Страницы истории
Лев Николаевич Толстой
Дважды, в 1890 и 1910 гг., Толстой заезжал в Шамординский женский монастырь, где проживала его сестра Мария.
Последнее посещение монастыря относится к ноябрю 1910 г. и связано с его уходом из Ясной Поляны. 29 октября Толстой, отлученный от Церкви в поисках мира души, отправился в Предтеченский скит Оптиной пустыни к старцу Иосифу, которого он знал. Несколько раз, по свидетельству очевидцев, подходил писатель к воротам скита, но так и не решился войти внутрь.
На станции Астапово уже к умирающему и беспомощному Толстому вместо больного старца Иосифа выехал старец Варсонофий. Но окружившие Толстого ученики не допустили его, опасаясь, чтобы граф «переменил убеждения».
Старец Варсонофий весьма скорбел об этом, сказав: «Железным кольцом сковало покойного... хотя и Лев был, но ни разорвать, ни выйти из него не мог».
«Всю жизнь, — писал архиепископ Иоанн (Шаховской), — Толстой каялся, но не пред Христом Спасителем, “вземлющим грехи мира”. Он, как и отец Сергий в его характерном рассказе, каялся лишь пред самим собой или пред людьми, пред миром… Его покаяние не меняло его души, а лишь в крайнем случае меняло его убеждения или — внешние его одежды. Он не знал Личного Бога, не просветлялся от Него, как сын, не стоял пред Лицом Его и не хотел верить, что во Христе открылась вся та полнота Божия, которую только может вместить немощное сознание человеческое; и лишь чрез эту открытую и открывшуюся Полноту Жизни лежит истинный путь к воссоединению с Богом».