История Оптиной пустыни многим известна: особый расцвет ее пришелся на XIX в., когда здесь подвизались великие Оптинские старцы: Нектарий, Макарий, Амвросий. Последний особенно возвысил Оптину, которая встала по высоте духовной жизни и силе притяжения верующих душ в ряд с обителями Преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского.
Русский народ особенно почитает и любит монашество, тянется к этим духовным оазисам почерпнуть благодатного опыта. Тем более сейчас, когда жизнь исполнена многих тревог, соблазнов, печалей. Куда поехать после Троице-Сергиевой Лавры? Многие и в XIX в. посещали Оптину. Старцы этого века не были уже так, как древние подвижники, отгорожены монастырской стеной от светского мира. И души из безотрадной суеты, прежде всего городского – уже тогда губительного – образа жизни, стремились к этой духовной почве, чтобы, исповедав свои грехи, исполниться радости и мира.
Тянулся не только простой люд, за этой духовной трапезой окормляться были не против и высокообразованные творческие личности – Достоевский, Гоголь, Толстой. У Льва Толстого в Шамордине, где Амвросий Оптинский основал женскую обитель, подвизалась сестра Мария. Когда он ездил к ней, посещал и Оптину. Но не внял голосу православного исповедания, не послушал старца Амвросия, который беседовал с ним, желая спасти его душу. Кичливый разум графа искал рационального. Это была болезнь всего XX в. Потом, когда Оптину разорили, в храме Иоанна Предтечи был музей Льва Толстого – бюст стоял в самом центре на месте аналоя.
Богоотступничество, разрушение обителей и храмов, поругание святынь обернулось против России нападением Гитлера – Господь избрал его как орудие. А сколько к тому времени людей было умучено в этой колыбели революции! 800 тыс. – только Голодомором, в том числе мой отец.
Пока были целы обители, когда оптинские старцы подвизались в скиту и пустыни, они молились и сдерживали это зло. Если не будет молитвы и жизни во Христе, то бытие начнет свертываться. Оно и так свертывается. Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей верующих почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво. Каждое доброе дело, тем паче молитва, имеет не только индивидуальное – для тебя – и социальное, но космическое значение. Молитва не только монаха или старца, но каждого человека. Какая-нибудь старушка может быть совсем незаметной, но она настолько близка к Богу и молитва у нее такая живая и крепкая, что Господь милует, животворит мир.
В советское время Оптина была в разорении. Каждый, кому
попадали в руки книги старцев, с воздыханиями просили
Господа о возрождении обители. В 1987 г. монастырь
возвратили Русской Православной Церкви. Взорам предстало
страшное зрелище, которое отзывалось болью во всех любящих
Господа, чтущих Его святыни сердцах. Разрушенные храмы,
оскверненные могилы старцев…
Сам Господь призывал к возрождению. Резко начался этот
процесс с приходом архимандрита Евлогия (Смирнова; в 1988
г. назначен наместником Оптиной пустыни, ныне епископ
Владимирский и Суздальский. – Ред.). Он со всем
усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал
физическое состояние обители. Владыка усердно стал
возрождать именно духовную жизнь монастыря. Службы были
очень долгие. Он сам неопустительно посещал каждое
богослужение, начиная с полунощницы и заканчивая
повечерием. Сам служил литургии.
Первые службы стали совершать в Надвратном храме Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то что он был разрушен до фундаментов, сначала возвели его c упованием и в знак того, что Богородица поможет в восстановлении монастыря. 3 июня 1988 г., в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, отслужили здесь первую литургию. Всех желающих молиться за богослужением храм не вместил, было тесно даже немногочисленной братии и послушникам, многие стояли на улице во дворе.
Потом стали восстанавливать Введенский собор – стены его сохранились, но весь он был изуродован, на полу валялись огромные детали сельхозтехники. От Казанского храма тоже остались одни стены, выглядел он страшно: вместо алтарной стены – дыра (сюда въезжали машины, когда у здания еще сохранялось подобие крыши), всюду были разбросаны грязные бочки, всякие предметы. На момент передачи монастыря Церкви в Оптине располагалось Козельское сельхоз-ПТУ. Со временем его перевели, но тогда еще всюду были его ученики.
