Церковь как Тело Христово не может иметь каких-либо недостатков – митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами УПЦ.
– Владыко, каковы на Ваш взгляд, самые актуальные проблемы церковной жизни сегодня?
– Святой апостол Павел говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Христос не меняется. Не может поменяться и Его Святая Церковь. Меняться могут только те условия, в которых Она существует. Изменчив окружающий мир, Церковь же остается такой, какой Она была с самого момента Ее создания. А потому и проблемы, которые возникают пред лицом Церкви – те же, что и в первые века Ее существования. И главная из них – настроить человеческое сердце на восприятие Благой Вести.
Господь наш Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы спасти человека от греха, проклятия и смерти. И миссия Церкви – свидетельствовать об этом. Вопрос в том, как это делать в нынешних стремительно меняющихся условиях. Ведь не секрет, что современный человек все больше увлекается материальными благами, и порой подобное пристрастие становится смыслом нашей жизни, убивая при этом в нас всякое стремление к духовному.
Перед Церковью сегодня стоит вопрос: как объяснить современному человеку на доступном ему языке, что он нуждается в Спасителе? Сила и действенность церковной проповеди всегда заключалась в ее актуальности: Церковь никогда не говорила о каких-то отвлеченных вещах, Она всегда свидетельствовала и свидетельствует о том, что важно в конкретной ситуации. Протоиерей Иоанн Мейендорф однажды заметил, что святым отцом становится тот, кто на современном ему языке может изложить Евангелие для своих слушателей. Поэтому мы всегда должны стараться находить именно такие слова, которые будут важны для каждого человека в данную минуту.
Но в то же время нам не следует думать, что доступность и актуальность церковной проповеди, а также восприятие православного богослужения могут возрасти только в том случае, если и проповедь, и богослужение будут совершаться на современном, то ли русском, то ли украинском, языке. Мы можем сделать прекрасный современный перевод евангельского текста, однако если он не дойдет до сердца человека, то останется в лучшем случае памятником литературы, в худшем – очень скоро будет просто забыт. То же самое касается и богослужения. Поэтому главное для нас – внутренняя, так сказать, «сердечная» интерпретация Евангелия для наших современников. А она, в свою очередь, невозможна без духовного подвига. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, святым человек может стать только в том случае, если увидит свет святости в глазах другого человека. Таким образом, самой актуальной задачей церковной жизни как тысячу лет назад, так и сегодня является жизнь по Евангелию.
– Какие основные достижения церковной жизни за последние 20 лет?
– О достижениях церковной жизни нам, представителям Церкви, как-то не совсем удобно говорить. Об этом пусть судят другие. Почему? Потому что мы проводим четкую границу между достижениями внешними и внутренними. Для окружающих, для общества, для людей нецерковных показателем развития всегда будут какие-то внешние факторы. И вот таких «внешних» достижений у Украинской Православной Церкви очень много: это и строительство тысяч храмов, и возрождение десятков монашеских обителей, и хиротонии новых епископов и священников, и увеличение количества прихожан. Но при наличии подобных «внешних» факторов нас должны более волновать факторы «внутренние». Священник, как пастырь, должен заботиться как о количественном умножении своей паствы, так и о качестве ее духовности, веры. Как бы странно это ни звучало, но храм построить намного легче, чем создать церковную общину. Один духовник как-то сказал: «Если ты привел в Церковь хотя бы одного человека, то уже не зря прожил свою жизнь». Главные достижения нашей Церкви – это те люди, которые пришли к Христу. Все остальное – второстепенно: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).
– Что упущено, какие недочеты, что не удалось?
– Как-то так получается, что о недочетах современной Церкви говорят те, кто к самой Церкви никакого отношения не имеет. Но более странным является то, что такие люди отождествляют недостатки отдельных представителей Церкви с самой Церковью. Хочу заметить, что Церковь как Тело Христово не может иметь каких-либо несовершенств. Поэтому скорее имеются в виду недостатки людей Церкви, а не самой Церкви. Ну а недостатки у всех людей одинаковы. Разница заключается только в том, что церковный человек понимает, что с ним что-то не так. Приведу следующий пример. Представьте, что два человека тяжелобольны. Один из них знает об этом и пытается справиться с болезнью, другой – и слышать ничего не хочет. У кого из них есть шанс на выживание? Вот точно так же и с недостатками людей церковных и нецерковных: первые пытаются бороться со своими недостатками, в то время как вторые зачастую их даже возвеличивают.
Что же при этом упущено? Наверное, время. Мы должны со скорбью признать, что не всегда использовали на полную мощность те возможности для проповеди Евангелия, которые нам были предоставлены временем. И, поверьте, человек верующий склонен так считать всегда. Сколько бы мы ни сделали, всегда будет ощущение, что можно было сделать больше. Хочется, чтобы как можно большее количество тех, кто живет на нашей планете, познали радость общения с Господом нашим Иисусом Христом.
