Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, прошедшее в Храме Христа Спасителя 12 апреля, вполне могло затеряться в череде других великопостных церковных событий, малоинтересных большинству светских СМИ. Действительно, премия вручается вот уже в шестой раз, имена ее лауреатов православной общественности хорошо известны. В среде же невоцерковленной это мероприятие широкого резонанса за прошедшие годы, к сожалению, так и не получило. Однако, на этот раз даже сугубо светские СМИ достаточно активно отреагировали на это, казалось бы, "проходное" для них событие.
Так, по-настоящему программным, стало выступление на прошедшем заседании Патриарха Московского и всея Руси. В своем докладе Предстоятель Русской Церкви остановился не только на премиальной повестке дня, но и высказал несколько тезисов, имеющих непосредственное отношение к государственной образовательной политике, а если точнее – политике в сфере образовательной словесности:
"Сегодня самый главный вопрос, на который нужно обратить внимание, и который, к сожалению, в нашей стране политизирован – это вопрос преподавания русского языка и литературы в школах. Убежден, что нужно решение этого вопроса вывести за рамки политической дискуссии и особенно расслоения нашего общества как бы на два лагеря, которое сопутствует нам на протяжении последних 200 лет..."
Несложно догадаться, что под "расслоением общества на два лагеря" Патриарх Кирилл подразумевал, в том числе, и тот спор, который в различных вариациях ведется в российском политическом и литературно-публицистическом сообществе с первой половины позапрошлого века. Славянофилы против западников, консерваторы против либералов, патриоты против космополитов, деревенская проза против диссидентской. Причем совершенно очевидно: в этой борьбе всегда побеждают даже не либеральные западники от литературы (хотя с тем, что их политическое лобби сильнее, не поспоришь), но представители торгашеского "третьего сословия".
Литература без нравственности
Увы, дешевые детективы, а также любовные и фантастические романы не просто в разы, а на порядки опережают в плане тиражности даже русскую литературную классику XIX века. Не говоря уже о качественной современной прозе (высокие тиражи произведений тогоже Захара Прилепина, скорее, исключение из этого удручающего правила). Что же касается произведений православных писателей, то, как это ни печально, но факт: в большинстве церковных лавок и магазинов невозможно найти книги даже лауреатов Патриаршей литературной премии.
Однако сейчас речь не об этом, но о том, почему образовательные реформы в течение последней четверти века вовсе, по словам Патриарха, "сводят на нет" преподавание русской литературы в школе. Причем это в равной степени относится и к православному почвеннику Федору Достоевскому, и к западнику Ивану Тургеневу, и даже к порвавшему с Церковью Льву Толстому. Ведь какой бы ни была мировоззренческая пропасть между теми же Толстым и Достоевским, христианские основы их литературного творчества очевидны. А потому воспитание учащихся на их произведениях (оговорюсь, толстовское "Воскресение" в школьную программу не входит) даже в советские годы, несмотря на атеистичность той эпохи, сохраняло традиционные духовно-нравственные черты.
В последние же десятилетия складывается впечатление, что, будто бы неким "внешним управляющим", поставлена цель не просто "монетизировать" отечественную образовательную систему, но полностью вытравить из ее гуманитарного блока его духовно-нравственные основания, а также воспитание чувства исторической памяти, являющегося главной основой патриотизма. Подчеркну, того самого патриотизма, о котором лидер Государства Российскогов минувшем феврале совершенно точно сказал, что "у нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи", "национальной идеи".
Нет реформам по западным лекалам
Конечно, чувство когнитивного диссонанса от того, что президент России, а также целый ряд ведущих российских политиков занимают четкие государственнические позиции, делают многое для защиты наших национальных интересов, а "эффективные менеджеры" на местах продолжают дело, начатое в годы "перестройки" и "лихих 1990-х", не ново. Увы, в наших условиях этому неспособно противостоять консервативное большинство, поскольку оно (то есть, мы с вами) до сих пор так и не смогло самоорганизоваться. За последние годы сломить эту тенденцию не смогли и представители консервативного экспертного сообщества. А потому то, что эту функцию взял на себя Предстоятель Русской Церкви не может не обнадеживать:
"Если не предпринять сейчас важных шагов, то результаты могут быть очень печальными. Преподавание литературы сходит на нет в нашей школе. И сохрани Бог, чтобы реформы, которые могут иметь место, не усугубили существующее положение".
