Обязанности, соблюдаемые иереем при служении с архиереем литургии

ПРОСКОМИДИЯ

""Священники, назначенные к служению с архиереем литургии, должны прибыть в церковь заблаговременно, осмотреть, все ли приготовлено каждому из них для облачения. Чередной (младший) священник заблаговременно до благовеста, прочитав входные молитвы, облачается и совершает проскомидию с тем, чтобы успеть совершить ее до прибытия архиерея.

На проскомидии из заздравной просфоры на верхней ее половине вынимаются только две большие частицы (за патриарха, архиерея и за весь священнический чин), а из заупокойной — одну частицу, прочие же частицы (мелкие) из обеих просфор должно вынимать из нижних половинок, оставляя верхние части просфор архиерею для изъятия из них частиц на великом входе.

ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ И ОБЛАЧЕНИЕ

При приближении архиерея к храму производится трезвон. В это время все священники, готовящиеся служить с преосвященным, приложившись к престолу, выходят (в рясах и камилавках) из алтаря северными и южными дверями к западным дверям храма, а священник, совершавший проскомидию, выходит в облачении с напрестольным крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом. Все становятся по чину (старшие ближе к западным дверям), а священник с крестом справа впереди всех.

Когда архиерей войдет в храм и станет на орлеце, то он и одновременно с ним встречающее его духовенство исполняют молитвенное поклонение, после чего все кланяются архиерею на его святительское благословение. Иподиаконы облачают его в мантию, и архиерей произносит: «Премудрость». Старший диакон читает: «Достойно есть…». В это время хор поет: «От восток солнца до запад…», и затем медленно: «Достойно есть».

Архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», старший диакон: «Честнейшую Херувим». Архиерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…». Старший диакон: «Слава и ныне. Господи помилуй (трижды). Преосвященнейший владыко, благослови».

Архиерей, творя малый отпуст, принимает от младшего священника крест (священник, поцеловав при этом его руку, становится справа первым). Когда архиерей сам приложится ко кресту, а после него приложатся (сняв камилавки) все священники, начиная со старшего, все опять становятся на свои места, а младший священник принимает крест на блюдо. Затем все одновременно с архиереем молятся и, поклонившись ему на его святительское благословение, входят в храм в таком порядке: за диаконами идет священник, несущий крест (который проходит через амвон и северной дверью в алтарь для положения креста на престоле), за священником, несущим крест, следует архиерей, а за ним попарно встречавшие его священники. (Обычно младший священник, приняв от архиерея крест и вместе со всеми поклонившись ему, сразу же впереди всех уходит с крестом в алтарь.)

Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону).

Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне — южной дверью, а стоявшие на левой стороне — северной дверью).

ЧАСЫ И ЛИТУРГИЯ

После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью — чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем — священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови».[1] После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею.

При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство...») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение.

После возгласа: «Молитвами святых отец наших...», архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство…». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе…» делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата.

Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава…»), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата.

Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой — северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…» произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею.

Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства — впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии.

По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся…» и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

После осенения архиереем с амвона предстоящего народа, сослужащие священники, поцеловав царские врата, каждый только на своей стороне, входят за архиереем в алтарь и занимают свои места, немного поодаль от престола, чтобы архиерей мог пройти при каждении престола. После выхода архиерея из алтаря (для каждения иконостаса) сослужащие приближаются к престолу и целуют его.

В конце пения служащими в алтаре в первый раз «Святый Боже» второй служащий, взяв с престола крест, подает его архиерею, держа верх левой рукой, а низ правой; затем, при возвращении преосвященного в алтарь, принимает крест, целуя руку архиерея, и полагает его на прежнее место.

Когда архиерей отходит от престола на горнее место, все сослужащие, приложившись к кресту, отходят также за архиереем и становятся по чину, по сторонам у горнего места, старшие ближе к преосвященному; на время чтения Апостола садятся каждый на своей стороне и встают только при каждении архиерею и им.

После прочтения Апостола, первый сослужащий, поклонившись архиерею, отходит к престолу и, взяв с него Евангелие, вручает его протодиакону и возвращается опять к горнему месту, где, поклонившись архиерею, занимает свое место.

После прочтения Евангелия и после молитвенного поклонения архиерея иконе на горнем месте, первые два сослужащих поддерживают преосвященного при схождении его с горнего места и кланяются ему вместе со всеми сослужащими на его благословение.

