Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

«Да» и «нет»

«Да будет слово ваше да, да; и нет, нет…» (Мф.5:37). Что за добродетель, одна – в двух диаметрально противоположных по смыслу словах? Только в том она, чтобы не раздваивалось сердце наше, чтобы не было в нем лукавства? Чтобы, «да» говоря, «да» и думали? И чтобы, «нет» отвечая, «нет» помышляли? Или же есть еще какой-то смысл в этом евангельском речении? Есть, кажется, потому как всякая заповедь Господня «широка зело» (Пс.118:96), и много в ней смыслов и глубин обретается сердцем, ищущим воли Божией.

Часто ли случается нам эти слова произносить? Часто… А умеем ли мы на самом деле говорить – «да» и «нет»? Понимая, отдавая себе до конца отчет в том, что значат они, направляя при этом рождающее их сердце не по собственной его воле, а по той самой воле Божией?

Если спрашивают нас люди лишь о каких-либо фактах – нашей жизни или окружающей действительности, то по совести христианской остается лишь сказать правду: подтвердить их мнение или опровергнуть, даже если нам это почему-то и бывает не с руки. И нелегко это всего чаще. Это – о лукавстве и нелукавстве.

Но можно коснуться и другого – не фактов, а готовности нашей. Готовности откликнуться на обращенную к нам просьбу, высказанное (а порой и невысказанное) пожелание или повеление даже. Или – неготовности.

Кому незнакомо: ты усталый, замученный, хлопот, забот не счесть, проблемы – одна на другой сидит и ею погоняет… Думаешь: хоть бы помог кто! А вместо этого спрашивает тебя друг, товарищ по работе, начальник, прохожий на улице: «А ты бы не мог?.. А вы бы не могли?..». И ты еще не знаешь даже, о чем речь, но ответ готов: «Нет! Оставьте меня все в покое, нет у меня ни сил, ни возможности…». Иногда он тут же попадает на язык и с языка срывается – словами резкими и обидными, или просто – отрывистыми, холодными, недружелюбными. Иногда успеешь его удержать, но взгляд еще красноречивей выдаст все, что сказать хотелось.

А попросить-то тебя хотели о чем-то столь простом, что ты и сделал бы, не заметив. Ни труда, ни времени не потратил бы, и радость бы на сердце от дела доброго осталась. И у просителя – тем паче радость. А так – и у тебя, и у него тяжесть на душе, осадок неприятный, противный. Было тебе нехорошо до того, а после – просто плохо стало.

Или – того хуже: попросить тебя человек собирался о чем-то таком, в чем просто нельзя отказать, как бы ты ни устал, как бы ни спешил. Не скажу – о помощи умирающему, – это редко, это больше к нашему брату священнику относится. Нет, например, о деньгах взаймы, потому что семье есть нечего, или о совете в таком деле, в котором ты специалист, а спрашивающий профан, а дело-то важное. Или всего-навсего о том, чтобы ты выслушал брата своего, потому что беда с ним случилась, а поделиться не с кем. Мало ли о чем еще… О чем-то таком, в чем тебе самому больно было бы и горько отказ услышать.

Поэтому надо обучать свое сердце не торопиться отвечать «нет», быть всегда расположенным сказать «да», просто – быть расположенным, открытым, а не закрытым для того, кто в него постучится.

Но и «нет» тоже надо научиться говорить – тогда, когда это необходимо. Это не так просто, как кажется, ничуть не проще, чем «да». А подчас и трудней.

Редко ли бывает, что мы оказываемся в ситуации, когда совесть требует сказать «нет»? Привлекают нас к какому-то делу, а мы понимаем, что есть в нем что-то недоброе, неправильное… Говорят плохо о ком-то, кого мы знаем и с кем дружны, и нас спрашивают: «Ну ведь так же?..». Да, в конце концов, курицу жареную в постный день предлагают: «Будешь?..». Знаем, какой ответ надо дать, но… Но так не хочется обидеть кого-то – важного или просто знакомого, так не хочется конфликта, дискомфорта душевного, что проще, кажется, не возражать. Однако так бывает – раз не откажешься от чего-то недолжного, другой, третий, а потом еще трудней будет отказаться, и так легко стать рабом собственного человекоугодия и уже не быть и не называться даже рабом Божиим. О таком рабстве, о такой порочной зависимости от человеческих мнений и отношений говорит Господь: «Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин.5:44). Хотя какая уж тут слава!

