«Русское Солнце, или Новые тайны русского слова».
Главы из книги

«Начальник тишины»

Как известно, самые коварные вопросы – это так называемые детские. Вот и автору этих строк как-то в воскресной школе был задан вопрос, который не мог его не озадачить. А сформулирован он был следующим образом: на каком языке разговаривали в раю Адам и Ева? Вот так: ни много, ни мало. Позже нередко адресовал его своим многочисленным слушателям в самых различных аудиториях и получал ответы один любопытнее другого. Иные предполагали, что первые люди говорили на еврейском, греческом, славянском, русском языках… Интересно, как бы на него ответили вы? Дети, однако, народ нетерпеливый. Им нельзя сказать: знаете, мне надобно кое-куда заглянуть и кое с кем посоветоваться, им вынь да положь. И тогда я предложил ребятам поискать ответ сообща. Вспомнили поговорку о том, что с «хорошим человеком и помолчать приятно», а заодно слова популярной с незапамятных времен песни: «Мы так близки, что слов не нужно…» А еще об удивительном подвиге молчальничества, что могли подъять лишь немногие из известных нам святых, избранные. Но главное заключалось в том, что мы – в попытке найти ответ на этот, как выяснилось, очень непростой вопрос – подходили к той незапамятных времен ситуации с позиций дня сегодняшнего, с позиций поврежденного грехом человека. Человека, которому предуготована смерть. Но ведь они-то до падения были безсмертными. Если же прибегнуть к научной терминологии, то Адам и Ева были иными онтологически. Мы же нередко беремся рассуждать об этих таинственных для нас созданиях, облаченных в оболочку света, совершенно не принимая во внимание это немаловажное обстоятельство. Уже потом, ставши причастными ко греху, а значит, ко времени и смерти, они стали подобными нам. Да, печально неузнаваемо изменилась и сама земля наша. Та, где некогда – вспомним – никто никого не поедал, позже стала произрастать «волчцами и терниями» (Быт. 3, 18). И в то же время Священное Писание неопровержимо свидетельствует о некоем общении первых людей, облеченном в тексте Библии в слова, очевидно все по той же причине нашего с вами, простите, несовершенства. Но вот прочитываешь одно из Посланий святого Апостола Павла и обращаешь внимание на то, чего раньше отчего-то не замечал. Донося до нас удивительные слова об истинной любви, он пишет, в том числе, что: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13, 8-10). Вы услышали, «языки умолкнут»!

Вот и в одной из утренних молитв, обращенной ко Господу, читаем: «…да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Неожиданное открытие ожидало автора по прочтении стихотворения Архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) «Чистота», только вслушаемся:

Без веры нет ни в чем у нас участья.
В садах незримых вечные цветы.
Меж равнодушьем и пристрастьем
Лежит дорога чистоты.

И нет для нас уже пути иного –
Как вера, чистота земле дана.
Чем чище жизнь, тем тише слово
И сокровенней тишина.

Это великая тайна. Ответ на нее откроется нам, возможно, в Веке Будущем, в Великий Восьмой День Творения Божия, дальние отголоски которого слышатся нам в каноне ко Пресвятой Богородице: «Яко Начальника Тишины родила еси».

Говорящий суть творящий

Между тем слово – и об этом хочется сказать особо – есть наипервейший элемент творчества. Да-да, проблема в том, что зачастую под творческим человеком люди, как правило, подразумевают того, кто сочиняет художественную прозу, пишет стихи и живописные полотна, увлекается вокалом и архитектурой, актерским и кузнечным ремеслом, шитьем бисером и моделированием одежды, ковроткачеством, да мало ли. А потому частенько вздыхают украдкой: дескать, обделил нас Господь талантом – ни слуха в помине, ни голоса. Но ведь это не так, совсем не так. Ведь каждый из нас – вне зависимости от возраста, пола и национальности – говорит, наделен от Бога даром живой речи. Впрочем, становится ли она в устах наших живой, зависит от нас самих. Вообразите, какой удивительный, воистину неповторимый творец и художник заложен в каждом, буквально в каждом из нас! Причем – и это поразительно – для творческого процесса не нужны ни резец и кисти, ни молот с наковальней, ни раскатистый бас или томное контральто, ни привлекательная внешность, ни краски и ни глина, ни даже образование… нужно попросту начать говорить. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ибо именно с этого момента, с началом нашей речи, с ее течением, станет очевидным: возникло ли, случилось ли творчество, или же – и это, увы, все чаще и чаще ныне – еще одна хула на Создателя и Его словесные творения. Та самая пропасть между сотворить и натворить.

