«Тело человека подобно свече, оно, как воск, сгорает медленно, светя вокруг».
(Серафим Саровский)
19 октября исполнилось бы 77 лет русскому патриоту, искренне верующему человеку, преданно любившему Россию и самоотверженно служившему ей, - народному художнику Вячеславу Михайловичу Клыкову. Академик, скульптор, общественный деятель, он все свои силы, талант, мужество отдавал служению Отечеству.
Как-то он сказал: «Силы преодолевать трудности и невзгоды мне дает любовь к своей земле, малой родине, небольшой, глухой деревеньке Мармыжи. Когда вспоминаю о ней, слезы наворачиваются на глаза — вроде, и нет там ничего примечательного: степь, перелески, но как увижу эту степь... Сразу в душе ширь открывается, физически здоровее становишься. И кажется, я все на свете смогу. Вот откуда силушка-то берется — от родной земли! Хвала Господу Богу за то, что мне довелось так счастливо родиться в самом сердце России! Мармыжи многое определили в моей судьбе...».
А вот отрывок из выступления В. Клыкова перед жителями ст. Мармыжи в 1999 г: «Дорогие мои, любимые русские люди, земляки! Даже если я кого-то не видел в лицо, приезжая сюда, я все равно знаю ваши глаза — я узнаю своих сразу, и мне так радостно и тепло. Когда еду сюда, в Мармыжи, я всегда боюсь, как бы сердце не разорвалось от любви к этой земле, полям!»
Именно здесь, в Мармыжах, истоки, взрастившие и питавшие талант Клыкова, отсюда берет отсчет и весь его жизненный путь. ...Здесь он родился, любовался тем самым откосом, сразу же начинавшимся у них за огородом, а затем спускавшимся к мосткам, где протекала небольшая речушка и где теперь пролегает каменистая, неровная дорога. По ней-то и ходил до четвертого класса Слава Клыков в стоявшую тут, у бывшей церкви, начальную школу. Во время войны в здание церкви попал снаряд, а потом постепенно развалины так и растащили на разные колхозные нужды. О своей малой родине, том месте, где он появился на свет, Клыков всегда говорил с достоинством, а однажды шутливо заметил: «Как? Киев знаешь, Париж знаешь, а Мармыжи не знаешь?! Ну ты даешь!»
В. Клыков зажег свои свечи по всей Руси Великой — свои скульптуры, более двухсот произведений, каждое из которых само по себе является шедевром национальной монументальной культуры. В целом же его творчество — глубокое осмысление многовековой истории России во всех ее ипостасях. Из воспоминаний заслуженного тренера России Константина Новикова в тот период, когда Клыков лепил из глины скульптуру советского боксера-тяжеловеса Николая Королева: «Тогда был жаркий летний день. Клыков работал с голым торсом, и я отчетливо видел, как по его спине, блестящей ог пота, под кожей перекатывались от напряжения тугие бугры мышц. Это была спина атлета, а ведь Вячеслав Михайлович тогда разменял уже седьмой десяток лет! Тяжелый труд скульптора — тут и поиск, и муки творчества да и физически намаешься, пока глины намесишь...». Прекрасный спортсмен в молодости, он знал цену побед на ринге и борцовском ковре, когда надо работать до седьмого пота на тренировках, а потом выкладываться полностью на соревнованиях. Н. Королев, который считал, что у Вячеслава Клыкова большое будущее, в боксе, хотел, чтобы его ученик достиг в спорте тех высот, которые он сам не смог покорить. Королев даже приходил к Клыкову в институт им. Сурикова на защиту диплома.
Клыков был бойцом до мозга костей. В жизни ему приходилось много сражаться. Где-то случались и обидные поражения, но вряд ли их можно было избежать. Как говорят боксеры, кто не падал после ударов, тот и не вставал! Но побед в его жизни было гораздо больше, поэтому он остается в наших сердцах именно победителем, который зачастую в непростых условиях шел к намеченным целям и достигал их. Сила таланта, сила духа и физическая сила — жили в единстве в личности Вячеслава Михайловича. Многие москвичи видели, как по утрам в мастерской на Большой Ордынке, где жил и работал скульптор, выходил во двор обнаженный «Геркулес» и выливал на себя несколько ведер ледяной воды.... А вот, к примеру, воспоминания В.М. Харина: «Клыков отличался мужеством и силой. Помню, в молодости он спокойно одной рукой поднимал гирю весом 64 кг. Вячеслав Михайлович ведь был трижды чемпионом Курской области по боксу и вольной борьбе! Он имел недюжинные физические возможности.
Вспоминала о Клыкове и его сверстница, Л.М. Воробьева: «У Славы в юности было много друзей, для которых его дом оставался всегда открытым. Все они были энтузиастами занятий спортом. В лесу, в соснах, они сами сделали борцовский ковер (вырыли большую яму и засыпали ее опилками), часто там собирались на тренировки. А мы, девчонки, крутились рядом: нам любопытно было следить за происходящим, мы гордились своей причастностью к взрослой жизни таких парней!».
...Если окинуть взглядом мощные библейские и исторические скульптуры, которыми уставил Россию наш земляк, поймешь, что слабому человеку этот подвиг был бы не под силу. Но страшная болезнь, поселившаяся в могучем организме, точила, точила его...
Вячеслав Михайлович был человек искренне верующий, чистый, честный — это придавало его таланту особый свет. Перед началом новой работы он всегда вел гвардию своих помощников в храм. Каждый клыковский монумент творился с молитвой, с Божьей помощью и освящался при установке. Созданные им произведения финансировал он сам, его друзья и спонсоры, лишь только памятник Кириллу и Мефодию был государственным заказом.
Образованность, внутренняя культура, требовательность к себе отличали Клыкова-ваятеля. Ему доверяли и даже вверяли свои судьбы, потому что знали: он никогда не сдаст и никогда не отступится! Это ценили его друзья, этого боялись его недруги. В этих поступках заключена русская национальная идея, которой Вячеслав Михайлович сам следовал и которую завещал.
Имя В.М. Клыкова непременно сохранится в историческом ряду величайших русских людей. Его дела и мысли будут привлекать к себе в каждом поколении все большее число современников, множить воинов русского духа и стяжателей русской славы !