Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Озимые свиньи отца Анатолия как ступень к Небу

Священник Анатолий Савчук, отец девятерых детей, о стереотипах и честном труде, доброй шутке и улыбке

Напроситься в гости к отцу Анатолию заставило воспоминание друзей о первом знакомстве с ним. Происходило оно, по их словам, примерно так.

Огурцы как приглашение ко Христу

Полустихийный летний лагерь молодежи – православной и раздумывающей – где-то в вологодских сосновых лесах на берегу озера. Палатки, костры, рыбалка, а поскольку молодежь категорически настаивала на своей необычности, то и (внимание!) чтение вслух хороших книг, обсуждения, споры. Спокойным и добрым и уж тем более необычным делала пребывание в лагере молитва. На ней, правда, никто не настаивал, не загонял: кто чувствовал, что может молиться искренне, тот и шел. И как было не молиться, если этот лагерь, с каждым годом утрачивавший остатки стихийности, располагался не только в сосновом бору рядом с речкой, но и неподалеку от величественного храма. Правда, разрушенного, но все еще своим достойным сопротивлением ветрам напоминавшего о временах более достойных. Там и молились, пытаясь хоть немного избавить церковь от запустения. Искренняя молитва юности в храме, хранящем достоинство несмотря на разруху; свежие чувства; мощный утренний ветер и теплый, греющий костер… – многие из «лагерников» считают то время одной из главных ступеней к Христу.

Кто-то выдал однажды идею: мол, неплохо было бы, если бы к их честной компании присоединился священник. Мысль, несмотря на юношеский бунт против всяких авторитетов, была встречена с пониманием: «Оно, конечно, было бы неплохо». «Но где этих священников здесь найдешь? Тайга и озеро, захолустье. До ближайшей станции километров 25. Пожалеют свои “мерседесы” наши батюшки, ох пожалеют – не для них проселочные дороги, точнее то, что осталось от них», – сообщил самый продвинутый православный, немного, правда, протестантствующего толка. Представители группы «византийцев» хотели было вступить в новую дискуссию, но попытки ее начала заглушил рокот мотора. На полянку выехал старый «Урал» с коляской, и, как ни долго находились ребята в тайге, рты все-таки пораскрывали от увиденного: в коляске той сидел самый настоящий дед-лесовик – с бородищей, выбивающейся из-под шлема, с горящими глазами и с ручищами, обнимавшими пятилитровую банку с огурцами. «Батюшки святы!» – выдохнула одна из самых впечатлительных таежниц-литературоведов.

– Всем привет! – провозгласил дед-лесовик, снимая шлем. – Насчет святости не уверен, а насчет батюшки – это да, это правда. Меня зовут Анатолий, я священник новый тутошний. Прослышал про вас – дай, думаю, познакомлюсь. Вы огурцов малосольных давно не ели? И еще кой-чего я тут привез – ну, поесть чтобы. Запасы, поди, поистощились. Да-а, дела. А хорошо у вас тут, люди. Давайте вместе молиться и храм восстанавливать!

Вот так и сдружились лесовики-затейники с отцом Анатолием. Затейником, как оказалось, ничуть не меньшим. Сколько, – говорят, – всего вместе уже прошли-прожили, сто лет прошло, кажется: уж и семьями обзавелись, и с пополнением ежегодно приезжаем сюда, в родные леса, но в памяти свежа вот та самая первая картина: священник в коляске на «Урале», в шлеме, обнимающий огромную банку огурцов соленых и улыбающийся.

Не столько огурцы повлияли, нет, конечно, – просто всегда рад убедиться, что радость христианства никуда не делась, что доброй улыбке есть место в жизни, что не всё ее пространство занимают запреты и черный официоз. Допросил друзей с пристрастием, те с радостью выдали телефон отца Анатолия. Позвонил батюшке. Тот сказал, как проехать. Я и проехал.

