Как работает в Белгороде детский православный театр
В этом театре нет афиш и билетов, а узнать о премьерах можно, придя в храм. В Преображенском кафедральном соборе Белгорода рядом с расписанием богослужений порой можно увидеть объявления о том, что православный детский театр «Лествица» приглашает на свои спектакли. Студия существует при поддержке настоятеля храма уже 21 год, за это время создано более тридцати постановок на библейские, исторические, сказочные сюжеты. Дети показывают свои спектакли при церквях и в домах культуры, в школах и университетах, в больницах и интернатах, ездят по районам области, несколько раз выступали в Москве. Никакой платы со зрителей не берут: все на добровольных пожертвованиях. Корреспондент РП пыталась разобраться в том, для чего церкви нужен театр и до кого доносят библейские истины при помощи сценического языка.
«У нас не бывает кастингов»
Воскресное утро для воспитанников театра «Лествица» начинается с литургии. На втором этаже Преображенского собора в последний день каждой недели проводятся так называемые детские службы. Эта традиция возникла из необходимости: когда внизу — в основной части собора детей стало собираться очень много, настоятель благословил служить для них литургии отдельно. На клиросе во время таких служб уже много лет подряд поют участники единственного в области православного театра. Полтора часа, что длится служба, песнопения звучат почти без остановки, молитвы «Отче наш» и «Верую» хор поет вместе с прихожанами. А после службы воспитанники театра отправляются на репетицию.
Сейчас в студии постоянно занимаются около 20 человек, занятия проходят минимум два раза в неделю в церковно-приходском доме, что находится во дворе, рядом с главным храмом Белгородской митрополии. Театр многие годы опекает настоятеля собора — протоиерей Олег Кобец.
– Есть ведь такие группы населения, к примеру, подростки, с которыми какими-то традиционными способами говорить о вере неэффективно, хотя бы просто в силу возраста. И мы решили попробовать доносить до них какие-то библейские истины с помощью сценического действа. Главная цель была в том, чтобы сверстники говорили со сверстниками на одном языке. Они ведь не могут говорить о богословских истинах с высоты какого-то духовного опыта, зато отлично говорят о каких-то образных вещах. И с помощью этих образов раскрывают понимание тех или иных, часто довольно сложных вещей — и для себя, и для зрителей, — рассказывает отец Олег.
Основатель и руководитель «Лествицы» — Тамара Федорова — самостоятельно проводит все репетиции, пишет сценарии к спектаклям, ставит танцы, сочиняет музыку и стихи. Музыкальный историк-теоретик по образованию, она много лет жила в Крыму, работала там и в музыкальной школе, и в филармонии, была участницей эстрадных коллективов и дипломантом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни 1981 года. В 1995 году переехала с семьей в Белгород, именно здесь, как признается, обрела веру, а потом осуществила идею создания детского театра с православной направленностью.
– Большинство современных детей воспитывается ведь на компьютерных играх и западных фильмах, и им кажется, что церковь и православие — это что-то унылое. А мы до них доносим главное, что наша вера — это прежде всего радость, — рассказывает создатель «Лествицы».
Воспитанники театра на первый взгляд мало чем отличаются от обычных подростков. В ожидании начала репетиции многие из них сидят со смартфонами в руках, так же, как их сверстники, делают селфи и обсуждают количество лайков под фотками в соцсетях. Но довольно быстро переключаются на другое занятие: пока педагог дает интервью, они откладывают гаджеты в сторону, становятся в круг и начинают исполнять один из православных тропарей.
– Мы с ребятами разучиваем и православные песнопения, и современные композиции на самые разные темы, по большей части новые песни я сочиняю сама. Они с современными ритмами, в современной обработке и близки подросткам. Мы стараемся быть своего рода лестницей между той музыкой, которая звучит у ребят в наушниках, и той, что исполняется в храмах, — подчеркивает Тамара Федорова. — В театр я беру всех, у нас не бывает кастингов. Очень часто ко мне приходят дети с изломанными судьбами, приходят те, у кого есть и какие-то особенности развития. И одна из наших главных задач — вовлечь их в радостное действо, показать присутствие в нашей жизни Духа Святого, чтобы они увидели своими глазами, как вера может помогать и исцелять.
«После этого не верить невозможно»
Если в обычном музыкальном театре репетиция начинается с распевки, то в театре православном — с исполнения общей молитвы.
