Тот, кто однажды побывал на Валааме, уезжая оттуда, всегда ловит себя на мысленной просьбе к Богу — вновь вернуться сюда. Земли архипелага, освященные некогда апостольской благодатью одного из первых учеников Господа, и по сей день напоминают человеку о величии и первозданной красоте Божиего мира, не поврежденного человеческим грехом и сохраненного тысячелетней молитвой и трудом многих поколений насельников этой святой обители. Даже вражеские набеги и безбожное время не погасили сердечное устремление тех, кто всем сердцем возжелал иноческого жития, молитвенного труда и уединения в этих суровых землях ради продолжения дела преподобных Сергия и Германа — неизменных заступников и ходатаев у престола Божия за этот дивный и величественный край.
В путь
Мне уже неоднократно приходилось бывать на Валааме с паломническими группами. Но в этих поездках я сам, конечно же, прежде всего был паломником. Ранняя осень в последние годы стала для меня своего рода напоминанием, призывом в дорогу к северным святыням. Пензенская область, Мордовия, Рязанская, Московская, Новгородская области, а иногда и Санкт-Петербург встречали и провожали нас короткими остановками — небольшой отдых и молитва у мощей святых или чудотворных икон укрепляли нас продвигаться все дальше на северо-запад России, к Свири и Ладожскому озеру.
В этом году программа поездки претерпела некоторые изменения: маршрут паломничества не захватывал Санкт-Петербург и пригород. Однако у нас осталась возможность посетить один из самых древних городов Руси — Старую Ладогу, увидеть Введено-Оятский монастырь и поклониться мощам святых родителей преподобного Александра Свирского, побыть у чудотворных нетленных мощей самого преподобного Александра и потрясающими по своей красоте дорогами Карелии добраться до речного порта Сортавалы…
Ступень к небу
Благодатные дары по молитвам святых сопровождали нас всю дорогу. Мне довелось служить Литургию в древнем Троицком храме Александро-Свирского монастыря по благословению благочинного, а всем нашим паломникам причаститься Тела и Крови Христовой и приложиться к открытым мощам преподобного, а еще посетить и дальний скит монастыря на берегу небольшого озера. Короткий сон — и в четыре утра мы отправляемся в Сортавалу. Карельская осень встречает нас прохладой и сыростью, а еще — туманами. И потому, прибыв к месту назначения, мы не без разочарования узнали, что наш рейс на остров отложен на более позднее время.
Но и тут чудес долго ждать не пришлось. Акафист преподобным Сергию и Герману Валаамским, прочитанный прямо на ладожском берегу, приблизил нас к заветному часу — совсем скоро метеор помчал нас по сияющему от утреннего солнца Ладожскому озеру. Словно и не было тумана…
Никольский скит, встречающий всякого паломника, желающего попасть на Валаам, словно инок-страж, приветствует и благословляет нас — метеор вскоре швартуется у причала монастырской бухты. Какая знакомая и удивительная картина, повторяющаяся и теперь, и когда-то давно — оставшаяся в полотнах, книгах и старинных фотографиях. Туда прибывали и оттуда уходили тысячи и десятки тысяч паломников со всего света. А многие касались причала, чтобы во веки не покинуть дивный остров, приняв монашеский постриг — как дар Богу ради спасения и вечной жизни. Валаам — ступень к небу. Преподобные Сергий и Герман, о чьей земной жизни осталось не очень много сведений, взошли этой ступенью к жизни небесной, осияв опасный и мрачный край светом своего подвига, призвали и других идти этим же путем…
Остановка в гостинице, обед — и вскоре мы идем в знакомый нам Никольский скит, где послушник из алтаря выносит ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Потом краткая экскурсия на старое братское кладбище — и вот мы слышим звон величественного колокола, призывающий нас на вечернее богослужение.
Только миг
Начало утреннего богослужения — в пять. Впервые нахожусь в алтаре храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, что во внутреннем каре монастыря, где совершается закрытая, ранняя братская Литургия. Служит отец Наум — насельник монастыря, приехавший сюда когда-то давно из Македонии. Он один из духовников обители. На его лице — и радость, и сосредоточенность, и благоговение. Горящие лампады за престолом, свечи, начинающийся рассвет и литургические молитвы, которые отец Наум произносит по памяти. На клиросе — только чтец. Он же и единственный поющий. И братия — с трудниками и послушниками.
Завершилась Божественная литургия. Во время Причастия в алтаре чтец на распев произносит Иисусову молитву. Чувство пребывания на земле на миг оставило меня, происходящее вокруг казалось почти запредельным. Жаль только — на миг… На память от отца Наума у меня — просфора и коробочка с ладаном из Македонии.
…А в Спасо-Преображенском заканчивается утреня и еще только начинается Литургия. И вновь почти все наши паломники причащаются Святых Христовых Таин. После этого они уезжают на экскурсию в скиты, а мы с руководителем паломнической службы отправляемся в Никольский — служить молебен с акафистом святителю Николаю, испрашивая его благословения на обратный путь.
Дивный остров
Прощание с Валаамом — это самые трогательные и грустные мгновения нашего путешествия. Удар колокола — и перед моими глазами как будто предстает братия, прощающаяся с Валаамом навсегда, с болью, но едиными устами и единым сердцем поющая: «О, дивный остров Валаам…».
Мы, конечно же, еще обязательно вернемся. А благословение преподобных Сергия и Германа пребудет с нами.
Фото автора
Газета «Православная вера» № 18 (518)