«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Уважаемый Денис Владимирович! Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые отцы!
Уважаемые участники пленарного заседания! Дорогие братья и сёстры!
Сердечно приветствую всех участников и гостей Рождественских образовательных чтений Донецкой епархии, которые торжественно завершаются нынешним пленарным заседанием.
Традиция проведения регионального этапа этого значимого международного образовательного форума только устанавливается на Донецкой земле. Начало было положено в прошлом году, когда, как вы знаете, чтения впервые прошли в нашей Республике. Считаю важным и в дальнейшем развивать церковно-общественное и церковно-государственное сотрудничество на этой площадке. В рамках работы секций участники чтений имеют ценную возможность обменяться мнениями по актуальным вопросам, поделиться опытом, сформулировать решения наболевших проблем и программу совместных действий по их преодолению.
Конструктивный и честный диалог – это важнейшее условие движения вперёд, залог успешности и слаженности общих усилий. Особенно это актуально для нашего многострадального региона, для нашей епархии. За минувшие непростые годы, опалённые пламенем войны и отмеченные страданиями сотен тысяч жителей Донбасса, накопилось немало противоречий и вызовов, на которые всем нам предстоит дать взвешенный и, вместе с тем, честный ответ.
Тема нынешних Рождественских чтений связана с отмечаемой в грядущем году знаменательной датой – 80-летием Победы в Великой Отечественной войне. Эта тема предлагает нам не только вспомнить о событиях того тяжёлого времени и воздать честь и хвалу мужеству и героическому подвигу предков. Эта тема побуждает нас поразмышлять: а чтó МЫ вынесли из этого исторического опыта? какие духовные уроки усвоили?
Каждый раз, когда говорю об историческом опыте и уроках истории, невольно вспоминаю известные слова выдающегося русского историка XIX–начала XX века Василия Осиповича Ключевского, писавшего в своих личных заметках: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»[1]. – Суровые и жёсткие слова, которые, несомненно, требуют истолкования и осмысления. На земле Донбасса они звучат особенно пронзительно. Почему? Потому что живущие здесь русские люди – как, пожалуй, мало кто в нашей стране – хорошо знают на собственном опыте, чтó такое настоящий нацизм, над которым была одержана победа 80 лет назад в центре Западной Европе и который нагло поднял свою голову и при попустительстве властей вновь набрал немалую силу на восточной окраине бывшего Советского Союза, на территории под названием «Украина». С наследниками нацистской идеологии, пришедшими к власти после «Евромайдана», вот уже многие годы самоотверженно борются жители Донбасса, а теперь и вся наша страна, с оружием в руках отстаивая свою свободу, национальную идентичность и духовно-нравственные ценности.
Тема Великой Победы и её уроков уже поднималась ранее в рамках Рождественских чтений, посвящённых 75-летнему юбилею окончания Великой Отечественной войны. Но одно дело, когда рассуждения об этом ведутся, скажем, на другом конце страны, в более или менее благополучной и спокойной обстановке. А другое – когда находишься непосредственно здесь, на территории, граничащей с зоной непосредственных боевых действий, воочию видишь боль и страдания людей, печальные последствия войны – разрушения и потери. Здесь, на Донбассе, громче слов говорят разрывы снарядов; и убедительнее любых рассуждений – человеческие поступки, совершаемые на грани жизни и смерти. Здесь предельные вопросы из абстрактных и теоретических становятся реальными и обретают зримое выражение.
Поэтому не буду много говорить об общих вещах. Несомненно, мы с огромной благодарностью вспоминаем жертвенный подвиг наших предков, их силу духа, мужество и героизм. Это была поистине великая победа великого народа. Однако очевидно, что подвиги прошлого – вовсе не повод для самопревозношения и кичливости, духовной расслабленности и безмятежного почивания на лаврах. Не будем забывать о том, что великим народ делают отнюдь не военные успехи или социально-экономические достижения. Великим народ делают не бряцание оружием и патриотические лозунги. По-настоящему великим народ делают ценности, которыми он живёт и на фундаменте которых строит свою культурную и общественную жизнь.
