Столько говорено-переговорено о плачевном состоянии семьи в нашем обществе, столько бесчинств творится вокруг, что уже, кажется, трудно чем-нибудь удивить, но вот – появилось новое поветрие, а говоря простым языком – новое глумление над таинством брака. Суть в том, что женщины (почему-то именно женщины) стали бросать своих законных мужей и детей для того, чтобы начать «настоящую», как им кажется, и − вот здесь внимание − православную семейную жизнь. Чтобы и любовь романтическая была, «возвышенная», и гармония плотских отношений, и «благочестие» с непременным венчанием, хождением в храм, исповедью и причастием… Словом, не то «недоразумение», что было раньше, а самая настоящая «православная» семейная жизнь. Причем бросают ведь не разбойников и не злодеев безбожных, а вполне нормальных мужей и даже воцерковленных, но… Вот в этом «но», как мне кажется, всё дело и состоит. То есть причин для того, чтобы бросить мужа, изыскивается великое множество, а на деле, как правило, просто приходит страсть и ищет себе оправдание. Снова и снова лукавый и хитрый бес блуда заморочивает людям головы, преобразуясь в ангела света (2 Кор.11,14). И смертный, тягчайший грех рядится в тогу праведности. Вот в чём глумление, вот в чём повод для скорби сугубой и для вящего трезвения, а особенно для нас – священников, которые должны как-то высказывать своё суждение о таких «новых благочестивых союзах» и о разрешении от прежних – «неправильных». И вот уже несколько брошенных мужей обращаются с болью и горечью, и звучит от них один и тот же вопрос: почему Церковь не пресекает такое бесчиние?! Больше того – снисходит и благословляет эти новые «благочестивые союзы», так что прелюбодеи и разрушители семей продолжают как ни в чем ни бывало ходить в храм, причащаться, наслаждаться радостью «полноты бытия», а покинутые жены, мужья и дети в скорби и растерянности как бы остаются за бортом этой «новой счастливой жизни». Как же Церковь допускает такое – звучит вопрос?
Причин изыскивается великое множество, а на деле просто приходит страсть и ищет себе оправдание
Согласитесь, благочестие, созидаемое на попрании заповеди – это абсурд какой-то, и вопрос отношения к таким союзам – это вопрос не праздный, а очень даже существенный, и рассматривать его надо по существу. А по существу, согласно канонам нашей Святой Православной Церкви, виновник разрушения семьи (прелюбодей или прелюбодейка) если и имеет право снова создавать семью, то только после того, как принесет должное покаяние и исполнит епитимью, сообразную с тяжестью совершенного греха. К слову, по нынешним нормам − это запрет на вступление в брак на срок от 3,5 до 7 лет. А именно тяжесть исключительную этого греха, сродни убийству, многие и не осознают. И чрезмерное порой снисхождение к совершающим этот грех не только не приводит их в ужас и трепет, не только не приводит их к действительному пониманию содеянного и покаянию, но как бы успокаивает и оставляет пребывать в погибельном самообольщении. Увы, но так бывает.
