Сохранить себя

Протоиерей Сергий Орлов с семьей о. Валериана. 1974 г. Протоиерей Сергий Орлов с семьей о. Валериана. 1974 г.
История нашей страны в XX веке настолько трагична, что некоторым подчас кажется, что ничего кроме страха и крови в этой истории и не было. Но жизнь, к счастью, не чёрно-белая. В ней есть место удивительным историям, которые не подчиняются этой страшной логике. Вот, например, тот самый страшный 1937 год. Огромная, с восемью детьми священническая семья в небольшом подмосковном селе. Батюшку приезжают арестовывать три раза, и все три раза... не получается. Не получается по одной причине: при аресте должен присутствовать председатель колхоза, а тот из раза в раз отказывается. «Не могу, – говорит, – помогать вам в этом деле и арестовывать многодетного отца».

Или зима 1941/1942 года в Ленинграде. В семье сначала умирает отец, потом сын, остаются мама с дочкой. Но в какой-то момент слегла и мама. Однако находятся неиспользованные талоны, да еще и начальник дает немного манной крупы, что помогает женщине выжить.

Эти две небольших истории, строго говоря, не относятся к основному содержанию книги «Хранители веры» историка и журналиста Ольги Гусаковой, вышедшей недавно в издательстве «Никея», хотя они и взяты из нее.

Гусакова О. В. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время. М.: Никея, 2014. Гусакова О. В. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время. М.: Никея, 2014.
Эта книга состоит из девяти бесед. Бесед с теми людьми, которые смогли в советское время не потерять главное – себя самих и веру в Бога. Кто-то из них вырос в верующей семье, кто-то в неверующем окружении сам пришел к христианству.

Среди героев известные священники, ученый и несколько женщин, чьи имена, возможно, не так хорошо известны широкой публике.

На презентации книги Ольга Гусакова сформулировала основной замысел этого сборника бесед: «Наши герои поделились с нами бесценным сокровищем – опытом веры в условиях, отличных от дня сегодняшнего, опытом общения с людьми, которых уже нет с нами – с подвижниками, новомучениками, исповедниками.

Благодаря их рассказам нам всем удается немного соприкоснуться с этой традицией и хотя бы отчасти восполнить преемственность, которую советская власть так старательно пыталась уничтожить».

О чем эти беседы? О жизни. О том, чему научились герои книги от своих родителей. О том, как проходили школьные и институтские годы. О том, как молодые люди искали себе будущих супругов. О том, как шли работать. О том, как принимали священство и как служили. О других людях, с кем привелось на жизненном пути повстречаться.

О жизни… Да, о той жизни, в которой было очень много дикого. Например, когда после литургии к тебе подходят «дружинники», следящие за верующей молодежью, просят пройти с ними и ведут в отделение милиции, где тебе приходится объяснять, с чего это ты, советский молодой человек, веришь в Бога. О том, что приходилось отвечать на этот вопрос всюду – в школе, в институте, на работе. О той жизни, в которой существовали анкеты для приема в вузы, в которых зачастую нельзя было писать правду. Напишешь, что отец – священник, и никакого высшего образования тебе не светит.

Активная жизнь большинства героев этой книги приходится всё же не на самое кровавое сталинское время. Опасности лагерей, расстрелов без суда и следствия у них не было. Но советская система и после Сталина не стала честнее. В ней всё равно приходилось врать и бояться. Говорить не всю правду и бояться, как бы не открылась настоящая правда.

И вот тут герои книги, настолько разные по своим судьбам и характерам, сходятся. Сходятся они в том, что самое главное было иметь твердые убеждения и на прямые вопросы отвечать правду. В таком случае, по каким-то не очень понятным с точки зрения советской логики причинам, не трогали. Не заставляли вступать в комсомол и партию, при этом не увольняли с ведущих должностей, зная, что перед ними люди верующие, которые ходят в церковь.

С матушкой Наталией в Троице-Сергиевой Лавре С матушкой Наталией в Троице-Сергиевой Лавре
    

Очень мне приглянулся рассказ протоиерея Георгия Бреева о том, как он отвечал на бесконечные вопросы, почему он верующий и отчего же он не верит в науку и прогресс. А отвечал он очень просто: «В науку и прогресс верю, однако ни одна из ваших наук не отвечает на самый важный вопрос – вопрос о смысле жизни». Тут уже вопрошающие не понимали, что возразить, и прекращали задавать вопросы.

