Двуглавый орел в церковной символике появился довольно давно.
Конечно, этот символ возник задолго до христианских времен и встречается еще в культурах Древнего Востока. Например, одно из первых изображений двуглавого орла относится уже к XIII веку до Рождества Христова, это рельеф из Хеттусы – столицы древнего Хеттского царства.
Но мы не намерены углубляться, нас интересует, прежде всего, появление этого изображения в церковной символике — и потому мы обратимся к Византии.
Сейчас двуглавый орел считается гербом Византийской империи. На самом деле, это не совсем так. Герб – это все же западноевропейский феномен, который возник примерно в эпоху Крестовых Походов. В Византии своего герба как такового не было. Но имела место быть своя оригинальная система символов государственной власти (как, например Константинов крест). Но вот двуглавый орел, в качестве знака власти Императора, относится именно ко времени после 4-го Крестового Похода, когда Константинополь был завоеван католическими армиями, а земли Империи были разделены между завоевателями. И сперва он появляется в роли византийского символа именно в западных гербовниках и только потом принимается самой Византией.
Последняя византийская династия Палеологов, которой удалось вернуть Константинополь и на короткое время восстановить Империю, уже во всю использовала изображение двуглавых орлов в качестве собственного династического символа. И это продолжалось до падения Византии как государства - до 1453 года, когда Константинополь пал под ударами османских завоевателей, а последний Император Константин XI погиб, защищая свое наследие.
С этого момента двуглавый орел как символ стал существовать одновременно в двух плоскостях – светской и церковной.
С одной стороны, двуглавым орлом, в качестве герба стали пользоваться монархи, так или иначе претендующие на наследие Римской или Византийской Империи. Так, двуглавый орел стал гербом Священной Римской Империи Германской нации (а после ее ликвидации – Австрийской Империи). В разное время двуглавый орел входил и в гербы балканских государств, возникших на бывших византийских территориях: Сербии, Черногории, Югославии, Албании.
Также двуглавый орел продолжал использоваться членами дома Палеологов, которым удалось бежать в Италию. Именно этот, палеологовский, вариант двуглавого орла и пришел в Москву вместе с невестой Великого Князя Иоанна III – Софией Палеологиней, племянницей последнего Византийского василевса Константина XI, и со временем стал российским гербом.
С другой стороны, на покоренных турками территориях, двуглавый орел стал символом власти церковной. Случилось это, как ни парадоксально, по воле завоевателей. Первый, избранный с разрешения султана после падения Византии, патриарх Константинопольский - Геннадий II Схоларий - стал не только предстоятелем Церкви, но и главой христианской общины в Османской империи – этнархом. В связи с этим Константинопольские первоиерархи переняли некоторые элементы прежней императорской символики. Облачение патриарха стало более пышным, оно все более походило на церемониальные императорские одежды: некогда простой белый омофор стал напоминать императорский пояс – лор, митра – корону-стемму последних Палеологов. То же произошло и с императорским двуглавым орлом. Только теперь он означал не царскую, а архиерейскую власть. И в качестве напоминания о таковой стал украшать архиерейские престолы, орлецы, горние места, помещаться на Царских вратах храмов и т.д.
Стоит отметить, что это не было новшеством, и ранее элементы придворного церемониала проникали в церковную обрядность на протяжении всей византийской истории. Император время от времени жаловал представителям Церкви те или иные знаки собственной власти. И двуглавый орел на орлецах некоторых иерархов появляется ещё в XIII веке в качестве особой императорской милости (здесь интересно отметить, что на Руси, где орлец не являлся царской наградой, на этом богослужебном элементе изображался и сейчас, как правило, изображается «обычный» одноглавый орел).
Потому двуглавые орлы в качестве церковного, а не государственного символа власти появляются у нас не из Петербурга и Москвы, а из Константинополя и Афона. Здесь орел остается и сейчас не только напоминанием о Византии, но именно знаком духовного владычества. Сейчас двуглавого орла можно встретить в качестве оформления храмов во всех Восточных Поместных Церквях.
Не исключением являются и храмы нашей Церкви. То, что речь идет именно оцерковном, а не государственном символе, можно убедиться, просто внимательно рассмотрев самого орла. Например, двуглавый орел, вырезанный на спинке кресла Киевских Митрополитов, которым пользовался покойный Митрополит Владимир и которым пользуется нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, имеет на груди щит с греческими буквами альфой и омегой. Эти буквы напоминают нам о Царе Царствующих, Господе Иисусе Христе, который есть «…Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:12-13), и больше ни о ком.
К сожалению, в последнее время можно слышать возмущенные голоса людей, которые в националистическом угаре обвиняют Украинскую Православную Церковь в использовании российской государственной символики. Но ведь двуглавые орлы в украинских храмах в том или ином виде присутствовали издавна. И если для паломника, например, из Греции в этом нет ничего удивительного, то для несведущих псевдопатриотов это соблазн. В этом, конечно, нет ничего удивительного, символика очень часто становится соблазном для людей с узким кругозором. Время от времени вспыхивают нелепые скандалы, когда очередной «ревнитель благочестия» в древнем церковном символе вдруг углядит «масонский знак» или «дьявольский жест» (а стоит напомнить, что своего двуглавого орла использут так же масоны). Но если до сих пор подобные эксцессы мотивировались ревностью о вере (пусть и не по разуму), то теперь мотивация пребывает исключительно в политической плоскости. А это весьма печально.