Москва, 29 апреля 2014 г.
Православная церковь и руководство Федеральной службы исполнения наказаний договорились о создании в местах лишения свободы службы тюремных капелланов. Причем некоторые священники даже войдут в штат тюремного ведомства, пишет "РГ".
Как сообщил журналистам председатель Синодального отдела Московского патриархата по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх (Грезин), в каждом региональном управлении ФСИН будет введена штатная должность помощника руководителя по работе с верующими, которую займет священник. Соответственно, ему положат в тюремном ведомстве оклад, и как штатный сотрудник он будет курировать все тюремные храмы в данном регионе. А в исправительных учреждениях будут внештатные капелланы, получающие зарплату в епархиях.
По словам епископа Иринарха, принципиальная договоренность об этом была достигнута в начале апреля на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла с директором ФСИН Геннадием Корниенко. Как передает агентство РИА Новости, ожидается, что эта система заработает примерно через год.
"Действительно, церковь вносит огромный вклад в исправление заблудших, включая даже закоренелых преступников, - сказал директор Федеральной службы исполнения наказаний России Геннадий Корниенко. - У нас много примеров того, как именно общение с представителями церкви помогало встать на путь истинный, и после выхода из заключения люди активно вливались в общество и становились законопослушными гражданами".
Сам же вопрос имеет давнюю историю. О возможности появления за решеткой штатных тюремных священников говорили и предыдущие руководители службы исполнения наказаний. Еще четыре года назад "РГ" писала о создании в рамках Русской православной церкви Синодального отдела по тюремному служению. Тогда же было объявлено о проведении по инициативе тюремного ведомства эксперимента по созданию в местах заключения института собственных священников, называемых в мировой практике тюремными капелланами. Один из ключевых вопросов состоял как раз в том, должен ли священник состоять в штате в тюремном ведомстве (например, де-юре в качестве гражданского служащего) и работать исключительно в казенных домах. Или лучше, чтобы он выполнял свои обязанности по совместительству, но тогда, поясняли представители тюремного ведомства, надо было разобраться, кто должен платить священнику зарплату - церковь или государство в лице ФСИН.
"Мы хорошо понимаем, что преобладающее большинство лиц, находящихся в заключении, совершили тяжкие преступления и справедливо лишены свободы, - сказал Епископ Иринарх. - И тем не менее человек всегда остается человеком и, невзирая на виновность перед законом, всем заключенным должна быть гарантирована свобода совести и вероисповедания в условиях несвободы". По словам представителей церкви, предусмотренное законом отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства. "Ни в одной стране мира отделение церкви от государства не исключает присутствие капелланов, например в армии", поясняют эксперты православной церкви.
Правда, нельзя забывать и другой момент: в местах лишения свободы находятся не только православные. Как сообщалось в конце прошлого года, сейчас в исправительных учреждениях России функционируют более 500 православных храмов, более 50 исламских мечетей, 7 буддийских дуганов, 4 костела Римско-католической церкви. Кроме этого действуют около 780 молельных комнат для осужденных мусульман, иудеев, баптистов, буддистов, православных.