Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

«В храмах соотечественники находят свою Родину»

Беседа с протоиереем Петром Степановым

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Протоиерей Петр Степанов – настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге.
Протоиерей Петр Степанов – настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге.
Протоиерей Петр Степанов настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге, благочинный Баварско-Гессенского округа Берлинcко-Германской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).

– Отец Петр, как вы оказались на служении в Германии?

– Я родился 43 года назад в семье священника. Мой отец, протоиерей Владимир Степанов, служил в Костромской епархии на протяжении 33 лет – до своей блаженной кончины. Все мои пять братьев посвятили себя служению Церкви, супруг старшей сестры – священник, а младшая сестра живет с мамой. В юности я окончил лесомеханический техникум, а после службы в армии учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии, академию окончил уже экстерном. В Германии я нахожусь в командировке. Меня направил сюда Священный Синод нашей Церкви (конечно, не без моего на то согласия): один из приходов на севере Германии остро нуждался в нормализации своей деятельности.

– Вашу семью в Нюрнберге называют «мобильной походной церковью». Скажите, почему?

– Господь дал мне счастье быть не одиноким в моем служении, его разделяет вся моя семья: матушка Марина управляет хором на богослужениях и организует в приходе разнообразную работу с детьми, мои старшие сыновья поют в церковном хоре, а младший – первый помощник в алтаре. Поэтому, если необходимо совершить какие-либо требы или выехать в другое место и провести там богослужение, мы можем это делать всей семьей. Мы переживаем все радости и все испытания вместе. Может быть, поэтому кто-то и прозвал нашу семью «мобильной походной церковью».

– Каковы обязанности благочинного в Германии?

– В Германии у благочинного те же самые обязанности, что и в России. Контролирую деятельность вверенных мне приходов в Мюнхене, Вюрцбурге, Пассау, Франкфурте-на-Майне, Кобурге, Хофе, Бамберге, Кемптене, Касселе, Байройте, Фульде и в ряде других городов. Слежу за благочинием и совершением богослужений. Самая главная наша проблема – отсутствие у приходов собственных храмов. Священники используют личные связи, налаживают контакты с местными городскими властями, церковными и благотворительными организациями и добиваются, чтобы приходу на договорных основах выделяли помещения для совершения богослужений. Я, например, уже семь лет живу в Германии, из них четыре года в Нюрнберге, где наш приход, существующий в городе десять лет, сменил уже только при мне три помещения.

Большая проблема с приобретением и доставкой богослужебной утвари, облачений, богослужебных книг, видео- и аудиозаписей и книг для библиотек. А для прихожан одна из главных проблем – расстояние. Многие приезжают за 100–200 километров, чтобы приступить к таинствам церковным. Да и священнослужителей не хватает, так что практически каждый из нас окормляет здесь два-три прихода. При этом я стараюсь посещать приходы благочиния на престольные праздники и памятные богослужения, а также в течение пасхальной седмицы и святок. Для меня две федеральные земли – Бавария и Гессен – это не только красивые ландшафты и селения, но и утомительные часы, проведенные за рулем автомобиля или в поезде.

– Ваш приход располагается сейчас в одном из исторических зданий Нюрнберга?

Загрузить увеличенное изображение. 589 x 400 px. Размер файла 64041 b.
 .
.

– Да, наш храм располагается в самом «сердце» Нюрнберга, откуда, собственно, и началось развитие города и пошла его слава. Это одно из самых притягательных мест для туристов со всего света – нюрнбергский замок Кайзербург (Королевская крепость). Он был построен на скале, на берегу реки Пегниц, в 1050 году; в 1138–1140 годах был достроен императором Конрадом и превратился в императорский замок. В нем побывали практически все императоры Германии. Здесь же проходило большинство заседаний сейма. Археологи называют Кайзербург «неизведанным островом в самом центре таинственного Нюрнберга». Именно здесь и находится самая древняя из действующих ныне церквей Нюрнберга – Бургкапелла, построенная в XII веке. Она принадлежит городу (находясь под защитой государства), а также Католической Церкви, являясь «филиалом» кафедрального собора. Вот уже третий год мы совершаем здесь богослужения по заранее согласованному с католическим приходом графику. К сожалению, мы вынуждены большую часть года все убранство православного храма убирать и расставлять вновь для следующего богослужения.

