Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

Письма к клирикам

Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

""Агафону, епископу

Люди, не зная, может быть, будущего, отчаиваются в спасении тех, которые живут до безмерности порочно. Бог же не оставляет надежды, пока не умрут они, но, взирая на последующее, тем более их увещевает и призывает.

Анастасию, епископу

Светило великой Византийской Церкви или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и бескровной жертвы, не бывает оставляем Ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам — всем, раздающим Тело и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной литургии, и сами, утратив сей Божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать другим знаки, или стоять, качаясь со стороны на сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: благоговейны, а не небрежны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31).

Вевиану, епископу

Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие божественный апостол называет телесное упражнение. Благочестие же, говорит он, на все полезно (1 Тим. 4, 8); и оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести наконец постоянную чистоту ума.

Евфимию, епископу

Сатана во всякое время старается затруднить душу в стремлении к лучшему, а наиболее во время молитвы употребляет многие способы и внушает тысячи помыслов, отвращая ум от предположенного и приводя его в кружение и парение, чтобы человек с пустыми недрами отступил от Всесовершенного. Ибо в точности знает лукавый, что великие дела возможно совершить тому, кто без развлечения молится Богу, и потому каким бы то ни было, разумным или неразумным, способом усиливается привести ум в кружение. Но мы, зная это, будем противоборствовать нашему врагу и, когда станем на молитву или преклоним колена, не дозволим войти в сердце наше ни одному помыслу, белому, черному, десному и шуиему, основанному и не основанному на Писании, кроме одного молитвенного возношения к Богу и с небес нисходящего озарения и просветления в нашем владычественном [уме]. Поэтому, отринув всякий повод к развлечению, и леность, и уныние, и всякий благовидный предлог, трезвенно и с горячностью посвятим себя великому делу молитвы, которое есть корень бессмертия.

Евфимию, епископу

Бегать должно раболепства, угодливости и невоздержания в пище, но более со скромностью, с рассуждением, со страхом Божиим и с благодарностью надлежит касаться предлагаемого.

Елевферию, епископу

В день суда сами будем своими обвинителями, обличаемые собственною совестью. Поэтому в этой крайности найдем ли иную какую защиту или помощь, кроме одной веры в человеколюбивейшего Господа Христа? Вера сия великая наша защита, великая помощь, безопасность, и дерзновение, и ответ для сделавшихся безответными по несказанному множеству грехопадений. Ибо, во время нашего борения и безмерного страха, памятование о возлюбленном Владыке Христе и твердо укоренившаяся и непоколебимая вера в Него, представ, подобно некоему благоприветливому, мирному, светлому и кроткому Ангелу, отгоняют трепет и стыд, исполняют благодушия и отчужденного делают присным Богу. Поэтому в таком значении понимай те апостольские слова, смысл которых желал ты дознать, а именно: мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие... в день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2, 15, 16).

Марианну, епископу

Во всем можно находить великое домостроительство благого Владыки о рабах Его, так что, если что кажется горестным и не во всем соответствует их желанию, то и это к пользе многих домостроительствуется неудобозримою премудростию Господа, по неисследимым судам Его. Но противостань искушениям, которые ныне, наподобие бури, восстают на нас, и увенчай себя, отец, молясь обо мне.

Олимпию, епископу

Не будь жесток, чтобы не испытать на себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностию богочестия. Ибо и блаженнейший Иона великую горячность ревности смягчил при помощи кита. Поэтому смотри и ты, чтобы за несострадательность не быть когда-нибудь преданным киту, какому-либо неожиданному и несносному искушению. А под китом разумею теперь диавола. Но чтобы не показалось, будто бы преступаю меру, перескажу кратко древнюю историю, и может быть, убедишься щадить немощных душою. Был один епископ Карп*, современный апостолам. При нем два юноши, обратившись от еллинской прелести и от внешних училищ, приступили к Церкви Христовой и по прошению сподобляются Божественного крещения. Но немедленно, дознав о сем, возросшие вместе с ними раз <...>** пренечестивые и негодные. Когда же говорил он это, вот открывается весьма страшное и поразительное зрелище. Христос снисходит с неба, и огненные змеи обращаются в бегство, а Он, с благоволением и великою кротостию появ юношу, выносит из бездны и полагает на земле, показывая сим спасение их. Ибо действительно впоследствии, обратившись, оказались великими христианами. Укоряет же Христос Карпа за угрюмость и жестокость, а равно и за то, что без сострадания с твердостью произнес проклятие. Поэтому, зная сие, епископ, не предавай немилосердно анафеме, не изгоняй навсегда из Церкви людей, по увлечению прилагающихся к нечестию, Филимона и Сосандра, но лучше, по правилам святых апостолов, отлучив от Церкви на узаконенное время, обличай, вразумляй, увещевай, понуждай, изливай на них милосердие Христово, утешай, обновляй, подкрепляй, омывай их собственными их воплями и слезами, украшай постами, просветляй многими бдениями, прикрывай молитвами, когда обнажены от богочестия по злобе диавола и по злоумышлению беззаконных людей, посевай в них добрые надежды, когда они просят, умоляют, подают милостыню и умилостивляют единого благоутробного, человеколюбивого и преисполненного щедрот Спасителя нашего Христа.