Недопустимо «подгонять» православие под себя, под свои понятия вольной жизни, комфорта и счастья
И если внимательно и беспристрастно рассмотреть, что говорит о семейной жизни и об отношении к разводам Священное Писание, то картина получится совершенно однозначная и не допускающая вольных трактовок. Во-первых, кто в каком положении пришел к вере – в том положении и должен оставаться, не ища перемены (ср. 1Кор.7, 20). И только если явный безбожник бросит свою жену по причине её веры и благочестия – только тогда она не погрешит, оставшись без мужа, и считается «свободною» (ср. 1Кор.7,15). Но если муж неверующий согласен жить со своей женою – ей должно проявлять и терпение, и снисхождение, и любовь, живя с ним, во-первых, потому, что Господь, возможно, и его приведет через верующую жену к вере (ср. 1Кор.7,16), а во-вторых, христианская жизнь предполагает не какое-то особенное положение жизни, но прежде всего качества души, так что спасаются как раз чаще всего не те, кому были созданы все условия, а те, кто в невыносимых подчас условиях оставались верными Христу и Его Церкви. Кроме того, когда мы говорим о том, что неверующий и «зверообразный» муж может быть через жену призван к вере, это не значит, как думают некоторые «благочестивые жены», что как только они сами переступили порог храма – тут же надо начинать «пилить» своих неразумных мужей и «выстругивать» из них добрых христиан. Апостол Петр, например, говорит совсем о другом, о том, чтобы жена являла пример чистой, богобоязненной и верной жизни и таким образом «без слов» обретала мужа своего для Царствия Божьего (ср. 1Петр.3,1-2). Ну и уж, конечно, ни о каком разводе и речи не может быть, кроме вины явного и, можно даже сказать, злонамеренного и систематического прелюбодеяния со стороны мужа. Почему говорю − злонамеренного и систематического? Потому что удивительным образом в канонах наших находим повеление женам принимать мужей даже от прелюбодеяния, если только покаются и обратятся. Удивительно, но это так (Второе каноническое послание святителя Василия Великого, п. 21). И даже если муж бьет жену – как это ни ужасно звучит, но и тогда каноны заповедуют терпеть и не разводиться (1-е послание, п. 9), не говоря уже об имущественных и прочих разногласиях. Это звучит воистину жестко, но надо понять, в какое время писались эти каноны и каково было общее настроение в христианском обществе. А настроение было такое, что верные готовы были лучше умереть, чем согрешить и попрать заповедь Божию. То есть понятно, что и отступления были от этого правила, и бесчиния случались, жизнь есть жизнь, но именно основная масса твердо стояла в вере и готова была многое терпеть ради исполнения заповедей Божиих. И ввиду этой общей и, можно сказать, нормальной для того времени трезвенной решимости и писались канонические правила, почти непонятные для нашего нынешнего маловерия и повсеместной расслабленности. Но даже если вот вдруг совсем-совсем станет невмоготу и жена разведется с мужем – апостол заповедовал такой «оставаться безбрачною», а если это по испытании временем и обстоятельствами окажется невозможным, то – примириться с мужем (ср. 1Кор. 7, 11). Ни о каком втором браке и речи не идет. Это нам надо всё твердо знать и помнить, если мы действительно хотим жить православно, а не «подгонять» православие под себя, под свои понятия вольной жизни, комфорта и счастья, а что ещё хуже – пытаясь совместить христианство со своими «страстьми и похотьми». Потому что тогда остаётся только одна видимость благочестия, а силы его мы отвергаемся (ср. 2Тим. 3,5).
Лекарство от греха может быть только одно: отвержение страсти, а не её оправдание
И даже если Церковь отделена у нас от государства, и в обществе совершенно уже размыты понятия о благочестии и грехе, но по крайней мере в сфере церковной жизни мы должны говорить ясно о том, что прелюбодеяние – тяжкий смертный грех, и ни о каких восторгах «настоящей семейной жизни» после катастрофы разрушения прежней и единственной, по сути, семьи не может идти и речи. «Живущая с прелюбодеем есть прелюбодейца во все время сожития», говорит Василий Великий. (Второе правило, п. 39). По сути, ведь это отвержение данного Господом, действительного креста, а затем взгромождение на себя какого-то иного креста, придуманного, да ещё с прелестным мнением, что ты продолжаешь следовать за Христом, в то время как ты Его отвергся и пребываешь в глубочайшей прелести. К этому случаю прямо относятся слова Спасителя: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10,38). Бес блуда «маскируется» под христианское благочестие, с тем чтобы «посмеяться», как ему думается, над Церковью и Богом и верующими людьми. Оставить внешний и душевный обряд, но совершить радикальную духовную подмену с белого на черное, с благодати на скверну. Горько это всё, а самое тягостное – это осознание того, что от подобной болезни, как правило, исцеление приходит только со временем, да и то не всегда. Одержимость (а это, несомненно, одержимость − думать, что можно пребывать в тягчайшем грехе прелюбодеяния и оставаться притом православным) – так вот, одержимость эта, как правило, быстро не проходит, да и то − если за человека молятся. Но совершенно недопустимо тяжкую болезнь называть здоровьем и вместо лекарства предлагать человеку отраву. Потому что и снисхождение церковное имеет свои пределы, переступать за которые – есть уже дело бесчестия. И лекарство от греха может быть только одно: отвержение страсти, а не её оправдание. И невозможно нам быть служителями Христа и в то же время угождать духу века сего с его всемерным растлением похотью.