– Когда в Нюрнберге обосновалась Православная Церковь?

– В Нюрнберге вообще сильно Православие. Здесь, кроме русского, давно уже существуют греческий, сербский, румынский приходы. Русское Православие пришло в Нюрнберг после Второй мировой войны. Здесь была многочисленная русская эмиграция. Приход РПЦЗ возник сразу после войны, когда очень многие беженцы и бывшие военнопленные и перемещенные лица оказались в Баварии и, в частности, в Нюрнберге. В соседнем городке Эрлангене силами прихожан был переоборудован в храм маленький барак – тоже сразу после войны. Чтобы представить себе, сколько было здесь наших соотечественников, нужно придти на Южное кладбище Нюрнберга. Оно самое большое среди других и находится в городской черте. Там до сих пор совершаются захоронения.

На кладбище есть участок, где похоронены главным образом русские люди. Это кладбище находится под опекой немцев, они за ним очень добросовестно ухаживают: здесь покоятся и те, кто был угнан в Германию для работы на военных заводах. Нужно отдать должное немецким властям, которые сделали это захоронение мемориальным, водрузили 10-метровый православный крест и привели в порядок территорию, снабдив ее памятными досками с именами погребенных. Этот мемориал находится на месте бывших братских могил более пяти тысяч наших соотечественников (мы не различаем их по национальности – русские, украинцы, казахи и т.д.).

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 800 px. Размер файла 130054 b.
 Крест на немецком кладбище в Нюрнберге
Крест на немецком кладбище в Нюрнберге

Это место является очень значимым для наших переселенцев, и 9 мая, в день памяти, почти все они приходят сюда. А в дни знаменательных дат приезжают или приходят представители правящих политических партий. Надо отметить, что в Нюрнберге почтительно-достойно чтится память о наших соотечественниках. Каждый год 9 мая мы совершаем заупокойное богослужение и проводим совместно с нашим Генеральным консульством в Мюнхене, властями города Нюрнберга и общественными российско-немецкими организациями памятные мероприятия.

– А православный храм не собираетесь строить в Нюрнберге?

– Если Господь благословит, то года через три мы собираемся воздвигнуть в городе, на берегу канала Майн-Дунай, в районе нюрнбергской телебашни, наш русский православный храм. Высота его будет, конечно, ниже телебашни – всего 36 метров. Мы уже составили проект. Силами прихожан, несмотря на то, что на воскресных богослужениях бывает до 200 человек, конечно, храм не построишь. Приходится обращаться к добровольным жертвователям. Верим, что наша небесная покровительница – блаженная Ксения Петербургская – поможет в сем великом деле, как при жизни своей она помогала при строительстве Смоленского храма в Санкт-Петербурге. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к людям, имеющим доброе желание – быть в числе строителей и благоукрасителей – тех, за кого постоянно возносятся благодарные молитвы в храме. Особо хотел бы обратиться к тем, кто вкладывает средства в совместные проекты с Германией или живет здесь: вам представляется добрая возможность принести свою «десятину» Богу!

– Есть ли в Нюрнберге какие-нибудь христианские святыни?

– Нюрнберг – очень секуляризованный город, вдобавок испытавший на себе сильное влияние идей Мартина Лютера. Если даже и находят в какой-либо крипте саркофаги, то ни священники, ни экскурсоводы не уверены в том, что в нем сохранились мощи святого (как, например, в церкви святого Севастиана).

«Золотое Евангелие»
«Золотое Евангелие»

Великая христианская святыня «Золотое Евангелие», или «Кодекс Ауреус», из города Эхтернаха (сегодня – Люксембург), одна из самых драгоценных и дорогих в мире книг, была изготовлена в XI веке и находится ныне в Немецком национальном музее Нюрнберга.

– Вы живете в лютеранском городе. Как складываются отношения православных с лютеранами?