Мне кажется, самое важное, что мы можем вынести из этих рассказов, заключается немного в парадоксальной, на первый взгляд, мысли. Несмотря на то, что жизнь в нашей стране сейчас совсем иная и живем мы уже в другом государстве, главное не меняется.

Конечно, очень важно читать такие рассказы. Важно знать, что в советские годы не прекращалась церковная жизнь, что всё это не вдруг в конце 1980-х годов из небытия пришло к нам обратно.

Однако, как отметил еще один из героев книги протоиерей Сергий Правдолюбов, отвечая на вопрос, как жить тем людям, которые были оторваны от традиции и воспитаны в советском духе, надо просто твердо помнить, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8) и что нет ничего предопределенного какими-то жизненными обстоятельствами.

будущий протоиерей Сергий с папой — протоиереем Анатолием Правдолюбовым. Около 1978 г. будущий протоиерей Сергий с папой — протоиереем Анатолием Правдолюбовым. Около 1978 г.
    

А главная борьба и главные сложности всё равно в нас самих. Нам самим и сегодня очень важно не терять веру и себя. Раньше этому мешала государственная политика, сейчас наш бешеный ритм жизни, в котором нет порой времени, чтобы остановиться и задуматься. Ну, вот если посмотреть так, то изменилось ли что-то кардинально? Конечно, нельзя нам сегодняшним списывать все наши проблемы на бешеный ритм жизни и оправдываться этим, сравнивая эти мелочи с советским временем, но всё же…

Герои книги, по словам автора, считают определение «хранители веры» слишком пафосным в отношении себя. Но если им удалось в условиях гораздо более жестоких, чем наши сегодняшние, сохранить веру, то кто они как не хранители веры? Конечно, силы были неравны и, к сожалению, советской власти удалось многое порушить. Но в сердцах этих девяти людей она сохранилась. И скольким еще они смогли этот огонек веры передать?

Вот именно так, без пафоса, мне кажется, и стоит относиться и к этому определению, и к жизни этих людей. Без пафоса, но внимательно всматриваясь и пытаясь понять, как же им всё-таки удалось сохранить и не растратить главное.

Ирина Кислина

27 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Прот. Валериан Кречетов: «Только служить Богу. Больше ничего не просил» Прот. Валериан Кречетов: «Только служить Богу. Больше ничего не просил» Прот. Валериан Кречетов: «Только служить Богу. Больше ничего не просил» «Только служить Богу. Больше ничего не просил»
Протоиерей Валериан Кречетов о советском времени и о вере
Я каждую службу Матери Божией молился, чтобы меня сподобила послужить Богу. Больше ничего не просил. Только служить Богу. Вот я и служу. С утра до вечера.
Протоиерей Георгий Бреев о советском времени и о вере Протоиерей Георгий Бреев о советском времени и о вере Протоиерей Георгий Бреев о советском времени и о вере «Каждый век приносит нам свой особенный крест»
Протоиерей Георгий Бреев о советском времени и о вере
Ольга Гусакова
Что вас потянуло в семинарию? Спутники полетели в небо! А вы туда идете? Вы губите свое будущее. Церкви со временем все закроются. Если хотите, мы дадим вам любое место работы с хорошей оплатой.
«Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» «Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?»
Беседа с 98-летней Верой Николаевной Глазовой
Николай Бульчук
Жизнь Веры Николаевны Глазовой составляет одно целое с самыми трудными годами Русской Православной Церкви, которой она всегда была верна. Несмотря на возраст, о прошлом она помнит всё в тончайших деталях и подробностях.
Комментарии
Николай27 февраля 2014, 16:57
Вот,на Украине памятники крушит молодежь - видно из кадров. Которую воспитали не родители(православные-инославные...),а интернет,телевизор,сверстники. И на Ближнем Востоке - то-же и в Индии,не говоря о Европе иль Америке. Это другой мир. Он уже не постхристианский,а анти. Уже произошло замещение и вместо христианских ценностей миром правят другие. Это страшнее советских времен,т.к.там оставалась инерция и общий нравственный уровень тех поколений,размывавшийся не так быстро. Теперь технологии позволяют формировать нового человека - титана довольно быстро. Но Россия все-же имеет некоторое противоядие-опыт прошлого,генетическим образом спасающее от полного разложения. Христос Воскресе!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×