Пасха длиной в жизнь,
или О воцерковлении в подростковом возрасте

Светлана Устименко, 1989 г. Светлана Устименко, 1989 г. В каком-то смысле христианин живет от Пасхи к Пасхе. Это заметно даже во внешнем распорядке наших дней. Мы неизменно откладываем важные затеи «в день седьмый» – день малой Пасхи, возвышаемся над суетой и вырываемся в вечность через литургию, Причастие и осознание себя частью приходской семьи. Не говоря уже о том, что нередко именно с Пасхой связаны одни из самых трогательных воспоминаний детства. Запах кулича и радостные крики людей, по-особому приветствующих друг друга на улице, – всё это, казалось бы, такое внешнее, так сильно отпечатывается в душе, что порой именно оно в свое время помогает самостоятельно и осознанно прийти в храм.

Как сказал мне недавно один родственник, воспитанный в православных традициях, но в старших классах ушедший «на страну далече» и теперь переживающий «второе воцерковление»: «Побыл я пять лет атеистом, и хватит, хочу снова в Церковь».

При этом, знаете, у каждого верующего свой пасхальный путь. У кого-то он длинный и полон самых разных впечатлений и памятных историй, а кто-то встретил в этом году свою первую Пасху. И сегодня я предлагаю поразмышлять, почему сравнивать себя на этом пути можно лишь с собой, и что делать, если кажется, что всё самое ценное и светлое в твоем пасхальном пути уже позади.

Христос – подлежащее, воскрес – сказуемое

Завтра в 1-й класс. 31 августа 1987 г. С бабушкой по маминой линии Завтра в 1-й класс. 31 августа 1987 г. С бабушкой по маминой линии Помню вот: на дворе – последние советские годы, мне почти девять, я – примерная отличница, октябренок, мечтающий о вступлении в пионерию. Три года до моего Крещения. В один из весенних дней в доме собрался женский совет – мама и обе бабушки. Они приглушенно обсуждали, можно ли купаться, стирать или же совершать другие «грязные» бытовые дела в наступающее воскресенье. В итоге пришли к мнению, что раз в грядущее воскресенье наступает какая-то там Пасха – вот уж слово загадочное, – то ничего такого делать не следует, и вообще это будет грех.

За двадцать секунд прозвучало сразу два очень странных и, как мне казалось, очень мрачных слова. «Пасха», да еще «грех» – вероятно, старшие от меня что-то скрывают! Да еще и мама несколько раз подносила палец ко рту: «Тс-с! А то Светка наслушается и начнет в школе болтать!»

Я почему-то представила, что если в этот день, именуемый таким странным словом на букву «п», кто-то из взрослых все-таки сделает что-то «грязное», то об этом непременно узнают в милиции, оштрафуют родителей, а может, и вовсе посадят их в тюрьму! Ужас! Как же было всё спокойно, а тут тебе какая-то Пасха сваливается на голову! Как без нее было хорошо – читаешь себе про пионеров-героев, с блеском решаешь задачки…

Семья у нас самая обычная, каждый на свой лад верит в идеалы коммунизма, родители работают в университете, папа и вовсе кандидат наук. Но вот чудеса: и про Пасху слышали, и слово «грех», пусть и в искаженном значении, но знакомо было.

Несмотря на мамины «тс-с!», я всё же робко спросила тогда: «А что такое Пасха?» – «Это значит Христос воскрес», – спокойно ответила бабушка с папиной стороны. Позже эта бабушка признается, что никогда в жизни не испытывала потребности в чем-то далеком и небесном, для нее важно творить добро окружающим здесь и сейчас. А вот верующих людей – да, глубоко уважает.

Как же было всё спокойно, а тут тебе какая-то Пасха сваливается на голову!

Как отличница, я быстро разложила в голове: Христос – подлежащее, воскрес – видимо, сказуемое, выраженное глаголом. Ну как же по-другому?! Только вот как понять, хорошо ли, что воскрес, или за этим, как и за стиркой с купанием, возможно, стоит какое-то преступление?!

В детской голове вихрем кружился милиционер, страшная стирка, которая, как я была почти убеждена, может обернуться потерей мамы или папы, да еще Христос, Которому «приспичило» воскреснуть. Такова была картина моего знакомства с Пасхой. Да что уж там говорить, первая и еще не наступившая Пасха! Пасха без Бога, без радости, даже без кулича. С ощущением полного тупика. Но зато моя. Моя Пасха-пролог.

«Света пришла слушать беседы, а у него там какая-то служба!»

А менее чем через три года произойдет почти курьез: не я сболтну в школе о чем-то запрещенном, а сама школа пригласит меня на уроки «мракобесия». В класс войдет завуч и сделает объявление: завтра в школу придет священник, не беспокойтесь, верующих из вас силой не слепят, а вот узнать новое о культуре и истории своего народа – почему ж, мол, и нет, милости просим желающих!

