Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Формула счастья

Большое счастье — чувствовать себя частью церковного прихода. Это как большая семья, где рядом с тобой — твои братья и сестры. Их много, и они все разные. Простаки и мудрецы, открытые и колючие, улыбчивые и чересчур серьезные. И среди них — те, с кем сближаешься мгновенно, с чувством, будто знакомы уже сто лет.

Фото автора
Фото автора
Марина Милавина и Сергей Кондратьев, прихожане Свято-Троицкого собора — семейная пара, оба художники. Из тех, чьими картинами я, не раздумывая, украсила бы свой дом, особенно детские комнаты — такая в них радость жизни! Воцерковлялись Марина и Сергей уже в зрелом возрасте, хотя ощущение присутствия Божия знакомо обоим с раннего детства.

—Я помню, как меня крестили в Свято-Троицком соборе,— рассказывает Сергей.— Это было в 1950-х годах. Мне был всего годик с небольшим. Тетушка моя буквально потащила меня с прогулки в храм. И вот меня держат на руках возле купели, потом помазывают — лобик, ручки, ножки…

А Марина вспоминает, как ее бабушка всегда говорила, что Бог все видит и слышит, что за плохие поступки — накажет. А в день, когда Церковь празднует Сорок мучеников, бабушка пекла жаворонков.

— Помню, она часто говорила мне: «Смотри, после нашей смерти голодными нас не оставь», и это было так таинственно; я не понимала, как мертвые могут быть голодными. А бабушка объясняла, что нужно подавать милостыню за умерших родственников в церкви,— рассказывает художница.— Еще я была очень боязливой девочкой, и жена моего крестного научила меня Иисусовой молитве. Я всегда читала ее — и молитва помогала!

Первый муж Марины — Валерий Овчаренко — известный, очень талантливый саратовский художник. Он ушел из жизни рано, после тяжелой болезни.

— Валерий очень серьезно относился к жизни, к своему творчеству,— говорит Марина.— Он всегда стремился к одиночеству, боялся потратить хоть минуту жизни впустую. Как будто чувствовал, что жить ему недолго... Когда болел, много думал о Боге, вечности…

Сын Марины и Валерия — Илья Овчаренко — тоже стал художником. Он живет с семьей в Петербурге, пишет на темы Ветхого и Нового Завета. Марина говорит, что именно отношения с сыном привели ее в Церковь.

Картина Марины Милавиной
Картина Марины Милавиной
— Нам бывало непросто друг с другом — особенно когда Илья вырос и стал пытаться принимать самостоятельные решения,— вспоминает Марина.— В 90-годы мне понадобилось поехать в Кисловодск, чтобы продать доставшуюся в наследство квартиру. Было очень тревожно, да еще перед самым отъездом случилась серьезная ссора с Ильей. Уехала я с тяжелым сердцем. В Кисловодске ежедневно ходила в храм, много молилась, просила Бога за сына, за нашу семью. И вдруг поняла, что знаю утреннее правило наизусть — даже сама не заметила, как это произошло! А когда вернулась, то была потрясена: мой сын был уже совсем другим человеком. Как оказалось, он тоже все это время ходил в храм. Это было такое счастье! Я тогда убедилась — Бог слышит нас…

Тревожные мысли о ближних сыграли огромную роль и в духовном становлении Сергея Кондратьева. Воцерковившись, он много думал о своих родственниках, еще не вставших на путь спасения души. Беспокойство о них не оставляло.

— Однажды, когда я был в Костомарово Воронежской области, произошло событие, которое стало для меня проявлением милости Божией ко мне и моим близким,— рассказывает Сергей.— Там меловые горы, пещерные храмы. В одно зимнее утро, еще до начала ранней службы, я поднялся на гору к могиле старца Петра. Я просил его молитв за своих близких — живых и уже ушедших… Когда спускался с горы, то все оглядывался: не увижу ли какого знамения — света над могилой, например. Уж очень хотелось узнать, услышал ли старец. Но ничего я так и не увидел. И вот вхожу в пещерный Серафимовский храм. Полумрак, горят две свечечки, одна монашенка тихонько молится, из алтаря слышен голос священника. И вдруг монахиня машет мне рукой, отправляет в алтарь помочь батюшке: алтарник где-то задержался. Я, конечно, пошел с радостью, хотя ничего не знал, что нужно делать.

В алтаре, очень волнуясь, Сергей совершал все необходимое. «Называй имена своих близких, за кого молиться будем»,— обратился к нему священник. Сергей перечислил имена дорогих людей — ныне здравствующих, затем усопших…

— И только когда я вышел из алтаря и уже стоял в храме, у меня будто что-то щелкнуло в голове — ведь сейчас в алтаре совершалась молитва о моих родных,— взволнованно продолжает мой собеседник.— Я был услышан, и мне было дано узнать об этом сразу же…

Картина Сергея Кондратьева
Картина Сергея Кондратьева
Марина и Сергей очень ответственно относятся к своему творчеству. С воцерковлением для Сергея самым главным стал вопрос: «А для чего я это делаю?» Стало больше внутренних ограничений. Именно необходимость считаться с этими ограничениями и отдаляет, по мнению моих собеседников, многих талантливых людей от Бога. Они как бы оказываются в плену у своего дара — забывая, Кем он им дан. Увлекаются творческим процессом, самими собой в искусстве. Это очень опасный путь, можно причинить много вреда людям. Если бы все творческие люди понимали и помнили об этом…

Работы Сергея отражают его внутренний мир — мир тонкого, доброго, поэтичного и ироничного философа. Дар Марины — детски непосредственный, природный. Она стесняется называть себя художником, чаще употребляет слово «созерцатель».

— Марина рисует — как птица поет,— улыбается Сергей.

Маринины картины поражают ощущением удивительной смелости, яркости, сочности. Она радостно смотрит на окружающий ее мир, изумляется его постоянной новизне, красоте и гармонии и переносит эту радость на полотно. И наш несовершенный мир как бы преображается восхищенным и любовным отношением к нему художницы. Она рассказывает зрителям добрую сказку о жизни — сказку, которая правдивее любой реальности.

— Иногда смотришь на человека и не находишь сразу в нем чего-то особенного: вроде невзрачный, неинтересный,— делится Марина.— А начинаешь его писать — и он открывается тебе. Видишь его красоту, понимаешь, что человек — это, действительно, образ Божий. Я всегда стараюсь взять для себя что-то хорошее от каждого, с кем приходится работать,— ведь у всех есть чему поучиться…

Марина и Сергей живут в доме дореволюционной постройки в самом центре Саратова. Заходишь в их двор — по-старому уютный и зеленый,— и появляется ощущение, что попал в другой мир или в другое время, когда люди никуда не торопились и многое успевали. Дом художников — будто продолжение их самих. И если бы я ничего не знала о хозяевах квартиры, то атмо­сфера, царящая здесь, рассказала бы мне о них очень многое. Поведала бы о людях, привыкших много и с удовольствием работать; о том, что их работа — это и есть их жизнь. Картины на стенах: Валерия и Ильи Овчаренко, Марины Милавиной, Сергея Кондратьева… Каждая притягивает к себе, хочется долго рассматривать, думать… В судьбах моих друзей — саратовских художников Марины и Сергея — счастливо соединились вера, любовь и творчество. Думаю, можно смело утверждать, что это сочетание и есть формула человеческого счастья.

Рейтинг: 7.4 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Гаазе

Новые материалы

Выбор читателей

×