Павлу, епископу

Нимало не смущайся, когда зловредные демоны во время молитвы, наиболее распаляясь гневом, наводят на душу полчище непристойных помыслов. Ибо и самые лютые змеи наиболее раздражаются и приходят в сильнейшее движение, когда слышат произносимый на них заговор. Так, самым сильным, действенным и страшным заговором служит для демонов трезвенная молитва. И как в то время, когда какой-либо праведный и благочестивый человек приходит к одержимому духом, он в большем бывает смятении, так, когда поем псалмы и молимся, демоны, мучимые и утесняемые, как бы от нашествия на них какого-либо праведного и неприязненного им мужа, опаляемые богочестивым нашим делом, мятутся и наиболее тогда неистовствуют и, будучи не в силах сделать что-либо большее, как разжженными стрелами, мучат нас недозволенными помыслами. И если только не прекратим молитв и псалмопений, то в непродолжительном времени увидим, что они исчезнут пред нами, как дым.

Тимону, епископу

Ни в каком случае не станем умолять Бога об избавлении нас от Его обличений и наказаний и не будем отвращаться от Отца духов, чтобы за кратковременное о чем-либо нерадение и малодушие не утратить нам оное вечное, неотъемлемое, на небесах уготованное нам наследие и непрекращающееся веселие.

Ему же

Поскольку пишешь мне, что весьма угодны и приятны тебе мои писания, то прими теперь и святого Давида, который, вместо горестей настоящего века, благовествует тебе непрекращающееся радование. Ибо говорит: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи (Пс. 93, 12); во вся дни будущие возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая (Пс. 89, 15); и: потоком сладости Твоея напоиши (Пс. 35, 9) нас, надеющихся на защиту крыл Промысла.

Филагрию, епископу

Умертви, прошу тебя, телесные свои члены; если можно, все иждивай духу, не медли вступить на путь тесный и проходимый немногими. Сделайся смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным и небесным, наследником Богу, сонаследником Христу. Да будут у тебя непрерывная молитва, благообразное, неослабное и единомудренное псалмопение, поучение в словесах Божиих, частое преклонение изможденных колен, бодрствование души и тела со слезами, очищающими привнесенную, как вероятно чувствами, скверну, вспомоществование утружденным, попечение о бедных, пища, одежда и питие им. Ибо, если найдется у тебя все это и подобное этому и ежедневно будет приумножаться и возрастать, то не праздным и бесплодным представит оно тебя Христу, Богу всяческих, в день мздовоздаяния.

Филимону, епископу

Во время приражений врага расслабевать, рассеваться, не памятовать с строгим образом мыслей о страшных судах Господних, но предаваться удовольствиям и уступать воле плоти значит упасть из решетчатого окна и заболеть самою трудною душевною болезнью, которая гораздо мучительнее телесного недуга. Ибо сказано: Охозия же упал чрез решетку с горницы своей… и занемог смертельною болезнию (4 Цар. 1, 2), то есть царственный ум пал в мысленную смерть деятельного греха.

Филону, епископу

И у самих вас достанет сил живущим в монастыре вашем дать каждому должные правила. Но поскольку в письме своем упоминали вы о пище, прося сообщить свое о сем мнение, то признаю за лучшее, так как телесное сложение бывает различно и одни больны, а другие здоровы, установить пищу неодинаковую, каждому лицу сообразную, и здоровым в удовлетворение потребности предлагать овощи грубые, а немного больным в утешение их — овощи садовые, крайне же изнемогшим и обессилившимся в подкрепление сил давать в меру и мяса.

Феодулу, епископу

Уважь хотя имя свое! Сан священства, как видно, стал правом на самоуправство, когда ты с неистовством бьешь и обираешь людей свободных, не делающих ничего худого. Где же дать место великому Павлу, который постановил закон: епископ должен быть… не гневлив... не бийца, не корыстолюбец (Тит. 1, 7)? А ты, гнусного ради прибытка, обижаешь и гонишь всех.

Продолжение следует...

 

Купить эту книгу можно
 

 

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×