– Здесь, на Западе, уважают религиозные убеждения каждого человека, поэтому дружно сосуществуют различные религиозные конфессии. Православных никто не считает людьми второго сорта. К нам относятся с большим интересом. В нашем благочинии царит взаимопонимание, священники взаимодействуют во многих сферах с лютеранами и католиками. Мы, бывает, посещаем их мероприятия, и они, в свою очередь, приходят к нам в гости. Отношения строятся на уровне общения и взаимодействия. Например, мы арендуем храм у католиков, а для семьи я снимаю жилье в принадлежащем лютеранской церкви доме, оплачивая всего полцены за квартиру – по-братски. Лютеране приняли активное участие в устройстве трех моих сыновей в свою частную школу, которая считается одной из лучших в городе. Мы даже не платим за обучение детей, хотя эта школа платная. Вообще ситуация в Нюрнберге нетипична для всей Баварии. Если вся Бавария большей частью католическая, то Нюрнберг – центр протестантизма. Именно лютеране активнее влияют на нюрнбергскую жизнь, их приходов втрое больше, чем у католиков; к тому же в административном плане 2/3 католических приходов относятся к Бамбергской архиепископии, а треть подчинена епископу Айхштета. Это обусловлено, в частности, и историческими причинами. Франкония и центр этой некогда славной и самостоятельной области город Нюрнберг были присоединены к Баварии 200 лет назад по прихоти Наполеона.

– Известны ли случаи перехода лютеран в Православие?

– У нас на приходе есть несколько лютеранских и смешанных семей, которые интересуются нашей верой или уже перешли в Православие. История одной немецкой семьи интересна тем, что ее члены пришли к Православию через увлечение русской борьбой. Они часто бывали в России на разных соревнованиях, общались с нашими людьми, видели красоту и благолепие храмов и богослужений. Узнав, что в Нюрнберге, где они живут, имеется православный приход, они, предварительно пройдя этап вхождения в жизнь общины, перешли в Православие. Сначала, конечно, приходили ради интереса, а потом стали все чаще появляться на службах, сейчас же являются одними из самых примерных наших прихожан. А нашим чтецом является всемирно известный лютеранский богослов, профессор Карл Христиан Фельми, почетный доктор Московской духовной академии. Он принял Православие с именем Василий в честь своего любимого святого – святителя Василия Великого. Он очень активный прихожанин и хороший чтец. Причем он организует чтение на двух языках. К нам с любовью и удовольствием приходят на богослужения поставить свечи и послушать хор также один католический священник и один лютеранский.

– Как вы думаете, немцы осознают свои христианские корни?

– Думаю, что старшее поколение еще осознает это, а молодежь больше растворилась в этом секулярном мире. Осознание немцами своих христианских корней приходит, в большинстве своем, только на праздник Рождества и частично на Пасху. Удивляет еще и то, что практически все христианские праздники смешаны с нехристианскими традициями. Это и всем вам известные валентины, хеллуины и прочее. Я как-то в беседе с католическим благочинным сравнил проведение церковных праздников в российско-православной и западной традициях. У нас – богослужение, крестный ход, пение, благоговение. Здесь – карнавальные шествия, безудержное веселие, вместо икон и святынь несут какого-нибудь дракона, придавая празднику совершенно другой оттенок. К моему недоумению, католик встал на защиту такого традиционного «христианского» празднования. Отсюда и все проблемы. Традиции и обряды берут верх над духовными переживаниями человека. Такое же восприятие и таинств венчания и крещения. Или взять мою беседу с соседями по дому, где глава семьи (ныне уже покойный) – бывший главный лютеранский священник (своего рода благочинный) города Нюрнберга и ректор Тутцингской академии. Они искренне недоумевали со своими домочадцами, как можно почитать «какие-то иконы или статуи»: мы, мол, современные люди и понимаем, что никаких чудес не бывает! Это уже крайности протестантизма.

– Ваши прихожане – это в основном эмигранты из стран СНГ?

– Здесь живут немцы-переселенцы из стран СНГ, их родственники и близкие, составляющие смешанные семьи. Много студенческой молодежи и людей из России, работающих по различным контрактам. Кроме того, среди прихожан наших общин уже достаточно много коренных немцев.

– Встречались ли вам на немецкой земле счастливые эмигранты?

– Конечно! В частности, люди первой волны эмиграции, долго прожившие здесь и нашедшие на немецкой земле радость бытия. Бытия вдали от Родины, но вместе с ней духовно – в лоне Православной Церкви. Есть много добрых примеров и среди поздних переселенцев – наших современников. Это те люди, которые живут, полагаясь на благую и промыслительную волю Божию. Это помогает им не терять присутствия духа в самых экстремальных ситуациях, особенно тех ситуациях, какие испытывают каждого нового жителя Германии.

