Немудрое Божие премудрее человеков
(1Кор. 1,25).
Евфросиния Колюпановская Люди, ищущие спасения души, разными путями идут к Богу: миряне стараются жить по заповедям Божьим, некоторые поступают в монастырь, и лишь немногие берут на себя великий подвиг юродства Христа ради, то есть изображают мнимое безумие при полном здравии ума. Широко известны имена русских юродивых святых – Василия Блаженного, Ксении Петербургской, блаженной Паши Саровской. Сегодня речь пойдет об удивительной судьбе блаженной Евфросинии Колюпановской (Алексинской).
Матушка Евфросиния (при Святом Крещении получила имя Евдокия) родилась в 1758-м году в семье князя Григория Ивановича Вяземского. В 1764-м году, когда ей исполнилось 6 лет, родители определили княжну в только что открытый Санкт-Петербургский Смольный институт благородных девиц – закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей знати. Здесь воспитанницам преподавали арифметику, историю, географию, физику, французский язык, изящные искусства. В 1776-м году восемнадцатилетняя выпускница Евдокия Вяземская была пожалована во фрейлины ко двору Императрицы Екатерины Великой. Как рассказывала позже сама Евдокия, в ее обязанности входило «развлекать скуку Императрицы». Вращаясь в высшем свете, она познакомилась с полководцем А.В.Суворовым, князем Ю. В. Долгоруковым, будущим московским градоначальником, и подружилась с его дочерью Варварой.
Но роскошная придворная жизнь была ей не по душе. Она с детства мечтала посвятить себя служению Богу. Воспользовавшись пребыванием императорского двора в Царском Селе, она вместе с двумя подругами-фрейлинами (М.Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили платья на берегу одного из царскосельских прудов, чтобы их считали утонувшими, и, одевшись крестьянками, бежали. Они бежали от земной Царицы, чтобы служить Царю Небесному. Более 10 лет Евдокия скиталась по различным монастырям, в которых за послушание трудилась на скотном дворе, пекла просфоры. Так она подготовила себя к высокому молитвенному подвигу.
Они бежали от земной Царицы, чтобы служить Царю Небесному
В 1806-м году в Москве она добилась встречи с митрополитом Платоном (Левшиным), который благословил её на трудный подвиг юродства. Мудрый архипастырь направил княжну с рекомендательным письмом в Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Вполне возможно, что именно тогда и совершился постриг Евдокии с наречением имени Евфросинии. В письме митрополит поведал игуменье Дионисии о высоком происхождении Евфросинии. Игуменья милостиво приняла новую насельницу и поместила ее в сестринский корпус. Однако вскоре Евфросиния, ища уединения, поселилась в тесной избушке на месте монастырских погребов, где и прожила в полном одиночестве почти 40 лет, подвергаясь со стороны окружающих насмешкам, ругательствам, лишениям и даже побоям, которые она переносила с глубоким, истинно христианским смирением.
Старица Евфросиния Святая Евфросиния пребывала в постоянной молитве. Обычно она молилась в часовне, находившейся рядом с монастырем, а на церковные службы приходила в монастырский собор. Исповедовалась монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год, в Великий Четверг. По ночам Евфросиния бродила вокруг монастыря и пела псалмы. В день празднования Крещения Господня ходила вместе с крестным ходом, совершаемым из Серпуховского собора на реку Нару, и погружалась в «иордань» в верхней одежде, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!» Одежда на ней сразу же замерзала, а она, босая, шла в ней в свою убогую келлию.
За её смирение и молитвенные труды Господь послал старице дар прозорливости. Так, например, она предсказала февральский переворот 1848 года во Франции, положивший конец правлению короля Луи-Филиппа, и восстановление Империи Наполеоном III (1852), Крымскую войну (1853–1856), оборону Севастополя (1854–1855 гг.). Предсказывала она и многие события из семейной жизни приходивших к ней людей. Обладала блаженная, по милости Божией, и даром исцеления. Это привлекало к ней людей, нуждавшихся в исцелении, утешении или добром совете. Больных, обращавшихся к ней за помощью, она лечила травами, собранными ею в лесу.
Больных, обращавшихся к ней за помощью, она лечила травами, собранными ею в лесу
Строгая по отношению к себе, всегда и во все себя ограничивавшая, блаженная не могла спокойно взирать на людское горе, страдания и скорби. При виде обрушившейся на человека тяжелой невзгоды она всегда спешила к несчастному со своей молитвенной помощью. Однажды в Серпухове и его окрестностях случилась страшная засуха: трава выгорела, земля потрескалась, люди изнемогали от жары, скот падал от голода. В один из знойных дней к игуменье пришла старица и говорит: «Чего сидишь? Сейчас зови священника! Пойдем в поле молиться!» Игуменья повиновалась, и сразу после молебна полил сильный дождь, напоивший землю.
Строгая подвижническая жизнь блаженной старицы Евфросинии была хорошо известна и Московскому Митрополиту Филарету (Дроздову), который, посещая Серпуховской Владычний монастырь, подолгу беседовал с Евфросинией. Когда она принимала у него благословение, то благоговейно целовала его руку; святитель же, в свою очередь, лобызал руку старицы.