Привычное дело

Вологодская область, очень и очень провинциальный городок Харовск. Серый снег–автомастерские–серые пятиэтажки–убогие деревянные домики–серый памятник Ленину–алкомаркет–пункты быстрого займа–администрация района – вот первое впечатление. Сероватое, прямо скажу. Выгодное разнообразие вносят мощные сосны, небольшой храм в их окружении и крепкий дом недавней постройки. Тут все основательно, по-северному. Даже псина-кавказец, и та, похоже, «окает» в своем просторном загоне. Добрый пес, сразу видно. Хорошо, что на привязи. Проводил меня к двери умным спокойным взглядом.

Отец Анатолий открыл дверь как старому знакомому:

– О, проходи, проходи. На беспорядок внимания не обращай – рабочая обстановка. Сейчас, правда, пустовато в доме: кто в школе, кто в музыкалке. С дороги надо бы подкрепиться.

Чистый стол ломится от скромной, по словам священника, трапезы: хлеб, пирог, варенья, соленья, творог, картошка и прочая и прочая.

– Свое – оно роднее и вкуснее, – заявляет батюшка. – От своего и жить охота.

Внимание привлекает большая тарелка с куском пирога, прикрытая листком с надписью детским почерком: «Маме!» Вопросительно поднимаю глаза.

Отец Анатолий:

– Скоро оказия в областную больницу. Матушка с Александрой там сейчас. На прошлой неделе девятого родили – вот и Александра. Дай Бог им здоровья и чтоб побыстрее домой вернулись. А то скучно без них.

А, ну да. Девятый ребенок – чего ж тут такого?.. В «рабочем порядке».

«Папа, посторожи, пока не сперли!»

Все в доме сделано своими руками – от детских деревянных кресел до – собственно дома

Почти все в доме сделано своими руками – от детских деревянных кресел до, ну да, самого, собственно, дома. Крепко, основательно, по-мужски.

Отец Анатолий:

– Ох, иногда без девчонок так грустно! И порядок наведут, и посмеются. С другой стороны, с парнями оно размашистее как-то. Ну, попроще что ли. Хотя нет – со всеми хорошо. У нас мужиков шесть человек в семье, а им мясо подавай, так мы всегда или бычка, или свинью держим.

– То есть труд для вашей семьи, батюшка, совершенно естественен. Тут излишне говорить, что нормальной семье это понятно. Проще говоря, ваши дети знают, что чай сам по себе сладким не бывает.

– Ну, я им пытаюсь это внушить. Восемнадцать лет как минимум. Получается, слава Богу.

– Судя по записке на хлебе: «Это для мамы» – и почерку, а он, по-моему, женский, равноправие полов в семье серьезное.

– Ага, у нас дамы – самые равноправные в мире. Попробуй вякни кто из сыновей на младшую, ответит – закачаешься! А пирог-то? Да, это старшая дочка пекла. Она у нас после мамы – главная заботница.

Вот еще о равноправии. Помню, как-то сидели за столом дети, и вот человек сидит, кто-то из детей, ест суп – а тут бутерброд, и рука не рядом, как положено, а на бутерброде. Чтоб не сперли.

– Ну, в большой семье клювом не щелкают.

– Или: «Папа, я пошел в туалет, посторожи».

– Это знакомо. У нас всего трое, правда. Кстати, семью, где три ребенка, вы назовете многодетной или нет?

– Три ребенка… дело привычки. Если человек только-только начинает, то, наверно, многодетная. А вот если восемь – пустовато.

– Отношение к поповичам в школе и в кружках – какое оно? Нет, надеюсь, издевок каких-то?

– Ну, ты моих старших видел… Умеют общаться, в общем.

– Да, я уже понял. Дяди серьезные.

– Так деревенская пища здоровая. А сельский труд раскисать не позволяет. Младший может ходить по школе и девятиклассникам щелбаны раздавать, потому что старший, если что, вступится. Но не злоупотребляет, нет. Я им злоупотреблю!

Марк Подвижник и журналисты

– То есть ваши дети здесь «свои». А священник – он «свой»? Даже в таком месте, как Харовск и окрестные селения?

