Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
Один из главных признаков души человека, его богоподобия — совесть. Она нам подсказывает, как далеко удалились мы от Бога, постимся из любви к Нему или просто потому, что так положено. Проблема в том, что современный человек пытается обойтись без совести. У верующих есть тенденция переложить ответственность за свои поступки на духовника и даже на всю Церковь. Но даже дружба между людьми невозможна через посредников. Тем более отношения с Богом. Священник может помочь выстроить эти отношения, но в душу другому никто не влезет. Человек должен сам познать себя, а для этого всю свою жизнь проверять совестью.
Проблема не в том, съел или не съел человек постом скоромное, а в том, где его сокровище. Конечно, во время поста, особенно Великого, лучше избегать хождения в гости и других увеселительных мероприятий. Я обычно говорю прихожанам так: «Сами не ищите встреч во время постов, но, если близкие люди, родители, просят прийти, не откажите им во внимании — это малая жертва. Пришли в гости — по возможности кладите себе на тарелку постное. Положили вам на тарелку скоромное — съешьте, но больше не подкладывайте и добавки не просите». Это ведь тоже ограничение — обычно мы в гостях меры в еде не знаем. Например, если человек все свободное время проводит у телевизора, вряд ли он постом сможет совсем его не смотреть. Пусть хотя бы заранее отметит передачи, которые хочет посмотреть, и ими ограничится. Для телезависимого человека это тоже воздержание — любое самое малое ограничение требует усилий. Так и с чревоугодием. Подсказывает нам совесть, что мы искали повод нарушить пост, — уже хорошо. Мы поняли на самом деле, какие мы есть.
Сила христианства в том, что Господь принимает любого кающегося грешника, дарует ему милость, которой мы не заслуживаем. Придите в храм, скажите искренне: «Господи, насколько же я больше люблю котлеты, чем Тебя!» Пост нужен и для того, чтобы мы лучше поняли себя, какие мы есть, с Богом мы живем или механически выполняем правила. Если человек увидел, что пост не доставляет ему радости, что он не обращается сердечно к Богу, а монотонно вычитывает правило, и у него хватает мужества признаться в этом Богу — пост прошел не зря.
Прочитайте комментарий ниже. Просто говоришь другу, что постишься. Разве друг этого не поймет?
В Египетских монастырях в эпоху Их расцвета - в некоторых монастырях отменяли большой Пост ради не постящегося Гостя, пришедшего в монастырь. Но при этом Пост для Себя лично не отменяется.
Проще, Вы готовите скоромную пищу Гостю: Он ест скоромное, но Вы не едите скоромное - сок-чай пьете, фрукты съедаете или ещё что Постное ... и всё.
А каком нарушение Поста идет в статье речь?
Откуда это вообще пошло, что мы своим ограничением в еде кого-то обижаем? В-основном все говорят: "не хотите - как хотите. Нам больше достанется:)".
Один-единственный раз знакомый обиделся: он приехал в гости издалека и не понимал, почему супруг (извините за подробности) не закусывает мясом (выпить за встречу таки-пришлось).
Со временем, если проявлено упорство, все привыкают и даже сверяются с церковным календарем, когда зовут в гости. Так что самовольное разрешение поста под предлогом родственников, Дней рождений, Нового года и проч. - это действительно самообман. Ради чего тогда вообще поститься?
P.S.: когда я начинала соблюдать посты, то на искушения говорила себе так: "и что тебе с того, если ты съешь этот кусочек? Секунда удовольствия - и все! А пост нарушен.". Может кому поможет.