Евфросиния не ходила на сестринскую трапезу, а с монастырской кухни брала лишь хлеб да квас; изредка пила чай. Спала полулежа на голом полу и лишь 2 часа в сутки. Одевалась во власяницу – рубашку из толстого сукна, поверх которой надевала ветхий капот, а в зимнее время – мужской тулуп. В праздничные дни Евфросиния надевала кафтан из домотканого сукна. С её разрешения был нарисован её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила тяжелые вериги – железную цепь с большим медным крестом. Волосы её были коротко острижены; иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, даже зимой. Летом топила печь, а зимой в её хижине стоял холод.
На теле под одеждой она носила тяжелые вериги – железную цепь с большим медным крестом
Любя животных, в своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трех собак, кур и индеек. Спала на полу вместе с собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала: «Я хуже собак». Со своими питомцами она разговаривала, как с людьми. Прилетал к ней и ворон, которого матушка кормила. Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то в открытое окно бросил горящий пук соломы. Старица, тушившая пожар, получила сильные ожоги и после этого 6 недель лежала, не получая помощи от людей. И только ее верный друг-ворон приносил ей в клюве ягоды и кусочки хлеба. Так как блаженная никогда не убиралась, то в избушке стояло зловоние. Когда московская игуменья ее спросила: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!» – она засмеялась и ответила: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».
Однажды блаженная сидела на лавке возле монастырской ограды. Проходившие мимо молодые парни стали бросать в нее камни и палки. Она встала, подошла к ним со словами: «Нуте, бейте, плюйте в меня!» Те отвернулись и отошли.
Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем
Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона подошла к Москве и французские войска остановились близ Владычного монастыря, французские офицеры, увидев странно одетую женщину, стали издеваться над ней и неожиданно в ответ на оскорбления услышали отповедь на чистейшем французском языке. Изумленные, они извинились и ушли.
Враг рода человеческого посеял неприязнь к блаженной в сердце новой игуменьи, и блаженной на старости лет пришлось в 1845-м году переселиться из Серпухова в село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии. Из Владычного монастыря Евфросиния взяла с собой только икону Иисуса Христа. Местная помещица Наталья Алексеевна Протопопова полюбила старицу, построила ей отдельный домик, вокруг него насадила деревья. А блаженная поселила в ней корову, которую ей подарили почитательницы, а сама облюбовала маленькую каморку во флигеле, где, как и в монастыре, поселила животных. Здесь святая провела последние 10 лет жизни, поэтому ее и стали называть Евфросинией Колюпановской (Алексинской).
Но и в Колюпанове Евфросинию не оставляли посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления. Тяготясь людской славой, Евфросиния уходила за версту от Колюпанова, к глубокому оврагу на берегу Оки, где погружалась в молитву. По дну оврага протекал ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 1840-х годах подвижница собственными руками вырыла небольшой колодец. Когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: «Берите воду из моего кладезя, и будете здоровыми». В 1848-м году повсеместно свирепствовала холера, ежедневно унося множество жертв, а в приходе села Колюпанова, по молитвам блаженной старицы Евфросинии, даже общая смертность была, как свидетельствуют хранящиеся в церковном архиве метрические книги, меньше предыдущих и последующих лет.
Блаженная Евфросиния на смертном одре
В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель, что и произошло в конце ХХ века.
«Два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: ‟Евфросиньюшка, пора тебе к нам!ˮ»
За три недели до кончины блаженная Евфросиния рассказала о видении: «Два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: ‟Евфросиньюшка, пора тебе к нам!ˮ» Известие о том, что старица предрекла свою смерть, быстро распространилось по округе, и жители стали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила крестики, иконки, одежду. 3 июля 1855 года старица причастилась и мирно скончалась. Те, кто был рядом, вспоминали, что в эту минуту комната наполнилась благоуханием. Она была похоронена в монашеском облачении внутри местного деревянного храма. Погребение совершали 7 священников. Над могилой была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на которой по благословению Московского святителя Филарета было начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». По указу Тульской духовной консистории от 7 ноября 1909 года при церкви была заведена особая книга, где записывались случаи исцеления по молитвам к Евфросинии Колюпановской. Уже через год в книге было собрано 55 подобных свидетельств. В 1931-м году Казанский храм сгорел, погребение и колодец пребывали в запустении.
Евфросиния Колюпановская, икона Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, она переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. Однажды по молитвам к блаженной у Анастасии Ивановны прошла сильнейшая ангина. В 1959-м году А.Цветаева поехала в Тульскую область, разыскала источник блаженной старицы Евфросинии. С тех пор ежегодно, вплоть до самой смерти в 1993-м году, она ездила на этот благодатный источник.
Православная подвижница Евфросиния была канонизирована в 1988-м году как местночтимая святая Тульской епархии в лике блаженных.
В 1996-м году на месте сгоревшего храма в честь Казанской иконы Божией Матери был возведен одноименный каменный храм, в котором над захоронением Евфросинии Колюпановской поставлена мраморная рака, над ней – икона блаженной старицы Евфросинии. От мощей и на источнике, ископанном подвижницей, в настоящее время совершаются многочисленные исцеления. 16 июля 1995 года, как и предсказывала святая Евфросиния, при Казанской церкви был учрежден Казанской иконы Божией Матери женский монастырь.
Дважды в год – 16 июля и 8 октября – в дни памяти святой в Свято-Казанском монастыре села Колюпаново совершаются соборные богослужения, молебны с акафистом на гробнице, проходят крестные ходы к святому источнику, которые привлекают множество паломников.
Святая Евфросиния Колюпановская, моли Бога о нас!
Дивен Бог- во Св.Своих!
Св.Блаж.Ефросиния, моли Бога о нас!