Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Владимир Хотиненко: «Нам необходимо ощущение соборности!»

Источник: Радонеж

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 750 px. Размер файла 55064 b.
 Фото:RUSKINO.RU
Фото:RUSKINO.RU
Разговор с нашим прославленным режиссером, актером, сценаристом, членом жюри Международного кинофестиваля «Радонеж» Владимиром Хотиненко (это все его картины – «Зеркало для героя», «Рой», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра», «Гибель империи», «1612», «Поп» и многие др.) занял у нас достаточно времени. Мы обсуждали самые разные темы, вплоть до бытовых, однако когда я готовил интервью к печати, сократить текст оказалось почти невозможным – настолько все было важно и интересно.

- Владимир Иванович, недавно пересматривал фильм «Гибель Империи» и вспоминал один из первых ваших фильмов – «В стреляющей глуши» об уполномоченном по продразверстке Федоре Крохове, который приехал в деревню изымать у людей «излишки» хлеба. В этих двух ваших фильмах представлены диаметрально противоположные взгляды на историю большевистского переворота.

- Знаете, отец Александр, а ведь фильм «В стреляющей глуши», снятый в советские времена, - это единственная моя картина, которая пострадала от цензуры. Был убран финал фильма, в котором все рушится. «Это как же понимать? Идеи революции гибнут?!» В фильме есть сюжет с шаровой молнией. Это образ. Работая над фильмом, я перелопатил кучу литературы о шаровой молнии – научную, паранаучные, фантастическую. Меня заинтересовало это природное явление, до сих пор не изученное. Какая все-таки непостижимая, чудовищная, разрушительная сила кроется внутри этого шара. Стихия! И вот эта стихия несет Федора Крохова, он послушен ей, не сопротивляется, однако при этом видно, что его мучает какой-то вопрос, который еще, быть может, не окончательно сформировался в его сознании. Сыграть такое сложно. Но Крохова играл Сергей Колтаков, этот актер способен решать на площадке самые сложные задачи.

Кстати, я так и хотел назвать фильм – «Шаровая молния». Но такое название уже было у фильма про Джеймса Бонда. Другое название фильма – «Железная свирель». В фильме герой выводит мелодию на маузере. Оказывается, можно и так! Все зависит от желания человека…

Когда вышел фильм «Гибель Империи», я столько всего наслушался! «Значит, тогда (имеется в виду фильм «В стреляющей глуши») «белые» были плохими, а сегодня они уже хорошие?» Но я не снимал фильм о хороших и плохих «белых» или «красных», и тогда и сейчас я снимал фильм о вере человека. Вот что я хотел показать зрителю – веру!

- Я понимаю. И герой вашего недавнишнего фильма «Поп» отец Александр, и красноармеец Федор Крохов из «В стреляющей глуши» - люди несомненно верующие. Только один верит Богу, а другого несет демоническая сила.

- Вопрос веры – это ключевой вопрос нашей жизни, в той или иной степени он касается всех без исключения аспектов человеческого существования. Когда я сделал фильм «Мусульманин», где главную роль играл Евгений Миронов, меня спрашивали, как это я – православный христиан, сделал фильм об исламе. Но я не делал фильм об исламе или о мусульманах. Здесь все тот же вопрос веры. В конкретном случае это, на мой взгляд, важнее, чем конфессиональная принадлежность.

«Гибель Империи» называли тенденциозным фильмом. Может быть и так. Но в картине есть и сомнения, и печаль, и сердечная боль, и слава, и честь, и … вера! И уж коль столько говорили об этом фильме, значит, было о чем говорить, значит, фильм задел за живое. Когда в свет вышли «Бесы» Достоевского, ему тоже пришлось наслушаться немало. Вокруг книги началась настоящая вакханалия. Как только не уничижали Федора Михайловича. А потому что зацепил! Потому что всю систему дьявольского метода искушения и разложения раскрыл и по полочкам расставил. Вот вам и тенденциозная вещь.

А можно еще идти на поводу у публики, которую уже подготовили к низкопробному. «Оттянись!», «Возьми от жизни все!», «Зажигай!» Эти навязчивые слоганы, которые вязнут в голове и от которых слипаются мозги, придумывают далеко неглупые, хитрые и изворотливые люди. На этих установках сегодня строится система разрушения культурных ценностей народа. Вот и сегодняшнего кино – это абсолютный духовный мрак. Оно ничего не дает для души. Бывают редкие проблески, но это капля в море!

- И этой одной капли бывает достаточно, чтобы всполошить кое-кого!

- Согласен. Появилось два-три фильма о жизни прихода, о служении священника, о монашеской жизни и тут же заговорили: «Зачем так много фильмов на эту тему!» А бесовщины разве не много выпускается? «Нет, не много! А вот о Боге – много!» Им комфортно жить без Бога, потому что в этом случае не нужны никакие внутренние барьеры. Как сказал Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено». Вот что им нужно. Вседозволенность им нужна.

