В Неделю вторую Великого Поста Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю святителю Григорию Паламе.
Святитель Григорий Палама Сам факт установления дня памяти этого отца и учителя Церкви в период Четыредесятницы говорит об особенном почитании святителя в Византии, которое началось практически сразу после его смерти[1].
Мы рассмотрим тропарь святому Григорию Паламе, который раскрывает суть служения святителя, показывает его подвиг.
Для начала нам стоит обратиться к тексту тропаря на греческом языке:
«Ὀρθοδοξίας ὁ φωστὴρ, Ἐκκλησίας τὸ στήριγμα καὶ διδάσκαλε, τῶν μοναστῶν ἡ καλλονὴ, τῶν θεολόγων ὑπέρμαχος ἀπροσμάχητος· Γρηγόριε θαυματουργὲ Θεσσαλονίκης τὸ καύχημα κήρυξ τῆς χάριτος· ἱκέτευε διὰ παντός, σωθῆναι τὰςψυχὰςἡμῶν»[2].
Церковнославянский текст тропаря звучит следующим образом:
«Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим»[3].
Предлагаем и русский перевод настоящего литургического текста:
«Православия светило, Церкви утверждение и учитель, монахов красота, богословов заступник непобедимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская похвала, проповедник благодати, молись всегда о спасении душ наших».
Светило Православия и утверждение Церкви
В самом начале тропаря святитель именуется светильником Православия. Греческое «ὁ φωστὴρ» обозначает небесные тела, испускающие свет[4]. В оригинале и церковнославянском переводе он, конечно, употреблен в переносном значении – «носитель духовного света, светоч».
Святитель Григорий Палама, сформулировавший учение об исихазме и нетварном свете, сразу предстает перед нами в образе духовно просвещенного человека, подвижника, в котором запечатлен образ «Отца светов» (Иак. 1, 17).
В святом мы видим опору нашей веры, при помощи которой мы можем уверенно идти по пути спасения
Далее гимнограф развивает мысль, высказанную ранее. Только просвещенный светом благодати человек может быть учителем Церкви и с максимально возможной ясностью излагать верное христианское учение. Поэтому святитель Григорий и величается учителем и утверждением Церкви.
Слово «утверждение» в этом месте было выражено греческим «στήριγμα», которое переводится буквально как «подпора, поддержка кого-либо, чего-либо»[5].
Так, в святом мы видим не только светильника веры, но и опору нашей веры, при помощи которой мы можем уверенно идти по пути спасения.
Красота монашества
«Монахов доброто» – греческое «καλλονὴ» – и церковнославянское «доброта» – являются не просто эстетической категорией, это многоуровневое философское понятие, трактуемое и как гармония, и как духовное сияние, отпечаток Божества[6].
Точно определяется суть этого трудноопределимого понятия в Ареопагитском корпусе:
«Прекрасное всех к Себе зовет (или: привлекает; καλουν), отчего и называется красотой (καλλος), и потому что Оно все во всем сводит в тождество»[7].
Защитник Православия и провозвестник благодати
Церковь чтит в святом Григории великого поборника Православия, «ревностного защитника», который отстаивал чистоту истинного вероучения. Святитель, живший уже во времена заката некогда могущественной Византии, был одним из немногих, кто противостоял нарастающему на Востоке католичеству – и в области веры, и даже в образе мысли.
Благодать должна нами пониматься как Божественная сила, преображающая падшую человеческую природу
Его твердость утверждает нас в мысли, что Господь призывает духовных людей на защиту преподанного им знания от неприкрытого поругания еретиками, не имеющими представления о духовности и подлинной молитве, и являет миру через них истину.
Он отстаивал православное учение о нетварной природе Божественной благодати. Греческое «κήρυξ», которое на церковнославянский язык переводится весьма сдержанно – «проповедник», в греческом языке часто означает «глашатая, вестника, гонца»[8], то есть того, кто разносит весть о дарованной Богом благодати через него всего миру.
«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой», – говорит Христос своим ученикам (Деян. 1, 8). Благодать должна нами пониматься как Божественная сила, исходящая исключительно от Бога, преображающая падшую человеческую природу. Она не может жить в нас автономно, по нашей воле, а дается свыше, как дар – тем, кто ищет «прежде Царствия Божия» (Мф. 6, 33).
Понятно, что разобранный нами тропарь является словесной иконой служения святителя Григория, бывшего истинным монахом и архиереем, учителем Церкви, защитником и глашатаем Божественной благодати, избранным сосудом Божиим, вместившим великую тайну обожения и показавшего ее людям в своих словах и творениях.