Центр «Матронушка» в поселке Коксовый Ростовской области помогает сотням людей. Создательница центра – Ольга Николаевна Пивоварова. Мама Оля, как называют ее подопечные. В 2014 году Ольга Пивоварова, медсестра по образованию, сестра милосердия по призванию, была удостоена знака губернатора Ростовской области «За милосердие и благотворительность» – «за добросовестное и эффективное исполнение мероприятий, связанных с организацией приема и размещения граждан, вынужденно покинувших территорию Украины». А в 2015-м – приза зрительских симпатий на VI международном фестивале «За жизнь» в номинации «Помощь» – за проект «Многофункциональная помощь», который реализует приют «Матронушка». Помощь это действительно многофункциональная, и среди подопечных приюта – женщины и инвалиды, дети и старики. И это принципиально. «Наш проект создан по образу большой традиционной семьи», – говорит Ольга Николаевна. О том, как создавался приют и как живет, о судьбах его подопечных, радостях и трудностях – наша беседа с Ольгой Пивоваровой.
– Ольга Николаевна, как родилась идея создать приют?
– Раньше я работала медсестрой в домах престарелых в Ростове и в Александровке. Многие тяжелые инвалиды должны были вот-вот уйти из жизни. Их души были чище, чем у нас с вами. Нам часто кажется, что главное – это накормить и напоить людей, и мало кто заботится о том, чтобы они могли реализовать свои способности. Поэтому, работая в хосписе, сначала я решила организовать приют для инвалидов – стариков и молодых. А потом поняла, что не менее трудная жизненная ситуация, чем инвалидность, и у женщины, которая оказывается с ребенком на улице. Я взяла тетрадь и написала свой первый проект будущего приюта, который воплотился в жизнь через 13 лет. Рассказала о проекте своему духовнику – протоиерею Вадиму Цареву, настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» в Ростове-на-Дону (ныне почившему).
В 2011 году я отправилась Москву на съезд сестер милосердия как старшая сестра сестричества Белокалитвинского района. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал тогда о том, что 20 лет в России строили храмы, а сейчас пришла новая эра – эра милосердия, теперь пора помогать людям, для чего по всей стране нужно открывать социальные центры.
Для помощи людям не обязательно быть богатым. Главное – верить, что Господь всегда поддержит!
Такие центры были созданы во многих уголках России. Девять месяцев для нас проводили дистанционные вебинары преподаватели по экономике, медицине, по противоабортному консультированию. Нам дали все инструменты, и мы воспользовались ими. Наш социальный центр действует по принципам социализации, реабилитации и самофинансирования по благословению отца Димитрия Семиколенова, настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Он благословил меня помогать людям. Для успешной помощи людям не обязательно быть богатым и иметь большие материальные ресурсы. Главное – верить, что Господь всегда поддержит добрые дела!
– Расскажите, пожалуйста, о ваших подопечных.
– Первым постояльцем приюта стал инвалид-колясочник Юрий, который с детства страдает умственной отсталостью. В 30 лет он как маленький. Когда ему было 19, он работал в автосервисе, и КамАЗ перерезал ему ноги. Его дом сгорел, и Юре некуда было идти. Когда его привезли в приют, в его сумке была иконка Матронушки. Это она его сюда прислала. Погорелец Юрий прижился в приюте и стал любимцем наших детей. Он всегда улыбается, и дети его обожают.
По историям наших подопечных можно снимать фильмы. Вот одна из них. Москвичка с тремя высшими образованиями в поселок Коксовый приехала за «мужем» – человеком, который женился на ней, чтобы сэкономить на квартире, когда жил в столице. А у него тут другая семья с детьми. Его теща ее, беременную, избила так, что женщина преждевременно родила семимесячную дочку. Девочку отправили в Ростов, думая, что у мамы нет документов. В Москве эта женщина регулярно ходила к Матроне Московской, а когда у нее родился недоношенный ребенок, молилась ей, чтобы он выжил. Мы помогали ей вернуть ребенка.
К сожалению, есть и печальные истории – про детей, навсегда сдавших своих старых родителей в приют.
