«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13: 10–17).
«Жил на свете человек, скрюченные ножки…» И жил он не тужил, белой вороной себя не считал, косых взглядов на себе не ощущал, потому что жил в скрюченном сказочном мире, где все были со странностями и всё было ненормальным. Но скрюченная в пояснице женщина, пришедшая в синагогу на субботнее поклонение, была такая неприглядная одна, и было ей тяжко.
Тяжело передвигаться сложенному пополам человеку, тяжелее – видеть реакцию других людей. Кто-то отведет взгляд, кто-то сдержит (или не сдержит) смешок, многие сделают простой, как дважды два, вывод: это ей за грехи дано!
И в древние времена, и теперь нас так и тянет на поспешные догадки о причинах человеческих бед. Почему? Мне кажется, это прием самоуспокоения. Дескать, вот у него все беды по грехам его, а раз у меня таких проблем нет, значит, и грехов (по крайней мере больших) нет тоже.
Господь Иисус Христос называет ее дочерью Авраама, а это – похвальное слово, оно дорогого стоит
Писание не дает нам никакого основания думать, что 18 лет несчастная женщина буквально влачила свое существование из-за некогда допущенного беззакония. Господь Иисус Христос называет ее дочерью Авраама, а это – похвальное слово, оно дорогого стоит. Фарисеи горделиво величали себя детьми Авраама, но Спаситель возразил им: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8: 39). Делами же Авраама была вера и верность.
Ненавистны сатане такие преданные Богу души, неистово желает он покорить их себе. Возможно, он пытался склонить эту женщину пред собою, сломить ее волю, но склонил одно лишь тело, а духом она продолжала поклоняться Истинному Богу, ежесубботно приходя в синагогу, несмотря на физическую немощь. Какой пример!
Христос освобождает согбенную от насильства диавола. Выпрямившись, она славит Бога и вовлекает в свою радость находящихся рядом людей. Но ситуацию омрачает появление скрюченного начальника синагоги. Он, как и персонаж из английской песенки, не был одинок, таких лицемеров с деформированным взглядом на жизнь и веру тогда было предостаточно. Где лицемерие, там и трусость. Посмотрите на этого блюстителя религиозного порядка: он негодовал на Иисуса, но с упреками накинулся на народ.
Спаситель отражает его нападки простым бытовым примером. Для меня это удивительно: Он, Всеведущий и Умнейший, говорит легко, наглядно и доступно, иллюстрируя высокие истины совершенно, казалось бы, приземленными реалиями. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8), а значит, когда мы просим Его разрешить наши духовные недоумения, ответ может поджидать нас совсем рядом, просто нужно быть внимательнее.
Случайно ли это евангельское чтение выпадает на воскресный день? Похоже, нет. Выпрямление страдалицы, возвышение ее лица от земли, ликование о Боге – всё это ее личное, малое, прижизненное воскресение. Это всё должно ободрить и нас, чающих воскресения мертвых и жизни будущего века.
Господи, даруй мне зрети моя прегрешения, а не осуждати брата моего!