А порой может идти речь не о чем-то плохом или тревожащем совесть, а просто о том, что на самом деле не по силам. Не потому, что жалеем себя, не потому, что малодушны, не потому, что ленивы. Реально не по силам: нет умения или нет физических возможностей, или здоровья. И боязно отказать, страшно обидеть, и соглашаешься. А потом… Потом либо слом, срыв наступает, когда ничего больше делать не можешь и ропот на все и на всех поднимается. Или с треском проваливаешь то, за что по мягкодушию своему взялся. Или в небрежении остаются другие дела, за которые некому, кроме тебя отвечать, а возможно, что и люди, тебе близкие и дорогие…

…Как разобраться, когда говорить «да» и когда «нет»? Пожалуй, не так это все же и сложно, если думать при этом не о том, чего хотят от нас люди и чего хотим мы, а о том, чего хочет Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)

1 февраля 2013 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия22 декабря 2019, 13:58
"... Однако так бывает – раз не откажешься от чего-то недолжного, другой, третий, а потом еще трудней будет отказаться, и так легко стать рабом собственного человекоугодия и уже не быть и не называться даже рабом Божиим..." Вот эти слова, что я искала! Спаси Господи! Я загнала себя в такой круг, а выбираться, правда, очень сложно.
Елена26 апреля 2013, 00:06
спасибо.
важно именно сегодня.
Александра 4 февраля 2013, 18:39
Александру "..., просто сегодня я впервые был на исповеди..."
Поздравляю, очень важный шаг сделан. Главное не отступайте, и Господь даст понимание, и мир душе, и размышление, и все что нужно для Вашего блага. И не будет сумбура...
Православие настолько ясно, четко и чисто, что сердце обязательно почувствует - вот истина. Только просите:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит…"
Господь принимает каждого ищущего, кто идет с чистым сердцем.
Спаси Господи!

Большое спасибо за статью, как важно это понимать, когда "да", а когда "нет",и как часто мы ошибаемся, увы.

Ирина 4 февраля 2013, 13:25
Ирина - Гостю: Благодарю Вас за комментарий, он очень созвучен моим мыслям и тем ситуациям, в которых я часто оказывалась. Будучи новоначальной, я старалась никому ни в каких благих, на мой взгляд, просьбах не отказывать.Под действием благодати, которую, видимо, испытали все новоначальные, мне все окружающие люди казались едва ли не ангелами, и хотелось всем сделать добро. Но затем я все больше стала убеждаться в том, что меня зачастую просто используют, как Вы очень точно подметили в своем комментарии. И когда я, вначале очень робко, стала пытаться отказывать людям в тех просьбах, которые перед этим безропотно выполняла, это стало вызывать такую бурную отрицательную реакцию со стороны людей, считающих себя православными. А как же смирение, любовь друг к другу, прощение? Я не против оказать помощь ни в каких посильных для меня ситуациях, но не люблю, когда мною просто пользуются, не считаясь с моими интересами и желаниями. По-моему, это неправильно и противоречит закону братской любви. Но рассуждение - великий дар и приходит к нам только с течением времени и с опытом. Простите, если мое мнение не совпадает с чьим-то. C уважением.
Олег 4 февраля 2013, 01:49
Просящему у тебя - дай.
Наверное, есть своё, за которое только ты отвечаешь и от которого можно отказаться откликнувшись на чью-то просьбу, а есть и обязанность от которой оказаться не можешь. Разобраться бы только где одно и где другое.
Александр 3 февраля 2013, 23:32
Простите великодушно, если мысли мои не в тему, просто сегодня я впервые был на исповеди. Я впервые другими глазами увидел церковь и службу. Вот и возникли такие мысли. Я не знал, где им найти место. Вот и нашел место им здесь.

