Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения «Святая Русь».
Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия – великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая?
Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни.
К примеру, святитель Димитрий Ростовский сокрушался по поводу состояния своей паствы: «С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны. Иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места, мы их спрашиваем: давно ли причащались? – и они отвечают, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, не радящие о своем доме! Как могут радеть о Святой Церкви люди, домашних своих к Святому Причащению не приводящие?» Результат такого священнического «окормления» был печальным: «Иные уже 10 лет, иные 20 не причащаются. А иные во всю жизнь свою не знают, что то есть – причаститися Божественных Таин! Разве когда младенец был крещен, тогда и причащен». Следствием этого являлось почти полное нравственное запустение в народе: «Нравы народные были темны: бедность, суеверия, необузданность. Раздоры крестьян разных владельцев были постоянным явлением, и дрались шибко. Например, в Ростовской области крестьяне стольника Бутурлина чистили покосы. Как снег на голову являются крестьяне Дашкова “великим собранием с дубьем и с бердышами, и тех Бутурлина крестьян с товарищи убили замертво, ограбили кафтаны и шапки, и рукавицы, и топоры, и с ворот кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они, крестьяне, похваляются на крестьян таким же убивством!”» (И. Посошков)[1].
И в другие времена на Руси можно найти подобные описания плачевного состояния народной нравственности.
В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах – и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция».
В рассказе В. Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть характерный эпизод
В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы.
«Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.
– В древние времена, – рассказывал Яков, – после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.
Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:
– Смех твой – это слезы твои!
Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала».
В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение.
Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу.
Две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна
Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна.
Русскому характеру свойственно признавать свою преступность. Без этого признания покаяние становится невозможным.
В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь.
В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя “экспроприаторами”». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! – громко сказал Цыганок. – На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси – жарко мне там будет».
Для сравнения: во Франции в конце прошлого столетия проводился социологический опрос, французам был предложен вопрос: спасетесь ли вы? 90% опрошенных ответили: какие могут быть сомненья, конечно – да.
В России такой результат невозможен даже в наши дни.
Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас.
Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.
Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом.
Да, может мы и бываем не справедливы и злы к ближним своим, не всегда поступаем по Христиански, но на то - мы и люди.Мы- грешные, русские люди. Но выпала нам честь и в тоже время - крест, жить на нашей Святой Русской земле, политой кровью наших Святых предков.
Хочется только одного - чтобы мы были достойны памяти Отцов наших и Прадедов, достойны Земли нашей необъятной, данной нам Господом, чтобы хранили и берегли память эту.. и чтобы и среди нас, живущих ныне, было много таких, благодаря которым про страну нашу скажут - СВЯТАЯ РУСЬ, Да, Русь, действительно - Святая! Храни нас всех Бог!
Смысл статьи, как мне кажется, в том, что будучи такими противоречивыми и неоднозначными, тем не менее, на протяжении более 1000 лет, мы (слово "мы" употребляю условно),не смотря на все поползновения всем нам известного "врага", и желание его раздавить Русь и Православие, продолжаем пока жить все на той же своей огромной территории (вот только Украина подкачала, но думаю и это вернется на круги своя),ни пяди нашей Земли русской, не уступивши врагу.
родные мои, возмущаясь этой статьей вы полностью признаете ее правильность. объясню почему: говоря о том, что автор не прав, большинство людей не соответствуют идеалам и не стремятся к ним, вы говорите о себе. ваша желчь - это ваша горечь по утраченному. по сути это то же признание своей греховности, недостоинства, покаяние. а что сердитесь - так опять же на себя, от обиды, что далеки от идеалов. я конечно не говорю, что тот, кто не сердится - тот ближе)). может такая обида ваша и возмущение - это как раз показатель внутреннего стремления к идеалу. так что возрадуемся Святой Руси и будем жить по-Божьему. помоги нам Господи.
"Василию Н.
Ни один народ не дал такого количества православных святых, как русский".
Это не дает нам основания для самопревозношения над другими народами. Когда я читаю о Святой Руси или о Третьем Риме, мне вспоминаются слова: "И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму".
Почему я спрашиваю? Та Русь, которая не Небесах со Святыми и со Христом - да, никто не спорит. А здесь, на земле, где она?
И если я на "французский" вопрос отвечу, что нет, не спасусь, это о чем скажет? О моей праведности? Отнюдь... Больше поверю, что сказавший "да" горячо верит и исправляется.
Ни один народ не дал такого количества православных святых, как русский. Одних новомучеников 20 века целый сонм. Могут западные народы сказать о себе такое? Русская земля полита кровью мучеников за Христа, и она рано или поздно даст плоды.
Глеб, пожалуйста, не говорите, что хорошо знаете немцев.
Вы их газеты, кстати читаете? И как оно?
Да, средний немец, наверное, поприличнее среднего русского. Но они не голодали (Гитлер грабил всю Европу ради снабжения Германии, и в Первую мировую голод был тоже, скажем, терпимый) и их не вырезали миллионами.
Вот у евреев есть заповедь: не говорить о другом еврее ничего плохого, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ПРАВДА. Думаю, что многим стоило бы поучиться у хотя бы у евреев, прежде чем себя же (нет, не алкоголиков и тунеядцев, а себя) выставлять невежами.
Статья если и витает в облаках, то несущественно, многие реальные факты безнравственности описаны. Статья объективная вплоть до погрешности личного мнения автора (и автор, в отличие от многих, никому ничего не навязывает).
Вам не кажется, что "как те же немцы, которых я хорошо [???] знаю а таких людей большинство [???]" "а так всё это пустозвонство, не подкрепленная ничем" = завышенное самомнение, претендующее на истину?
Автор, быть может, не в полной мере раскрыл понятие "Святая Русь". Это, наверно, и послужило причиной появления Вашего комментария и подобных ему. Если же Вы не согласны, то позволю себе напомнить Вам главную мысль, которую автор попытался отразить в этой статье, и которую сразу трудно понять и соотнести с тем, что видишь (только) вокруг себя:
"Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом".
Идеал же этот дарован (был) ей Господом, и (это сложнее) пребудет с нею до скончания века.
...
Не замечала я уже давно такого вот осознания собственной греховности, искреннего признания в своей преступности и при всём прочем тягу к "прекрасному далёко", к идеалу. Скажу честно, я вообще такого не видела, особенно массово, как дух народа.
Так же все, кого не спроси, считают себя хорошими и ничего особенного за собой не видят. Проведите опрос (только честный), и увидите, что результаты будут схожи с опросом во Франции в конце прошлого столетия.
Автор витает в облаках и такие как он тянут за собой и остальных витать. ГорЕ надо стремиться, это истинно, а витать в облаках - грех.
Трезвость нужна.
К сожалению, неприятие и осмеяние термина "Святая Русь" - превалирующее настроение современного российского общества.