Вот такая проблема. Но при этом надо сказать и о том, что всё-таки не все ситуации одинаковы. И действительно бывает так, что обстановка в семье становится просто невыносимой, и сохранение семьи невозможно, и она распадается. По чьей вине – это другой вопрос. Но ситуации в самом деле бывают просто ужасающие и запутанные. И Василий Великий говорит: «Если муж оставлен женою, то подобает смотреть вину оставления» (2Посл.п. 35), то есть разбираться в обстоятельствах разрушения семейного союза. И если после развала семьи одна из сторон хочет снова создать семью – то мы непременно должны обратиться к понятию виновной стороны. Потому что именно виновник развала семьи не имеет права создавать семью, по крайней мере до тех пор, пока не принесет должное покаяние и не исполнит возложенную на него епитимью, соответствующую тяжести греха. Так что обстоятельства разрушения семьи надо в каждом отдельном случае рассмотреть и исследовать, прежде чем выносить суждение. Но в случаях явного прелюбодеяния, то есть измены и упорного пребывания в ней – надо, конечно, проявлять строгость, а не потворствовать блуду. Вот о чем я хотел «возопить» от имени всех тех мужей, которые оказались в ужасном положении из-за измены своих жен и желания их создавать какие-то мифические «настоящие православные семьи». Нельзя нам потворствовать такому страшному глумлению ни в коем случае. И снисхождение, облегчение тяжести епитимьи уместно только тогда, когда согрешивший «соделается ревностным в исправлении» (2Посл. п. 74). Если же человек желает и плоти своей угождать, явно попирая Заповедь Божию, и в то же время хочет пребывать в Церкви, то такого надо остановить и отлучить от Церковного общения, чтобы нам, священникам, «не погибнуть вместе с чужими грехами». На этом грозном напоминании и предупреждении от святителя Василия и остановимся, помня, впрочем, что без воли епископа священник «не творит ничесоже» (Апостольские правила, п.39).
Господи, приведи всех нас к познанию истины!
Тут перешли в тему насилия и хочется ответить некоторым женам. Как же наивно они рассуждают: "будь хорошей женой и не ударит", "будь внимательной т не изменит" ;-) Сразу понятно, что они не попадали в такие ситуации, где хоть что давай и чего не сделай, все одно тиранит, потому что нравится ему унижать. И не говорите, что сами таких выбрали. Жены не дуры, а попавшие в ловушку. Им помощь нужна, а не осуждение.
За неделю до свадьбы узнала, что мой избранник безнадежный наркоман (догадки на этот счет возникали и раньше, но по молодости и неопытности принимала их за проявления творческой натуры возлюбленного). Что делать? Любила его безумно, поэтому решила "бороться", и знаете как? Не долго думая, потащила в ЗАКС первого попавшегося на моем пути паренька, которому не нужно было врать и чего-то там обещать... Белое платье, конечно, не одевала, свадьбу отменила, а когда нас объявили мужем и женой почувствовала такую горечь и пустоту, что думала только о смерти. От рокового шага спасла надежда, что мой возлюбленный все же одумается и хотя бы из ревности бросит наркотики. Но не тут-то было...
Буквально через пол года Андрей (так звали мою первую любовь) умер от передоза, а я забеременела от нелюбимого мужа. Сначала хотела отравиться, потом прыгнуть с моста, но стало жаль ребеночка и начала ходить в Церковь...
К сожалению, это только начало. Через 9 лет "церковно-канонической" жизни на протяжении которых я не встречалась не только с другими мужчинами, но и с законным супругом (развелась с ним через месяц после рождения ребенка)я снова влюбилась, и снова в непутевого дурака. Он предлагал руку и сердце, но при этом гулял "направо и налево". Решив, что это судьба, и что если не удалось спасти первую любовь, то вторая попытка обязательно увенчается успехом - решала действовать "церковными" методами: сломала сама себе руку, чтобы взять отпуск и отправилась странствовать по монастырям. Где бывала - подавала сорокоусты и водосвятные молебны о вразумлении заблудшего, трудилась на послушании не покладая рук и, наконец, упросила известную в Украине (уже покойную) старицу оставить меня хотя бы на неделю и молиться о спасении души раба Божьего...
