудом удалось бежать от «повстанцев» – ночью, в канун праздника Успения Божией Матери, когда основные силы бунтовщиков от села отошли, а часовые, представьте себе, заснули и не проснулись – от грохота семидесяти запряженных лошадьми подвод, направлявшихся в более или менее укрепленный город Пржевальск. Отец Евстафий с антиминсом и дароносицей на груди сидел на козлах – «а в тележке за мной беспечно дремали, прижавшись друг ко другу, мои дети…» Это были страшные 35 километров – беженцы каждую минуту ждали нападения и смерти; и при том подбирали израненных и полуживых жителей сожженных киргизами придорожных сел, когда те выползали на дорогу. И вот, наконец, спасение – Пржевальск!

«Навстречу бегут с пиками и ружьями дружинники. Мы спасены! И литургию в день Успения Божией Матери (это был канун праздника! – М.Б.) могли служить в Пржевальске».

Давайте зададим себе вопрос: смогли бы мы с вами в такой вот ситуации совершить (отстоять) всенощную и праздничную литургию? Ответить: «Нет, куда нам, мы были бы способны только рыдать и спасать собственные жизни!..» – было бы, конечно, ошибкой, причина которой – маловерие. Священномученик Евстафий тоже проявлял в жизни свое слабость – но, когда оказалось нужно, Бог дал ему невероятные силы.

Третий подвиг

Мемориальная доска на Покровском храме в Есике (Иссыке, бывшей станице Надеждинской) Мемориальная доска на Покровском храме в Есике (Иссыке, бывшей станице Надеждинской)

Третий подвиг священномученика Евстафия. Сайт митрополичьего округа в республике Казахстан:

«24 февраля 2022 года. Город Иссык. По окончании Божественной литургии в Покровском храме состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь страдальца за Христа – священника Евстафия Малаховского.

В присутствии духовенства и прихожан состоялось славление священномученику Евстафию, по окончании которого при пении тропаря святому митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил сняли с мемориальной доски белый покров. Архипастыри окропили памятный знак святой водой…»

Покровская церковь в городе Есик (Иссык), бывшей станице Надеждинской Покровская церковь в городе Есик (Иссык), бывшей станице Надеждинской

Отец Евстафий был убит в Светлое воскресенье 1918 года, когда праздничный крестный ход столкнулся с революционной демонстрацией

Станица Надеждинская – ныне город Иссык или Есик близ Алматы – была последним местом служения священномученика Евстафия. Здесь его застала революция. Здесь он стяжал мученический венец. К сожалению, сведения об этом тоже скудны. В житии, которое написал архимандрит Дамаскин (Орловский), сообщается, что он был убит в Светлое Пасхальное воскресенье 1918 года, когда праздничный крестный ход столкнулся с революционной демонстрацией. Некоторые источники сообщают, что возникла драка, со стороны «рабочих и крестьян» (тех самых новоселов, возможно!) началась стрельба, и священник на коленях умолял враждующих остановиться и вспомнить, что все они принадлежат к одному православному народу.

Евстафий Малаховский прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.

Его младший брат, священник Георгий Малаховский (1884–1931), служивший в Пржевальске, также стал жертвой репрессий, но сведений о его кончине в базах данных нет – есть лишь сообщение об аресте в 1930-м и дата смерти.

Автор этого очерка будет благодарен тем, кто поделится сведениями о судьбе потомков отца Евстафия, а также его фотографией – мне ее найти не удалось, но икона святого носит явные портретные черты, значит, фото было в руках иконописца.

Автор благодарит насельника Соловецкой обители монаха Маркелла (Лыскова) за помощь в сборе сведений о семье священномученика.

Марина Бирюкова

12 сентября 2023 г.

[1] Все публикации цитируются по книге «Воин Христов добропобедный. Житие и мученический подвиг за веру священника Евстафия Малаховского» (серия «Церковность», М., 2020).

[2] Туркестанский край, или Туркестанское генерал-губернаторство, учрежденное в 1886 году, включало территории современных Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и часть Казахстана.

[3] Полное название указано в сноске 1. Книга содержит краткое житие (автор – архимандрит Дамаскин (Орловский)) и несколько публикаций из «Туркестанских епархиальных ведомостей».

[4] Сведения из статьи Т. Яковлевой, главного библиографа Пустошкинской районной библиотеки, сайт «Город Пустошка».