И за «домашкой» вдруг возникнет твердое желание пойти на эту встречу – не понимаю для чего, но надо! Несмотря на 6-й класс, в школу и из школы меня еще провожают старшие (это сейчас, из глубины пятого десятка, я понимаю, какая любовь и забота родителей стояли за этой отнюдь не чрезмерной опекой, а тогда я, по недалекости, немного стеснялась провожающей «свиты» и завидовала «однокашникам», бегающим в школу самостоятельно). Поэтому одной сходить на странный урок, а потом вернуться, пообедать и идти в школу на обычные занятия (мы учились во 2-й смене) у меня бы не вышло.

С одной стороны, я очень боялась маминого запрета, а с другой – никак не могла не сообщить ей о своем намерении. «А давай!» – как-то сразу, к моему удивлению, решится мама, и совсем скоро я пойму, что ей уже давно тесно среди «единственно возможной» научной картины мира.

Прот. Алексий Демидов в день Великого освящения своего храма. 5 сентября 2006 г. Прот. Алексий Демидов в день Великого освящения своего храма. 5 сентября 2006 г. На следующий день я впервые в жизни увидела священника, точнее, сразу двух священников: отец Алексий, старшая дочь которого, как окажется, учится в этой школе двумя классами старше, пригласит с собой ближайшего друга, отца Святослава. Оба станут для меня окнами в новый мир – мир, в котором не будет места официозу, маршировкам и фальши. «Если не брать во внимание странную одежду и “комканые” словечки перед уроком и после него (ну, то есть молитв “Царю Небесный” и “Достойно есть”), то, в общем-то, дядечки ничем не хуже многих других», – таков был мой первый вывод.

Мы говорили о совести, об азах церковной, такой еще далекой для меня, жизни, читали Шмелева. Там же я впервые подержала в руках Евангелие. Сказать, что я многое понимала, было бы большим преувеличением, но каждый раз, когда приближался вторник, внутри было убеждение, что я должна быть на этих беседах снова. Улыбка отца Алексия, позже ставшего моим духовником, одновременно «такого взрослого и умного» и «такого простого, как ребенок», доброго волшебника, спустившегося к нам с небес, затмевала для меня порой и саму беседу.

Но самой благодарной ученицей окажется… моя мама, сидевшая все занятия напролет на последней парте. Каждый раз, когда ребята прощались и быстренько освобождали кабинет, она подолгу обсуждала с отцом Алексием самые сокровенные вопросы и сомнения. По «случайности» в этом кабинете не будет занятий до второй смены, так что времени на разговоры будет хватать, и отвлекать тоже никто не станет.

По глупости я не очень внимательно следила за их разговорами, коротала время у доски с мелом, стирала надписи «видавшей виды» тряпкой и писала вновь. Однажды мама даже пристыдила меня дома: «Ты как смеешь перед носом священника бросать грязную тряпку?!»

Конечно, мы тогда не знали, что такое епархиальные послушания, и что это – время и силы. Зато со временем узнали, что батюшка – отец троих детей, а младшей дочери только три года. И сейчас, когда у меня самой трое детей, а младшему ребенку больше, чем четыре раза по три года, я могу более-менее реально представить его тогдашний тайм-менеджмент, в котором отдельное место – верю, что не самое последнее, – находилось и для нас с мамой.

Сейчас отец Алексий служит на другом континенте, его драгоценная матушка, с которой они душа в душу прожили более 45 лет, упокоилась на последний новый год, а та самая их младшая дочь, которой в описываемое время было три года, сейчас тоже матушка, муж которой совершает служение на том же континенте, только в другой стране, нежели сам отец Алексий.

А передо мной эти бесценные воспоминания. О том, как однажды я просидела весь урок в большом смятении, опасаясь, что мама с задней парты вдруг пожалуется батюшке на мое неидеальное поведение, имевшее место на неделе. О том, как темой занятия был Великий пост и как один юный слушатель воскликнул: «Пост – да это ж как человек стоит на посту!» Кстати, и сегодня, когда мне за 40, я не могу подобрать более точного образа для понимания сути поста.

О том, как очередное занятие пришлось на 7 апреля, а мы с мамой, как ни в чем ни бывало, стояли в школьном коридоре около заветного класса, и как проходившая мимо завуч остановилась и сказала, что сегодня Благовещение и отца Алексея ждать не стоит – он служит в своем храме. О том даже, как в душе закипела обида – «тут Света пришла слушать беседы, а у него там какая-то служба!»