И тут началось самое интересное: на третий день усиленных бдений, звонит подруга и сообщает, что мой возлюбленный попал в психбольницу, никого не узнает и целыми днями орет. Я к матушке, - "Так мол и так, ведь молимся о здравии и спасении души? Почему вдруг помешательство?" А она мне: "Не понимаю чего ты хочешь? Если любишь - забирай с больницы и ухаживай до конца дней... Спасти свою душу он сможет только в таком состоянии - если выздоровеет - примется за старое..."
Вот и все. Пока шаталась по свету, "борясь за любовь", умерла мама и слег отец. Законный,но не церковный муж, забрал сына к себе и я волей-неволей вынуждена была вернуться к нему. Так родилась дочь, которой уже 13 лет. На этом можно было бы поставить точку, но...
Я снова влюбись. На этот раз, в верующего и морально устойчивого. Только вот менять в жизни ничего не хочется. По опыту знаю - наступлю опять на те же самые "грабли". Будет очень больно разочаровываться, и все-равно придется переносить свои чувства на законного мужа, а третьего ребенка я уже не хочу... Стара стала...
Р.S. Если моя исповедь поможет кому-то разобраться в собственной душе и сделать правильный выбор - буду очень рада. Прошу молитв о р.б. Александре.
Задайте сами себе вопрос, кто готов отдать свою жизнь ради свой жены или мужа, как Христос отдал жизнь за нас.
Что касается разводов, то мое мнение нет однозначного ответа или совета необходимо разбираться в конкретной семье самим мужу и жене вместе со своим духовником, что бы даже после развода (если он неизбежен) остаться людьми.
Но и новую семью создавать тоже нельзя, в Евангелии четко об этом сказано: "кто женится на разведённой, тот прелюбодействует".
Отойти на безопасное расстояние, постараться залечить раны свои и детей, и молиться о супруге - единственный выход из сложившейся ситуации. Возьмётся за ум, изменит своё поведение супруг - постараться простить и вернуться, нет - воспитывать детей и продолжать молиться...
"Есть понятие взаимной ответственности. Некоторые женщины тоже хороши. И могут так своим упрямством и скандальностью довести до белого каления, что и на побои нарываются. Мне жаль тихих, скромных женщин, которых действительно не за что бить. Но я таких не встречала. Но не спорю, возможно такие есть. Если их бьет супруг, то это признак особо послушания от Бога. Такое бесчестие. Но учитывая какие современные женщины-бить их есть за что. В первую очередь нужно смотреть в свою душу и думать-а почему Бог попустил мне такое врачевание? Что во мне не так? А не гнать на мужа, поливая его всякими словами." Потрясающая логика. Применяя её, можно докатиться до оправдания чего угодно, и всегда виновной делать жертву. Если мужчина бьет женщину, она терпеть это отнюдь не должна, я бы врезала в ответ и ушла.
Слова о том, что рукоприкладство – это крайняя мера для исключительных случаев малоутешительны. Сейчас вроде бы думается так, а через некоторое время – можно на что-то рассердиться, где-то погорячиться, не сдержаться, достаточно одного раза, что-бы дальше пошло-поехало. Остановиться бывает очень трудно.
"И здесь святой Василий говорит о существовавшем в его время обычае, как и в правиле 9; только здесь он подчеркивает неосновательность такового и замечает, что существованию оного трудно найти оправдание (?????? ?? ? ????? ?? ??????). Согласно этому обычаю, муж, изменивший жене своей, судился как блудник (??????, fornicalor), но не как прелюбодей (??????, adulter), если только согрешил с женщиной свободной от брачных уз (????????? ?????), следовательно, женщиной не имеющей мужа (?? ????? ???????), причем законная жена не имела права оставить такового, неверного мужа своего. И наоборот, жена, которая имеет мужа и изменит ему, отдавшись человеку женатому или неженатому, судится как прелюбодеица, причем муж ее имеет право изгнать таковую от себя. Что этот обычай перешел в христианскую церковь из языческого римского законодательства (по которому все супружеские права принадлежали одному только мужу, жена же была почти бесправна), — об этом мы говорили в толковании 9 правила Василия Великого; там же мы упоминали и о том, что отцы и учители церкви всегда осуждали этот обычай.