Да, Церковь, начиная с трагедии октября 1993 года, намеренно отстранилась от публичной политики. Да, Патриарх Кирилл сегодня акцентирует внимание на том, что преподавание литературы в школах нужно именно "деполитизировать". Но не нужно уметь читать между строк, чтобы понять: "деполитизация", в данном случае, подразумевает прекращение политики разрушительных реформ в образовательной сфере.
Будем надеяться на то, что объект, он же – главная жертва упомянутых реформ – отечественное образование, еще достаточно жизнеспособен, чтобы вернуться к своим историческим традициям и занять подобающее ему место в нашей державе.
А вообще - давайте так: образование это образование, а жизнь духовная это жизнь духовная. Кесарю - кесарево... Что образование сейчас "не фонтан" и так ясно, и думаю, в этом далеко не "западные лекала" виноваты, вернее не только они.
Евгений21 апреля 2016, 11:00 .................... Ну, а что Вы хотите? Не тронутый интеллектом, образованный мозг в состоянии выдавать умопомрачительные вещи. И так было всегда. Вчера, была статья отца Тихона. В ней затрагивались проблемы Православия. Так, вот главная проблема Православия, это донесение до образованных мозгов двух простых мыслей. Существует Бог и существуют, установленные Им законы бытия, действующие вне зависимости от человеческих пожеланий и предпочтений. В соответствии с этими законами, человек или человеки ищущие приключений на свою пятую точку, обязательно их найдут. Это пункт 1. Пункт 2 люди, чьим хобби является устройство различного рода неприятностей и гадостей своим ближним, также найдут свою "награду", вне зависимости от своих пожеланий. Для того, чтобы не быть совсем голословным, приведу маленький пример, того, что образование вовсе не является синомом ума. ......................... В свое время, в серии ЖЗЛ выходила книга, посвященная профессору Вернадскому. Тому самому, чьим именем был назван "аж" целый проспект в Москве. В этой книге, приводятся целые отрывки из дневников Вернадского. Так вот, до революции профессор Вернадский являлся по сути вторым лицом в партии кадетов. После Милюкова. Как мы помним партия кадетов сыграла значительную роль в устройстве февральской революции 1917 года. Но речь, собственно говоря не об этом, а о личном отношении самого профессора к результатам своих убеждений. Так, в феврале 1905 года, накануне студенческих беспорядков профессор МГУ Вернадский яростно, как марал в брачный период, орал с различного рода трибун о необходимости дать студентам и профессуре свободу. Итог: беспорядки в Москве, в ходе которых "свободные" студенты аки бабуины, разнесли в хлам лабораторию Вернадского. К слову сказать, созданную им на деньги царского правительства, того самого вместо которого должно было стать правительство республики. Вы думаете, профессор сделал какие-то выводы? Ошибаетесь. Лозунг "швабоды" и республики по-прежнему доминировал в голове профессора. Далее последовала февральская, а за ней октябрьская революция 1917 года. В Петербурге стало неспокойно, народ одичавший от свобод реализовывал свободу, так как он ее понимал. Словом, профессору стало несколько неуютно и он сел в поезд, дабы уехать от "революционного" творчества масс на юг России. В вагоне поезда, революционные матросы и солдаты, загнали "эксплуататора" - профессора на самую верхнюю полку, на которой профессор пришел к "потрясающим" выводам. Вывод первый: "что-то пошло не так". Вывод второй: управлять страной должны умные люди. Потрясающе. Как "мало" нужно человеку, чтобы начать умнеть. Всего-то ничего - "загнать" тело и ум профессора на третью полку, а также разнести страну в хлам. Но лично у меня, когда я все это читал постоянно возникал один, единственный вопрос: "а что обязательно нужно было быть загнанным на верхнюю полку, чтобы поумнеть? Разве нельзя было, как-то додумать последствия своих пожеланий, в более удобном месте и в более подходящей для этого позе? Например, сидя в кресле в уютном кабинете?". Вру. Есть еще один "архиважный" вопрос: "на какой день пребывания на верхней полке, профессор пришел к этим выводам?" ............................. Р.S. Написанное, не является попыткой умалить научные достижения профессора Вернадского, к коим отношусь с уважением. Сказанное выше, несет в себе простую мысль специалист в области физики, ботаники и т.д., отнюдь не является специалистом в других областях, не имеющих отношения к его профессиональной деятельности. ……………P. S. 2. Если, кто-то думает, что история не повторяется, то он слаб умом. Ибо, точно также "регионалы" "ехали" с Украины и уверяю Вас думали, примерно о том же самом.
