В чем святость Святой Руси?

Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров
    

Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения «Святая Русь».

Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия – великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая?

Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни.

К примеру, святитель Димитрий Ростовский сокрушался по поводу состояния своей паствы: «С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны. Иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места, мы их спрашиваем: давно ли причащались? – и они отвечают, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, не радящие о своем доме! Как могут радеть о Святой Церкви люди, домашних своих к Святому Причащению не приводящие?» Результат такого священнического «окормления» был печальным: «Иные уже 10 лет, иные 20 не причащаются. А иные во всю жизнь свою не знают, что то есть – причаститися Божественных Таин! Разве когда младенец был крещен, тогда и причащен». Следствием этого являлось почти полное нравственное запустение в народе: «Нравы народные были темны: бедность, суеверия, необузданность. Раздоры крестьян разных владельцев были постоянным явлением, и дрались шибко. Например, в Ростовской области крестьяне стольника Бутурлина чистили покосы. Как снег на голову являются крестьяне Дашкова “великим собранием с дубьем и с бердышами, и тех Бутурлина крестьян с товарищи убили замертво, ограбили кафтаны и шапки, и рукавицы, и топоры, и с ворот кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они, крестьяне, похваляются на крестьян таким же убивством!”» (И. Посошков)[1].

И в другие времена на Руси можно найти подобные описания плачевного состояния народной нравственности.

В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах – и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция».

В рассказе В. Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть характерный эпизод

В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы.

«Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.

– В древние времена, – рассказывал Яков, – после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.

Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:

– Смех твой – это слезы твои!

Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала».

В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение.

Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу.

Две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна

Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна.

Русскому характеру свойственно признавать свою преступность. Без этого признания покаяние становится невозможным.

В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь.

В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя “экспроприаторами”». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! – громко сказал Цыганок. – На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси – жарко мне там будет».

Для сравнения: во Франции в конце прошлого столетия проводился социологический опрос, французам был предложен вопрос: спасетесь ли вы? 90% опрошенных ответили: какие могут быть сомненья, конечно – да.

В России такой результат невозможен даже в наши дни.

Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас.

Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.

Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом.

Андрей Горбачев

11 июня 2015 г.

