Сами по себе
Коллективисты – но только в теориии
Лучший друг отдыхающих россиян – телевизор. Статистические данные Института социологии РАН за 2007 год показывают, что даже у молодежи именно просмотр ТВ занимает лидирующее место среди досуговых предпочтений (66%), в то время как у поколения «отцов» (40-60 лет) – 81%. Телевизор + домашние дела + чтение при отсутствии любой социальной деятельности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг формируют простейший тип досуговой активности – «домашний». В России, однако, в силу традиций он дополняется отдыхом на даче и встречами с друзьями дома или в гостях. В классификации социологов это второй тип досуговой активности – «традиционный». Следующий тип досуга – «развивающий», это занятия за компьютером, самообразование, хобби, связанные с выраженным развивающим компонентом. Такой вид досуга у россиян тоже достаточно распространен. Но все эти три типа в общем и целом не позволяют человеку проявлять активное социальное участие. А именно оно является признаком полноценного и разностороннего досуга, важным условием высокого качества жизни. Активный внедомашний тип досуга – самый интересный, и традиционно привлекателен для наиболее «продвинутых» социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь. Но посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п. – это «развлекающий» досуг. Вершина досуговой пирамиды – это не рост числа и качества развлечений, а включенность людей в деятельность различных культурных, образовательных, общественно-политических или гражданских институтов. Этот «деятельный» досуг, безусловно, затратный – он требует времени, интеллектуальных и эмоциональных «вложений».
Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, когда реальная ситуация противоречит устоявшимся мифам. Жители России традиционно считают себя более общительными, открытыми и дружелюбными по сравнению с европейцами или американцами, точнее с собирательным образом западного человека в своих собственных глазах – более рационального, индивидуалистичного, самодостаточного. Но при этом выясняется, что «коллективность» россиян зачастую не выходит за рамки дружеского общения. По данным Института комплексных социальных исследований РАН и Российского независимого института социальных и национальных проблем, две трети россиян организуют свой досуг внутри и только треть – вне дома.
За последние годы в разы увеличилось число тех, кто увлечен компьютером, спортом, россияне стали больше, чем в предыдущие годы, посещать концерты, кино, театры, а молодежь валом повалила в ночные клубы и дискотеки.
Однако лишь единицы проявляют заинтересованность в социально-гражданском компоненте сферы досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам).
В то же время менее коллективистский, с точки зрения россиян, Запад показывает куда большую социальную активность населения. Например, если в клубной деятельности, диспутах, общественных ассоциациях регулярно участвуют не менее 30-40% английской молодежи до 30 лет, то у россиян в целом этот показатель не превышает 2-3%; если кружки, самодеятельность, встречи по интересам в свободное время посещает около 20% молодых англичан, то показатели российской молодежи – 1,5-2% и т.п. В России масштабы вовлеченности граждан в общественно полезную деятельность сохраняются на уровне 2-4%, тогда как в экономически развитых странах эта цифра достигает 50%. При этом результаты регулярно проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросов населения показывают, что более 40% россиян в принципе готовы безвозмездно трудиться и тратить свое личное время для улучшения жизни общества. Но на практике этого не происходит. Социально пассивна даже молодежь. «Пожалуй, только в культурном, развлекательном и спортивном участии российская молодежь несколько приблизилась к стандарту молодежи развитых западных стран. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю – например, политическая, общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет с течением времени)», – говорится в аналитическом докладе «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» Института социологии РАН (2007 г.).
Эту тенденцию, можно, впрочем, заметить и без всякой статистики. В любом американском фильме мы хотя бы в одном эпизоде увидим хоровод пикетчиков с плакатами, агитирующих за что-то или протестующих против чего-то, а главные герои по ходу сценария упоминают массу общественных организаций – начиная от всем известных Анонимных Алкоголиков и заканчивая бойскаутами, нередко можно увидеть, что после работы герои идут играть в любительский театр, помогают проводить какой-нибудь благотворительный вечер и т.д. Те самые западные индивидуалисты ведут образ жизни, который у нас можно увидеть разве что в старых советских фильмах. «Самодеятельность», «кружки по интересам», «дома культуры» – у современных жителей России все это вызывает часто лишь усмешку. А между тем это все, как ни странно, и есть компоненты того самого гражданского общества.
