Святитель Григорий Палама: редкий для традиции случай

Православная духовная традиция необычайно богата. Многие подвижники оставили после себя наставления и описания своего опыта. Или опыта своих наставников, предшественников. Сотни и сотни томов написали… Одному человеку за всю жизнь эту духовную библиотеку не прочитать.

Эти тома о христианском подвижничестве оставили отнюдь не графоманы. И потому писания подвижников почти всегда «вынужденные». Автора попросили что-то объяснить, вот он и отписал. Его ответ прочли, приняли к сведению, сохранили. И библиотека православной духовной литературы пополнилась еще одной «единицей хранения». Поскольку цели у авторов были практические – помочь адресату, то в основном писания подвижников говорят о начальных ступенях духовного восхождения. Ведь их адресаты были именно новоначальные подвижники.

Однако из этого общего правила есть исключение. И какое исключение! Знаменитые «Триады» святителя Григория Паламы. В этой книге святителя толкуется высокий опыт духовной жизни. Почему именно высокий? Опять вынужденно. На высокий опыт афонских безмолвников обрушился с резкой критикой один образованный монах. Святитель Григорий, сам будучи образованным монахом, написал в ответ «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Кто такие безмолвствующие?

***

Безмолвием в данном случае называется не практика молчания (наподобие широко известного «обета молчания»), а особый опыт: священное безмолвие. То есть безмолвие ума от страстных помыслов. Причем обсуждает святитель Григорий опыт безмолвия самый-самый высокий.

Во многих писаниях подвижников уделяется большое внимание борьбе со страстями и покаянию и лишь чуть-чуть говорится о более высоком опыте – о жизни безмолвнической. «Триады» же продолжают разговор о духовном восхождении, объясняют, что такое сведение ума в сердце и даже самые-самые высокие ступени духовного восхождения. В этом смысле «Триады» как бы дополняют корпус православных аскетических писаний.

Почему подвижники о борьбе со страстями пишут – ясно. И ясно, что борьба со страстями направлена на то, чтобы страсти в человеке «утихли» (как бы «безмолвствовали») и не мешали человеку жить с Христом. Это в совершенной степени достигается только в опыте бесстрастия. Такой опыт справедливо считается вершиной аскетического пути.

Но были подвижники, которые пережили опыт и еще более высокий, предельно высокий. Это опыт чистой молитвы и созерцания нетварного Света. Вот это созерцание и было мишенью у безжалостного критика афонского подвижничества. Вот почему святитель Григорий и пишет о высоком опыте – не заостряя внимания на опыте начальных ступеней, без которого невозможно достичь возвышенного опыта.

***

Припомним и перечитаем, о чем именно рассуждал святитель Григорий: «Ум в чистой молитве исступает из всего сущего. Исступление это без сравнения выше отрицательного богословия: оно доступно только приобретшим бесстрастие; и единения еще нет, если Утешитель не озарит свыше молящегося… не восхитит его через откровение к видению света»[1].

Подвижник, который сподобился бесстрастия, может после этого вкусить опыт чистой молитвы. Его ум на молитве «исступает из всего сущего», отрешается от всяких восприятий тварного бытия и восхищается к нетварному Богу. И еще более высокое единение с Богом возможно. Его познали те, которые были озарены Святым Духом Утешителем и созерцали нетварный Свет.

Этот Свет не является галлюцинацией или обычным физическим светом, например светом грозовой молнии. Это «лучи Божества», их «невидимо видели» отдельные афонские безмолвники. Я не буду останавливаться на том, как в этом тексте святитель Григорий противостоит неоплатоническим трактовкам духовности, не буду входить в рассуждения об отрицательном богословии и единении, опрощении.

Лучше я задамся вопросом: зачем нам это знать? О чем говорят «Триады», чему учит святитель Григорий? Тому, как много дает Бог православным людям, как высоко простирается путь духовного восхождения и как непросто нам судить о том, что мы знаем лишь понаслышке.

Диакон Павел Сержантов

14 марта 2014 г.

[1] Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 222–223.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой
Валерий Духанин
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой
Валерий Духанин
Специально искать молитвенных восторгов и скорых переходов на последующую ступень молитвы не следует – это должно совершаться естественным образом по усмотрению Божию.
Ароматное вино для зрелых духом Ароматное вино для зрелых духом
Прот. Андрей Ткачев
Ароматное вино для зрелых духом Ароматное вино для зрелых духом
Протоиерей Андрей Ткачев
Не будут ли и нам судьями Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама и прочие светильники веры?
О благодати Божией О благодати Божией
Митр. Лимассольский Афанасий
О благодати Божией О благодати Божией
Митрополит Лимассольский Афанасий
Все мы можем получить благодать Божию, если смиримся и покаемся. Это ключ к тайне благодати Божией. Бог посещает смиренного человека, который кается, пусть он пока еще борется с грехами. Однако Бог гнушается гордым человеком, пусть он даже и будет безупречен во всем остальном.
Причастие Фаворского света Причастие Фаворского света
Протоиерей Андрей Ткачев
Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.
Остановленный Ренессанс Остановленный Ренессанс Остановленный Ренессанс «Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс»
Алексей Князев
Исход спора «паламитов» и «варлаамитов» определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности, Северо-Восточной Руси.
Почему именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста? Почему именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста?
Комментарии
Василий Вожеватов26 ноября 2016, 14:25
неожиданное завершение )) так прям заинтриговал вопросами, а потом так филосовски рубанул!"К чему это всё? Зачем нам это знать?... А что бы ужасаться какие бывают заумные люди и в полноте осознать свою некчемность".
Александр 9 марта 2015, 08:20
Даже если я узнаю о Святителе Григории Паламе, о его писаниях, о его жизни, о жизни других подвижников, приобщившихся нетварному свету, то всё равно буду очень далёк от практического применения его мыслей. Это угнетает, делает меня по-настоящему недостойным и немощным. А время идёт, годы проходят, а я топчусь на месте, если не отступаю...
Арор Миртскритч12 июля 2014, 01:48
Мир вам!Будьте,как дети-и Бог будет вам отцом...близким и родным.Каждый христианин должен стяжать Святой Дух и призывая Имя Господа,сделать,то ради чего пришел Христос-ОБОЖИТЬ ТВАРНУЮ ПРИРОДУ.Спасения Вам во Христе Иисусе!
гость16 марта 2014, 09:03
А мне грешнику нечего сказать о таких духовных высотах...
Благодаря промыслу Божию и святителю Григорию Паламе ведаю теперь, что есть такая высокая жизнь в Духе.
Elena Dorogina15 марта 2014, 20:56
Спаси Господи за статью.
Борис Николаевич15 марта 2014, 20:47
Случай и всамделе редкий, св Григорий пишет про высокий опыт, а про новоначальный не пишет. Хорошо, что об этом не знает мой любимый профессор А.И.Осипов. Он бы раскритиковал "Триады" точно так же, как "Откровенные рассказы странника" раскритиковал -- автор книги начинает не с начала, а с середины. Может быть я и ошибаюсь, пиша об этих духовных книгах, материя для разговора слишком тонкая.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×