???В настоящем (21) своем правиле, Василий Великий подчеркивает безосновательность такого обычая, существовавшего все же и в IV веке, о котором Зонара, в XII веке, в своем толковании настоящего правила, замечает, что он лишен разумного основания."
Ольга 22 июля 2016, 10:00, а как же "будьте совершенны, как Отец ваш небесный"? А то так любое бездействие можно оправдать: "то о Боге сказано, а то о святых, а я сам ни то, и ни другое, поэтому не буду ничего делать, а лягу на диван и телевизор по-громче включу, вроде и не слышно, что там в соседней комнате происходит (см. предыдущий абзац)"
Теперь задумаемся: кто Ева для Адама по сути (кроме как жена)?
Ответ очевиден, да ведь она - это он и есть! Ведь плоть его же.
А, ну ка, представьте себе: как будете со своей плотью расставаться?
Алексей, насколько я понимаю, Вы уже не молодой человек, раз сыну 15 лет. Кто-то из духовников (а может даже и Святых Отцов, точно не помню, к сожалению) говорил, что если человек хочет жениться/выйти замуж после 40 лет, то это уже ненормально с духовной точки зрения.
"Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены." (1 Кор.7:27).
В Вашей ситуации, можно сказать средней, не нужно ни то, ни другое, на мой взгляд. У меня ситуация немного похожая, хоть и не такая критическая, как у Вас. Что будет дальше - не знаю, пытаюсь остаться мужем одной жены, хотя она от меня уже ушла. И тоже говорит, что из-за моего обращения к Богу и прихода в Церковь. Для сведения - мне 37 лет.
"...ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене..." (1Кор.7:31-33).
Отвечая на Ваш вопрос, дерзну сказать, что Ваше решение неоправдано, опять же, на мой поверхностный взгляд. Простите.
Интересный факт, по данным переписи населения замужних женщин всегда больше, чем женатых мужчин. Объясняется это тем, что женщина, как правило, определяет свой статус "штампом", т.е. придерживается буквы закона, а мужчина фактическим положением: ушел из семьи (или "его ушли" за измену), считает себя свободным. Закон не определяет его сознание в этом вопросе, преступником себя не ощущает. И правильно кто-то упомянул, что 70% разводов по инициативе женщин. Только объясняется это не большей порочностью женщин, а тем, что мужчину и так все устраивает. Сам подаст на развод по сугубо меркантильным интересам, а так, как говорится, еж - птица гордая, пока не пнешь, не полетит. Вот и пинают брошенные жены.
С уважением, Арина
– Хорошо, хорошо! Я совсем не обращаю на это внимания. Призываю во свидетельство Иисуса Христа, что я не желаю более жить с нею. Вот ты обладаешь ею, посему и детей корми, а я уйду и стану монахом. Павел стал великим святым, много чудес и сцелений по воле Божьей он совершил и своей молитвой вымолил у Господа прощение грехов своей неблагочестивой супруге. Не зря говорится;-Муж неверный-жена молись, жена неверная-муж молись. А любовь, это не та любовь, что страстью обозначена, а та любовь, где жертвенность главней.Обращаюсь к жёнам-не проклинайте мужей.Как-то Паисий Святогорец сказал;- Православно думать легко,но для того, чтобы православно жить необходим труд. Пётр напоминает женам сказанное Еве Богом: «… к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:17). О повиновении говорит и апостол Павел: «Жена да учится в безмолвии, со у покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим.2:11-14).
Самое интересное, брошенные страдают, а те кто бросил цветут и пахнут. Ходят в церковь, каются на исповеди, причащаются, создают новые семьи венчаются и все у них окей. Ну подумаешь не на той или не на том женился или вышла замуж, это в прошлом, ну накосячили по молодости, зато теперь мы воцерковленные можно жизнь по новой начинать старых в прошлом оставить ну а с кем не бывает.....
На вопрос, а почему вы не повенчаететесь? (прожиты годы в законном браке)
Воцерковленная жена отвечает:С этим что ли венчаться? Указывая на мужа.