– Говорят, в эмиграции у людей усиливается вера. К ней прибегают даже те, кто на добровольно покинутой Родине когда-то причислял себя к атеистам.

Да, у нас в России благодать, можно сказать, витает в воздухе, а здесь этого не хватает. Люди на Западе погружаются в какую-то вечную гонку и чувствуют, что им не хватает того духа, того воздуха, которым они дышали дома и который недооценивали. Вольно или невольно они приходят здесь к той мысли, что духовная составляющая является, оказывается, не просто пустым звуком. Именно поэтому можно утверждать, что многие в эмиграции приобретают свой новый религиозный опыт, многие же, приобретшие этот опыт на Родине, углубляют его. В храмах соотечественники находят свою Родину.

– Как бы вы охарактеризовали русскую эмиграцию в Германии?

– Многие люди приезжают уже воцерковленными, а многие – из того же Санкт-Петербурга, где на каждом углу есть храм, – совершенно неверующими, но ищущими. Из российской глубинки тоже приезжают «дремучие» люди. Здесь нельзя строить приходы по каким-то признакам и учитывать какие-то категории людей. У нас приход дружный, и мы принимаем в свои объятия всех без исключения наших соотечественников.

Здесь очень сильно развито среди людей чувство зависти и соперничества с оглядкой на то, как живут и чего достигли в эмиграции соседи. Такое лжесоревнование по немецким законам иногда приводит к негативным последствиям. К сожалению, еще немало людей, стремящихся жить именно так.

– А какие проблемы тревожат ваших прихожан?

– У людей те же проблемы, что и в России. Специфика в том, что у нас очень много смешанных семей. Не всегда и везде члены семьи понимают, почему именно в Церковь приходит их близкий человек. К тому же смешанные семьи здесь быстро распадаются. Духовный стержень, бывший у них на Родине, ослабевает или исчезает вовсе. Кроме того, здесь много проблем между подрастающими и взрослеющими детьми и их родителями, а также старшими членами семьи. Кроме того, конфликты между людьми разных поколений, языковой барьер и проблемы между людьми, имеющими разный менталитет. Все это отражается на общении, поведении и психике людей, их взаимоотношениях, в словах и выражениях по отношению друг к другу. Люди здесь более жестко закреплены в рамки требований общества, сами становятся более жесткими или грубыми. Меняется стиль их жизни и поведения, они становятся менее чувствительными и эмоциональными. Они принимают новые законы жизни, где можно на работе оговорить своего коллегу, что-то нашептать на него начальству. Другие становятся безразличными к судьбам людей. Взять чужое в магазине становится чем-то естественным.

– В проповеди одного священника вашего благочиния я услышал, что некоторые прихожане заняты поисками старцев за пределами Германии.

– По-моему, это общая болезнь многих как в России, так и в Германии: все хотят найти источник благодати, не замечая, что он может быть и где-то рядом с ними. Знаю случаи, когда подобные поездки-поиски заканчивались драматически. Такие «откровения», как скорое окончание мира, «наставления» о том, что невозможно проживание вместе под одной крышей с неправославным супругом, вообще невозможны жизнь и спасение на Западе, о вредности прививок и новых паспортов и т.п. – все это, вместо радости, приносит проблемы и скорби.

– Могут ли интегрироваться православные люди в немецкое общество?

– Да, но сохраняя свою личность и ее духовную составляющую. Сохраняя в семьях те традиции и устои, которые существовали на Родине. В то же время они должны стремиться быть достойными гражданами того нового отечества, которое они сами себе выбрали. Мне трудно понять, как это люди легко расстаются с родным языком, пренебрегают дружбой и родственными отношениями, своей верой – все в угоду скорейшей интеграции. Как я горько шучу, все доброе и ценное не пропустили через таможню на выезде.

– Отличается ли чем-то практика священнического служения на немецкой земле?

– Что-то есть общее, а что-то разнится. Здесь ощущаешь большую заботу и ответственность за прихожанина. Необходимо принять в приходе любого человека, невзирая на всякие субъективные о нем отзывы или другие причины. Если в России твой приход кто-то и покинул, то ты уверен, что он может найти другого священника или уйти в другой храм. Здесь выбор не богат: не в каждом городе имеется второй приход. Значит, здесь больше ответственности за человека. Если он ушел из прихода, то считай – он пропал, ибо без Церкви погибнет в этом мире.

