1 января

"В.
В. М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Мозаика в храме
К 1901 году — В Русской Православной Церкви насчитывалось 64 епархии:
  1. Алеутская — епископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин; будущий святитель, Патриарх Московский и всея Руси);
  2. Архангельская — епископ Архангельский и Холмогорский Иоанникий (Казанский);
  3. Астраханская — епископ Астраханский и Енотаевский Сергий (Серафимов);
  4. Благовещенская — епископ Благовещенский и Приамурский Никодим (Боков);
  5. Варшавская — архиепископ Варшавский и Привисленский Иероним (Экземплярский);
  6. Владивостокская — епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский);
  7. Владикавказская — епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский);
  8. Владимирская и Суздальская — архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский);
  9. Вологодская — епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев);
  10. Волынская — епископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий);
  11. Воронежская — епископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин);
  12. Вятская — епископ Вятский и Слободской Алексий (Опоцкий);
  13. Гродненская — епископ Гродненский и Брестский Иоаким (Левицкий);
  14. Донская — архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий (Пархомович);
  15. Екатеринбургская — епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней (Орда);
  16. Екатеринославская — епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский);
  17. Енисейская — епископ Енисейский и Красноярский Евфимий (Счастнев);
  18. Забайкальская — епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий (Герасимов);
  19. Иркутская — епископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин);
  20. Казанская —архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев);
  21. Калужская — епископ Калужский и Боровский Макарий (Троицкий);
  22. Камчатская — епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский);
  23. Киевская — митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев);
  24. Кишиневская — епископ Кишиневский и Хотинский Иаков (Пятницкий);
  25. Костромская — епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев);
  26. Курская — епископ Курский и Белгородский Лаврентий (Некрасов);
  27. Литовская — архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев);
  28. Минская — епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов);
  29. Могилевская — епископ Могилевский и МстиславскийМихаил (Крылов);
  30. Московская — митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский; будущий священномученик);
  31. Нижегородская — епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов);
  32. Новгородская — епископ Новгородский и Старорусский Гурий (Охотин);
  33. Олонецкая — епископ Олонецкий и Петрозаводский Анастасий (Опоцкий);
  34. Омская — епископ Омский и Семипалатинский Сергий (Петров);
  35. Оренбургская — епископ Оренбургский и Уральский Владимир (Соколовский);
  36. Орловская — епископ Орловский и Севский Никанор (Каменский);
  37. Пензенская — епископ Пензенский и Саранский Павел (Вильчинский);
  38. Пермская — епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев);
  39. Подольская — епископ Подольский и Брацлавский Христофор (Смирнов);
  40. Полоцкая — епископ Полоцкий и Витебский Тихон (Никаноров);
  41. Полтавская — епископ Полтавский и Переяславский Иларион (Юшенов);
  42. Псковская — епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин);
  43. Рижская — епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский);
  44. Рязанская — епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский);
  45. Самарская — епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский);
  46. Санкт-Петербургская — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский);
  47. Саратовская — епископ Саратовский и Царицынский Иоанн (Кратиров);
  48. Симбирская — епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов);
  49. Смоленская — епископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов);
  50. Ставропольская — епископ Кавказский и Черноморский Агафодор (Преображенский);
  51. Таврическая — епископ Таврический и Симферопольский Николай (Зиоров);
  52. Тамбовская — епископ Тамбовский и Шацкий Георгий (Орлов);
  53. Тверская — архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин);
  54. Тобольская — епископ Тобольский и Сибирский Антоний (Каржавин);
  55. Томская — епископ Томский и Барнаульский Макарий (Парвицкий-Невский);
  56. Тульская — епископ Тульский и Белевский Питирим (Окнов);
  57. Туркестанская — епископ Туркестанский и Ташкентский Аркадий (Карпинский);
  58. Уфимская — епископ Уфимский и Мензелинский Антоний (Храповицкий);
  59. Финляндская — архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (Налимов);
  60. Харьковская — архиепископ Слободско-Украинский и Харьковский Амвросий (Ключерев);
  61. Херсонская — архиепископ Херсонский и Одесский Иустин (Охотин);
  62. Черниговская — епископ Черниговский и Нежинский Антоний (Соколов);
  63. Якутская — епископ Якутский и Вилюйский Никанор (Надеждин);
  64. Ярославская — архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев).
"Епархии
Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская.

Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас.

1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви.

Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

В дальнейшем в составе петлюровского правительства было организовано Министерство исповеданий, которое возглавлял И. Огиенко.

1956 год — В Куйбышеве произошло чудо — «Зоино стояние».

Зоя, молодая работница трубного завода г. Куйбышева (так тогда называлась Самара), решила, как это и водится, шумной компанией отметить Новый год. Верующая мать Зои стала отговаривать дочь от этой затеи — ведь шел строгий Рождественский пост. Но Зоя и слушать ничего не хотела. Вечером мать пошла в церковь, а в доме собрались гости — пели, плясали вовсю. Только жениха Зоиного, Николая, все не было. Отчаявшаяся девушка взяла в красном углу икону святителя Николая, прижала ее к самой груди и сказала дерзко, с вызовом: «Ну, раз нет моего Коли, потанцую со святым Николой» — и давай кружить по комнате. Подруги стали удерживать ее, уговаривая поставить икону на место, но всё напрасно. «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» — прокричала Зоя. И в это самое время произошло страшное: поднялся вихрь, засверкали молнии, загрохотал гром… Все вмиг покинули комнату, одна Зоя не смогла сдвинуться с места – ноги точно приросли к полу. Так и стояла она: окаменевшая, недвижимая, с иконой святителя Николая, прижатой к груди.

Нет, Зоя не умерла — сердце ее билось. Но ни есть, ни пить она не могла, как не могла и говорить. Врачи делали все, что было в их силах, и все — напрасно.

Весть о случившемся быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть на Зою. Но вскоре городские власти перекрыли подходы к дому, рядом с подъездом выставили милицейский пост.

Проведенное дополнительно медицинское обследование подтвердило: сердцебиение у девушки не прекратилось, но ткани полностью окаменели; пытались сделать укол, но едва не входила в тело, сразу ломалась.

Зоина мать обратилась за помощью в церковь; пришел священник, долго молился, хотел было взять икону у Зои, да не смог. В самый праздник Рождества Христова сокрушенная мать привела в дом другого батюшку — высокочтимого в Куйбышеве батюшку о. Димитрия Тяпочкина (будущего старца Серафима, прозорливца). О. Димитрий отслужил водосвятный молебен, освятил комнату, а после спокойно взял икону из рук Зои. «Ну, теперь ждите знамений в Светлый день, на Пасху», – и с этими словами вышел из комнаты.

Незадолго до Благовещения к дому, где жила Зоя, подошел старичок, хотел было войти в подъезд, да милиция, насторожившись, не пустила его. То же было и во второй день. На третий, в самый день праздника, седобородого, благообразного незнакомца пропустили, но пошли следом. «Ну что, устала стоять?» — услышал один из милиционеров слова старичка, обращенные к девушке, заглянул в комнату, а того — как ни бывало. По городу пошла молва: то был сам святитель Николай Чудотворец.

Зоя простояла недвижимо 128 дней, до самой Пасхи. В ночь под Светлое Христово Воскресение она стала громко, в полный голос взывать: «Люди! Люди! Молитесь, кайтесь! Вся земля наша во зле лежит! Бегите от греха!» Девушку уложили в постель, постепенно окаменелость исчезла. «Как ты жила все это время? — спрашивали Зою. — Кто питал тебя?» — «Голуби, голуби питали меня», — отвечала девушка.

Молитвами святителя Николая, всеобщего заступника, Господь помиловал грешницу, принял ее чистосердечное раскаяние.

Все случившееся поразило жителей Куйбышева — древней Самары. Многие тогда обратились к спасительной Христовой вере, приняв Святое Крещение. В этом и был высокий духовный смысл свершившегося чуда – «Зоиного стояния».

2 января 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×