– «Окрестные селения» – это хорошо сказано: район у нас – 3,5 тысячи квадратных километров, живет всего 13 тысяч народу, и все в разных местах. Большой крест получается!

Если же говорить о том, приходится ли священник своим другим людям, то если он в таком-то селе или поселке, деревне наездами, то всегда его будут воспринимать отстраненно. Если живет вместе с людьми – совсем другое дело. Вот почему так важно помнить про делателей жатвы. Я пока один на весь район.

«Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел»

– И получается тогда, что раз батюшка для русского села – существо непривычное, то и кормятся его жители всякими слухами, домыслами, «как бы объективными» сочинениями всяких «независимых СМИ»…

– Оно и есть. Стереотип, который уже навязан извне, они переносят на себя и на отношение к священнику, и сколько времени и сил потребуется, чтобы этот стереотип разрушить, опровергнуть! Возьмем наши любимые поповские «мерседесы» – священнику без него никуда, ведь так? Я когда тут появился, мне несколько лет рассказывали, что предыдущий священник ездил на «мерседесе». И когда я увидел этот «мерседес»… Ему прогулы ставят на базе приема металлолома! Такая старая-престарая банка-«мерседес», один из первых, которые появились, наверное, в качестве трофеев после Ледового побоища. Журналисты, прости Господи… Марк Подвижник хорошо про СМИ сказал.

– Да?

– Да. Вот: «Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел».

– Что-то не удивляет меня после этих слов, что наше телевидение с интернетом и газетами напоминают иногда мусорку, а многие т.н. журналисты – постоянные пациенты известных лечебных заведений.

– Дурное дело нехитрое. Но дурным быть не перестает. Тут не та простота, про которую Христос говорит о голубях, и совсем уж не змеиная мудрость. Обычное «приклонение уха ко злу». Страшная гадость, кстати. Здоровью вредит, говорю.

Возмездие: не дай Бог – оптом!

– Кадровый голод. Священный кадровый голод – о как сказанул! Не хватает батюшек русскому селу. Молодые не собираются служить в ваши края?

– Ух. Один наш закончил Сретенскую духовную семинарию. Вот от, находясь здесь, тоскует по Москве, а из столицы звонит – чуть не плачет: хочу в родные края. И говорит, что готов бы сюда переехать…

– Так что мешает?

– Ну, он пока не женился.

– О, это многое объясняет. А может быть, он просто боится деревенской жизни?

– Чего нет – того нет. Он-то наш, деревенский, он привычный, и условия у нас неплохие: дом со всеми удобствами. Но всё-таки там, в городе, для молодого человека, может быть, более привычная атмосфера. Ведь пока молодой, хочется с такими же молодыми людьми пообщаться, а наши молодые стараются в город уехать. Это когда человек зрелый, ему уже интересно со стариками, а пока тебе лет 25, интересней с молодыми.

– А помните знаменитую фразу из русских сказок: «Старче, дай свою мудрую голову моим могутным плечам»?

– Я замечаю по своим школьникам: когда дети идут в школу, они очень мало общаются с родителями, и получается, что авторитетом для них становятся одноклассники. Это типично для всех нас, к сожалению, и опыт, мудрость людей, которые уже прожили жизнь, молодые не воспринимают, они как-то ориентируются на толпу. Какое-то стадное чувство, мне кажется.

Пока в школе, для них коллектив будет главным авторитетом. Когда им говоришь какие-то очевидные вещи, с которыми им придется столкнуться, повторяешь простые, казалось бы, истины, духовную таблицу умножения, они как-то ее не очень усердно учат.

– Например?

– Например, нравственные законы. Варсонофий Великий пишет: если ты кого оскорбил, то есть нанес кому-то скорбь делом или словом, то впоследствии такой человек оскорбляем бывает во сто крат более.

– Закон возврата?

– Да, духовный маятник. И вот они как-то к этому легкомысленно относятся.