Да, самое величайшее в мире Таинство – Божественная Евхаристия – не может совершиться без деятельного словесного участия в нем не только священника, но и нашего с вами. Вот как удивительно поведал об этом в книге «Я, конечно, вернусь…» замечательный Православный писатель протоиерей Михаил Ходанов: «Ты причащаешься Святых Даров, и при этом вещество хлеба и вина, по установленным словам Христа, произнесенным Им на Тайной Вечери, делается, не меняя своего естества, Его подлинными Плотью и Кровью. И мы, по Его заповеди, молитвенно и физически «творим», то есть повторяем это Таинство в Его воспоминание на Литургии в храме – и соединяемся с Богом, приобретая начаток нетления в теле, поскольку оно пропитывается Его Божественным телесным составом и полагает основание нашему личному безсмертию».

Доброе слово

«Рана от меча еще может затянуться, от слова же – никогда!» – говаривала моя мудрая бабушка. Когда-то довелось услышать на удивление мудрую притчу о слове, которой хотел бы поделиться с вами. В ней говорится о том, как отец повелел своему сыну, который прославился грубостью, после каждого такого случая забивать в столб по гвоздю. Впрочем, разрешил ему после каждого доброго слова или поступка вынимать по одному из них. И вот наступил наконец тот день, когда торжествующий сын объявил родителю, что на столбе этом не осталось ни единого гвоздя. Отец же подвел его поближе и указал на многочисленные отверстия, которые все же остались, и теперь с этим, как принято говорить, ничего не поделаешь. Вот и подумалось о том, что если б вдруг представилась такая возможность и мы смогли бы узреть сердца близких наших и дальних, а также свое собственное, то сколько подобных ран обнаружили в них. Ран, нанесенных нам, и ран, нанесенных нами.

«Молви слово доброе!», «Доброе слово лечит, а злое – калечит», «Доброе слово и кошке приятно», «Спасибо на добром слове» – это лишь немногие перлы того изумительного богатства, той волшебной кладези, что зовется человеческой речью, русским живым словом. Порой даже не столь важно, о чем вы поведете сейчас речь, сколько то – как вы ее поведете. Сколько раз, к примеру, приходилось наблюдать умилительную сцену примирения супругов после того, как один из них в очередной раз, как водится, приревновал свою ненаглядную половинку. И вот сидят голубки рядышком, она поглаживает его по кучерявой (или лысой) макушке, приговаривая: «Глупенький ты мой!», от чего этот самый «глупенький» (а то и вовсе «дурачок») приходит в неописуемый восторг, словно ему подарили целый мир, или, по меньшей мере, присудили Нобелевскую премию. А между тем она его только что – если перевести буквально – назвала умственно неполноценным. Но как! Как она это сказала!

Вспомните, сколько раз встречали вы в жизни своей людей, обладающих этим удивительным даром – доброго слова. Как живителен их приход к вашей постели, когда всерьез занемогли, как благостно их участие в трудную минуту, когда уже небо кажется в овчинку. Но вот пришел этот человек, сказал что-то доброе, – нет-нет, вовсе немудреное, нехитрое, просто достал что-то невидимо из таинственных глубин своей озаренной души, облек это в ему одному подвластное легкое ободряющее слово… И разом стало легче на душе, и словно светлее стало вокруг. И вот мы снова поверили в себя, в свои силы, и что Бог не оставил нас, и все еще образуется. Но вот он уходит, исполнив свое поразительное делание, мы же еще долго живем словом, что он молвил, все еще отогреваемся в невидимых лучах этого таинственного света. Лучшие из священнослужителей, с которыми судьба сводила автора, обладают именно этой живительной способностью речи. А потому каждый из них – еще и выдающийся творческий человек. Разве ж могу я забыть, как в один из тяжелых периодов своей жизни, когда еще не мог разглядеть уготованной мне Господом стези, а потому все маялся, унывал и страдал неимоверно, пришел как-то в свой приход. Но даже исповедь не принесла облегчения, что только усилило страдание; и тогда, уже подойдя к кресту, уже приложившись к нему, а затем и к руке священника, в отчаянии чуть не выкрикнул: «Но для чего-то же Господь создал меня?!» На что батюшка, без паузы, почти мгновенно, словно ожидал этого моего вопроса и готовился к нему, проговорил с улыбкой: «Конечно, для Царствия Небесного!». Затем обнял и поцеловал в макушку. Всего три слова, но как это было верно, какой рай процвел тогда в моей измученной душе. Помню, домой я летел как на крыльях! Но почему – как? Они и в самом деле выросли в тот воскресный день у меня за спиной, еще понурой утром. Слава Богу за все-за все, но, Господи, благодарю Тебя еще и за этих удивительных людей – русских священников. Что бы мы делали без них, без их деятельного участия в наших непростых судьбах, без их отеческого мудрого и доброго слова!

Василий Ирзабеков

Источник: «Благовест», Самара

2 октября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×