Ценности же определяет вера людей. «Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки»[2]. Это слова выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина. Человек без веры вообще не может жить – вдумаемся снова в эти простые, но очень правильные слова. Русский народ не понаслышке знает, каковó это строить жизнь без Бога и к чему приводят столь опасные социальные эксперименты. История России в трагическом XX веке – красноречивое тому подтверждение.
Наш народ подошёл к 1941 году духовно обескровленным. Русская Православная Церковь была на грани полного уничтожения. Вспомним, что после очередной «безбожной пятилетки», объявленной советскими властями, к концу 1930-х годов осталось менее 1% открытых храмов на всю страну[3], на своих кафедрах оставалось всего 4 архиерея (остальные были либо расстреляны, либо умерли в лагерях, либо сидели в тюрьмах). Ни одного монастыря, ни одного учебного заведения – полная разруха церковной жизни.
Ужас войны побудил немного опомниться наш народ и власти. Мы знаем, что именно постепенное обращение к духовной традиции, к вере, к национальной исторической памяти и подвигу благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского и других святых мужей стали мощным фактором, объединившим наших предков в страшные годы Великой Отечественной войны. Власть на время ослабила гонения на Церковь.
В день нападения Германии на Советский Союз, 22 июня 1941 года, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился к пастве со знаменитым воззванием. В нём иерарх осуждал фашизм и его стремление «поставить наш народ на колени пред неправдой». Владыка Сергий призывал не падать духом и мужественно встать на защиту священных границ Отечества – тогда Господь обязательно дарует победу.
Вера – это душа народа. Объявив войну вере, народ лишают его главной опоры. Именно это мы видели и, к сожалению, продолжаем наблюдать в сопредельном государстве, в котором последовательно и планомерно выкорчёвывают всё, что напоминает о единой русской православной традиции, об общих духовно-культурных истоках всех восточнославянских народов. Но народ с «выхолощенной» исторической памятью обречён – он не имеет будущего, он, по слову Священного Писания, носит имя, будто жив, но он мёртв (Откр. 3, 1). Духовный опыт предшествующих поколений, весь исторический опыт нашего народа убедительно свидетельствует о том, что забвение истории и предательство веры приводит к национальным катастрофам.
Думаю, что нынешнее противостояние, в острой военной фазе длящееся на протяжении уже 10 лет, а в культурном отношении и ещё более, является духовным продолжением той священной борьбы, которую наш народ вёл в годы Великой Отечественной войны. Истоки современных событий лежат не только в геополитической плоскости, но прежде всего – в этой духовной борьбе за право сохранять свою духовную идентичность и беречь то, что свято для народа.
Я увидел, что здесь, в Донбассе, живут люди, для которых православная вера – это не просто дань культурной традиции, не какая-то формальность, но живая жизнь и важнейшее сокровище сердца. За это драгоценное сокровище они проливают свою кровь и претерпевают тяжелейшие испытания. Но утешающе и ободряюще звучит для них неложное обетование Христа Спасителя: «Побеждающий облечётся в белые одежды: и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя Его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3, 5). Убеждён, так и будет – Господь благословит нас прочным и справедливым миром, если сохраним верность Ему до конца.
По слову пророка Исайи, «чтó будет с народом, тó и со священником» (Ис. 24, 2). Духовенство Донбасса в полной мере разделяет все скорби трудного военного времени. И я хотел бы особо отметить подвиг и жертвенность священнослужителей, многие из которых, несмотря на разрушение своих храмов, не оставляют забот об общине, продолжают помогать нуждающимся, утешать страждущих. Господь да укрепит всех вас, мои дорогие, в ваших трудах.
Военные действия ещё продолжаются, но с изменениями линии фронта мирная жизнь уже начала возвращаться во многие населённые пункты. Пришло время собирания камней (Еккл. 3, 5), возрождения полноценной церковной жизни. Наша важнейшая задача сейчас – это восстановление разрушенных храмов и православных святынь.
Как вы знаете, недавно состоялся XXVI Всемирный русский народный собор, на котором присутствовала и делегация из Донецкой Народной Республики. Глава нашей Республики Денис Владимирович Пушилин, выступая на пленарном заседании форума, сделал особый акцент на важности восстановления православных храмов, разрушенных военными действиями. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил эту добрую инициативу. Слава Богу, что на самом высоком государственном уровне есть понимание, что именно вера является духовным стержнем и главной духовной опорой для людей. С таким настроем – в конструктивном соработничестве Церкви, светской власти и общественности – мы сможем в единстве успешно преодолеть все трудности, все последствия военного лихолетья.
