Есть под Рязанью село Ласково. Есть в нем часовня благоверных Петра и Февронии, устроенная в память о князе и княгине. И каждому остановившемуся возле нее непременно расскажут о житии святых. Уж коли что прибавят, по любви народной к молитвенникам о супружеском счастье, да простится им. Впрочем, и в самом каноническом житии мы мало находим подробностей их каждодневной семейной жизни. Так что «примерить на себя» и подражать их житию может любая семейная пара.
Много лет назад недалеко от Ласкова, на одноименном озере, мы снимали документальный фильм. И даже пытались найти куст орешника, который, по преданию, со времен жития здесь благоверной Февронии якобы не погиб, но давал отростки и разрастался. И омочили ноги в озере, по берегу коего ступала ставшая святой княгиней дочь древолаза, слывшая до замужества то ли юродивой, то ли простушкой. На самом же деле – девушка с характером, женским достоинством, явившая чудеса истинного христианского терпения, мудрости, супружеской преданности.
Именно такой видится мне святая Феврония вдали от Рязани, от затерявшегося в мещерских лесах Ласкова – в разноименных лицах матушек североамериканского континента.
Отец Андрей и матушка Наталия Ковалевы (Тампа, штат Флорида)
о. Андрей Ковалев |
У отца Андрея это четвертый храм и третий собственный приход. А у матушки – третий штат, где ей сразу по приезде пришлось пересдавать экзамены на сертификат медицинской сестры.
Когда два года назад отца Андрея назначили на приход в Тампе, забрал отец матушку, сына, собрал вещи и на трейлере отправился почти через всю страну – с западного побережья на юго-восточное. Отец Андрей восстанавливал пришедший в полный упадок храм, собирал хор, ремонтировал помещение, едва напоминавшее жилой дом, выкорчевывал умершие деревья-великаны и расчищал заросшую территорию – «берендеево царство», доставшееся ему от прежнего священника. Почти сразу убрал и «перешедший по наследству» чудо-иконостас. Рассказывают, что много лет назад в церковь пришла пара и просила их обвенчать непременно на фоне русского пейзажа. Рядом (как на грех!) оказался художник-самоучка, на скорую руку изобразивший к торжественному событию алтарную перегородку «под собор Василия Блаженного». Но приход катастрофически быстро разбежался. От разноцветия «куполов» при алтаре отец Андрей избавился, вырубил заросли, загораживавшие дорогу к храму, на их месте высадил аллею пальм и поставил на обочине дороги указатель – деревянный православный крест.
За два года батюшке удалось создать крепкий приход. Служит отец Андрей почти ежедневно, навещает и греческий женский монастырь, пребывающий пока без постоянного священника. При храме собралась воскресная школа для детей, проводятся духовные беседы для взрослых. Канонически храм святителя Григория Богослова относится к Патриаршим приходам в США; как и многие приходы на территории страны, живет по неписанным, но единым для духовенства большинства юрисдикций в зарубежье законам, когда семья священника кормится от заработка батюшки или матушки на светской работе. Так что известный лозунг «Kinder, Küche, Kirche» конца XIX века или более близкий нам «Barefoot and pregnant» – «Босая и беременная» – мало подходит для описания спутницы священника русского зарубежья, которая и в миру работает, и домашний очаг поддерживает, и детей воспитывает; мужу хрупкое плечо подставит и на стройке поможет. Потому как есть здесь еще одно неизвестное в России явление: бывает, что священника на приход не назначают, а сам батюшка строит свой храм, в котором создает приход.
Отец Андрей и матушка Ирина Пастух (Дайтона Бич, штат Флорида)
о. Андрей и матушка Ирина Пастух |
Особое служение матушек русского зарубежья – от Северной Америки до Австралии – работа с русскоязычным населением. С начала прошлого столетия, в какую бы точку земного шара ни приезжали русские, первым делом они строили храм и организовывали приход. С тех пор мало что изменилось: за тысячи километров от родины душа-христианка зовет иммигрантов в русский православный храм. И заботы о новоприезжих чаще всего берут на себя именно матушки. Одни вместе со своими мужьями-юристами работают иммиграционными переводчиками, другие помогают новым прихожанам в поисках работы, профессиональной консультацией, добрым советом.