Слишком много сумбура. Мы светские люди. О вере своей знаем мало. Да мы и об истории народа своего знаем отрывки. Когда-то народ был языческим. Я даже не знаю, плохо это или хорошо. Была вера в богов и божков. Потом пришло православие. Если подумать, то вера иностранная. С таким же успехом мы могли стать католиками, мусульманами, буддистами. А мы стали православными. Мы не знаем ни той веры, ни этой веры, ни истории - ни далекой, ни близкой. Слишком много переплетено и правды и лжи. И смятением это не назовешь, но это и есть смятение души и сознания. Разум борется с чувствами и душой. Вот сидишь и думаешь, а где же эта правда и где же эта истина? Тысяча лет православия - это многовековые традиции и устои. Это уже наша вера. Но истории то мы не знаем. Мы боимся или не можем ее узнать. И слишком много вокруг нас сомнений в том что истинно, а что ложно. Вот и вновь и вновь возникает вопрос - где же моя правда? Как ее обрести и уверовать.
Юрий 3 февраля 2013, 20:24
Очень хорошая статья она помогла переосмысльть отношение к людям и увидить свою черствость.Спасибо
Вероника 3 февраля 2013, 20:02
СпасиБо за тон Ваших статей. Он назидателен, но всегда не свысока, явна именно забота и Ваше чуткое участие в правильном понимании слова Божия для людей, которым Вы толкуете. СпасиБо, батюшка.
Александр 3 февраля 2013, 14:53
Спасибо! Вчера весь день в раздражении всем говорил НЕТ! Людей обидел, сам пострадал, на душе противно и пусто. И молитва не идёт.
Геннадий-либерал 2 февраля 2013, 23:36
Гостю.
Мне кажется в Вашем рассуждении есть существенные изъяны:
- если кто-либо говорит: "да", то действительно в контексте Евангелия (согласно смысла заповеди Господа Иисуса Христа) это итог личного решения и строгость обязательства; поэтому, согласившись, и в самом деле обречен "безвозмездно и безропотно трудиться на него в поте лица", иначе зачем говорил "да", кто или что заставило ответить таким образом?
- просящий потому всегда и просит, что не имеет чего-либо, а дающий всегда дает, потому что имеет возможность дать запрашиваемое; и в момент сделки оба честны, а как в последствии поведет себя просящий - это уже иное обстоятельство и может быть связано с разным, например, с качеством работы или сроком исполнения;
- как правило, люди просящие - слабые во многом, поэтому Вы не в праве строго судить их за слова их: глядя в ясную ночь в небо, можете сказать как далеко простирается Ваш взгляд? а почему, не видя души просящего, судите о мотивах его поведения? Делайте добро во имя Господа Иисуса Христа...;
- трудящийся "безвозмездно и безропотно", если и услышит о себе клевету, то другому не расскажет, если же кто заступается за "безвозмездно и безропотно" трудящегося, защищая его от "клеветы", то сам начинает клеветать, причем на обоих: в данном случае, и на просящего и на трудящегося.
Наташа 2 февраля 2013, 07:56
Спасибо, батюшка, очень актуально для меня, то что Вы написали.
Андрей 2 февраля 2013, 05:41
Тяжело подчас человеку разумом своим понять что ведет, а что не ведет ко греху, да пожалуй и не возможно до конца. Только когда в сердце живет любовь, наполненная Духом Святым, все становиться на свои места и когда нужно говорить Да - ты говоришь Да, нужно говорить Нет - говоришь Нет. И от этого становиться еще радостней, будто ты сделал еще один шаг к тому кого всегда ищешь - Господу.
Спаси Господи! Простите меня грешного
Елена.Украина 1 февраля 2013, 22:24
Дмитрию.(01.02.2013)
"Медвежья услуга" - это сделанное добро,обернувшееся для того,кому его сделали во зло. Есть такая фраза:"Услужливый дурак опаснее врага". Человек,например, не хотел и не мыслил зла другому,но так получилось в результате,потому что он не подумал и сделал "добро",результат отрицательный. А если сделана действительная помощь ближнему,то результат будет положительный. Поэтому,перед тем,как делать добро кому-нибудь,нужно сначала помолиться,испросить у Бога БЛАГОсловения исполнить Его волю,а не свою. Настоящее добро иногда кажется жестоким. Но результат бывает спасительным для человека. Подобно тому,как хирург,оперируя пациента,делает ему больно,но спасает жизнь этому человеку. Также и Господь наш милосердный,кого любит,того и наказывает,т.е.спасает душу от погибели,если другой способ вразумления не проходит. "ИБО ГОСПОДЬ,КОГО ЛЮБИТ,ТОГО НАКАЗЫВАЕТ; БЬЕТ ЖЕ ВСЯКОГО СЫНА, КОТОРОГО ПРИНИМАЕТ." (Евр.12.6).