Есть и другое. Иногда каждый новый прибывающий человек считает себя неповторимой личностью, способной свернуть горы. У нас зачастую приходы – приходы лидеров! А лидеры хотят быть на виду, во всем доминировать, требуют к себе особого отношения Если этих лидеров не подчинить общим приходским интересам, то приходы превратятся в этакую гремучую смесь! Да, да, не улыбайтесь.

– Испытываете ли вы и ваши прихожане ностальгию по оставленной Родине?

– У всех по-разному проявляется ностальгия. Лично я, как и многие прихожане, до сих пор не прерываю связь с Родиной. Представители нашего прихода в подавляющем большинстве своем добровольно решились на переезд в новые условия. Это не та – первая – эмиграция, которая оказалась здесь не по своей воле, которая оставила в России все и начала здесь жить заново. Наши современники решили, что им здесь, в Германии, будет лучше в материальном плане, лучше для их детей, внуков, то есть они были ответственны перед лицом своих близких. Немецкое общество и воспринимает их как поздних переселенцев, называя немцев по паспорту «русскими». Вряд ли можно назвать ностальгией печаль по прежним должностям на работе, налаженному быту, оставшимся сродникам и друзьям. Так, поностальгируют и – вновь бешеный ритм новой жизни. Жизни, которую они уже не хотят менять на прежнюю. Особенность нашего прихода еще и в том, что большую часть его составляют так называемые континентальные беженцы, а проще – еврейская эмиграция. Через их семьи прошла черта разделения, нового рассеяния. Многие родственники живут в Израиле, в США, в Канаде и т.д., многие остались в странах бывшего СССР. Потому они используют позволенные немецким законодательством возможности для постоянного общения и посещения друг друга. И уже в пословице «В гостях хорошо…» понимается, что «лучше» – это в Германии с ее государственной защитой и поддержкой.

Что касается лично меня, то ностальгия обуревает человека, который начинает сожалеть о чем-то потерянном, себя же я здесь потерянным не чувствую. Начнем с того, что я здесь на время – в длительной командировке, потому мои мысли не заняты постоянными сравнениями и далеко идущими планами. Во-вторых, у меня очень большая загрузка, то есть я здесь востребован, что приносит моральное удовлетворение и отгоняет уныние – предтечу ностальгии. В-третьих, меня поддерживает семья: моя малая семья – супруга и дети (как, впрочем, и я их) и большая семья – несущая свое служение в нашем Отечестве. Ведь я из многодетной священнической семьи – третий из восьмерых детей, потому поддержка сродников для меня не «пустой звук», а великая сила. И еще одну семью нужно упомянуть, я бы ее на первом месте поставил по значимости для себя как священника – это наш приход. Я уже упомянул о своей большой загруженности, связана она именно с моим пастырским послушанием. В приходе мы не на словах, а на деле становимся одной большой христианской семьей, что очень важно в эмиграции. Именно общение и единение в духовной семье прихода – главное средство от ностальгии.

– Как и где после литургии общаются прихожане? На трапезе?

– В большинстве своем – во время трапезы. Также активно общаются – чему я был приятно удивлен – родители и сродники детей, посещающих занятия нашей воскресной школы. Не только во время уроков, когда родителям нужно чем-то себя занять в ожидании детей, но и после – во время часто устраиваемых совместных чаепитий с обсуждением насущных вопросов и проблем. Все-таки более 40 детей трех возрастных групп приходят на занятия. Что касается совместных трапез, то существует церковное выражение: «Трапеза – это литургия после литургии»; в то же время они имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Существует опасность деления людей на «своих» и «чужих», «старожилов» и «позднее пришедших», опасность возникновения упреков: одни, мол, приносят какие-то продукты, а другие – ничего. Платных трапез, какие бывают в некоторых других приходах, мы не имеем и даже не можем представить, как это можно продавать стакан вина за 1 евро, а тарелку с каким-либо блюдом за 4 или 7 евро. Люди приходят на трапезу не за тем, чтобы вкусно или бесплатно поесть, а познакомиться и пообщаться друг с другом. Жизнь «в рассеянии» требует такого общения. Без него здесь трудно. Таким общением мы украшаем обычно великие праздники, поскольку каждое воскресение мы просто не имеем возможности все это сделать красиво – в силу неприспособленности к этому арендуемого нами храма: в нем нет даже туалета, например.