– Проблема обустройства и привыкания к новым условиям жизни коснулась всех, кто приехал за океан в последние 15–20 лет, – рассказывает матушка Ирина Пастух. – Отец Андрей служит в Андреевском храме в Дайтона Бич четыре года, а первым нашим приходом был храм в Хасавюрте. Близость войны и опасение за жизнь детей заставили нас переехать из Чечни в США. Начинали службы с маленькой общины в Палм-Косте во Флориде, потом открывали еще и Никольский приход в Дайтона Бич.
Себя я считаю «поддерживающим фактором» для батюшки. На приходе мое основное занятие – работа с людьми. У прихожан есть много вопросов, с которыми они стесняются обратиться к батюшке. В первую очередь это проблемы, связанные с иммиграционными вопросами и работой. Главное в таких случаях – дать людям понять, что все эти проблемы временные, и мы переживали подобное.
В будни отец Андрей и матушка Ирина заняты в курортной индустрии Флориды. В выходные и по праздникам с младшим сыном все вместе отправляются в храм на богослужение и встречу с соотечественниками.
Отец Стефан и матушка Кира Вэбб (Флэтчер, штат Северная Каролина)
о. Стефан (Вэбб) |
Матушка Кира Вэбб – супруга священника Стефана Вэбба. Оба – новообращенные, как здесь говорят – «конверты». На Светлой седмице отец Стефан был назначен настоятелем Никольского храма в город Флэтчер, штат Северная Каролина. Это их первый приход, куда, приняв Православие, они ходили молиться обычными прихожанами. Потом была Флорида, где Стивен Вэбб стал отцом Стефаном.
По профессии батюшка – иконограф. Матушка часами может рассказывать о батюшкиной работе – цифровой реставрации старинных икон – и об их церковной, не без трудностей, жизни, о недавнем возвращении домой – в Северную Каролину, о четырех детках и домашней школе.
– Я по профессии – мама, – говорит матушка. – А для батюшки – помощник и друг: пеку просфоры, в храме помогаю.
Редкий, пожалуй, пример традиционной в нашем понимании домашней Церкви.
Отец Сергий и матушка Любовь Лукьяновы (Ховелл, штат Нью-Джерси)
Матушка Любовь – коренная прихожанка Покровского храма в Наяке близ Нью-Йорка. Того самого, где многие годы настоятельствовал известный и за пределами США автор «Закона Божия» для детей протоиерей Серафим Слободской. С юности пела здесь на клиросе. 31 год назад вышла замуж за семинариста – будущего протоиерея – Сергия Лукьянова. Для молодого поколения здешнего духовенства и прихожан образ батюшки ассоциируется, прежде всего, с чудотворной иконой Курской-Коренной, с которой епархиальный секретарь проехал не одну тысячу миль вдоль и поперек Восточно-Американской епархии. Но мало кто знает, что целых 18 лет отец Сергий служил диаконом на приходе своего отца – протоиерея Валерия Лукьянова.
Матушка Люба помогала на клиросе и в приходских школах, пекла просфоры, шила подрясники в те годы, когда пошивочные мастерские были редкостью и шитье облачения приходилось осваивать самим матушкам. А еще все эти годы матушка преподавала русский язык в местной американской школе – обучала русскому нынешнее молодое поколение потомков выходцев из России, среди которых и пятеро ее детей: два сына и три дочери.
– Когда дети были маленькие, – вспоминает матушка Люба, – я всегда им говорила, что выше всех нас – только Господь Бог. Если дети шалили, напоминала им, что этим они не меня обижают, а, прежде всего, Господа Бога и Божию Матерь, Которым все наши дела открыты.
матушка Любовь Лукьянова |
Интересно, что все матушки сходятся во мнении, что служение Богу в семье священника – это служение одно на двоих. А когда подрастают дети – церковное служение становится общим служением всей семьи со своими семейно-приходскими традициями.
– Приход у нас небольшой, и церковного дома для встреч прихожан никогда не имел, – продолжает матушка Любовь. – Раньше как было? – Заканчивалась служба, и все разъезжались по домам. Мы с батюшкой подумали, что это неправильно. Стали приглашать по праздникам верующих к себе домой, устраивали общие обеды. И на Пасху всем приходом обязательно собираемся у нас дома.
Многие из тех, кто приезжают в храм и заходят к нам на огонек, попадают в нашу семью, в нашу общину, начинают общаться с батюшкой и друг с другом и становятся уже постоянными нашими прихожанами. На приходе все говорят по-русски, и люди, оказавшиеся вдали от родины, не чувствуют себя чужими.