– Я по себе сужу. Тогда мне умные люди говорили то же самое. Скорбели о моей духовной неуспеваемости. И ой как она сказалась после. А кто-то и не шибко страдает, между прочим.

– Ждут, когда оптом, да. Это бывает.

– Не дай Бог – оптом. Врагу не пожелаешь.

Березки-сосенки и храмы

– Но вернемся в благословенное русское село, отец Анатолий. Вы подтверждаете замечание отца Алексия Новикова из Тверской области, что сейчас имеет место замещение сельских жителей за счет истосковавшихся по селу жителей города?

– Да. Полностью.

Две бабушки штукатурят огромный храм…. Это и есть тот самый русский характер

– По его наблюдениям, сейчас из села, из маленьких городов стремятся уехать остатки тех, кто хотел бы бежать за «перспективой», и начинают всё больше возвращаться люди другого качества – истосковавшиеся по свободе, простору, по настоящей России. Можно ли сказать, что провинциальный Харовск – это Россия? Или же это больше Советский Союз?

– Несмотря на то, что наш городок советский, всё равно русский менталитет чувствуется. Не съеден он советским временем.

– Смотрю на фотографии огромного храма, который штукатурят две бабушки. Две. В четыре руки. Тот самый русский характер?

– И штукатурят, и белят. Пенсионерки. Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Кумзеро. Действительно огромный, высотой в 12 этажей. От которого отказывались поголовно все потенциальные подрядчики, даже цену не спрашивали: только взглянут – и улепетывают.

– На фоне таких светлых лучей можно быть спокойным за настоящую Россию? Не погибло Отечество? Рано верещать: «Всё пропало, шеф»? Вы это можете подтвердить, основываясь на опыте?

– Могу, конечно. Никуда Россия – настоящая Святая Русь, я имею в виду, – не пропала. Дух жив.

Другое дело – быт деревенский. Тут сложнее. Тут влияние советского времени гораздо большее. Советские люди не привыкли начинать с нуля, что ли. Всё-таки нужно быть немножко авантюристом, чтобы вот так просто приехать в деревню, где нет работы, какой-то стабильности, и всё начинать с нуля.

– Вы имеете в виду, что мы избалованы советским достатком?

Озимые свиньи отца Анатолия

– Нет – стабильностью. Достаток не всегда был, но была стабильность. Хотя всю эту стабильность можно и в сегодняшней деревне сделать. Ну вот, например, поросята – они всеядные. Кролики, если взять по мясу, по выращиванию, то они растут быстрее всех. Если бычка полтора года надо держать, то кролика – четыре месяца, а размножаются они как… как кролики самые настоящие. Куры еще. А если что в огороде посадить… Вот и можно уже быть и с мясом, и с яйцами, и с прочим. Плюс лес, река с рыбой, пчелы. Что-то он уже может продавать. Мне рассказывал знакомый, у него в доме всегда только деревенская еда, хотя сам живет в городе: приезжает кто-то из фермеров и козье молоко по квартирам разносит, литровка – 100 рублей. То есть ты записался, и тебе, когда надо, тогда и привезут. И я знаю, что многие готовы покупать деревенскую картошку, огурцы, грибы по цене выше, чем в магазине, если они будет чувствовать, что это настоящее, на навозе выращенное. Это всё можно организовать, потому что из любой деревни машины-то ездят.

– Но только обладая известной способностью или, как вы говорите, склонностью к авантюризму, хотя это уже будет не авантюризм, а элементарная предприимчивость.

– Ну, да, да.

– Хорошо. А у вас есть коза?

– Есть. Могу показать. И поросенок, и кролики. И все предприимчивые донельзя. Видал когда-нибудь рыжую свинью? С шерстью?

– Озимая, что ли?

– Не, морозоустойчивая. Порода называется «венгерская мангалица». Сало у таких свиней – как мороженое. Будешь?

– Буду. Еще хотел спросить. Вы-то в Харовске всяко свой, вас тут все знают. Есть отличие, когда священник ходит в подряснике и когда он в штатской одежде?