– Как изменилось общество за последнее время? Насколько религиозный фактор влияет на развитие общественных процессов?
– Дело в том, что мы живем в особое время. Церковь сейчас находится в ситуации, в которой Она никогда раньше не осуществляла свою миссию. Судите сами: практически с первых дней Своего возникновения Церковь была гонима. Государственная власть в лице Римской империи целенаправленно уничтожала христиан. Сотни и тысячи мучеников были прославлены в то время. После Миланского эдикта императора Константина Великого Церковь получила государственную поддержку, что дало Ей возможность не только расширить свою проповедь по всей территории империи, но и способствовало расцвету богословия и монашеского движения. Далее, практически вплоть до ХХ столетия, Церковь, в зависимости от территории, на которой Она находилась, была либо гонима государственной властью, либо, наоборот, получала поддержку от нее. В ХХ столетии наша Церковь столкнулась с беспрецедентными гонениями со стороны советской власти, когда были разрушены десятки тысяч храмов, расстреляны сотни тысяч священников и членов их семей, а также миллионы простых верующих.
И вот, с распадом Советского Союза, Церковь впервые попала в такую ситуацию, когда государству, по большому счету, не было к Ней никакого дела. Можно было совершенно спокойно строить храмы, возрождать духовную жизнь, и никто не вмешивался в Ее внутренние дела. Это очень благотворно сказалось на самой Церкви и, конечно же, существенно повлияло на само общество. Из подчеркнуто атеистического состояния оно постепенно переформатировалось в размыто духовное. То есть в то время когда Церковь пыталась восстать из пепла советских гонений, общество стремилось заполнить тот духовный вакуум, который возник за 70 лет богоборческого режима. И, к сожалению, заполняло его всякими религиозными суррогатами крайне негативного содержания. Отсюда расцвет тоталитарных сект, увлечение экстрасенсорикой и гороскопами, псевдодуховными и оккультными практиками. Современный человек сегодня скорее побежит к народному целителю или какому-то шарлатану, чем в храм к священнику. Поэтому, можно сказать, что мы вернулись в какой-то степени в эпоху первых времен христианства с той только разницей, что открытых физических гонений на Церковь в том масштабе, в каком они были тогда, нет. Действовать в этой ситуации очень сложно, ведь для того чтобы человек услышал Евангелие, его надо сначала научить доверять Церкви. А это достаточно трудоемкий процесс, результат которого зависит от личной жизни и подвига каждого из нас. Поэтому общественные изменения – те, которые происходят с отдельно взятой личностью. Другими словами, общество меняется вместе с нами. И хочется надеяться, что оно будет меняться в лучшую сторону.
Сейчас пока, к сожалению, изменения по большей части имеют негативный характер. Вокруг очень много агрессии, злобы, ненависти. И в первую очередь на бытовом уровне – в семьях, между соседями и друзьями, коллегами по работе. Это, конечно, влияет на все сферы жизни как общества, так и отдельного человека. Можно ли изменить ситуацию? Конечно! И, по моему глубокому убеждению, сделать это возможно только при помощи Церкви или, другими словами, посредством религиозного фактора. Но, хочу подчеркнуть, речь может идти только о таком факторе, который свидетельствует об Истине. Все остальные факторы – это путь в никуда, в тупик. Наш народ уже однажды сделал выбор в пользу Истины, и этот выбор помог ему преодолеть множество проблем, внутренних конфликтов, построить сильное государство и, в конце концов, стать частью Тела Христова. Выбор, который был осуществлен еще святым равноапостольным великим князем Владимиром, должен стать выбором каждого из нас. И это – единственный путь к изменению общественных процессов в лучшую сторону.
– В чем заключается социально-историческая роль Православной Церкви?
– На этот вопрос я частично ответил выше: в консолидации нашего народа, в создании единой духовной базы, на основе которой только и могло появиться такое государство, как Киевская Русь. При этом, должен заметить, в большей степени речь должна идти не о социально-исторической роли, а о духовно-религиозной. Это главное. Наш народ обрел Христа. Причем сделал это искренне, от всей души. В какой-то момент наши предки вдруг поняли, что иного пути, кроме того, который им предлагает Церковь, не существует. Многие десятилетия и даже столетия культура нашего народа полностью формировалась Православной Церковью. И те достижения, которыми мы сегодня по праву гордимся, – результат все того же благотворного влияния Церкви. Какие еще нам нужны доказательства того, что и сегодня роль Церкви в формировании нашего общества и народного сознания должна быть ведущей? Но, говоря об этом, мы всегда должны помнить, что роль эта всегда, в первую очередь, духовная, а не политическая. Церковь – это не инструмент влияния, который государство может использовать по своему усмотрению. Церковь – это живой организм, и Она может освящать все стороны жизни, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с заповедями Христовыми.