Еще одна традиция семьи Лукьяновых – паломничество отца Сергия с Путеводительницей русского зарубежья – чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной – по храмам и монастырям Восточно-Американской епархии, в котором принимает участие почти вся семья.
– Время, когда батюшка путешествует с иконой – особо для нас благодатное. Я видела, как в России верующие на коленях встречали нашу икону, по многу часов стояли в очереди, чтобы только приложиться к ней. А у нас чудотворный образ бывает дома, и мы спокойно можем почитать перед ним акафист, молиться…
Отец Роман и матушка Роз-Мари Стар (Редфорд, штат Мичиган)
В 1967 году коренная американка Роза Стар вышла замуж за будущего священника Романа Стара. Оба – медики. Оба – с детства православные. Предки Романа приехали в США из Галиции. Во время Второй мировой войны маме Романа, медсестре Красного Креста, часто приходилось работать по ночам, и много времени с мальчиком проводила верующая бабушка. С ней он ходил в храм и мечтал стать священником.
Бывший военный медик, 20 лет жизни отдавший исследованиям в области раковых заболеваний, сейчас протоиерей Роман Стар возглавляет благочиние Центральных штатов Патриарших приходов и настоятельствует в храме святителя Иннокентия Иркутского в Редфорде, штат Мичиган. Его почти 30-летнее служение Церкви не знает выходных. Член Епископского совета, президент Ассоциации священнослужителей святого Иоанна Златоуста Большого Детройта, в которую входит духовенство разных православных юрисдикций; один из старейших священнослужителей, отец Роман является духовником Совета православных Церквей Большого Детройта, братства святого Моисея Мурина, Ассоциации православных женщин, православной благотворительной организации Детройта, работает с заключенными, а матушка Роза помогает батюшке в трудах с бездомными и малоимущими.
Особенно много работы бывает с началом зимы, когда прихожане собирают для нуждающихся продукты, теплую одежду, а к Рождеству проводят ежегодную акцию по раздаче варежек и перчаток. Часто за всем необходимым люди идут не в храм, а домой к батюшке. В будни, когда батюшка бывает в отъезде, их встречает матушка.
Дочь супругов Стар Элизабет руководит церковным хором, внук прислуживает в алтаре. А внучка однажды, в тайне от старших, собрала жестяные банки, чтобы вырученными за них деньгами помочь приюту для сирот в Мексике.
Отец Грегуар и матушка Роза Легуте (Порт-о-Пренс, Гаити)
Отец Грегуар и матушка Роза Лагуте |
– Когда мне было шестнадцать лет, я встретила Грегуара, влюбилась – да разве такого можно было не полюбить! – рассказывает матушка Роза. – Сама я из семьи католиков, была активной прихожанкой, пела в католической церкви. Сейчас тоже пою, но уже в нашем приходском хоре.
– Самые большие трудности для православной миссии на Гаити связаны, в первую очередь, с бедственным финансовым положением, в котором находятся жители страны и православные члены миссии. На Гаити не прихожане содержат храмы и священников, а священники поддерживают своих прихожан, которые борются за выживание. Но, несмотря на порой невыносимые трудности, Православная миссия Русской Зарубежной Церкви на Гаити расширяется, прихожане молятся об экономическом благосостоянии страны и о том, чтобы Церковь имела возможность помогать нуждающимся, воспитывать сирот и детей-инвалидов. А для этого нашим священникам нужно здоровье, сила и мудрость, – говорит матушка Роза.
***
Далеко от Атлантики деревня Ласково, где девица Феврония сделала первые шаги навстречу своему служению. Далеко и Муром, где княгиня рядом с супругом возрастала в делах доброделания, а когда пришло время, воткнула иголку в недовышитый воздух и ушла вслед за ним в вечность. Ушла смиренно и с достоинством. И даже смерть не смогла их разлучить.
История их западает в душу. В здешних храмах тоже поют акафист благоверным супругам, и среди англоязычной речи в церквах два слова традиционно слышатся по-русски и с особой теплотой: «батюшка» и «матушка». Пусть и произносятся они с акцентом, а пишутся и вовсе латинскими буквами, но сразу ощутимее на душном атлантическом побережье Америки становится вдруг запах полевых цветов, сенокоса и прохлады мещерских лесов, снова и снова напоминая о неравном браке и пронесенном с достоинством, уже на равных, кресте правления и семейного благостроительства.