Рынок vs «третий сектор»
В отношениях с Западом как с некой своей «архетипической противоположностью» Россия обладает удивительной способностью перенимать все «внешнее» и «лежащее на поверхности». Но – далеко не самое лучшее. В то время как в западных странах огромную роль играет так называемый «третий сектор» – некоммерческие общественные организации, у нас их значимость значительно ниже и они малоинтересны населению. В развитых странах отмечается колоссальный взлет организованной частной некоммерческой деятельности – глобальная революция общественных союзов («global associational revolution»), там уже давно поняли, что большое количество задач в сфере культуры, образования, здравоохранения не решается отдельно ни государством, ни рынком. Поэтому так и популярна там идея личности, берущей в свои руки инициативу решения общественных проблем.
У нас же «западный образ жизни» преподносится как гипертрофированная коммерциализация всех сфер существования человека. Каждому предложено вырабатывать индивидуальные стратегии личного благополучия, причем благополучие это понимается как карьерный статус и, соответственно, материальный успех. Основная часть социальной энергии населения в итоге трансформирована в индивидуальное зарабатывание денег. Молодежь также активно осваивает карьерные горизонты, полагая, что «потогонное» построение карьеры с постоянными переработками и недостатком свободного времени сегодня окупится высокими социальными позициями завтра. Но, как говорится, «всего на всех не хватит» и американской мечты для каждого в России не получится. Многие, кто готов положить на алтарь карьеры все свое время и силы получат вовсе не тот результат, на который рассчитывают, так как «рекрутирование» экономических элит если не закончилось, то уже сильно замедлилось. Пока же мечтающие дорасти до олигархов менеджеры среднего звена никакой социальной активностью или общественно-полезным досугом не заняты – просто потому, что, как и всякие вольные или невольные трудоголики, не имеют на это времени, а если оно и появится, то потрачено будет на тот самый развлекательный тип отдыха.
Работа стала отнимать больше времени и сил и у женщин, которые традиционно являются «базовым контингентом» для самых разнообразных видов общественно-значимых, благотворительных и культурных инициатив. Досуг большинства жительниц России чаще всего сводится к тому, чтобы в перерывах между производственной деятельностью и работой по дому обратить некоторое внимание на детей и успеть иногда посмотреть телевизор. По результатам многих социологических исследований, проводившихся в различных районах страны, совокупная ежедневная трудовая нагрузка работающих матерей составляет 12-14 часов, включая работу и дом. Большинство женщин, несмотря на все большее распространение разнообразной бытовой техники считает, что вести домашнее хозяйство становится с каждым годом все труднее. Но судя по тому, что как у молодых женщин, не имеющих детей, так и у тех, чей достаток выше среднего, есть и силы и время на «внешнюю» активность, ориентация только на работу и домашние хлопоты у женщин с детьми – скорее вынужденная, связанная с целым комплексом проблем. Это и низкие пособия на детей, и низкие зарплаты, не позволяющие пользоваться услугами няни.
Вынужденное отключение головы
Уставший на работе и измотанный транспортными «пробками», если речь идет о больших городах, человек способен провести вечер перед телевизором, выпить пива с друзьями в баре, пойти в кино или даже в спортзал – чтобы отключиться от проблем. И в первую очередь, «отключить голову». Там, где у людей все их время занято работой, чтобы выжить, или работой, чтобы сделать карьеру и максимально разбогатеть, просто не возникает места для «энергозатратной» социальной деятельности, которая тоже требует значительных усилий, в которую также требуется вкладывать интеллектуальный или физический труд. То, что россиян убеждают «работать и зарабатывать», с одной стороны неплохо. Но с другой – там, где нет самодеятельного оркестра или совместного благоустройства своего двора, не будет и никакого партийного строительства «снизу» или гражданского контроля за чиновниками. Сфера досуга и «нерабочей активности» также отчетливо показывает способность – или неспособность – людей к самоорганизации, и дает навыки таковой.
Можно ли добиться роста социальной активности в сфере досуга и какие ее формы могут оказаться наиболее интересными? Об этом – в следующей статье.
(Продолжение следует)