В железных объятиях гуманизма. Часть 2

Записки катехизатора

Часть 1

Homo religiosus[1]

Гордость – это стержень гуманиста, сердцевина его существования, которая даже при смене мировоззрения остается в виде внутренней установки, мироощущения. В советское время эта установка звучала как «человек – это звучит гордо», в наши дни она приняла форму призывов к повышению самооценки, без которой ты якобы ничего серьезного не достигнешь. И это – болезнь всеобщая, лишь степени разнятся.

Конечная цель гуманизма – атеизм, отвержение Бога. Но, странное дело, даже атеист зачастую чувствует свою несамодостаточность и, отвергая Бога, явно творит себе богов, причем из чего угодно – из спорта, кулинарии, искусства, литературы, науки, профессии… Вот несколько ярких примеров.

Армен Джигарханян, актер:

«Я… не нуждаюсь в Боге. Я не нуждаюсь ни в Иисусе, ни в Иуде, потому что живу конкретно своей жизнью. У меня нет идолов. Мои идолы – Чехов, Достоевский…»[2].

Человек отрицает необходимость Бога и утверждает почитание идолов

Удивительное и неслучайное признание: человек отрицает необходимость Бога и утверждает почитание идолов (а ведь в идола можно превратить что угодно и кого угодно).

Олег Куваев, геолог, писатель:

«О чем роман? Внешне – это открытие золотоносной провинции… Внутренне же это история о людях, для которых работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: кодекс порядочности, жестокость, максимализм и Божий свет в душе. В принципе, каждый уважающий себя геолог относится к своей профессии как к Символу веры»[3].

Налицо – вполне искреннее исповедание новой веры и основанной на ней новой нравственности.

Анатолий Букреев, альпинист:

«Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они – храмы, где я исповедую мою религию»[4].

А здесь мы находим, кроме исповедания новой веры, еще и заменитель религиозного культа, в который превратилась, казалось бы, вполне светская деятельность.

Приведенные цитаты отражают распространенное мировоззрение человека, не имеющего веры в Единого истинного Бога, что само по себе – явление древнее, собственно, просто очередная форма язычества.

«Эллинская ересь»

Святитель Григорий Палама называл описанный выше феномен «эллинской ересью»:

«Пусть твоими учениями будут учения веры, а не знания о величине и движении неба и небесных тел и обо всем, что от них происходит, не знания о земле, спрятанных в ней металлах и самоцветах и о том, что случится в воздухе от сугубого испарения. Отдавать все силы и старания познанию подобных вещей есть эллинская ересь»[5].

Как видно из приведенной цитаты, святитель называет «эллинской ересью» не сами мирские знания и виды деятельности, но то мировоззрение, в рамках которого эта деятельность становится для человека смыслом и главной целью его жизни.

Российское общество еще в начале XX века страдало от этой болезни. Вот, что говорил в 1909-м году будущий священномученик Иларион (Троицкий) о духовном состоянии своих современников-соотечественников:

«Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое, даже более опасное, идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли»[6].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости ясного понимания состояния современного общества для продолжения церковной просветительской работы. При этом нельзя забывать, что гуманистическое мировоззрение проникло во все поры этого общества, и все мы в той или иной степени пропитаны гуманистическими идеями и чувствами.

Гуманистическое мировоззрение проникло во все поры общества, и все мы в той или иной степени пропитаны гуманистическими идеями и чувствами

По этой причине, как Антон Павлович Чехов представлял образцом для подражания человека, который «выдавливает из себя по каплям раба»[7], так и современному христианину необходимо «по капле выдавливать из себя» гуманиста, затаившегося на духовном, физическом, ментальном, витальном, генетическом и на всех имеющихся у нас уровнях существования. А для этого нам нужно не много не мало – вернуться к нашему предназначению, к исполнению слов Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), то есть в нашем случае – отвергнув соблазн либерально-гуманистических (а по сути – языческих) идей и чувств, подняв крест скорбей и трудностей повседневной жизни, «двумя ногами, то есть смирением и любовью»[8], следовать за Христом путем исповедания православной веры и исполнения Его святых заповедей. И лишь идя этим путем, мы сумеем избежать столь же заманчивых, сколь и губительных, поистине – «железных объятий гуманизма».

(Продолжение следует.)

Андрей Горбачев

19 января 2024 г.

[1] Человек религиозный.

[2] «Армен Джигарханян о религии и вере в Бога». – https://dzen.ru/a/X7AOxLMhYzk3MsH1

[3] Куваев Олег. Территория. М.: Паулсен, 2020, изд. 2-е, переработанное. – 284 с.