– Я всегда очень хотела петь в храме, — рассказывает 11-летняя Настя Суховей. — Меня завораживало, когда я на певчих смотрела. И один раз я пришла с мамой на детскую литургию в наш собор и во время нее подошла к Тамаре Леонидовне и попросилась петь с ними. И меня взяли, потом я еще и про театр узнала: уже 4 года в «Лествице».
В этом году готовится очередная премьера — «12 месяцев» по мотивам сказки Самуила Маршака.
– Героев мы сохранили, а вот ключевые моменты сказки немного преобразили. У нас в спектакле все чудеса происходят по божественному провидению, — объясняет руководитель театра. — В лесу главную героиню спасает иконка, подаренная ей матерью, и молитва. И в конце Январь у нас произносит главную мысль всей постановки: «Надобно жить по законам Божьим и становиться добрее».
15-летняя Алевтина Ротарь исполняет в новом спектакле одну из главных ролей. О театре узнала от знакомых, ходит сюда пятый год, мечтает получить теологическое образование и стать регентом.
– Я до прихода сюда была такой пацанкой, мне все время бунтовать хотелось, и главным в жизни было исключительно веселье, на остальное было все равно, — рассказывает Алевтина. — Но с каждым годом, что я нахожусь в театре, я замечаю, как меняюсь, успокаиваюсь. Мы ведь такие вещи показываем, а перед тем, как показать, читаем это, обсуждаем, что после этого не верить в Бога невозможно. И его чудеса постоянно рядом с нами.
Анна Морозова в театре играет почти 10 лет, в этом году окончила инженерно-физический факультет НИУ «БелГУ» по специальности «нанотехнологии», осталась работать на родной кафедре. Но лирику дипломированный физик не бросает: воскресные репетиции «Лествицы» Анна старается не пропускать, продолжает петь на детских литургиях.
– Я особо не афиширую, что есть у меня такое занятие, — рассказывает Анна Морозова. — Но многие знакомые про него, конечно, знают уже. Реакция разной бывает. Порой говорят: «Зачем тебе это надо, ерундой какой-то занимаешься!». Я никого не осуждаю: значит, они еще не поняли каких-то вещей, не пришли к каким-то истинам. Для меня «Лествица» второй семьей стала, до прихода сюда я не очень много знала о православии, хотя вера была у меня в сердце. А здесь эта вера получила некое воплощение. Мы ведь еще в паломнические поездки ездим вместе, и это тоже много дает в плане духовного роста, успокоения. В обычной жизни бежишь куда-то постоянно, и приоритеты как-то сами собой начинают смещаться, а отправляешься в эти поездки – и все на свои места становится.
Театр с миссионерской функцией
Ольга Тулина в православный театр вначале привела своего 12-летнего сына, но очень быстро и сама влилась в труппу. Подполковник полиции — в обычной жизни, сейчас входит в образ злой мачехи.
– Это моя первая роль, пока она дается сложно, — делится впечатлениями новая актриса труппы. — Я сегодня даже принесла с собой бабушкин фартук, хочу надеть его, чтобы он немного помог перевоплотиться. А вообще, я здесь таким позитивом заряжаюсь. Я хоть и «ненастоящий» полицейский: преступников не ловлю, а работаю в юридическом институте редактором, издаю брошюры для курсантов, но все равно очень хочется как-то отдыхать, и здесь мне это удается.
Некоторые воспитанники Белгородской духовной семинарии тоже приходят в «Лествицу». Сергей Монтус учится на втором курсе, приехал из Артемовска Донецкой области.
– Там родители остались, — рассказывает молодой человек. — Наш город под контролем украинских военных находится, и домой я уже полтора года не могу попасть, только по скайпу с матерью и отцом общаюсь. Но хочу на родину вернуться и служить в храме именно там.
Преподаватели семинарии к театральным увлечениям некоторых воспитанников относятся с пониманием, без проблем отпускают и на репетиции, и на выступления. Хотя на уроках истории в этом учебном заведении, конечно, рассказывают о том, что отношение церкви к театру долгое время было резко отрицательным.
– Сейчас церковь намного более лояльно относится к театру, — констатирует Сергей Монтус. — Но важно ведь, какую именно мысль несет постановка, эти мысли не должны быть разрушительными. А наш театр, я считаю, выполняет миссионерскую функцию, мы ведь словно проповеди читаем, но по сценическим канонам. И один из священнослужителей нашей митрополии, который видел спектакли «Лествицы», даже назвал их «самой трогательной проповедью».