У нашей молодой бабушки Марины есть родители, сестра, дети, внуки и даже муж, от которого она сбежала к нам, чтобы разобраться в себе. «Матронушку» она считает «раем». В детстве она панически боялась свою мать, которая жестоко избила ее. Муж ее пил, и Марина уехала с подросшими детьми на Север. Там пожар лишил ее всего нажитого, она разрывалась на двух работах. Потом Марина уехала на родину мужа, от которого не раз и не два убегала из-за внезапных вспышек его гнева. Мечтает найти работу и жильё, чтобы начать самостоятельную жизнь.
Самые разные беды приводят к нам людей. Нынешний муж ростовчанки Натальи пьет, с отцом старшей дочери жизнь не сложилась. Я забирала ее из роддома вместе с новорожденной Настенькой. Наталья мечтает организовать кружок и заниматься с сельскими ребятишками.
Людмила Майорова провела детство в интернате. Когда муж запил, она загуляла. Ее новым спутником стал Сергей, страдающий с детства ДЦП, тоже обитатель нашего приюта. У них родился Матвейка. Но у нас табу на семейные отношения. Приют – это не дом свиданий. Сергей помогает ухаживать за сыном, но живет отдельно от Людмилы и ее детей – Маши и Матвея. Ее старшие дети остались с первым мужем Виктором, занимаются парусным спортом. Виктор не хочет принять ее с чужим ребенком. Людмила надеется купить жилье на материнский капитал, но в Азове, где остались дети, на эту сумму ничего не купишь.
Материнский капитал – единственная возможность решить жилищный вопрос и для Татьяны из хутора Чапаевка. С дочкой Дашей они жили в своем очень ветхом и практически неотапливаемом домике. Таня, родив в 40 лет сына Кирилла, из роддома сразу попала в приют. В ее комнате есть кровать и для Дарьи, которая учится на парикмахера. Таня за небольшую плату ухаживает за лежачей бабушкой.
– А почему вы назвали центр «Матронушка»?
– Прочитав житие святой блаженной Матроны Московской, я была потрясена ее подвигом и именно от Матронушки получила вдохновение создать приют. «Приходите ко мне все, рассказывайте о своих бедах, и я помогу», – обещала Матронушка. Назвав ее именем приют, мы помогаем беременным женщинам, одиноким мамам с детьми, инвалидам, престарелым, многодетным семьям, беженцам, то есть всем, кого постигла беда. Мы редко кому отказываем в помощи. Силами волонтеров и на их пожертвования заброшенное здание профилактория без всяких коммуникаций превратилось в укомплектованный центр помощи людям, попавшим в беду.
– Кто вам помогает?
Нам удается держаться на плаву по молитвам Матронушки. Почти каждый день у нас происходят чудеса
– У приюта много помощников, которые делятся с нами вещами, продуктами, транспортом. Я уверена, что нам удается держаться на плаву по молитвам Матронушки. Почти каждый день у нас происходят чудеса. Разве не чудо, что, ничего не имея, мы может кормить и одевать сотни людей? Осенью одна крупная донская фирма пожертвовала пять фур современной детской одежды по 15 тонн каждая – на 36 миллионов рублей. Три месяца наш приют раздавал одежду малообеспеченным многодетным семьям. 250 тысяч детей получили по десять вещей.
– Это Матронушка через вас помогает!
– Это Господь помогает по молитвам Матронушки. Здесь Матрона хозяйка и все управляет, как надо и полезно для человека. Без Бога ни я, ни другой человек ничего не сделал бы. На выставке один монах сказал мне: «Сиди на месте и получишь двести». Я поняла эти слова так, что мне нужно быть постоянно в приюте. Но в настоящий момент это не всегда получается, так как постоянно приходится искать средства для обеспечения приюта и выступать на конференциях и совещаниях.
– В чем особенность вашего приюта?
– Наш приют уникален тем, что он полностью работает по принципу самоуправления и самообслуживания. Все живут как в большой семье, все по графику трудятся на благо приюта и тем самым адаптируются и социализируются.