[5] См. «Туркестанские ведомости», 1911 – «Затруднительное положение».

[6] Настоятель собора в Пржевальске священник Михаил Заозерский в докладной записке на имя правящего архиерея сообщал: «Сожжены и разграблены селения: Столыпино, Курское, Долинка, Григорьевка, Семеновка, Сазановка, Каменка, Алексеевское, Озерно-Фольбаумское, Михайловское, Бобриково, Отрадное, Лизогубовка, Соколовское, Валериановское, Графа-Палена, Горки, Высокое, Липинское, Богатырское, Иваницкое, Светлая Поляна, Тарханы, Барскаун, Гоголевка, Кольцовка, Сухомлиновское, Туткуй, Карабулак и Титовка. Сожжены храмы в селах Сазановке, Покровском, Алексеевском и Графа-Палена, молитвенные дома в селах Столыпино, Семеновском, Озерно-Фольбаумском, Бобрикове, Валериановском, Богатырском, Иваницком, Светлой Поляне, Тарханах и Барскауне. Сожжены церковно-приходские школы селах Столыпино, Сазановке, Алексеевском, Озерно-Фольбаумском, Графа-Палена, Высоком и Покровском. <…> В Пржевальском уезде по имеющимся у меня данным убито 1391 мужского пола и 431 женского пола, взято в плен 176 мужского пола и 937 женского пола, хотя еще эти сведения не полные…»

[7] Подробнее об этом – в статье монахини Сергии (Королевой) «История киргизского мятежа 1916 года в описании Семиреченского духовенства».

[8] Монахиня Сергия (Королева) уточняет: «Он был взят 12 августа в плен и уведен в горы вместе со своей семьей: женой Верой и дочерьми – 5-летней Людмилой и грудным младенцем Ольгой. Отец Иоанн был острижен и расстрелян после разных мучений и отказ перейти в мусульманство. Также убита его дочь Людмила. Жена с младенцем Ольгой бежала из плена в ночь на 14 сентября». С той же дикой жестокостью были замучены пять монахов и два послушника Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Небо начинается на земле Небо начинается на земле
Памяти священномученика Философа Орнатского
Небо начинается на земле Небо начинается на земле
Памяти священномученика Философа Орнатского
Ольга Майер
Пока убивали Николая и Бориса, отец их, встав на колени, горячо молился об упокоении их душ – читал отходную.
Священник Иоанн Корнильев: от тихого счастья к безвестной могиле Священник Иоанн Корнильев: от тихого счастья к безвестной могиле
Наталия Корнильева
Священник Иоанн Корнильев: от тихого счастья к безвестной могиле Священник Иоанн Корнильев: от тихого счастья к безвестной могиле
Из воспоминаний о прадеде
Наталия Корнильева
Им, ещё не ведающим грядущих страшных испытаний, та жизнь могла казаться и тяжёлой...
Подвижник земли Донбасской Подвижник земли Донбасской
Памяти свящ. Николая Добровольского († 1937)
Подвижник земли Донбасской Подвижник земли Донбасской
Памяти мученика за веру священника Николая Добровольского († 1937)
Протоиерей Александр Авдюгин
Квартиру отец Николай обставил иконами и крестами и начал тут проводить богослужения и совершать Таинства. Вскоре по доносу на него было открыто следствие.
Комментарии
Галина И.13 сентября 2023, 08:52
Я родилась и выросла в Киргизии, в русско- украинском селе, которое возникло ещё в 1914г в результате Столыпинской реформы. Никакого давления и агрессии со стороны властей и жителей окрестных поселений не было. Приезжал батюшка, не знаю, откуда. Но подобную дикую жестокость и ужасы мне пришлось испытать в 1993г.в Ошской области, когда началась гражданская война между местными жителями.Домой из г.Ош я вышла благодаря Богу и Божьему чуду. Об этом я написала рассказ "Путь длинною в жизнь",напечатанный в одном из христианских журналов.Через год мы семьёй чудом Божиим выехали оттуда, все бросив. Никакого зла не таю.Там давно уже очень много христиан-киргизов. Царствие Небесное всем новомученикам!
Татьяна 12 сентября 2023, 19:01
Спасибо! Настоящие подвиги! Очень тяжело осмыслить, что православные убивают православных. Сященомученик Евстафий моли Бога о нас! Марина,помощи Божией Вам в трудах. Жду дальнейших публикаций.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×