Жили и мирские люди. Вокруг обители было нагромождение различных хозяйственных построек, кладовых, птичников. Не так просто было все это расчистить. С большим трудом убеждали жителей переселиться за пределы святых врат. По монастырю вообще тогда проходила дорога, шел транспорт. Однажды владыка Евлогий перекрыл этот автопоток, чтобы у монастыря образовалась своя замкнутая территория, но жители ночью перепилили замок. Начали строить для них дом: некоторые переехали в него, другим покупали жилье. Некоторые оставались в скиту – претендуя на квартиры.
Многие верующие люди, небогатые, приносили свои крохи, сводя концы с концами. Отстраивать надо было и сам монастырь. Находили строителей, мастеров, оплачивали им работу. Господь посылал благотворителей. Сумма всегда в монастыре оказывалась той, которая была нужна.
Чтобы возродить скит, надо было купить хибарку, в которой жил преподобный Амвросий Оптинский. Сколько запросил новый хозяин, столько и отдали. Через два дня он приносит назад определенную сумму. Во сне чей-то голос ему сказал: «Пересчитай деньги». Пересчитал, оказалось несколько больше того, что он требовал.
Господь милостив, во всем споспешествовал братии. Находились люди: деловые и мастера. Шло возрождение – оно само было чудом. Тысячи паломников сейчас приезжают в Оптину, находят отраду и утешение в молитве, в предстоянии Богу на службе, в поклонении святым мощам. Сейчас обитель может быть еще недостаточно благоустроена. Приходится много трудиться – отцы постоянно слишком уставшие. А люди все едут и идут. Господь сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). А тем паче, когда собираются тысячи богомольцев на праздники оптинские или на Пасху.
На Пасху 1993 г. оптинские братья иеродиакон Василий, иноки Ферапонт и Трофим приняли мученическую кончину. Расскажу то, что знаю и видел.
Это, конечно, было заказное убийство, специально подготовленное с той целью, чтобы воспрепятствовать возрождению Оптиной пустыни. Тогда много пакостили: фонари разбивали, в окна бросали камни. И это убийство было чьим-то заданием. За него, вероятно, заплатили деньги.
Приурочили злодеяние преднамеренно к Пасхе, чтобы омрачить радость торжества. Так было и раньше, особенно в первые годы после революции, перед великими праздниками около церквей устраивали дебоши. В мою бытность в Саратове в Троицкий собор бросали дымовую шашку. Не пускали в храм молодежь, чтобы она не прививалась к Церкви. Так и здесь: убийство было совершено с умыслом отвратить ищущих христианского совершенства от монашеского пути.
Кончилась пасхальная ночная служба, и уже готовились к ранней утренней литургии. Иеромонах Василий шел исповедовать в скит Иоанна Предтечи. Иноки Трофим и Ферапонт уже благовестили. Убийца был навеселе. Дерзко совершал свое дело. Сначала ударил ножом иноков-звонарей, потом кинулся на отца Василия. Одна женщина рассказывала: она видела зверя, бежащего от убиенных, перелезающего через стену монастыря.
Тела иноков Трофима и Ферапонта увезли в Козельск. А умирающего отца Василия внесли во Введенский храм, где, истекая кровию, он лежал на полу. Его состояние не имело ничего общего с трагическим испугом при внезапной кончине. У него было очень спокойное лицо. Он не произносил особого стона, немножко совсем, как дитя, давал знать о претерпеваемом. Я видел, как он умирал, – лицо его источало мир. Очевидно, иеромонах Василий был предрешен у убийц в качестве жертвы. Но ни для Трофима, ни для Ферапонта – ни для кого из троих смерть не была неожиданной. Она никого из них не застала врасплох. После Пасхальной ночи, вознеся молитвы и созвав на молитву мiр, они спокойно ушли. За иноков Трофима и Ферапонта мы попросили в Козельском морге, чтобы их тела не резали дополнительно, не проводили над ними никаких испытаний.
Потом братьев хоронили. По-человечески это очень печальный момент оптинской истории. Как можно поднять руку на брата? За что было убивать монахов? Они и мизинцем никого не тронули. Делали только добрые дела. Ясно, что злодеяние было направлено собственно на монастырь. Цель – разорение монашества как духовной семьи: другие не потянутся, не придут, не останутся в монастыре. Таков план этого демонического нападения на богоустановленный образ жития. Так себя выдает зависть диавола к ищущим спасения, ненависть бесов по отношению к следующим за Христом.
Над могилой убиенных возвели часовню. Они –
мученики. И приходя к братиям на могилу, собеседуя и
прося, люди чувствуют молитвенную помощь. Души их у
Бога.
Царствие Небесное иеромонаху Василию, иноку Трофиму, иноку
Ферапонту.