– Есть, и большое. По одежке встречают. Иду как-то вечером в воскресенье, темно, никого нет, зима. И мужик немного выпивший: «Девушка, закурить не найдется?»

– А вы в подряснике были?

– Да. Я ему басом: «Нет». У того аж ноги подкосились, признал наконец: «Понял. Прости, батюшка». Потом, мужики, которые не очень Ожеговы, но все-таки редко когда ругаются.

– Получается, даже сам вид настоящего священника воспитывает?

– Да.

– И человек в этом случае вспоминает то, что заложено благочестивыми предками еще тысячу лет назад?

– В большинстве случаев. Конечно, бывают люди, которые воспитаны на СМИ, но это редко.

– И тогда начинаются обвинения, слухи, обидки…

– Нет, обычно какие-то просто подколки гнилые начинаются. Такой юмор несмешной. Туповатый.

Почему мы улыбаемся

– Кстати, о юморе. Есть ли место улыбке в христианстве? Есть или нет?

– Мне кажется, это естественно. Если человек не улыбается, то по глазам должно быть видно. Потому что если взять наше христианство… Ну вот, чем бы человек ни начинал заниматься, предполагается какой-то результат, да?

– Разумеется.

– И христианство тоже предполагает результат, плоды. Плод духовный – любовь, радость, мир, долготерпение. По глазам видно у человека, насколько он христианин. Должно быть, по идее. По его поступкам уж тем более виднее – светлые они, радостные, мирные или, не дай Бог, наоборот.

Улыбка, шутка для христианина естественны. «И паки реку вам, радуйтесь…»

– Я понимаю, что отец иногда должен быть строгим, но для любого родителя естественно доброе общение с детьми, и доброе общение предполагает улыбку. Вот мы обращаемся к Богу: «Отче наш», но если мой земной отец мне улыбается, как же мой Бог, мой Отец, может мне не улыбаться? Получается так? Иначе Он бы не говорил: «Не бойтесь», не настаивал бы: «Радуйтесь».

– «И паки реку вам, радуйтесь…»

– Крестная еще говорила об исповедниках, святых людях, с которыми удалось познакомиться, пообщаться: «Эти люди столько перенесли! И для них юмор, шутка – естественные, привычные вещи».

– Да, радость. Добрая улыбка.

– А столько вынесли – не дай Бог…

– Да и сейчас живут такие страдальцы Христа ради с настоящей, не вымученной, не искусственной улыбкой. Нужно только оглядеться повнимательнее. Художник у нас рядом живет, из Москвы на зиму приезжает, дивные картины пишет – он столько перенес, что не дай Бог никому. Он из большой семьи, по-моему, седьмой был. Детство было очень тяжелое. И с семьей потом не сложилось, развелся, потом раком болел. Но стал ближе к Христу, и взгляд посветлел, и шуткой всегда поддержит. Работы его многим помогают. Это не барабанный оптимизм, нет – это способность видеть во всем Промысл Божий и Его поддержку.

Есть еще знакомый охотник. Так вот он тоже стал радостнее и светлее после того, как заболел. До болезни он был настроен резко этими СМИ по поводу Церкви, а сейчас, смотрю, у него уже совсем другое настроение. Несмотря на те недостатки, о которых он говорил раньше. Только он теперь как-то перестал на них акцентировать внимание – всё, как Марк Подвижник говорил. И вот для него, видимо, раз немного осталось, каждый день как праздник, он более остро всё воспринимает – хочет, мне кажется, ощутить полноту жизни. И общаться с ним, ты представляешь, на удивление легко – много легче, чем с пышущими здоровьем самоуверенными товарищами. Утешительное такое общение. Многому учит.

– Отец Анатолий, как вы все успеваете? И в школе встречи с учениками проводите, и в библиотеке с читателями, службы постоянные, в разъездах по району все время, дом, семья огромная, скотина… – как?

– А я и не успеваю. Времени не хватает. В селе не соскучишься, поверь. Юмор еще очень помогает – у нас в семье он прописан постоянно. О, кстати: возьми в дорогу консервы, а? Сами делали. Семье привет передашь. Для следующего поста, чтоб не унывали.