[4] Астафьева Е. «Горы – храмы, где я исповедую мою религию»// Дилетант. – https://diletant.media/articles/28163914/

[5] Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М.: Канон+, 2014. – С. 10.

[6] Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения. / Вступ. ст. мон. Софии: Житие сщмч. Илариона (Троицкого). – М.; СПб: Сретенский монастырь, Знамение, 2000. – С. 119.

[7] Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину. 7 января 1889 г. Москва. - https://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi3/pi3-1313.htm?source=post_pagе

[8] Кесарий Арелатский, свт. Проповеди. Цит. по – https://bible.optina.ru/new:mk:08:34

Смотри также
В железных объятиях гуманизма. Часть 1 В железных объятиях гуманизма. Часть 1
Андрей Горбачев
В железных объятиях гуманизма. Часть 1 В железных объятиях гуманизма. Часть 1
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Современный человек, даже приходя в Церковь, несет в себе гуманистическое мироощущение, в центре которого он сам – единственный и неповторимый.
Пустой дом Пустой дом
Священник Димитрий Шишкин
Пустой дом Пустой дом
Священник Димитрий Шишкин
Любовь, преданность – все это действительно высоко и прекрасно, но только если освящено, озарено высшей правдой, высшим, духовным смыслом. А высший смысл состоит в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться с Богом и знать, что истинное значение всех наших страданий и потерь, их смысл и цель – откроются потом… после. Только нужно запастись терпением. Но для этого надо в это «потом» верить и не отчаиваться, чтобы не потерять все.
Недочеловечество Недочеловечество
Иером. Серафим (Роуз)
Недочеловечество Недочеловечество
Иеромонах Серафим (Роуз)
Поэты и драматурги, художники и скульпторы провозглашают, что мир — неорганизованный хаос, и так изображают его в своих произведениях.
Комментарии
Алла24 января 2024, 00:57
Татьяна, отвечайте по существу. В Библии, как и в святоотеческой литературе, очень часты описания грехов человеческих, в назидательных целях. Почему в этих же целях нельзя писать о грехах в современных статьях?
Татьяна 22 января 2024, 10:43
Алла, Святое Писание отличается от этой статьи. Я думаю не нужно писать почему. И автор, я думаю, тоже не претендует на сравнение своих статей со Святым Писанием.
Галина И.21 января 2024, 18:43
И еще. А каково Божье мировоззрение в отношении человека? «Что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр.2,6-7). «Справедливо он[человек]явился последним, как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все» (св. Амвросий Медиоланский). «Бог даром дает Себя верующим, в краткое время человек делается наследником Божиим, Бог вселяется в теле человека, и Господь имеет у Себя прекрасную обитель- человека!...Итак, душа, последующая слову Господню, должна-по написанному- с радостью взять на себя крест Господень...» (прп.Макарий Великий).
И.21 января 2024, 14:14
Гуманисты не скрывают, что не верят в Бога. Зачем так много слов для их "обличения", к тому же когда основные аргументы базируются на подмене понятий: атеизм не язычество, а язычество не атеизм. Атеизм не конечная цель гуманизма, а объединяющее начало, люди сразу декларируют, что отвергают все божественное и сверхъестественное в отличие от религий. И то, что автор пытается выдать за новые религии, в православии называется страстью, она же зависимость от или влечение к какому-либо одушевленному или неодушевленному объекту, виду деятельности. И справедливости ради, люди, постоянно остающиеся один на один со стихиями, и люди, привыкшие к комфорту, смотрят на одни те же вещи/явления по-разному.
Александр21 января 2024, 13:59
Вот если бы мы действительно менялись, тогда да, а так топчемся на месте и ждём пинка. Хорошая статья.
Алла20 января 2024, 23:48
Татьяна, Библия полна описаниями "чужих грехов", так может вы и её не читаете, это недостаточно для вас благочестиво?
Галина И.20 января 2024, 22:40
Р.S.Обратимся к понятийному аппарату. ГУМАНИЗМ 1.Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма (С.И.Ожегов. Словарь р.яз.).ГУМАНИЗМ (от лат.humanus человеческий, человечный)- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию ее способностей и стремление к счастью (Словарь- справочник под ред. В.Пугачева). ТРАНСГУМАНИЗМ- совр.-е философское и культурное мировоззрение, в основе которого- радикально новый подход к человеку как началу нашей эволюции.