- Тот же Достоевский писал в «Братьях Карамазовых», что «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

- В последнее время я начал ощущать эту битву физически. Мне кажется, что она обостряется.

- Порок вышел из тени. То, что еще недавно было невозможным, сегодня стало нормой. Вдоль городских магистралей открыто стоят проститутки, возле детских библиотек открывают секс-шопы, содомиты с пеной у рта требуют, чтобы им разрешили проводить парады, телевидение, желтая пресса давно встали на путь разврата, наркомания захлестнула страну, в школах хотят внедрить секспросвет и толерантное отношение к извращению, при этом оказывая яростное сопротивление предмету «основы православной культуры». Тоталитарные секты открыто рвутся во властные структуры… Церковь взывает: «Русь Святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение!» Но люди не слышат, не хотят слышать. Да им и не дают услышать.

- Ах, если бы прописным истинам обучали с молодых ногтей, то и меньший процент потерь был бы. В голове бы прочно сидело: «почитай родителей», «не укради», «не прелюбодействуй», «не убей»… А так молодежь заброшена. Но ясные глаза все равно есть. Я вообще иной раз удивляюсь, откуда берутся такие хорошие, порядочные, толковые молодые люди!..

- Сейчас многие православные христиане говорят, что необходимо развивать тему Православия в кино. Как вы считаете, нужно ли это делать, и если нужно, то в каком качестве?

- Я думаю, что это нужно делать, но со страхом Божиим. С рассуждением. Ревность не по разуму все испортит. Тема-то деликатная. При этом не следует, по-видимому, претендовать только на высокий художественный уровень. Но это всегда должно быть выполнено исключительно профессионально и обязательно носить воспитательно-просветительскую функцию.

- А какую конкретно православную тему вы избрали бы для себя?

- Я думаю, что смог бы снять художественный фильм о личности Апостола Павла. Не только как о Первоверховном Апостоле, но и как о человеке со всеми свойственными человеческой природе переживаниями. В одном из своих Посланий Апостол пишет: «Я сказал Петру при всех…» Такая простая бытовая фраза, а сколько за ней скрыто чувств, эмоций. Эти слова Апостола так согрели меня, я вдруг так полюбил его!..

…Про Константина Великого! Ведь он столько сделал для христианства, что в уме не укладывается. Однако крестился Равноапостольный (!) Константин Великий только перед смертью. Значит, что-то не позволяло ему стать христианином? Что?! Такой фильм меня мог бы заинтересовать.

- Ваша картина «Зеркало для героя» - один из любимых мною фильмов. Кстати, это и один из любимых фильмов моего друга, актера Ивана Бортника, сыгравшего в нем одного из главных героев, – он мне сам об этом говорил! На мой взгляд, – это тоже православное кино, потому что в нем красной линией проходит тема покаяния.

- Я крестился в 1980-м году и вот уже тридцать лет иду по этой дороге. И точно знаю, что не сойду с нее. Были сомнения, были вопросы, на которые я не мог найти ответа, все это было, все это я постиг сердцем. Как мне этим поделиться с другими? Каждый мой фильм – это размышление на тему веры и желание убедить людей идти этим путем.

- Многое зависит еще и от актеров. Должен сказать, что во всех ваших фильмах играют просто замечательные артисты!

- А я плохих не приглашаю! Это, во-первых. А, во-вторых, когда провожу пробы, то не даю им играть. Мы просто беседуем, и во время беседы я стараюсь понять, одинаково ли мы воспринимаем проблему, является ли актер моим единомышленником, в одну ли сторону мы смотрим. Признаюсь, что я отказывал очень хорошим актером только потому, что у них было иное мироощущение.

- Ваша супруга Татьяна работает вместе с вами?

- Да, и очень помогает! Она из немногих, кто может сказать мне в глаза, что думает, и затем будет отстаивать свою точку зрения. Я иногда ругаюсь с ней по этому поводу, спорю. Но в спорах рождается истина. Поэтому вот такое наше сотрудничество часто оказывается вполне плодотворным. К примеру, Маковецкий казался мне для роли священника в фильме «Поп» слишком молодым. Но Татьяна буквально требовала, чтобы я взял Маковецкого. Она в этом не отступала ни на шаг, убеждала, и в результате я пошел ей навстречу. И не ошибся. Когда мне в первый раз предложили снять фильм «Паломничество в Вечный город», я отказался, сказал, что не готов к такой серьезной работе. Затем мне предложили это повторно, но я снова отказался. И когда предложение поступило в третий раз, и я уже готов был вновь отказать, Татьяна сказала: «Ты не имеешь на это право! Ты можешь и ДОЛЖЕН это сделать!» И я вновь ее послушался.