Упорядочение и всестороннее развитие епархиальной деятельности – наша вторая общая задача. В прежние годы многие начинания носили стихийный характер. В экстремальных условиях военных действий, из-за нерегулярного общения по-другому, конечно, быть зачастую и не могло. Сегодня нам необходимо уже думать о созидании мирной жизни, об эффективной организации всех сторон церковной деятельности: от социального служения до духовно-просветительской, образовательной и молодёжной работы.
«Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 32), – говорит апостол Павел, то есть не смятения и беспорядка – поясняет преподобный Ефрем Сирин – но благоустроенности и порядка[4]. Чтó же в связи с этим всем нам надлежит делать? Нам предстоит опереться на накопленный огромный опыт всей Русской Православной Церкви, предстоит наладить системную работу по многим направлениям, сохранив при этом её неформальный характер, то есть действовать не «для галочки» и отчётности, а для максимальной пользы Церкви Христовой и народа Божьего.
В первую очередь, это необходимо сделать в социально-благотворительной сфере и в области духовного просвещения и взаимодействия с образовательными учреждениями. Почему это важно? «Люди, – писал Иван Ильин, – живут и верят очень часто в слепоте и беспомощности, и не знают, и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие полевой травы»[5]. Как делатели нивы Божией, мы, священнослужители Донецкой епархии, призваны к активной духовно-просветительской работе: к проповеди Евангелия и разъяснению людям основ церковной жизни и святоотеческого учения, к утверждению народа в благочестии, к созиданию крепких христианских общин, члены которых объединены вокруг общей Евхаристической Чаши и живут верой, действующей любовью (Гал. 5, 6).
Особо хотел бы подчеркнуть важность взаимодействия с военнослужащими и правоохранительными органами. Памятуя пример соседнего государства и растущее влияние неоязыческих идей в общественном пространстве и в силовых структурах – на что, в частности, не раз обращал внимание и Святейший Патриарх Кирилл – нам предстоит с большим тщанием заботиться о том, чтобы эти чуждые нашей духовной культуре разрушительные идеи, питающие политическое движение нацизма, ни в коем случае не пускали корни на нашей многострадальной земле.
Господь сподобил жителей Донбасса пройти через суровые испытания. Минувшие годы стали ценным опытом, закалившим волю и сердца. Мы знали и раньше, но теперь наше знание превратилось в горячую и искреннюю убеждённость: русскому народу жизненно нужен Христос, нужна православная вера и Церковь. Без этого всё наше существование, вся наша национальная культура и достижения теряют свою значимость.
Главное наследие победы 1945 года и – надеюсь – скорой нашей победы в нынешнем конфликте – это обновлённый взгляд на самих себя. Взгляд, пусть и уставший, но вдумчивый и серьёзный; без высокомерия и гордости, но с радостной надеждой и желанием настойчиво и созидательно трудиться ради блага Церкви, Отечества и нашего народа.
Мы же, христиане, призваны стать не только наследниками земных военных побед и достижений, но прежде всего участниками главной победы – Победы Господа нашего Иисуса Христа над грехом, над мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12). По-настоящему достойными наследниками этой Победы мы станем, если будем всегда полагать в основу нашего бытия крепкую веру, твёрдое стояние в правде Божией, великодушие и жертвенную любовь к ближним, солидарность и бережное отношение к исторической памяти. И тогда нам, имеющим такую внутреннюю силу, будут не страшны никакие внешние опасности и треволнения. Тогда мы, по слову пророка Исайи, будем торжествовать в величии Господнем (Ис. 13. 3).
Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь – истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет![6] Этими яркими и жизнеутверждающими словами святителя Московского Филарета (Дроздова) хотел бы завершить своё выступление.
Благодарю вас за внимание и желаю всем доброго здоровья, мира душевного и щедрой помощи Божией в предстоящих трудах. Господь да сподобит всех нас успешно пройти поприще Рождественского поста и в радости сердца встретить воплотившегося Спасителя мира.