На сугубой ектении, когда диакон произносит «О великом господине и отце нашем…» и поминает служащего архиерея, в алтаре все служащие поют: «Господи, помилуй» (трижды) и при этом кланяются благословляющему их архиерею; после чего первые двое сослужащих помогают архиерею раскрыть антиминс, оставляя неоткрытою верхнюю часть его и, исполнив это, помолясь Богу, кланяются архиерею.

На ектении об оглашенных при произнесении прошения: «Открыет им Евангелие правды», третий и четвертый сослужащие открывают верхнюю часть антиминса, после чего, исполнив молитвенное поклонение престолу, кланяются архиерею. Обычно эти же сослужащие произносят возгласы на ектениях об оглашенных и о верных: третий — «Да и тии с нами славят», а четвертый — «Яко подобает Тебе» (но иногда эти возгласы произносят первый и второй сослужащие). Возглас: «Яко да под державою Твоею» — произносит сам архиерей.

После троекратного прочтения архиереем Херувимской песни, младший из сослужащих отходит к жертвеннику и, став с левой стороны его, ожидает прихода сюда архиерея, приготовляя на двух тарелочках заздравную и заупокойную просфоры для подачи преосвященному. Когда архиерей приблизится к жертвеннику и, покадив Святые Дары, снимет с них воздух и с дискоса покров и звездицу, младший священник подает ему прежде заздравную просфору, положив на одной с просфорой тарелочке и копие, обращенное острым концом на левую сторону; после заздравной — подает заупокойную просфору. (После этого возвращается к престолу и совершает там поклонение, как его делали другие священники.)

Примечание.

По другой практике, младший священник отходит к жертвеннику во время произношения последней ектении пред Херувимской; здесь он снимает воздух, покровцы и звездицу и приготовляет просфоры. После этого он возвращается к престолу и вместе со всеми молится при чтении архиереем Херувимской песни, а затем после ухода архиерея к жертвеннику поклоняется и целует антиминс в числе других священников.

По отшествии архиерея к жертвеннику прочие сослужащие священники с непокрытыми главами подходят по двое к передней стороне престола и, став рядом, совершают молитвенное поклонение и целуют антиминс, поклонившись друг другу, отходят к жертвеннику — на правую его сторону. При этом второй сослужащий берет с престола крест (если сослужит четыре священника, если же сослужит шесть священников, то крест берет и третий сослужащий).

Когда архиерей, вынимая частицы из заздравной просфоры, помянет Святейшего Патриарха и Синод, сослужащие подходят к архиерею по старшинству и, целуя омофор на плече, произносят: «Помяни мя, преосвященный владыко, протоиерея или иерея (имя)». По другой практике имена подходящих священнослужителей называет протодиакон.

Когда преосвященный, по совершении им проскомидии, поставит на главу протодиакона дискос, первый из сослужащих приступает для принятия от архиерея потира, говорит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда…»; принимая потир, целует его верх и руку архиерея. За первым сослужащим подходит к преосвященному, то же говоря, второй сослужащий с взятым им крестом, держа его верх правой рукой, а низ левой, подает его для целования архиерею, а принимая от архиерея крест, — целует его руку. Затем, говоря: «Архиерейство твое», подходят и остальные все сослужащие священники по чину для принятия от архиерея лжицы, копия и других священных принадлежностей жертвенника (при этом целуют подающую руку архиерея).

На великий вход священники выходят из алтаря северной дверью в том же порядке, как при малом входе. На солее протодиакон, став пред царскими вратами лицом к архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков», а все сослужащие священники поворачиваются к архиерею, устанавливаясь на амвоне по обе стороны в два ряда: первый и третий на правой стороне, а второй и четвертый на левой.

После того как архиерей помянет над дискосом патриарха и все епископство православное, поставит дискос на престол и снова станет в царских вратах, первый из сослужащих, приближаясь и кланяясь архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь во Царствии Своем, всегда, ныне и присно…», подает преосвященному потир (поцеловав архиерейскую руку) и становится на свое место. То же произносят вполголоса и все сослужащие, когда архиерей над потиром помянет: «Вас и всех православных христиан...».

По входе архиерея с потиром в алтарь, сослужащие идут за ним по два в алтарь и, положив несомую ими святыню где следует, становятся на свои места. (Обычно копие, лжицу и другие священные принадлежности жертвенника принимает младший сослужащий и полагает их на свое место.)

После возглашения диаконом: «Возлюбим друг друга...», архиерей и все сослужащие, поклоняясь трижды престолу, произносят трижды: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя». После этого все сослужащие подходят с левой стороны престола и каждый целует дискос, потир и престол, произнося: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», после этого целуют правое и левое плечи архиерея, а также руку, отвечая при этом на слова архиерея: «Христос посреде нас» — «И есть, и будет». При этом первый сослужащий, а за ним все остальные священники становятся на правой стороне престола и взаимно друг у друга целуют правую руку, причем старший говорит: «Христос посреде нас», а подходящий: «И есть, и будет».