Важной формой общения я считаю посещение семей. Я призываю всех не стесняться приглашать меня, а лучше – всю мою семью по поводу различных радостных или печальных моментов, происходящих в жизни той или иной семьи. Также приглашаются семьи других прихожан. Происходит совместное неформальное общение, что позволяет многим открыть для себя что-то новое, явить себя с новой стороны, почувствовать, что ты не в одиночку спасаешься и переживаешь свои житейские горести и радости, а вместе с теми, кто живет в таких же условиях, молитвенно поддерживает тебя, успевая позаботиться и о «хлебе насущном», и о вечном.

– А как живется в Германии православной молодежи?

– Многие дети здесь беззащитны, поскольку их родители приехали в страну на заработки. Причем мамы и папы ищут себе не одну, а несколько работ, набирают себе, как здесь называют, «чернушек», то есть неучтенных в налогах работ «по-черному». О детях своих подчас забывают, а когда через какое-то время спохватываются, то замечают, что сын или дочь уже так вымахали ростом и тако-о-е вобрали в себя, что они бы им никогда не пожелали и не хотели в них видеть. Поэтому большое число молодых людей из числа наших соотечественников оказываются в немецких тюрьмах или за разные правонарушения находятся на учете в полиции. Случаи воровства, наркомании и алкоголизма среди наших подростков достаточно часты. Даже представители властных и правоохранительных структур обращаются в отчаянии к нам, священнослужителям, столкнувшись с новым феноменом – подростковой «русской» преступностью. К сожалению, родители приходят в церковь и обращаются к священникам уже тогда, когда ситуация вышла из-под их контроля. У многих детей здесь великая гордыня, а многие вообще не имеют авторитетов ни среди родителей, ни среди священников. Так что в деле православного воспитания родители и священнослужители испытывают большие трудности. Вновь хочется подчеркнуть важность отношения в семье к совместной церковной молитве, того, каков в этом случае пример родителей. Как я не устаю напоминать нашим прихожанам, особенно состоящим в смешанных браках: «Православие не доказывается, а показывается!».

В нашем благочинии, как и во всей епархии, на приходах образованы молодежные объединения, которые активно взаимодействуют друг с другом и координируют свою работу со специально созданным епархиальным отделом. Будем надеяться, что такая работа принесет свои плоды уже в ближайшем будущем.

– Имеются ли в Нюрнберге еще, кроме прихода, «русские точки», где также встречаются и общаются наши соотечественники?

– По статистике в Нюрнберге проживают 58 тысяч русскоговорящих, среди которых естественно не только русские и не только православные. И мне хотелось бы немного уклониться в сторону от поставленного вопроса. Дело в том, что наш приход дружит с немецко-русским культурным центром Ретенбаха (название района города. – А.Х. ), ориентированным на работу с подрастающим поколением. Эта дружба выражается, в частности, помощью педагогическими кадрами, оказанной нашей воскресной школе, помощью при проведении традиционных рождественских елок для детей. В центр в течение недели приходит около 600 (!) детей разного возраста из всех районов города. Почему я об этом особо упомянул? Дело в том, что мы планируем строительство будущего храма как раз рядом с этим центром, что позволит активнее сотрудничать во внебогослужебное время. Теперь по сути вопроса. В Нюрнберге существует много клубов и объединений по интересам, вернисажей и выставок.Много еврейских клубов. Имеются, конечно, «русские магазины». Книжные магазины, врачебные кабинеты, турбюро, рестораны, дискотеки. Идет активное интернет-общение: есть своя группа на общегерманском форуме. Все это, а также многое другое создает внутренний «русский» мир Нюрнберга. Наша Церковь – важная составляющая этого мира, пользующаяся уважением большинства, в том числе и неправославного русскоязычного Нюрнберга. И в этом не столько наша заслуга, сколько дань уважения нашей великой и многострадальной Церкви!

– В Германии в интернете много приходских сайтов. На какие из них вы чаще всего заходите?