Понимаете, Василий, я эту тему с платками подняла не отвлеченно. Мне действительно хотелось увидеть реакцию православных братьев и сестер (особенно). В Греческой Церкви скромный вид уже отменен - плечи, голову можно не покрывать, а это тревожный знак. И вот я читаю статью и вижу двух матушек (пусть только никто не подумает, что осуждаю!) таких деловых, собранных, с ниткой жемчуга на шее (это своеобразный стереотип).. Дальше вы знаете.
И мой легкий упор на то, что платок - это не просто традиция, это красиво, был также абсолютно осознанным!
СЛАВА ВАМ СВЯТЫЕ ОТЦЫ И МАТУШКИ ЗА ВАШ ТРУД БОЖИЙ.ДАЙ ВАМ БОГ ВСЕГО, ЧТО ВЫ САМИ ХОТИТЕ И В НЕСЕНИИ ВАШЕМ ТЯЖЕЛОМ БОЖЬЕМ БРЕМЕНИ И В СВОЕЙ СЕМЬЕ. СПАСИ ВАС ХРИСТОС.
http://www.haitiorthodoxfamilyrelief.com
Smotrite videoroliki "Orthodox Haiti" na youtube.com
Fr. Daniel McKenzie - rector
St. Vladimir Russian Orthodox Church
101 NW 46 Ave., Miami, Fl. 33126
frdanmck@yahoo.com Tel. 305-448-7087
Administrator - Haiti Orthodox Mission (ROCOR)
Pozhertvovaniya mozhno napravliat - Bank Transfer:
Wells Fargo - Haiti Orthodox Mission
Acct. # 2451709204,
Routing 063107513,
Swift # WFBIUS6S
(ili chek na visheukazanniy adres v Miami, ili sviazatsia po elektronnoy pochte)
Missiya ostro nuzhdayetsia v finansovoy pomoshi na sleduyushiye nuzhdi:
Zarplata sviashennikam - Finansovaya podderzhka samih bednih pravoslavnih semey - Pomosh na zarplatu uchiteliam v pravoslavnoy shkole - pomosh na obucheniye seminaristov iz Gaiti v pravoslavnoy seminarii - pomosh stroitelnomu proyektu "Aleksandr" dlia vosstanovleniya strukturi hramov posle zemletriaseniya vkliuchaya restavratsiyu ikon i ikonostasov - arenda i vikup zemli gde vedutsia bogosluzheniya
U kogo yest vozmozhnost i zhelaniye pomoch podderzhat RASPROSTRANENIYE i UKREPLENIYE PRAVOSLAVIYA na GAITI, nizhe rekviziti, takzhe mozhno zaprosit bolee podrobnuyu informatsiyu i obosnovaniye nuzhd po email: info@saintvladimirmiami.com
Вы, Мзиа, наверное, плохо по-русски понимаете.
Лариса как раз похвалила Розу.
Да уж! Каждый слышит, что слышит. Уши развесят, в одно залетает из другого вылетает, в уме мало что остается приближенное к истине, зенки вытаращат, пены у рта наберут, и давай! - "как Вы смеете осуждать!"
Ларисе. Лариса, возможно те, другие матушки, кот-ые были с непокрытой головой, они вполне также покрывают голову во время богослужения, просто их зафоткали в тот момент, когда те были без платка. А матушка Роза, если заметим, то стоит со своим мужем-священником у дверей храма, т.е. их наверняка зафоткали или после службы или перед.
Что касается того, что молиться с распущенными волосами это неописуемо, то да, сама испытала. :) Ужас! Неудобно. И чувствуешь себя то ли голой, а лучше сказать такое ощущение, что голова голая, будто обрили. Стыдно еще. В таком случае, если есть возможность, то хотя бы собранные волосы сделать.
К слову о платках: у нас в городе большое количество женщин их носит вне церкви. Летом - невыносимая жара, зимой - не все любят шапки. Сама не так давно открыла для себя, что платок - очень красивый элемент одежды.
Что касается церкви - шевелюры, едва покрытые узкой ленточкой, очень отвлекают во время богослужения. Выступают против платков, как правило, те женщины, которые в богослужении не участвуют. Попробуйте класть поклоны с распущенными волосами (особенно длинными), это будет нечто неописуемое.