Когда все сослужащие окончат целование и займут свои места, архиерей поднимает воздух, сослужащие веют им над Святыми Дарами и над преклоненной главой архиерея. По поднятии им главы первые два сослужащие приближают воздух к архиерею для целования его; затем воздух передается младшему сослужащему священнику, который складывает его и полагает на левой стороне престола.

Во время возгласа: «Приимите, ядите…»,  «Пийте от нея…» и молитвы «И сотвори убо...» все сослужащие предстоят, преклонив свои главы и одновременно с архиереем тайно произнося те же слова (см. архиерейский Чиновник).

После возгласа архиерея: «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего…», первый сослужащий произносит: «Помяни, Господи, господина нашего преосвященнейшаго (имя) епископа (такой-то епархии), егоже даруй святым Твоим церквам в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины». И произнеся это, подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку и, кланяясь, становится на свое место.

ПРИОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН

Когда архиерей приобщится Тела и Крови Христовой, и после этого протодиакон скажет: «Протоиереи, иереи, иеромонахи и диаконы приступите», все сослужащие по старшинству подходят к архиерею для принятия от него Тела Христова с левой стороны престола со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю…», и делают каждый поклон; затем, приложившись к престолу с передней его стороны, каждый произносит: «Преподаждь мне, преосвященнейший владыко, иерею (или диакону) (имя) Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и приемлет на крестообразно сложенные свои руки Тело Господне, целуя при этом правую руку архиерея и омофор на его левом плече и говоря (на слова архиерея «Христос посреде нас»): «И есть и будет». Все, принявшие Тело Господне, отходят на свое место к престолу прежним путем (чрез горнее место) и становятся кругом престола, начиная с его правой стороны, в порядке старшинства. Молитву «Верую, Господи, и исповедую…» все произносят одновременно с архиереем, когда он ее читает пред приобщением.

После приобщения Тела Христова архиерей приобщает всех священников (а по другой практике и диаконов) Крови Христовой. К чаше священники приступают один за другим с правой стороны престола в том порядке, в каком подходили все для получения Тела Господня. Каждый, подходя к чаше и говоря: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», делает поясной поклон. После этого, обращаясь к архиерею со словами: «Преподаждь мне, преосвященнейший владыко, иерею (имя) Честную и Животворящую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и взяв илитон в руки (держа один конец его левой рукой около уст), приобщается из чаши из архиерейских рук, сам придерживая (правой рукой) только нижнюю часть чаши. По причащении каждый священник отирает уста и края потира илитоном и целует край потира, кланяется архиерею и отходит для чтения благодарственной молитвы.

По прочтении благодарственной молитвы: «Благодарим Тя, Владыко...», все отходят к жертвеннику и умывальнице (для принятия теплоты и антидора), кроме первого сослужащего. Первый сослужащий, после своего приобщения, обойдя престол, становится с левой его стороны, ожидая, пока окончит архиерей приобщение священников и поставит чашу на престоле. По приобщении священников, когда архиерей осенит архиерейским благословением первого сослужащего, он приступает к приобщению диаконов Крови Христовой (если их не причастил архиерей) и, исполнив приобщение диаконов, раздробляет Святой Агнец для приобщения верующих, после чего, сделав поклон преосвященному, отходит к жертвеннику.

Пред открытием царских врат все сослужащие священники занимают около престола свои места, а после последнего каждения преосвященным на Святые Дары и по поставлении им дискоса на главу протодиакона, первый сослужащий принимает от архиерея чашу, отходит с нею по обычаю к царским вратам для возглашения: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а затем идет к жертвеннику, чтобы поставить на нем святую чашу.

При возглашении архиереем: «С миром изыдем», младший из сослужащих, поклонившись к престолу и затем архиерею, выходит для прочтения заамвонной молитвы, по исполнении которой входит в алтарь и, на своем месте также исполнив молитвенное поклонение престолу, кланяется архиерею.

После отпуста литургии все прикладываются к престолу и отходят для разоблачения.


Купить эту книгу можно
""
в розничном
магазине
«Сретение»
  ""
в оптовом
интернет
магазине



[1] В Синодальный период предписывалось священнику произносить еще и измененный возглас: «Молитвами святаго владыки нашего…» (вместо: «Молитвами святых отец наших»). Но такое изменение не имеет под собою уставно-литургического основания.

Гермоген Шиманский

Литургика: Таинства и обряды

12 июня 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×