Мы принимаем женщин с детьми любого возраста, беременных, которые, несмотря на сложную жизненную ситуацию, хотят сохранить своих детей и семью. Наши мамочки, у которых нет жилья или иная сложная ситуация, находятся у нас от трех месяцев и дольше, пока им нужна помощь, пока они не встанут на ноги. При этом помимо крова они получают все самое необходимое, включая питание и одежду. Однажды одновременно в нашем приюте жило 150 человек, среди них 51 ребенок. 31 малышу не было и трех лет.
– Как вам удается размещать столь большое количество подопечных?
– Приют находится в здании бывшего профилактория площадью 1200 квадратных метров. Заброшенное пустующее здание нам безвозмездно передала в пользование глава администрации Белокалитвинского района О.А. Мельникова. В мою мечту поверил мой муж. Ради этого он оставил и свой прежний дом, и работу. Мы сняли домик неподалеку от приюта. Муж сам делал многие хозяйственные и строительные работы, благодаря этому в приюте появилась котельная. Добыть котел получилось чудом. Для нашего здания он должен был быть огромным, так как длина нашей теплотрассы – 450 метров! Стоил он 313 тысяч. И пяти минут мы с батюшкой не были в офисе фирмы, которая производит эти котлы, как ее руководитель, увидев в нашем проекте свой котел, прервал нас: «О, так это мой котел. Ну, так я вам его подарю!» Вот какие чудеса бывают!
Наш проект создан по образу большой традиционной семьи, где старшее поколение передает свой опыт младшему
Когда я защитила разработанный проект, сначала на меня смотрели несколько косо, ведь я сразу соединила и детей, и стариков, и инвалидов. Наш проект создан по образу большой традиционной семьи, где старшее поколение передает свой опыт младшему, каждый член семьи имеет посильные для него обязанности. Бывают в семье и инвалиды, и беременные. Вот мы и решили помогать не одной какой-то категории людей, а всем, кто к нам обратится. Все соблюдают график уборки. Иждивенцев у нас нет: один готовит, другой убирает. Правда, некоторые матери заворачивают детей в мокрые и грязные пеленки, не умеют ухаживать за ними. Видя в своих детях их отцов, оставивших их, женщины срываются. Таких мы учим ухаживать за новорожденными.
– Одна из задач вашего центра – спасение жизни нерожденных детей, профилактика абортов. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– У нас в районе есть всего одна женская консультация, и она вся увешана плакатами «За жизнь». Ее сотрудники очень хорошо к нам относятся. Мы договорились с ними о том, чтобы ни одна женщина, обратившаяся в консультацию, не прошла мимо штатного психолога. Его работу оплачивает наша организация. Беременная женщина обязана получить вкладыш, который вклеивается в ее историю.
Из 100 женщин, решившихся на аборт, 35 отказались от прерывания беременности.
К сожалению, у нас есть также одна частная клиника, которая делает аборты, и женщины идут туда, минуя женскую консультацию.
Если надо, я могу и на колени встать, умоляя будущую мамочку сохранить ребенка
Если надо, я могу и на колени встать, умоляя будущую мамочку сохранить ребенка.
Для профилактики абортов мы ходим по школам, посещаем различные мероприятия, рассказываем о милосердии, показываем видеоролики в защиту жизни нерожденного ребенка, проводим пикеты против абортов. В средних учебных заведениях проводим выставку «Молчаливая революция», а для младших школьников – «Прикоснись ко мне добротой». Очень аккуратно, корректно и тихо говорим о том, что жизнь – это бесценный дар и никому не дано ее уничтожить.
– Где же вы находите средства на эту огромную деятельность?
– Мы находим финансирование, выигрывая гранты, а также занимаемся самофинансированием проекта. Наш кабинет противоабортного консультирования за три года выиграл три гранта. Первый грант Синодального отдела РПЦ по благотворительности был полностью израсходован на инфраструктуру (это 1,5 миллиона рублей). На второй грант от Центра творческого развития подрастающего поколения (870 тысяч рублей) мы купили оборудование для детской комнаты. На третий грант (2,5 тысячи евро) приобрели детское питание.
Мы не работаем с тендерными организациями, а идем непосредственно к производителям. У нас есть гуманитарный склад.
