Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

В конфликте с Рождеством

Рождественский праздник требует от нас долгого поста и серьезной духовной подготовки, чтобы мы смогли его встретить в любви и радости. Зачем перед праздниками Церкви говеть – вопрос сложный.

Протодиакон Андрей Кураев рассказывает, что эта традиция сложилась по великой любви христианской к язычникам и иудеям, желающими принять Христа и постящимися перед этим. Так как по традиции, крестились раньше в Великие Праздники, то пост, соответственно, предварял их. Древние христиане стали поститься по этой теории, в знак солидарности с теми, кто желает принять Христа, присоединиться к Церкви.

Факт остается фактом: мы постимся и должны находить в этом пользу для души.

И тут, прямо перед кульминацией нашей радости, за неделю до Рождественского события, мир предлагает нам Новый Год, со всей праздничной индустрией подарков, телевизионными цунами и сложившейся в обществе психологией праздника.

Как же поступить? Можно попытаться найти компромисс, тем более, что все располагает к тому: новогодние елки в школах наших детей, всеобщие каникулы, привычные советские традиции, и, наконец, усталость, накопившаяся у православного христианина за время говения – от добровольного, но от этого не ставшего менее обременительным, поста. Так и хочется несколько разрешить строгость и непримиримость православия, сгладить его параллельность миру и даже слегка скрестить эти непересекающиеся прямые, хотя бы в угоду здравого смысла и общественного блага для своих детей и самих себя. Для этого, следует объявить праздник Нового Года изначально ни в чем не противным вере Православной. Это мы предоставим нашим оппонентам и перейдем к пункту следующему: следует обосновать его полезность. Действительно, весь год мы трудились не покладая рук, кто-то даже без отпусков, и тут, наконец, имеем возможность справедливого отдыха: сесть в кругу семьи, выпить шампанского, вкусно поесть, услышать с экрана телевизора куранты сопровождаемые нашим, домашним запуском хлопушек и грохотом многочисленных уличных фейерверков, и встретить Новый Год!

Нас с детства приучили к пахнущему абхазскими мандаринами и шипучим белым вином, салатом оливье, новогоднему столу. Мы всегда смотрим фильм «С легким паром», – это, в конце, концов, – дань счастливому детству и редким советским семейным датам, мы не находим ничего плохого, преступного в том, чтобы просто порадовать своих детей подарками в Новый Год. Для всей страны, и, следовательно, для нас, православных это большой и радостный праздник.

Дети – народ своеобразный. Их мировоззрение менее гибко и более категорично, чем у взрослого человека. Взрослые, отпраздновав Новый Год, могут взять себя в руки и путем логических упражнений объяснить себе, что Рождество – это другой, не менее великолепный праздник, это духовное торжество и радость Рождения Бога на землю, хоть и несколько проигрывающая Новому Году в смысле удовольствий и, к тому же, требующая труда и даже подвига. Но в детском сознании, ценность Нового Года всё же превзойдет ценность Рождества Христова: хотя бы из-за несопоставимой трудности стояния на службе – с радостным сидением за столом рядом с мамой и папой, хлопушками, фейерверками, подарками и наряженной елкой. Ценность Рождества, однозначная для родителей, для ребенка превращается во внутреннее противоречие с реальным положением вещей. Зачем Рождество, если оно уже, по сути, было – ведь самый главный день в году, когда вся семья собирается и ликует, одаривает друг друга подарками, для детей уже миновал! Были городские и школьные елки, карнавальные костюмы, папино похмелье, когда он, тепленький, лежит в кровати и готов на любые жертвы ради детей, чтобы таким образом оправдаться перед женой. Мы можем потом долго объяснять, употребляя многое витийство, что праздника никакого не было, что у нас пост, детки, а праздник настоящий впереди… Дети не поверят. Мы уже заронили в них конфликт с Рождеством Христовым, который может зреть все детство и, в подростковом возрасте, как все семейные неправды, стать причиной дисгармонического развития веры.

Неужели Христианство действительно требует отступления от мира вплоть до презрения к государственным праздникам? Ничего подобного нет, на самом деле, как Господь ни в чем не попрал Ветхий Закон, он, по Собственным словам, его исполнил, так и мы можем, исполняя всякую правду, встретить Новый Год в соответствии со своими духовными потребностями. Конечно, мы все приходим в Новогодний вечер в храм, чтобы соборно поблагодарить Господа за ушедший год во время так называемого, Новогоднего молебна. Но некоторые из известных мне людей идут еще дальше. Множество православных христиан, почитая память святого мученика Вонифатия, празднуемого Церковью 1 января, готовятся в этот день принять Причастие, очищая душу покаянием и проводя, соответственно, канун нового года в чтении молитв, положенных православному перед таинством Тела и Крови Христовых. Молитвы за Литургией и причащение, таким образом, знаменуют наступление Нового Года.

В быту для ребятишек бывает необходимо искусственно подчеркнуть важность Рождественского праздника – для того, чтобы мирские торжества по поводу Нового Года не перечеркивали важность рождения в Мир Христа Спасителя. В нашей семье мы ставим елочку под Новый Год, она благоухает неделю в первозданном виде и бывает наряжена только на Рождество. Своим присутствием в доме лесная красавица вызывает предвкушение подарков, рождественских застолий, колядок, утренников и, конечно, сам Рождественский День. Вечером в Сочельник дети с мамой, наконец, нарядят елку, повесят на нее и фонарики, которые зажгутся лишь после Рождественской службы. Кухонные запахи, конечно, будут превышать всякое разумение и еще более усугублять предпраздничное настроение. Детские впечатления от праздника остаются на всю жизнь. И еще, остается неповрежденное, целостное христианское мировоззрение, которое для ребенка станет мостиком к его взрослению – во Христе.

Может быть, стоит все же быть в чем-то любителями параллельного миру, «православного экстрима»?

Хотя бы для того, чтобы утром или даже ночью, придя с белоснежной службы посвященной сверхъестественному приходу в мир Мессии, найти под елочкой долгожданные и прекрасные, хрустящие и волшебные – рождественские подарки.

Анна Ромашко

Источник: Татьянин День

31 декабря 2009 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 498 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Ирина 5 января 2025, 11:08
Спасибо за статью. С одной стороны, откликнулась. С другой стороны, взгрустнулось. Первое время семейной жизни я уговаривала мужа сделать именно так: поставить елку на НГ и нарядить на Рождество. Но верующий и церковный муж так ни разу и не согласился. Наверное, для него это очень важные воспоминания. Потом народились и подросли дети, в школе им друзья рассказывают, какие подарки нашли под елкой 1 января. Так что мы дарим детям подарки на 1 января, чтобы они не чувствовали себя обделёнными. Единственное, стараемся новогодние подарки сделать скромные, а рождественские получше. Но новогоднее застолье и с рыбными салатами у меня все-таки горечь оставляет.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новый год Другие материалы сюжета:
Рождество Христово Другие материалы сюжета:
Рождественский пост Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Анна Ромашко

Новые материалы

Выбор читателей

×