Татьяна 20 января 2024, 12:43
Согласна с Ольгой. Зачем приводить в пример чужие идолы? Это духовно не обогащает. А вот примеры из жизни святых, высказывания благочестивых людей помогают ориентировать нашу жизнь. Мне не приятно, когда рассматривают чужие грехи. Человек меняется, и может пересмотреть свои слова и взгляды. А тут получается уже выносится приговор.
Антон20 января 2024, 11:30
Св. Лука под гуманизмом понимал человеколюбие. Автор этой статьи под гуманизмом понимает мировоззрение, ставящее человека на место Бога. Это не одно и то же. В отличие от христианского человеколюбия, человекобожие неизбежно перерастает в сатанобожие - в сатанизм. Что мы и наблюдаем в современных постхристианских обществах.
Андрей20 января 2024, 00:48
Спасибо отец Андрей за статью, подмечено точно- идолопоклонство в мировозрение, просто захлестнуло, и вопрос - что мы ставим центром в своей жизни? Может каждый человек себе задать. Как в проблемном обучение, мы находим сами решение задачи, и вы помогли сфокусировать эту задачу- и она , решая её, помогает двигаться читателям дальше. Всех благ
Галина И.19 января 2024, 23:26
2.«пересотворение» человека из образа Божьего в постчеловека с механическим типом жизни. Мудрость от Бога заменяется искусственным разумом, а реальный мир- виртуальным с помощью нанотехнологий. Об этом буквально кричат каналы ТВ, и говорить здесь об эффективности «церковной просветительской работы» и создании новых юридических законов об "оскорблении чувств верующих" уже не приходится. Чтобы изменить ситуацию, необходим согласованный, системный переход с религии прогресса на религию любви, но вряд ли это возможно: «нечестивые до самого ада не исправятся» (Сир.9,15)."И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (Мф.24,12)."Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"
Галина И.19 января 2024, 23:06
1.Спасибо за статью! В гуманизме раскрывается потенциал человечества, его определенная духовность. Человек должен пройти через гуманистическое самоутверждение. Проблема в том, что нравственный императив, утвержденный Богом в Евангелии,- это не статистический код спасения, а сложный динамический процесс, без которого любая гуманность заходит в тупик. Совесть, знания и талант+ трудолюбие и дела милосердия+ любовь к Богу и ближнему- вот условия нашего спасения, нашей будущности. В противном случае все идет наоборот. И сегодня по всей планете осуществляется стремительный ПЕРЕХОД ОТ ГУМАНИЗМА К ТРАНСГУМАНИЗМУ с его грозным и ужасающим дыханием бездны. Конечная цель трансгуманизма- это улучшение
Андрей Горбачев19 января 2024, 22:02
Ольга, спасибо за цитату! Сам термин "гуманизм" имеет несколько значений. На бытовом уровне он воспринимается в наши дни как просто человечность. Но в статье идет речь о движении и идеологии гуманизма как философии, мировоззрении и заменителе религии, в частности - христианства. А цитата свт. Луки скорее подтверждает то, что озвучено в статье, поскольку Святитель явно своими словами противостоит идеологии именно гуманизма.
р.Б.Victor19 января 2024, 20:02
Быть со Христом ! - И вся грязь-шелуха отвалится!
Ольга19 января 2024, 19:19
Гуманизм,как и морально-нравственные категории,имеет христ-кую природу.Другой вопрос,что светский гуманизм не идет дальше любви к человеку-ложной человечности.Мне представляется каким-то усеченным взгляд на проблему.Это очень большая тема.И было бы уместнее процитировать не А.Джигарханяна и О.Куваева,а,напр.,Н.Бердяева или свт.Луку Крымского:«Евангелие есть провозвестие подлинного высочайшего гуманизма.Гуманизм,то есть любовь к человеку,к человечеству,естественно вытекает из Евангелия,как из своей основы...Христос—Сын Человеческий!В этих словах—норма христианской религии как высшего проявления гуманизма.«Человечность»!Это и является характерной чертой религии,основанной Сыном Человеческим".
Татьяна 19 января 2024, 16:50
Интересно, а " традиционные ценности",про которые сейчас так много говорят, это идолы? В них же нет Христа. Это традиции, а традиции бывают совершенно разные, и могут совсем не относится к христианству.
р.Б.Сергий19 января 2024, 16:13
Спасибо,очень нужные и полезные,на мой взгляд,в современной жизни слова.
Александр19 января 2024, 13:42
Хорошая статья, просто о главном. А то некоторые пишут, пишут и ничего не поймёшь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×