Без коментариев
Всем известное определение любви апостола:«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» Где здесь "любовь бьет"? Это я к глупому мифу "бьет - значит любит"
Алексею июля 2016, 16:00
Алексей вы сможете так терпеть жену, как терпел вот этот человек? http://www.pravoslavie.ru/73395.html
Ее похождения после венчания, если нечаянно ее потянет на свежачок? Люди в основном не меняются. Съездите на Афон может там кто нибудь из старцев откроет Вам Волю Божию, что вам делать в такой тяжелой ситуации. Ангела Хранителя Вам.
"...спасибо товарищу Ленину и Западным "ценностям" за это..." Не в защиту товарища Ленина, а в защиту нас самих от мифов. Следует хотя бы пытаться быть объективными, тогда лучше поймем, откуда и товарищ Ленин взялся, где он был инициатором, а где просто придавал юридическую форму явлениям, давно имевшим место. Де-юре разводов практически не было, де-факто были не таким уж и редким явлением в дворянской среде. Супруги просто разъезжались и жили отдельно. Например, биография Суворова А.В. подтверждает тот факт. Кстати, длительное раздельное проживание могло являться основанием для официального развода. А если не принято было разводиться формально, автоматически это не влекло счастливую семейную жизнь и стопроцентную верность, одни гаремы из крепостных крестьянок чего стоили. Или история Александра II, развода-то и быть не могло, а фактически как это назвать до смерти императрицы?
Люди с ветхозаветных времен страдали этим недугом. И проблемы решали по-разному. Это все не в оправдание разводов. Высокий идеал супружества у христиан. Но люди такие, какие есть, не всех их Ленин выпестовал. Они сначала следуют инстинкту, потом находят себе оправдание у Ленина, при дворе Людовика XIV или соседа по даче. Если мы это будем игнорировать, раз за разом будем наступать на те же грабли.
Что касается битья (как раз в в советский период с этим как-то поуспокоились, а сейчас и женщины умудряются бить мужей), лучше рассуждать тем, кого бьют.Нам, не битым, не понять. Вот только, что лучше, дождаться когда до смертоубийства дойдет, такое тоже случается, бил-бил, да убил, или развестись?
Ксения, за что же Вы женщин современных так приложили? Прям таки многих есть за что бить? А мужчины почти безгрешны? Каждый пред Богом предстоит, каждому ответ нести. Про Христа и блудницу помните, конечно. А ведь по закону! ее могли камнями забросать. А что Господь сказал! Может быть, мужу в случае "плохой" современной жены на слова Христа стоит внимание обратить?
Благодарю Вас!
Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Но особенно возмутило, что в случае физического насилия и побоев, мол, каноны призывают терпеть. Как сама пережившая подобное, могу только посочувствовать духовным чадам этого священника. Жизнь в постоянном ужасе, без сна доведет до безумия если не убьет муж. А потом, даже после расставания ночные кошмары будут преследовать не только мать, но и детей. Боюсь, что травма эта останется на всю жизнь. Пусть батюшка ответит, почему дети должны смотреть на то, как отец избивает их мать (однажды под горячую руку и моей дочери досталось-ей было 18 месяцев и я держала ее на руках, чудом не убил; брак венчаный-это чтобы не было вопросов). Слава Богу, мой духовник не придерживается таких вот взглядов и подобных советов не давал.
Разнесли несчастных женщин в пух и прах. Лишь последний абзац статьи даёт право на жизнь таким, как я. Не судите, о. Димитрий, да не судимы будете.
Православным легче понять друг друга, но лучше не разводиться, а попытаться своего мужа привести к православию.
А как насчет этого? Святитель Иоанн Златоуст так говорил о насилии в семье:
«Мужу бить свою жену — это крайнее бесчестие не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьет. Но что я говорю о жене? Для человека благородного должно казаться противным бить, и даже поднять руку на рабыню… Тем более бесчестно подымать руку на свободную. Это всякому известно даже из языческих законов, которые жену, претерпевшую от мужа побои, не обязывают жить вместе с ним, как недостойным ее сожительства. И бесчестить, как рабыню, подругу своей жизни, давно уже помогающую тебе в необходимых делах, не есть ли знак крайнего беззакония? Такого мужа, если только можно назвать его мужем, а не зверем, я ставлю наравне с отцеубийцею и матереубийцею».