Рождество Христово, фреска. Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Ок. 1350 г.
Возлюбленные служители святого алтаря,
возлюбленный народ Божий!
Рождество Спасителя с самого начала было знамением, вызвавшим много пререканий, по пророческому слову праведного Симеона (см.: Лк. 2: 34). Ирод совершил истребление младенцев, город Иерусалим пришел в смятение, а Дева Мария с Младенцем на руках вместе с праведным старцем Иосифом бежали в Египет и стали изгнанниками.
Радость и тайна воплощения Сына Божия открылась лишь нескольким пастухам, трем волхвам, пришедшим издалека по указанию звезды, да небесным силам, а вышеестественное Рождество и вовсе произошло в полной безвестности, на овчем дворе в окрестностях Вифлеема, не так далеко от многолюдного города Иерусалима.
Нам представлены, таким образом, две параллельные истории: в то время как царства, правители и отдельные люди преследуют свои узкие интересы, угнетая слабых и страждущих, в смиренных яслях возлегает Сам Господь, сошедший к нам для нас, чтобы избавить нас от скорби, боли, жестокости, в которых мы бессильно мечемся.
Сегодняшний мир ничем не отличается от исторического мира императора Августа и царя Ирода
Сегодняшний мир, возлюбленный брат и возлюбленная сестра, ничем не отличается от исторического мира императора Августа и царя Ирода. Теперь тоже нет места для душевности. Этот мир душевно слеп. У него нет глаз для Бога и ближнего. И наша душа ожесточается, делается эгоистичной и наконец убивает в нас стремление к небесам.
Православные христиане, мы живем во времена великих смятений. Миновал кризис пандемии, теперь начался кризис войны на Ближнем Востоке, нам не умолкая твердят об энергетическом, экономическом, климатическом кризисах, но самый сильный кризис нынешнего мира — это кризис внутренний, вызванный войной, полыхающей в сердце человека. Там, в твоем сердце, дорогой брат и дорогая сестра, идет решающая битва между добром и злом, между истиной и ложью, между светом и тьмой. Весь этот грохот, все эти бомбардировки, реальные и виртуальные, призваны отдалить нас от нашего собственного естества, от нашего глубинного «я», сделать глухими для биения своего духовного сердца, но податливыми и подконтрольными для тех, кто хочет господствовать над миром подобно неким самопровозглашенным богам.
О ком же печалится твое сердце, дорогой брат? И о ком печалится твое сердце, дорогая сестра? Вот вопрос, о котором мы с вами с болью размышляем в это Рождество. Другими словами, какие мысли почти всегда заполняют твой ум и занимают внимание? Живы ли мы еще душой? Болит ли у нас душа за ближнего? Готовы ли мы нести немощи друг друга: мужа, жены, ребенка, родителей (Гал. 6: 2)? Полно ли наше сердце понимания и христианской любви хотя бы к ближним?
Главный вызов, с которым мы сталкиваемся сегодня, - это охлаждение любви
Дорогие мои, главный вызов, с которым мы сталкиваемся сегодня, - это охлаждение любви (см.: Мф. 24: 12), которое происходит по причине множества зол, совершающихся вокруг, и по причине нашего нерадения о своей душе. А когда сердце охладевает и более не любит Христовой и жертвенной любовью, мы чувствуем себя подавленными, лишенными истинной радости, одинокими и отчужденными, сиротами, бессмысленно бредущими по абсурдной вселенной, привязанными только к эфемерным наслаждениям и удовольствиям, превращающимся в наш наркотик, с помощью которого мы стараемся забыть о себе и о бремени нашего существования.
А самым очевидным признаком этого душевного кризиса является одиночество. Мы чувствуем себя одинокими даже в кругу семьи. Одинокие вместе, погруженные каждый в свой экран телефона или планшета. Одинокие и непонятые, одинокие и вечно недовольные. И это чувство еще больше обостряется у нас, румын, живущих в рассеянии, в чужой стране, вдали от отчего дома и тех мест, где проходили наше детство и юность.
Чтобы любовь оставалась живой, она должна быть подобна любви Бога нашего, пронесенной до креста и по ту сторону креста и смерти. Она должна быть безусловной как любовь матери. «Оружие пройдет Тебе душу», — сказал праведный пророк Симеон Пресвятой Деве Марии, держащей на руках Младенца (см.: Лк. 2: 35). Меч пройдет и твою душу, если будешь любить по-настоящему.
О мать и отец, брат и сестра, сын и дочь! Нелегко видеть, как дорогие сердцу люди упорно ходят по опасным путям. Нелегко нести бремя отверженности и даже притеснения со стороны своих же ближних. Но всё становится спасительным, когда мы осознаём, что это — наше предназначение и спасение, наше и тех, кто рядом с нами. Когда мы убеждаемся, что этим страданием любви мы, каждый в свою меру, становимся причастными великой любви Матери Божией и искупительной любви Ее Сына.
Возлюбленнейшие мои, нам надо выбрать между двумя страданиями: проистекающим из эгоизма и себялюбия — и альтруистическим страданием из любви к Богу и ближнему. К первому нас подталкивает весь мир, всё, что окружает нас телесно и душевно. Ведь нынешний мир — это мир идолопоклонства, а великим идолом, новым Ваалом в нем восседает «я», эгоцентризм, которому мы приносим в жертву всё: свою страну, общество, семью, душу.
А ко второму нас смиренно призывает Христос Спаситель, Еммануил, родившийся ныне для нас и воспринявший наше человеческое естество. И когда мы бываем немного внимательней, когда нам удается укрыться от окружающего безумия, от ослепляющих плясок света и оглушающих звуков, которыми нас ошеломляют мимолетные эфемеры, тогда снова чувствуем, как бьется наше духовное сердце. Чувствуем, как Божественный Младенец приводит нас в себя, распахивает перед нами дверь, открывает в глубине нашей души забытое окно к небу.
Будем же уверенно шагать к этому светозарному островку неба, испрашивая помощи у Пречистой Девы Марии, через душу Которой прошел меч испытаний, но Которая все их преодолела на радость Сына Своего.