"Идеология (греч. ????????, от греч. ???? — прообраз, идея; и ????? — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии)"...
АлександрГ, ТАТИАНА17 - не понимаю вас... Если вы в принципе согласны даже только с НАЗВАНИЕМ СТАТЬИ - то о чём говорить?! Мы же сами ПОДПИСЫВАЕМСЯ и СОГЛАШАЕМСЯ на то, что с нами происходит и будет происходить далее (если Бог даст). Чиновники - это СЛЕДСТВИЕ, а не ПРИЧИНА! Всё идёт, как надо. Лет через 10 об этом никто и задумываться не будет, потому что не сможет... Так и вытравим калёным железом желание и способность народа даже смотреть в эту сторону... Научили читать, сдачу в магазине посчитать и подпись поставить - и довольно. А что народ хочет - ему по телевизору покажут и про американскую мечту расскажут. Простите!
на их должностные обязанности.Сейчас "хорошо устроиться"- это быть чиновником.И родители,и учителя
ГОРДЯТСЯ,если их дети и выпускники после окончания ВУЗа становятся госчиновниками.Это в наше время
считается удачей.Ни за что не отвечать,немного интеллекта,немного цинизма,побольше самолюбия,еще
побольше гарантированная зарплата и льготы,-чем плохо?Они-то прекрасные,а народ их "подводит":
все время чего-то требует,"работать мешает".А на прямой линии с президентом меня неприятно
удивило то,что не было ни одного вопроса о КУЛЬТУРЕ,частью которой является и образование.
Поэтому и прогнозы мои о будущем-пессимистичны. Спаси,Господи!
ДАЙ БОГ ЧТОБ ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ К ЛУЧШЕМУ МОЛИТВАМИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА И ПРЕЗИДЕНТА ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА В ОБРАЗОВАНИИ И В ОБЩЕСТВЕ И НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ!
ЧТОБ ЛЮДИ СТАЛИ ДОБРЫМИ ГРАЖДАНАМИ ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО ОТЕЧЕСТВА!
ЭТО СМОЖЕТ ПОМОЧЬ И ДРУГИМ СТРАНАМ НЕ ТЯНУТЬСЯ ЗА ГРЕХОМ А ПОНЯТЬ СМЫСЛ ЖИЗНИ!
УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ !
А НЕ ГОВОРИТЬ ПУСТОШЬ- ЭТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ ВОСПИТЫВАТЬ!
МНОГИЕ РОДИТЕЛИ ОЧЕНЬ ЗАНЯТЫ ПРОСТЫМ ВЫЖИВАНИЕМ И ЗАРАБАТЫВАНИЕМ ДЕНЕГ!
При каждом храме да будет школа обучения словесности :язык летописей, древняя литература,классика в помощь школьникам !
Современный русский язык в примерах из поучительных текстов и в простых таблицах (как в старых учебниках).+