А вот наступившую вскоре Пасху в тот особый год, когда мои понятия о мире так существенно расширились, – ну совсем не помню. Ни нашего семейного «ничегонеделания», которое воспринималось единственно возможным поведением в церковный праздник, ни разговоров!

Все последующие Пасхи прямо в ряд выстроились! Вот, например, Пасха двумя годами позже: трансляция из Елоховского собора, незабываемый голос Патриарха Алексия II, мои слезы радости и проникновенно так звучащие с экрана слова Златоуста, цитирующего апостола: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» И прямо думалось: «Ну правда, где же, где?! А нет их!»

Или Пасха в тот год, когда на Страстной умер дедушка, и я представляла, что и залитый светом храм, и каждое «сущим во гробех» – это устроено именно для него, для того, чтобы он слышал и видел нашу Пасху и чтобы знал, что совсем немножко еще осталось до встречи… Или Пасха на карантине, когда мне стало окончательно ясно, что ее смысл в Самом Христе и Его Воскресении, а вовсе не в том, придет ли в храм «Мое величество Я» или кто-то из моих родных… Но Пасха в год моего Крещения – прямо белое пятно.

«Я слюну сглотнула – как мне идти причащаться?!»

С. Устименко с мамой и младшей сестрой. 1 сентября 1994 г. С. Устименко с мамой и младшей сестрой. 1 сентября 1994 г. Через пару месяцев отец Алексий совершит мое Крещение и вдобавок станет моим крестным отцом. Мама сотрет со лба пот, когда я, эдакая отличница, выучу, наконец, «Отче наш» («да святится Царствие Твое… что, опять неправильно?»). Символ веры пойдет еще туже, а Евангелие и вовсе придется мне не по душе – слишком уж много в нем архаичных оборотов, язык какой-то суховатый, куча всего неясного.

Единственным, что всецело, как у Пастернака, «от гребенок до ног» захватит меня тогда в Церкви, станет богослужение. Через два года после Крещения я буду хорошо знать последование всенощного бдения, все мои проблемы с памятью куда-то резко улетучатся, а узнав, что сегодня ничто не помешает моему походу в храм (не в кино с подругами и не на гулянку!), я могла скакать от радости до потолка.

Порой я даже удивляюсь, как это меня «угораздило» полюбить Церковь в том возрасте, в котором сегодняшние подростки «пачками» уходят из храма

Порой я даже удивляюсь, как это меня «угораздило» полюбить Церковь и ее жизнь в том самом возрасте, в котором сегодняшние подростки, увы, «пачками» уходят из храма, несмотря на то, что большинство из них были воцерковлены еще в утробе матери.

Школьница-максималистка, а точнее, страшный невротик, ожидавшая результаты любой контрольной как результаты биопсии, я перенесла свое видение жизни и на церковные вопросы. К первой исповеди я исписала несколько школьных тетрадок, наивно полагая, что батюшка предоставит мне возможность воспроизвести у аналоя все «накатанное». А перед первым Причастием я в ужасе разбудила маму ночью: «Мам, случилось такое! Я слюну сглотнула – как же мне идти причащаться?! Ведь ни глотка же нельзя!»

В 11 классе. 1997 год В 11 классе. 1997 год Из воспоминаний того неповторимого периода осталось четкое ощущение, как в один миг мир стал разделен на две части: есть те, кто знает праздники, постится и ходит в храм, а есть «сидящие во тьме и сени смертной». И уж если не моя горячая проповедь, то вторым, конечно, жариться в аду! Первой жертвой моих проповеднических экспериментов станет бабушка. Не та, которая объяснила мне, октябренку, что такое Пасха, а жившая с нами мама мамы. Дедушку я поначалу немного побаивалась (хотя со временем «взялась» и за него), а вот для просвещения бабушки выделила даже специальное время после обеда. Сначала я буду читать ей вслух детскую Библию, а потом сам евангельский текст, снабжая чтение якобы собственными комментариями.

На самом деле, комментарии были не мои. История проста: когда мама поняла мои трудности в понимании Евангелия, то стала по вечерам кое-что пояснять мне, отвечать на мои вопросы, рассказывать что-то из своего церковного опыта. В итоге получалась цепочка: вечером я сама что-то узнавала от мамы, а на следующий день, следя за тем, чтобы бабушка «не увиливала» от просветительских бесед, делилась с ней духовным «инсайтом».

Мама же научила нас с сестрой молиться своими словами. Незадолго до ужина она собирала нас, обеих дочек, перед иконой, вырезанной из настенного календаря. Каждая из нас троих произносила одну-две молитвы из числа самых известных, а потом мы, дети, слушали, как мама бесхитростно молится о всех нас, о неверующем папе, как она благодарит Бога за прошедший день. Возможно, именно поэтому с тех давних времен у меня никогда не было растерянности из разряда «ой, а какую молитву читать в таком-то случае?!», я могла молиться на самоизоляции, когда храмы были временно закрыты. А еще с тех пор всегда коробило слово «вычитывать».

