История нашей страны в XX веке настолько трагична, что некоторым подчас кажется, что ничего кроме страха и крови в этой истории и не было. Но жизнь, к счастью, не чёрно-белая. В ней есть место удивительным историям, которые не подчиняются этой страшной логике. Вот, например, тот самый страшный 1937 год. Огромная, с восемью детьми священническая семья в небольшом подмосковном селе. Батюшку приезжают арестовывать три раза, и все три раза... не получается. Не получается по одной причине: при аресте должен присутствовать председатель колхоза, а тот из раза в раз отказывается. «Не могу, – говорит, – помогать вам в этом деле и арестовывать многодетного отца».
Или зима 1941/1942 года в Ленинграде. В семье сначала умирает отец, потом сын, остаются мама с дочкой. Но в какой-то момент слегла и мама. Однако находятся неиспользованные талоны, да еще и начальник дает немного манной крупы, что помогает женщине выжить.
Эти две небольших истории, строго говоря, не относятся к основному содержанию книги «Хранители веры» историка и журналиста Ольги Гусаковой, вышедшей недавно в издательстве «Никея», хотя они и взяты из нее.
Эта книга состоит из девяти бесед. Бесед с теми людьми, которые смогли в советское время не потерять главное – себя самих и веру в Бога. Кто-то из них вырос в верующей семье, кто-то в неверующем окружении сам пришел к христианству.
Среди героев известные священники, ученый и несколько женщин, чьи имена, возможно, не так хорошо известны широкой публике.
На презентации книги Ольга Гусакова сформулировала основной замысел этого сборника бесед: «Наши герои поделились с нами бесценным сокровищем – опытом веры в условиях, отличных от дня сегодняшнего, опытом общения с людьми, которых уже нет с нами – с подвижниками, новомучениками, исповедниками.
Благодаря их рассказам нам всем удается немного соприкоснуться с этой традицией и хотя бы отчасти восполнить преемственность, которую советская власть так старательно пыталась уничтожить».
О чем эти беседы? О жизни. О том, чему научились герои книги от своих родителей. О том, как проходили школьные и институтские годы. О том, как молодые люди искали себе будущих супругов. О том, как шли работать. О том, как принимали священство и как служили. О других людях, с кем привелось на жизненном пути повстречаться.
О жизни… Да, о той жизни, в которой было очень много дикого. Например, когда после литургии к тебе подходят «дружинники», следящие за верующей молодежью, просят пройти с ними и ведут в отделение милиции, где тебе приходится объяснять, с чего это ты, советский молодой человек, веришь в Бога. О том, что приходилось отвечать на этот вопрос всюду – в школе, в институте, на работе. О той жизни, в которой существовали анкеты для приема в вузы, в которых зачастую нельзя было писать правду. Напишешь, что отец – священник, и никакого высшего образования тебе не светит.
Активная жизнь большинства героев этой книги приходится всё же не на самое кровавое сталинское время. Опасности лагерей, расстрелов без суда и следствия у них не было. Но советская система и после Сталина не стала честнее. В ней всё равно приходилось врать и бояться. Говорить не всю правду и бояться, как бы не открылась настоящая правда.
И вот тут герои книги, настолько разные по своим судьбам и характерам, сходятся. Сходятся они в том, что самое главное было иметь твердые убеждения и на прямые вопросы отвечать правду. В таком случае, по каким-то не очень понятным с точки зрения советской логики причинам, не трогали. Не заставляли вступать в комсомол и партию, при этом не увольняли с ведущих должностей, зная, что перед ними люди верующие, которые ходят в церковь.
Очень мне приглянулся рассказ протоиерея Георгия Бреева о том, как он отвечал на бесконечные вопросы, почему он верующий и отчего же он не верит в науку и прогресс. А отвечал он очень просто: «В науку и прогресс верю, однако ни одна из ваших наук не отвечает на самый важный вопрос – вопрос о смысле жизни». Тут уже вопрошающие не понимали, что возразить, и прекращали задавать вопросы.
Мне кажется, самое важное, что мы можем вынести из этих рассказов, заключается немного в парадоксальной, на первый взгляд, мысли. Несмотря на то, что жизнь в нашей стране сейчас совсем иная и живем мы уже в другом государстве, главное не меняется.
Конечно, очень важно читать такие рассказы. Важно знать, что в советские годы не прекращалась церковная жизнь, что всё это не вдруг в конце 1980-х годов из небытия пришло к нам обратно.
Однако, как отметил еще один из героев книги протоиерей Сергий Правдолюбов, отвечая на вопрос, как жить тем людям, которые были оторваны от традиции и воспитаны в советском духе, надо просто твердо помнить, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8) и что нет ничего предопределенного какими-то жизненными обстоятельствами.
А главная борьба и главные сложности всё равно в нас самих. Нам самим и сегодня очень важно не терять веру и себя. Раньше этому мешала государственная политика, сейчас наш бешеный ритм жизни, в котором нет порой времени, чтобы остановиться и задуматься. Ну, вот если посмотреть так, то изменилось ли что-то кардинально? Конечно, нельзя нам сегодняшним списывать все наши проблемы на бешеный ритм жизни и оправдываться этим, сравнивая эти мелочи с советским временем, но всё же…
Герои книги, по словам автора, считают определение «хранители веры» слишком пафосным в отношении себя. Но если им удалось в условиях гораздо более жестоких, чем наши сегодняшние, сохранить веру, то кто они как не хранители веры? Конечно, силы были неравны и, к сожалению, советской власти удалось многое порушить. Но в сердцах этих девяти людей она сохранилась. И скольким еще они смогли этот огонек веры передать?
Вот именно так, без пафоса, мне кажется, и стоит относиться и к этому определению, и к жизни этих людей. Без пафоса, но внимательно всматриваясь и пытаясь понять, как же им всё-таки удалось сохранить и не растратить главное.