[1] Цит. по: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1905. С. 33, 35.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беречь то, что имеем Беречь то, что имеем
Россия глазами православного американца
Беречь то, что имеем Беречь то, что имеем
Россия глазами православного американца
Петр Лукьянов
Сейчас такое время, когда весь мир, даже американцы, смотрят на Россию, потому что это последний оплот Православия. Если этого не ценить, не беречь, то наступит конец всему.
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос» (+Аудио)
Иером. Василий (Росляков)
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос»
Предсмертное интервью иеромонаха Василия (Рослякова)
Сегодня, 23 декабря 2015 года, иеромонаху Василию (Рослякову) могло бы исполниться 55 лет...
За что мы наказываемся За что мы наказываемся
Свт. Макарий (Невский)
За что мы наказываемся За что мы наказываемся
Святитель Макарий (Невский)
В старину весь русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне разделился русский народ. — Каждое сословие избрало для себя как бы свою особую веру, свои обычаи.
Комментарии
Елена Шиловская13 июля 2015, 15:49
эта тема становится всё сложнее и сложнее, надо с Богом говорить, чтобы освящать её необидно для других
Людмила17 июня 2015, 20:18
ПРОДОЛЖЕНИЕ:Вспомним, что пришлось пережить народу нашему многострадальному. Разве есть еще хоть одна такая страна, которой выпали бы такие жуткие испытания, пройдя через которые, народ наш не согнулся, поднялся с колен и выстоял, не озлобился, простил зло и обиды и продолжает жить своей, может и не совсем совершенной , но самобытной жизнью, не вмешиваясь в чужие дела и жизнь других народов.
Да, может мы и бываем не справедливы и злы к ближним своим, не всегда поступаем по Христиански, но на то - мы и люди.Мы- грешные, русские люди. Но выпала нам честь и в тоже время - крест, жить на нашей Святой Русской земле, политой кровью наших Святых предков.
Хочется только одного - чтобы мы были достойны памяти Отцов наших и Прадедов, достойны Земли нашей необъятной, данной нам Господом, чтобы хранили и берегли память эту.. и чтобы и среди нас, живущих ныне, было много таких, благодаря которым про страну нашу скажут - СВЯТАЯ РУСЬ, Да, Русь, действительно - Святая! Храни нас всех Бог!
Людмила17 июня 2015, 20:16
Да, товарищи, православные, могу констатировать, что мы, русские - не совершенны. Мало того, наша греховность прямо-таки вылезает из нас наружу буквально, везде: начиная с поведения в Святых местах и Храмах, и заканчивая, ну например, таким уже обыденным занятием, как управление автомобилем в потоке таких же движущихся наших собратьев. Думаю, что подробности освещать никому не надо..
Смысл статьи, как мне кажется, в том, что будучи такими противоречивыми и неоднозначными, тем не менее, на протяжении более 1000 лет, мы (слово "мы" употребляю условно),не смотря на все поползновения всем нам известного "врага", и желание его раздавить Русь и Православие, продолжаем пока жить все на той же своей огромной территории (вот только Украина подкачала, но думаю и это вернется на круги своя),ни пяди нашей Земли русской, не уступивши врагу.
Анна17 июня 2015, 14:08
Глебу, Любимцу, Наталии и иже с ними посвящается:
родные мои, возмущаясь этой статьей вы полностью признаете ее правильность. объясню почему: говоря о том, что автор не прав, большинство людей не соответствуют идеалам и не стремятся к ним, вы говорите о себе. ваша желчь - это ваша горечь по утраченному. по сути это то же признание своей греховности, недостоинства, покаяние. а что сердитесь - так опять же на себя, от обиды, что далеки от идеалов. я конечно не говорю, что тот, кто не сердится - тот ближе)). может такая обида ваша и возмущение - это как раз показатель внутреннего стремления к идеалу. так что возрадуемся Святой Руси и будем жить по-Божьему. помоги нам Господи.
Георгий16 июня 2015, 13:43
Удивительная статья. Возможность подумать над тем, к чему мы призваны и что обязаны хранить прежде всего. Может, другие страны являются законодателями мод, ведущими производителями автомобилей или курортами, которые привлекают людей, чтобы отдохнуть только , к сожалению, телом. Русской Земле и Русскому Человеку вверено хранить Живую Небесную Веру. Как и многим другим странам тоже, нет сомнений, по поводу других стран. Уверен,после смерти, нас не спросят, ни про красоту наряда, ни про стоимость автомобиля. Нас спросят после смерти о чем-то другом. Хранили ли мы Алмазы Веры, берегли ли память о Новомучениках и Исповедниках Российских, впитали ли наставления прп. Серафима и прп. Сергия. Ведь, однажды и мы перед Ними, перед сонмами святых будем давать ответы на эти вопросы.
Олег16 июня 2015, 12:42
Люююдиии! Какая Русь на Небе?! В Царствии Небесном не будет даже Афона, представляете? Всё же в статье по полочкам разложили, нет обязательно надо вставить свое личное махрово еретическое мнение.
Василий Н.15 июня 2015, 15:59
Людмила писала:
"Василию Н.
Ни один народ не дал такого количества православных святых, как русский".