Ну и потом она – редактор. Институт редакторов в кино вымер, а она – реальный редактор. Поверьте, сегодня это большая редкость.

- Вы хорошо знаете, Владимир Иванович, что в народе бытует мнение, будто профессия актера греховна. Это мнение зиждется на том, что лицедейство – грех. В жизни – да, наверное. Но лицедейство в театре или кино – нечто иное. Именно благодаря лицедейству артисты могут вскрывать наши пороки, учить быть благоразумными, терпимыми к чужим ошибкам, возбуждать в нас чувство милосердия, сострадания, патриотические чувства, учить любить. Что вы скажете на это?

- Батюшка, вы, конечно, знаете эту историю, но я хочу рассказать ее вашим читателям. Когда Макарий Великий достиг, как ему показалось, особенных духовных высот, Господь указал ему на двух городских замужних женщин, которые в глазах Божиих, были более совершенны. Макарий начал расспрашивать этих женщин об их жизни, и оказалось, что все это время они достойно хранили домашний очаг, всегда исполняли волю мужей, были смиренны, избегали празднословия, с любовью относились к ближним, никого никогда не осуждали.

Я часто вспоминаю эту историю. Потому что на самом деле вот так жить в миру очень сложно. И если считать актерское лицедейство грехом, то думаю, что это не самое страшное, что может случиться с человеком. На площадке «для дела» он может казаться одним, но БЫТЬ он должен другим. По крайней мере, он должен стремиться изменить себя в этой жизни, чтобы предстать пред Вратами Царствия Божия.

- Господь и намерения приветствует! Скажите, а ваш личный путь к вере был тернист?

- Путь этот был и сложный, и легкий одновременно. Меня никто не призывал к крещению, просто появилось внутренне убеждение, что я должен быть крещенным. В то время – советское время! – я учился на высших курсах, карьере это вряд ли бы поспособствовало, но я не боялся. На этих курсах работала одна женщина (позже она приняла монашеский постриг), православная христианка, прихожанка Знаменского храма на Рижской, в котором находится икона мученика Трифона. Я сказал ей, что хочу креститься и попросил поспособствовать этому. Она обещала, но предупредила, чтобы я собрался с духом, потому что начнутся искушения: враг будет не пускать в храм Божий. Что она мне сказала, то и произошло. И хорошо, что я был предупрежден! Сначала началась страшная ангина, за болезнью последовал длительный реабилитационный период, потом просто ничего не хотелось делать, лень обуяла, затем… А вот затем началось совершенно бесовское наваждение. Святые отцы называют это вражьим страхованием, но я-то тогда об этом не знал!.. Появился страх, постоянный, мутный, тяжелый, парализующий. Я перестал спать. Помню, пришел к приятелю с Евангелием в руках, спросил его, можно ли у него переночевать. Три ночи отсыпался.

После крещения длительное время я жил двумя жизнями: одна жизнь в храме, другая – в миру. Думал, что так и должно быть, ведь эти две жизни несовместимы. Но постепенно стало приходить понимание происходящего, появилось желание духовного преображения, стремления приблизиться к святости, хотя бы чуть-чуть соответствовать званию христианина. Не умом, но уже и сердцем начал понимать, что Исповедь – это не просто механистическое произнесение собственных проступков, это глубокое Покаяния, а Причастие – действительное таинственное соединение со Христом!

И когда мне кто-то говорит, что для того, чтобы верить в Бога не обязательно ходить в церковь, я поражаюсь духовной слепоте этих людей. Неужели они в своих мыслях допускают, что могут быть такой же, как Мария Египетская, десятки лет проведшая в пустыни, достигшая на земле ангельского состояния, поднимавшаяся во время молитвы в воздух, ходившая по воде, как по суше, и при этом считавшая себя самой последней грешницей! Кто может сказать о себе, что имеют такую Веру, какую имела преподобная Мария?! Поэтому нам, грешникам, даже близко не стоявшим рядом с такими святыми, нужно ощущение храма, ощущение со-бор-нос-ти. Иначе ты не православный христианин!

- Владимир Иванович, жду от вас благопожелания нашим читателям!

- Мы знаем, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие». Поэтому я хочу пожелать всем терпения. Терпения в скорбях, болезнях, терпения к людям, которые быть может досаждают, сами того не понимая, тем более, по злому умыслу. «Терпением вашим, спасайте души ваши», - говорит Господь. Терпение – это ключ ко спасению.

Да! Именно терпения я и пожелаю.

С режиссером Владимиром Хотиненко беседовал протоиерей Александр Новопашин

Источник: Радонеж

6 ноября 2010 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×