– Захожу в основном на новостные церковные сайты, имеющиеся в России. Заглядываю и на наши сайты, но там мало появляется новостей. С интересом читаю и сайт «Православие.Ру», но хотел бы высказать одно замечание: слишком уж непропорционально освещается жизнь двух наших епархий в Германии: почему-то в последнее время приоритет отдается материалам о деятельности РПЦЗ.

– Батюшка, вы заметили, что русскоязычные нюрнбергские газеты пестрят объявлениями всяких колдунов и ведьм, переселившихся из стран СНГ?

– О, этой нечисти здесь хватает! Очень многие люди как раз приходят к нам в храм от этих гадалок и колдунов. Я их сразу чувствую: они просят столько-то свечей, ищут конкретные иконы… Понимаю, что они посланы теми, кто платно оказывает им «помощь». Провожу разъяснительную работу, но выбор остается все-таки за самими людьми. Конечно, ведьмами движут не добрые дела. Они владеют шарлатанским искусством обманывать людей и зарабатывают этим деньги. С людьми, побывавшими у колдунов, очень трудно бывает общаться, тем более им что-то советовать или рекомендовать. Еще более трудно поставить их на верный путь. Они готовы заплатить колдунам, чтобы получить от них все и сразу. Причем некоторые даже не задумываются о цене за колдовские услуги.

Кстати, коренные немцы тоже падки на сеансы всяких приезжих колдунов. Приехал один «целитель» из Бразилии в Кассель. Он установил в поле так называемую «очистительную палатку», пройдя через которую люди якобы могут очиститься. Но с одним условием: положить у входа в палатку в специальную кассу 50 евро. Неплохо?! И люди шли с целью «очиститься» и избавиться от внутренних проблем.

– Вы мыслите себя в качестве священника-эмигранта на немецкой земле?

– Я нахожусь в Германии в командировке и не думаю о каких-то сроках пребывания в этой стране. Уеду или останусь? Такой вопрос я не задавал себе. Затрудняюсь ответить, могу ли я себя представить в качестве эмигранта и жить вне России. А если придется возвращаться, то хотел бы передать мой приход какому-нибудь доброму пастырю-единомышленнику. В любом случае, я целиком и полностью полагаюсь на благую и промыслительную волю Божию, которая выражается, в том числе, и через решения Священного Синода нашей Церкви.

Что бы вы посоветовали тем священникам, кто тоже хотел бы с Божией помощью служить в одной из стран Дальнего Зарубежья?

– Не ожидать беззаботной жизни, особенно на первых порах: будут и бытовая неустроенность, проблемы с устройством на учебу детей и лечебным страхованием и прочие. Мы получаем поддержку от Московской Патриархии, но основная финансовая нагрузка по обеспечению нормальной жизнедеятельности ложится на приход. Большие проблемы возникают и от того, что у прихода отсутствуют помещения для служения и внебогослужебной деятельности. Кроме того, надо учитывать, что семьи прихожан живут далеко друг от друга. Священник должен знать язык страны пребывания на уровне элементарного общения, иметь большое терпение в общении с прихожанами. Здесь все на виду, ничего нельзя утаить от прихожан, даже если живешь в большом городе, потому невозможно быть в быту одним, а в церковной жизни – совершенно другим.

– Есть ли у вас какое-нибудь заветное желание?

– По-моему, как и у всякого священника, мое самое заветное желание – чтобы после моего служения продолжилось существование и развитие прихода. Хотелось бы видеть его с развернутой инфраструктурой: детским садом, школой, библиотекой, домом престарелых, православным кладбищем, то есть опекающим человека «от купели до погоста». И, самое главное, для этого в Нюрнберге есть все предпосылки!

Наш приход носит имя блаженной Ксении Петербургской, а имя Ксения означает «чужестранка», «странница». Мы здесь ощущаем себя не временщиками-иностранцами, а, скорее, – по значению имени святой – православными посланниками. Мы не чувствуем себя людьми второго сорта и живем здесь, чтобы привнести свою православную культуру в то общество, которое, как я считаю, нуждается в такой духовной прививке. Она позволит гражданам Германии в ближайшем будущем посмотреть другими глазами на свою историю, сберечь и преумножить великие ценности христианской культуры.

Беседовал Анатолий Холодюк
(Нюрнберг – Мюнхен)

20 января 2009 г.

Рейтинг: 8 Голосов: 54 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Другие статьи автора Анатолий Холодюк

Новые материалы

Выбор читателей

×