р.б.Сергий 1 февраля 2013, 19:22
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
ОЛЬГЕ(2013-02-01/13:14): - ответ (отказ) Вашего ребенка рационален, а заповедь "возлюби ближнего своего КАК самого себя" - иррациональна. Вывод: важно не то, что Вы "имеете право говорить «нет»", а «как» Вы это делаете. Если мы не научим наших детей "милости", которая выше "суда", они не возлюбят Господа, останутся "ветхим человеком", одетым в "кожаные ризы"! Ваша мама права, - "этому учиться" НАДО.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Нина 1 февраля 2013, 19:17
"Яко Бог разсыпа кости человекоугодников"(пс.52,6).
"Чтобы... человекоугодие не рассыпало костей твоих"(прп.Ефрем Сирин)...
Андрей Васин 1 февраля 2013, 18:59
Тема действительно важная.
К комментариям хочу добавить, что также важно, а возможно даже важнее научиться говорить НЕТ себе самому. Ведь в каждом из нас сидит тот, кого больше всех не хочется обижать... :)
р.б.Сергий 1 февраля 2013, 18:50
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"КОГДА СОВЕСТЬ ТРЕБУЕТ СКАЗАТЬ «НЕТ»", поблагодарите БОГА, пославшему вам испытание, и людей, через которых оно пришло, и раскаявшись в немощи своей, испросите помощи Всевышнего. Тогда ваш отказ прославит Бога и не обидит людей. Внешне формула проста: "СПАСИБО, НЕТ."
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
максим 1 февраля 2013, 18:26
Отец Нектарий спасибо за столь интересную , поучительную статью , никогда не задумывался над словами да и нет , на первый взгляд мелочи. Но после прочитанного пришло полное осознание , насколько часто я приступаю заповедь Христа . Спаси Господи батюшка за написание , скорее на исповедь !!!!
Ольга СПб 1 февраля 2013, 14:59
Спасибо за статью. Интересно. Очень важная для многих людей проблема.
Владимир 1 февраля 2013, 14:29
Спасибо! после ваших слов сучки в моём глазу превращаются в такие бревна. Помогай Вам Бог!
Дмитрий 1 февраля 2013, 14:24
Спасибо за статью! Скажите, как можно отличить "медвежью услугу" от действительной помощи?
Ольга 1 февраля 2013, 13:14
однажды моя семилетняя дочь на просьбу одноклассницы жестко ответила "нет" (та хотела принять участие в организуемой моей красотой игре)На мое "как ты так..." Я получила четкий ответ: "она же испортит нам игру потому, что" и без осуждения и оценок обосновала свой отказ. И мое вбитое накрепко в мою голову мамино "нельзя любям отказывать" и "нельзя людей обижать" впервые пошатнулось. Я поняла, что не отказывая, я часто обижаю тоже человека - себя. И я имею право говорить "нет" и этому учиться.
Гость 1 февраля 2013, 13:09
Спаси Вас Господь, отец Нектарий! Очень важная тема!

Правда, есть еще момент: иногда надо сказать "нет" на просьбу не потому, что она ведет ко греху, а потому что просящий просто сам не хочет что-то делать, вот он и взваливает свою работу на другого.
Доходит до того, что человек открыто говорит: "А зачем я буду сидеть, мучиться, если ты это можешь сделать..." И безотказный делает, а просящий еще и помыкает.
И ведь получается всё-таки грех. Грех того, кто не отказал: потворствует чужой лени, развращая тем самым просящего; подрывает свое здоровье, выполняя не только свою, но и чужую работу; обделяет своих родных вниманием, заботой, потому что времени на них нет - приходится ведь порой и ночью работать.
А просящий наглеет и уже не просит, а требует, считая, что ему обязаны делать... и вообще все ему обязаны, потому что он (она) не такие, как все - лучше, чище и т.п. И еще потому, что "я тебе доверил/доверила свою работу, а ты еще и смеешь нос свой высовывать..."
А если и вырываешься из этого, то просящий (эксплуатирующий) начинает распространять клевету о том человеке, кто безвозмездно и безропотно трудился на него в поте лица.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×