Православный календарьПравославный календарь
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 4-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 42 зач., 11, 20–26

Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Вольный отказ от покаяния – самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие. Он усугубляется тем, что этим людям и этим городам были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей. Исцеление от телесных болезней дается ради исцеления души. Чем больше влечет нас Бог к покаянию, тем отвратительней наша нераскаянность, и тем суровее будет наказание за наши грехи. Господь называет города Хоразин и Вифсаиду, у каждого из которых – свое горе: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!» Христос пришел в мир с благословением, но если это благословение ставится ни во что, для отвергающих его есть горе, и горе, приговор которого износится Христом, – самое страшное.

Эти два города были богатыми, с большой численностью населения. Вифсаида возвысилась особенно при четвертовластнике Филиппе. Отсюда Христос призвал по крайней мере трех Своих апостолов. Так благоволил Бог к этому месту. Но скоро наступил упадок этих городов, и они превратились в почти безлюдные, забытые всеми селения. Так с неизбежностью разрушает грех города, и так несомненно исполняется слово Христово.

Господь сравнивает Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном. Тир и Сидон не были столь нечестивыми, как Хоразин и Вифсаида. Если бы они услышали то же слово проповеди и если бы те же чудеса были совершены в них, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Христос знает сердца всех и знает, что если бы Он жил и проповедовал тогда в них, то они принесли бы несравненно больший плод. Однако Он продолжает Свою проповедь здесь, чтобы и Его служители никогда не отчаивались, не видя желаемого успеха. Мы медлили с покаянием, мы все время откладываем его, а покаяние Тира и Сидона было бы скорым, они давно бы уже покаялись. Наше покаяние было слабым и поверхностным, а их – было бы глубоким и серьезным, во вретище и пепле. Тир и Сидон не постигла участь Хоразина и Вифсаиды, и отрадней будет им в день суда, нежели тем. На Страшном Суде мы должны будем несомненно дать отчет, как мы употребили дары данной нам благодати. Нас не только спросят за то, что мы грешили, но и покажут, насколько лучше должны мы были стать. Если терзания совести – муки ада, каким адом будет для нас сознавать, что нам даны были все возможности достигнуть небес!

Особенно гневно осуждает Господь Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Чудеса Христовы были подаваемы в этом городе как хлеб насущный на каждый день, и живущие в нем привыкли к ним, как некогда народ израильский к манне, называя ее надоевшим хлебом. Столько сладких утешительных слов благодати произнес здесь Господь, а теперь из Его уст исходит слово грозного гнева. Участь Капернаума предопределена. «Ты, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Так те, кто сподобляется услышать евангельское благовестие в силе и чистоте, возносятся, по дару Христа, до небес. Но если после этого они прилепляются всем сердцем к земле, их падение вниз продолжится, и оно будет горшим, чем у неведающих истины.

Чем выше дары Божии, тем страшнее их отвержение. Господь сравнивает участь Капернаума и Содома. Он говорит, что явленное Им в Капернауме спасло бы Содом. Если бы эти чудеса увидели содомиты, то, несмотря на свое нечестие, они покаялись бы. И их город сохранился бы до сего дня как памятник спасающего Божия милосердия. Там, где истинное покаяние, Христос прощает величайшие грехи и спасает от неминуемой гибели. Отраднее будет земле содомской в день суда, нежели граду тому.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда вокруг сплошной мрак, мы должны обращать наш взор к Богу с благодарением. «В скорбях благодарите, – говорят святые отцы, – и облегчится греховное иго». Иго наших грехов Господь несет на Себе, и возносит хвалу Отцу Небесному за то, что есть на земле простые чистые души, проникающие в тайну Его Крестных страданий. С этой молитвой хвалы Спасителя перекликается в веках песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа» и благодарение всех верных в Евхаристии. Никто никогда на земле не обращался так непосредственно к Богу, но теперь – даром Креста Его – молитва Господня стала главной нашей молитвой. Мы приходим к Богу со страхом и трепетом – как Господу неба и земли, и с детским доверием – как к Отцу, Который может защитить нас от всякого зла и снабдить всяким благом. Он утаил сие от мудрых и разумных – от тех, кому Он дал большее, человеческое знание и разумение. Они возгордились этим даром, остановились на нем и не пошли дальше. Если бы они прославили Бога за то, что они получили, Он дал бы им познание несравненно более важного. То, что Он открыл младенцам.

Ибо Бог гордым «противится, а смиренным дает благодать». «Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». В этом избрании смиренных сердцем и нищих духом – воля Отца Небесного, которую мы должны принять с благодарением. Все преимущества отданы малым сим. Они – не лучше, чем другие, но оттого что к ним относятся как к низшим, они привлекают особое благоволение Отца. Об этом непрестанно напоминает Евангелие. Ты, грешник, ты, оставленный всеми и презираемый всеми, раздавленный жизнью человек, обратись скорее ко Господу, потому что Отец Небесный смотрит на тебя с особенной любовью. Он открывает все Свои тайны тем, кто любит Его.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 58 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×