Уникальная школа

Былой опыт подросткового неофитства я использую двояко. С одной стороны, пытаюсь черпать вдохновение из того светлого, хотя не во всем однозначного времени. Находясь в состоянии «духовной непрошибаемости» (а это в последнее время случается всё чаще), когда слова «чаю воскресения мертвых» кажутся далекой абстракцией и вообще хочется заснуть лет эдак на сто и проснуться потом в идеальном беспроблемном мире, я даже начинаю сомневаться: я ли это была тогда? А иногда спрашиваю сама себя: «Смотри, ну вот ты слышишь тот же ирмос, который в былые годы вызывал у тебя слезы, один в один, так почему же сейчас в тебе такой холод?!»

«Тогда для тебя авансом были отверсты небеса, а сейчас, будь добра, трудись сама без всяких экзальтаций», – возразит мне нетерпеливый читатель. «Зна-а-ю», – произнесу я протяжно в ответ. И всё же мне кажется, нет ничего дурного в том, чтобы сравнивать себя с собой. Над чем-то из той давней истории можно умиляться, над чем-то добродушно посмеиваться, а что-то вот прямо брать за образец. Да, тогда были другие обстоятельства, и я была другой, но ведь тот подросток из девяностых – вовсе не двойник, это и есть я сама?!

Мы должны учиться каждый раз заново ощущать в своем сердце Пасху, иначе наша вера превратится в застывшую глину

С другой стороны, все эти разрозненные, мелкие, во многом несуразные истории приучают помнить о том, что самый главный момент – это всегда нынешний. Как бы ни было привлекательно былое, оно застыло и его нет. И мы должны учиться каждый раз заново ощущать в своем сердце Пасху. Иначе ведь и вера наша перестанет быть живой и превратится в застывшую глину.

А по поводу всевозможных сравнений скажу так: Церковь, мне кажется, это такая уникальная школа, где учеников ни с кем не сравнивают. Здесь мы спокойно учимся, становимся мудрее, совершаем свои ошибки и осваиваем свою программу. И все мы пишем свое зачетное сочинение – свою христианскую летопись, летопись своего пасхального пути. Писать ее мы обречены с радостью. И уж точно никто не скажет, что наше сочинение выходит хуже, чем у какого-то отличника.

Да, у всех учеников одинаковые образцы: святые, церковная традиция и самое главное – Христос и Евангелие. Но ежедневно доказывая на практике непреложность вечных истин, каждый из нас все равно пишет свою христианскую историю. И даже тогда, когда представляется, что всё самое искреннее и самое великое в этой истории уже позади, так важно не выпускать из рук пера.

Христос Воскресе!

Смотри также
Когда начинать учить детей Закону Божию? Когда начинать учить детей Закону Божию?
Анна Сапрыкина
Когда начинать учить детей Закону Божию? Когда начинать учить детей Закону Божию?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Вершина обучения Закону Божию – жизнь в Церкви, участие в таинствах, жизнь в ритме церковного года. Здесь теория как раз превращается в практику.
Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог»
Прот. Игорь Фомин
Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13)
Православные просветительские курсы
Протоиерей Игорь Фомин
Рождение ребенка – новый этап семейной жизни; родительский пример как главный фактор воспитания; роль бабушек, дедушек и крестных; беседы с ребенком на духовные темы; почему подростки уходят из Церкви.
Как привить ребенку любовь к Богу? Как привить ребенку любовь к Богу?
Ответы пастырей
Как привить ребенку любовь к Богу? Как привить ребенку любовь к Богу?
Ответы пастырей
О том, что делать родителям, чтобы любовь к Богу укрепилась в сердце их чада, и чего ни в коем случае делать не надо.
Комментарии
Ольга 9 мая 2024, 16:55
Какая прекрасная статья! Спасибо! Христос Воскресе!
Ксения 8 мая 2024, 08:17
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВСЕГДА И ДЛЯ ВСЕХ!!!
Дарья 8 мая 2024, 05:28
Светлана, ваш рассказ такой искренний, такой настоящий получился! Вот еще раз хочется повторить-именно настоящий!
Ольга 6 мая 2024, 19:55
Cветлана, спасибо огромное за ваш рассказ! Он мне и содержанием необыкновенно понравился, но еще и форму хотелось бы отметить - перечитала несколько раз, настолько понравился сам текст. Спасибо вам! Христос воскресе!
Вадим 6 мая 2024, 09:53
Правда одна .А путь к Ней у каждого свой...Спасибо за рассказ.! С Праздником всех! Христос Воскресе !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×