Это не дает нам основания для самопревозношения над другими народами. Когда я читаю о Святой Руси или о Третьем Риме, мне вспоминаются слова: "И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму".
Михаил15 июня 2015, 10:13
А что такое Русь в сегодняшнем понимании?
Почему я спрашиваю? Та Русь, которая не Небесах со Святыми и со Христом - да, никто не спорит. А здесь, на земле, где она?
И если я на "французский" вопрос отвечу, что нет, не спасусь, это о чем скажет? О моей праведности? Отнюдь... Больше поверю, что сказавший "да" горячо верит и исправляется.
Людмила15 июня 2015, 01:58
Василию Н.
Ни один народ не дал такого количества православных святых, как русский. Одних новомучеников 20 века целый сонм. Могут западные народы сказать о себе такое? Русская земля полита кровью мучеников за Христа, и она рано или поздно даст плоды.
Арина15 июня 2015, 01:36
"Там русский дух, там Русью пахнет". Дух определяет святость Руси и смысл ее бытия. Святость иррациональна, и вопрос, в чем святость Руси, риторический. А народ наш как блудный сын всегда возвращается к Отцу.
Иван В.14 июня 2015, 09:52
Спаси Вас Бог за Ваши глубокие проникновенные слова! Как же я люблю нашу Россию! Я думаю пока живёт в наших сердцах Любовь Русь всегда будет Святой, и не потму только , что в нашей стране много людей которые тихо, незаметно, не на показ стараются, хоть на капельку,стараются приблизиться к этой святости, а потому что Бог это Любовь и Он живёт наших сердцах,- в сердце русского народа!
Василий Н.14 июня 2015, 00:57
Не знаю, вполне ли я понял данную статью. Но нельзя считать свой народ духовнее других. Это, по сути, та же гордыня. Окружающие нас народы, и западные в том числе, ничем не хуже нас. И у нас, и у них люди в основе своей одинаковы, творят как добро, так и зло, кто-то стремится к тому самому идеалу святости (возможно, не всегда осознанно), кто-то нет. Нельзя утверждать однозначно, что вот у нас есть идеал святости, а у других его нет.
Сергей13 июня 2015, 08:40
спасибо за статью. для меня святая Русь это скорее одно из народных названий Царства Не от Мира сего, Царства Грядущего, Царства Вечности проповедуемого Исусом Христом, нашим Богом-Спасителем. благодаря понятию святая Русь и возник современный русский народ. наши предки называя себя русскими определяли себя таким образом как люди Руси, но не земной, преходящей Руси, а святой, вечной, небесной Руси, как православные крестьяне (христиане). Боже, береги людей святой Руси не дай пропасть!
Вадим г.Орёл12 июня 2015, 19:55
Спасибо за статью. Приходилось в жизни попадать в тяжёлые ситуации, вот тогда-то, единственными людьми, оказавшими неоценимую помощь, оказались вот такие вот "пьяницы" да "грешники"...
Василий Петрович12 июня 2015, 18:01
"Если бы, хотя бы, мы были бы (русский народ) хоть чуть-чуть добрее, отзывчивые к ближним, как те же немцы, которых я хорошо знаю, которые готовы прийти тебе на помощь даже не знакомому всегда с тобой здороваются, улыбаются, готовы протянуть руку помощи не знакомому человеку, а таких людей большинство"

Глеб, пожалуйста, не говорите, что хорошо знаете немцев.
Вы их газеты, кстати читаете? И как оно?
Да, средний немец, наверное, поприличнее среднего русского. Но они не голодали (Гитлер грабил всю Европу ради снабжения Германии, и в Первую мировую голод был тоже, скажем, терпимый) и их не вырезали миллионами.

Вот у евреев есть заповедь: не говорить о другом еврее ничего плохого, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ПРАВДА. Думаю, что многим стоило бы поучиться у хотя бы у евреев, прежде чем себя же (нет, не алкоголиков и тунеядцев, а себя) выставлять невежами.

Статья если и витает в облаках, то несущественно, многие реальные факты безнравственности описаны. Статья объективная вплоть до погрешности личного мнения автора (и автор, в отличие от многих, никому ничего не навязывает).
Александр Бутов12 июня 2015, 17:08
Уважаемый Глеб!
Вам не кажется, что "как те же немцы, которых я хорошо [???] знаю а таких людей большинство [???]" "а так всё это пустозвонство, не подкрепленная ничем" = завышенное самомнение, претендующее на истину?

Автор, быть может, не в полной мере раскрыл понятие "Святая Русь". Это, наверно, и послужило причиной появления Вашего комментария и подобных ему. Если же Вы не согласны, то позволю себе напомнить Вам главную мысль, которую автор попытался отразить в этой статье, и которую сразу трудно понять и соотнести с тем, что видишь (только) вокруг себя:

"Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом".

Идеал же этот дарован (был) ей Господом, и (это сложнее) пребудет с нею до скончания века.
Ирина12 июня 2015, 14:30
Наталье: Очень жаль, что вы не видите вокруг настоящих русских людей с живыми душами. Сходите в Крестный ход, съездите в глубинку, по святым местам, и вы их обязательно встретите. Я живу за границей, но по Родине очень скучаю, а когда приезжаю, то чувствую всей душу ее святость во всем:в природе,в людях, даже во встречающейся неустроенности . Только смотрите на окружающий мир сердцем, а не умом. Любящим сердцем.
Наталия12 июня 2015, 11:12
А Греция какая? А Грузия? А Сербия?
...

