Двуглавый орел в церковной символике и политические спекуляции

    

Двуглавый орел в церковной символике появился довольно давно.

Конечно, этот символ возник задолго до христианских времен и встречается еще в культурах Древнего Востока. Например, одно из первых изображений двуглавого орла относится уже к XIII веку до Рождества Христова, это рельеф из Хеттусы – столицы древнего Хеттского царства.

Хеттский двуглавый орел, XIII в. до Р.Х. Хеттский двуглавый орел, XIII в. до Р.Х.
    

Но мы не намерены углубляться, нас интересует, прежде всего, появление этого изображения в церковной символике — и потому мы обратимся к Византии.

Сейчас двуглавый орел считается гербом Византийской империи. На самом деле, это не совсем так. Герб – это все же западноевропейский феномен, который возник примерно в эпоху Крестовых Походов. В Византии своего герба как такового не было. Но имела место быть своя оригинальная система символов государственной власти (как, например Константинов крест). Но вот двуглавый орел, в качестве знака власти Императора, относится именно ко времени после 4-го Крестового Похода, когда Константинополь был завоеван католическими армиями, а земли Империи были разделены между завоевателями. И сперва он появляется в роли византийского символа именно в западных гербовниках и только потом принимается самой Византией.

Двуглавый орел дома Палеологов Двуглавый орел дома Палеологов
    

Последняя византийская династия Палеологов, которой удалось вернуть Константинополь и на короткое время восстановить Империю, уже во всю использовала изображение двуглавых орлов в качестве собственного династического символа. И это продолжалось до падения Византии как государства - до 1453 года, когда Константинополь пал под ударами османских завоевателей, а последний Император Константин XI погиб, защищая свое наследие.

С этого момента двуглавый орел как символ стал существовать одновременно в двух плоскостях – светской и церковной.

С одной стороны, двуглавым орлом, в качестве герба стали пользоваться монархи, так или иначе претендующие на наследие Римской или Византийской Империи. Так, двуглавый орел стал гербом Священной Римской Империи Германской нации (а после ее ликвидации – Австрийской Империи). В разное время двуглавый орел входил и в гербы балканских государств, возникших на бывших византийских территориях: Сербии, Черногории, Югославии, Албании.

Также двуглавый орел продолжал использоваться членами дома Палеологов, которым удалось бежать в Италию. Именно этот, палеологовский, вариант двуглавого орла и пришел в Москву вместе с невестой Великого Князя Иоанна III – Софией Палеологиней, племянницей последнего Византийского василевса Константина XI, и со временем стал российским гербом.

Прорись печати Великого Князя Иоанна III Прорись печати Великого Князя Иоанна III
    

С другой стороны, на покоренных турками территориях, двуглавый орел стал символом власти церковной. Случилось это, как ни парадоксально, по воле завоевателей. Первый, избранный с разрешения султана после падения Византии, патриарх Константинопольский - Геннадий II Схоларий - стал не только предстоятелем Церкви, но и главой христианской общины в Османской империи – этнархом. В связи с этим Константинопольские первоиерархи переняли некоторые элементы прежней императорской символики. Облачение патриарха стало более пышным, оно все более походило на церемониальные императорские одежды: некогда простой белый омофор стал напоминать императорский пояс – лор, митра – корону-стемму последних Палеологов. То же произошло и с императорским двуглавым орлом. Только теперь он означал не царскую, а архиерейскую власть. И в качестве напоминания о таковой стал украшать архиерейские престолы, орлецы, горние места, помещаться на Царских вратах храмов и т.д.

Император Иоанн VI в парадном облачении, на подножии изображены двуглавые орлы Император Иоанн VI в парадном облачении, на подножии изображены двуглавые орлы
    

Стоит отметить, что это не было новшеством, и ранее элементы придворного церемониала проникали в церковную обрядность на протяжении всей византийской истории. Император время от времени жаловал представителям Церкви те или иные знаки собственной власти. И двуглавый орел на орлецах некоторых иерархов появляется ещё в XIII веке в качестве особой императорской милости (здесь интересно отметить, что на Руси, где орлец не являлся царской наградой, на этом богослужебном элементе изображался и сейчас, как правило, изображается «обычный» одноглавый орел).

Современный греческий орлец Современный греческий орлец
    

Потому двуглавые орлы в качестве церковного, а не государственного символа власти появляются у нас не из Петербурга и Москвы, а из Константинополя и Афона. Здесь орел остается и сейчас не только напоминанием о Византии, но именно знаком духовного владычества. Сейчас двуглавого орла можно встретить в качестве оформления храмов во всех Восточных Поместных Церквях.

Напольная мозаика. Кипр. Монастырь св. Неофита Напольная мозаика. Кипр. Монастырь св. Неофита
    

Резной киот. Израиль. Лидд (Лод). Храм св. Георгия. Резной киот. Израиль. Лидд (Лод). Храм св. Георгия.
    

Напольная мозаика. Ведикобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии Напольная мозаика. Ведикобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии
    

Не исключением являются и храмы нашей Церкви. То, что речь идет именно оцерковном, а не государственном символе, можно убедиться, просто внимательно рассмотрев самого орла. Например, двуглавый орел, вырезанный на спинке кресла Киевских Митрополитов, которым пользовался покойный Митрополит Владимир и которым пользуется нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, имеет на груди щит с греческими буквами альфой и омегой. Эти буквы напоминают нам о Царе Царствующих, Господе Иисусе Христе, который есть «…Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:12-13), и больше ни о ком.

    

К сожалению, в последнее время можно слышать возмущенные голоса людей, которые в националистическом угаре обвиняют Украинскую Православную Церковь в использовании российской государственной символики. Но ведь двуглавые орлы в украинских храмах в том или ином виде присутствовали издавна. И если для паломника, например, из Греции в этом нет ничего удивительного, то для несведущих псевдопатриотов это соблазн. В этом, конечно, нет ничего удивительного, символика очень часто становится соблазном для людей с узким кругозором. Время от времени вспыхивают нелепые скандалы, когда очередной «ревнитель благочестия» в древнем церковном символе вдруг углядит «масонский знак» или «дьявольский жест» (а стоит напомнить, что своего двуглавого орла использут так же масоны). Но если до сих пор подобные эксцессы мотивировались ревностью о вере (пусть и не по разуму), то теперь мотивация пребывает исключительно в политической плоскости. А это весьма печально.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Володимир Довжик17 октября 2017, 01:44
Хорошо написано, спаси Бог автора
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×