Мы заботимся о досуге наших детей. В прошлом году благодаря московскому «Дому для мамы» и Синодальному отделу по благотворительности Ростовской епархии фонд «Обнаженные сердца» построил нам детскую площадку, на которую ходят не только дети, проживающие в нашем приюте, но и все дети поселка. Это щедрый дар стоимостью в полмиллиона рублей. Сейчас на территории приюта много молодежи, вместе с которой мы проводим различные мероприятия просветительской направленности.
– А властные структуры помогают?
– Первое, что мы сделали, это наладили взаимоотношения со всеми структурами власти, и стали друг другу помощниками. Они поддерживают нас во всем. Вот даже дали служебную машину, на которой мы можем осуществлять свою деятельность.
Когда меня в 2014 году наградили знаком губернатора Ростовской области «За милосердие и благотворительность» – «за добросовестное и эффективное исполнение мероприятий, связанных с организацией приема и размещения граждан, вынужденно покинувших территорию Украины», я всем говорила и говорю, что эту награду я не получила бы без помощи других людей. Награду мы получили за то, что своей работой сэкономили бюджету Дона около 10 миллионов рублей. Люди из разных городов направляли буквально реки благотворительной помощи для матерей, детей, стариков и инвалидов! С мая 2014 года беженцы приезжали автобусами по 40 человек. В нашем приюте каждый день одновременно находились более 150 человек. Благодаря волонтерам мы могли даже еду в дорогу давать беженцам, когда они разъезжались по России. 20 человек вернулись в приют.
Мы систематизировали работу центра, взаимодействуем со СМИ, рассказываем о себе в социальных сетях, где просим помочь приюту «Матронушка». Всегда есть нужда в детском питании, продуктах, памперсах, игрушках, медикаментах, средствах гигиены, во всем том, что необходимо для жизни каждый день. Предоставляем фотоотчет о потраченных средствах и благодарим за любую помощь. С миру по нитке – голому рубаха. Недавно из Новочеркасска приехали 12 волонтеров с подарками на машинах с надписями «Помощь – детям» и «Делай добро».
– Какой у вас штат, и каковы основные трудности в работе?
Постоянно не хватает средств даже на оплату коммунальных услуг. Это наша вечная головная боль
– У нас в штате только директор, психолог и завхоз. Все остальное делают постояльцы. Хотелось бы иметь в штате четыре дежурных медсестры, четырех охранников, двух поваров, двух воспитателей, две няни, но для этого нужно стабильное финансирование. А у нас постоянно не хватает средств даже на оплату коммунальных услуг. Это наша вечная головная боль. Вместе с оплатой газа на это уходит 70 тысяч рублей, плюс за свет еще 33 тысячи, причем с нас как с юридического лица требуют предоплату. В прошлом году Матронушка спасла приют от закрытия из-за долгов. По ее молитвам старые долги нам простили, а за газ расплатиться помог храм Казанской иконы Божией Матери. Богородица тоже помогает всегда.
В октябре из религиозной организации мы превратились в общественную. Будем подавать заявку на субсидию и гранты на 2016–2017 годы.
– Какое будущее вам видится?
– Видится город-сад, как у Маяковского (улыбается). А пока благодаря огороду и теплице летом обеспечиваем себя овощами. Собираемся расширять хозяйство. Хотим помочь людям купить животных, развивать садоводство и огородничество, реализовывать выращенную ими продукцию. Хочется организовать службу сиделок, обеспечивать матерей жильем за счет материнского капитала и пустующих бесхозных домов. Можно было бы расширить швейный цех, чтобы шить одежду для православных. Пока же мы шьем лоскутные одеяла и крестильные рубашки.
Если бы нашли инвесторов, создали бы при приюте экопоселение, занимались бы сельским туризмом, угощая туристов натуральными продуктами и рассказывая о богатой истории нашего казачьего края. Планов и идей много.
Приезжайте в гости к «Матронушке»!
Адрес: 347011, Ростовская область, г. Белая Калитва, п. Коксовый, ул. Щаденко, 11-а. Ольга Пивоварова: 8-961-320-20-58.