Не замечала я уже давно такого вот осознания собственной греховности, искреннего признания в своей преступности и при всём прочем тягу к "прекрасному далёко", к идеалу. Скажу честно, я вообще такого не видела, особенно массово, как дух народа.
Так же все, кого не спроси, считают себя хорошими и ничего особенного за собой не видят. Проведите опрос (только честный), и увидите, что результаты будут схожи с опросом во Франции в конце прошлого столетия.

Автор витает в облаках и такие как он тянут за собой и остальных витать. ГорЕ надо стремиться, это истинно, а витать в облаках - грех.
Трезвость нужна.
lybimez_boga12 июня 2015, 07:48
Ах, как мы любим покрасоваться перед миром и перед Богом, вот , мол, какие мы страдальцы. Меж тем, термин "Святая Русь" вполне нелепен.Что такое Святая в общих чертах понятно, но что такое Русь? Меж тем Русь , русый означает светлый. Этим термином пользовались древние элины для обозначения северных соседей. Так как элины считали себя великим народом, а окружающих их варварами, то термин "русые, руские" стал отождествляться с термином "варвары, дикари". Потом этот термин переняли римляне. Они так називали ни только славян но и германцев. От сюда наличие древнего картографического термина "Русский Когонат". Потом этот термин переняли германцы и уже называли так славян. И когда началось порабощение славянских племён этот термин постепенно остался только на самых непокорных, на наших предках. Получается что с нашей стороны Святая Русь означает Святой свет, а со стороны Европы Святые дикари. Европа не считает нас святой страной, она считает нас светлой. Многие европейские языки до сих пор сохранили название Руссия, а не Россия.Но отвечая на поставленный вопрос "почему?" нужно понимать его сущность. Когда говорится "Святая Русь" речь идёт о значимости земли. О том как относятся русские к своей Родине. Для нас святой является ни страна, ни режим, ни сами люди, а наша Родина.А когда европейцы говорят о своей Англии, Германии и так далее, то они говорят ни о Родине, а о стране о её внешнем виде, о её статусе. Это большая разница.
Михаил11 июня 2015, 17:49
Хорошо! Проникновенно! Благостно!
Евгений11 июня 2015, 17:08
Глубина греха и высота покаяния русской души, ее идеалы святости - одна из основная тем творчества Ф.М.Достоевского, лучшего мирового романиста.

К сожалению, неприятие и осмеяние термина "Святая Русь" - превалирующее настроение современного российского общества.
Владимир Степанов11 июня 2015, 16:33
Господи, не дай нам засохнуть под лучами телевизора
Глеб11 июня 2015, 15:53
Интересное мнение, но я с ним не согласен. Меня всегда удивляло выражение "Святая Русь"... В нашей стране треть населения алкоголики, наркоманы и туниядцы, которые в свою очередь даже и не подозревают, что можно жить иначе - и это та Святая Русь, о которой здесь упоминается... Мне смешно... Даже у той части населения, которая не относится к выше сказанным лицам, нет ни грамма сострадания к ближним, порядочности, бытовой "культуре", я уже и не говорю о других добродетелях - и это Святая Русь... Мне смешно... Конечно есть в любом обществе и порядочные люди, но их так мало, что они теряются в общей массе народа, так что выше сказанная статья - это сильное преувеличение русского народа. Если бы, хотя бы, мы были бы (русский народ) хоть чуть-чуть добрее, отзывчивые к ближним, как те же немцы, которых я хорошо знаю, которые готовы прийти тебе на помощь даже не знакомому всегда с тобой здороваются, улыбаются, готовы протянуть руку помощи не знакомому человеку, а таких людей большинство, вот тогда бы я согласился, а так всё это пустозвонство, не подкрепленная ни чем (ну может быть единичными случаями)...
Андрей11 июня 2015, 13:43
Читаю, в душе слезы, есмь аз раб неключимый. Помилуй Господи!
елена11 июня 2015, 13:04
Слава Богу за всё!Меня очень тронула статья, до глубины души.Так и есть,я во всем согласна с автором.Менталитет как сейчас модно говорить,русского человека ни с чем не сравнить,у нас ЕСТЬ душа,живая.Спасибо автору.Спаси вас Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×