***

Поблагодарил я священника, взял плотный пакет с консервами. «И где тут юмор?» – думаю. Открыли дома и расхохотались – на банке красовалась надпись: «Семги нет, но вы держитесь!»

Со священником Анатолием Савчуком
беседовал Петр Давыдов

19 апреля 2018 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 2235 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Носите правду Божию с собою» «Носите правду Божию с собою»
Беседа с прот. Георгием Глазуновым
«Носите правду Божию с собою» «Носите правду Божию с собою»
Беседа с протоиереем Георгием Глазуновым
Молись Богу. Господь все устроит. Самое главное – не расставаться с Богом, любить Христа.
Утро Подборок Утро Подборок
Как выжить молодому священнику в умирающем селе
Утро Подборок Утро Подборок
Как выжить молодому священнику в умирающем селе
Максим Васюнов
«Чтобы люди в храм пришли, нужно, чтоб он и смысл жизни давал, и помогал элементарно выжить. Тогда люди преобразятся, тогда все село преобразится», – уверен отец Димитрий Торшин, настоятель сельского храма.
«Церковь – она не для золота, а для спасения» «Церковь – она не для золота, а для спасения»
Свящ. Алексий Новиков
«Церковь – она не для золота, а для спасения» «Церковь – она не для золота, а для спасения»
Беседа со священником Алексием Новиковым из тверской глубинки
О мудрой деревне, особенностях пастырского служения, когда вокруг всё одно и то же и все одни и те же, об искушении «позолотой», важности слова «свой» и о том, наказание или счастье быть сельским батюшкой.
Комментарии
Вадим 25 февраля 2019, 10:08
В деревне некогда телевизор смотреть !Отчасти от этого и люди более радостные,дружные и мудрые в своей простоте! Помогай Всем БОГ !
Светлана Ф.25 августа 2018, 23:04
Кто был в Харовске, пожалуйста, напишите как у них дела.
тамара15 августа 2018, 17:49
Слава Богу за всё.Я тоже живу в селе.Красота,тишина,благодать.И постоянный труд,но как от него согревается сердце, и тепло,и хорошо на душе....
23 июня 2018, 18:20
Гостил этой зимой у о.Анатолия это удивительный человек,у него замечательные детки,которые во всём ему помогают и хозяйство просто загляденье. Он действительно нечего бы не успел ему также очень помогают простые харовские жители.Спасибо за гостеприимство эта поездка с экскурсией в Кумзерово и Вологду останется в памяти на всю жизнь
Ольга30 апреля 2018, 21:35
Доказательство того, что в деревне живут умные, интересные люди. И она воспитывает людей значительно более глубоких, чем город.
Наталия25 апреля 2018, 15:05
Всё, решено! Еду в Харовск!
Всё собиралась-собиралась - никак собраться не могла (родина это моя), а прочитала и собралась!:))
Валентина 21 апреля 2018, 20:16
Большое спасибо за рассказ про нашего батюшку Анатолия! Он всегда рядом с нами и в радости и в трудные времена, дай Бог любви и радости всей его семье
Андрей21 апреля 2018, 17:28
Батюшка - удивительный человек!Всегда жду встречи с ним, потому что Душа получает Радость и Утешение!В статье это трудно передать, но в простых словах батюшки в изобилии Любовь - она ободряет,дает силы, укрепляет Веру!
Из запомнившегося:
Женщина приехала из Москвы что б креститься...(10ч поездом,затем 20км "асфальт",дальше столько же на оленях!) С улыбкой спрашиваю: "В белокаменной то труднее это сделать?"отвечает серьезно - "Только после беседы с о.Анатолием почувствовала искреннюю потребность стать православной..." Думаю, это о многом говорит!
Наталья Богоявленская20 апреля 2018, 23:50
Иосифу Пятунину: а священники все разные. Так же как и мы, миряне. Кто доволен тем, что есть, а кому непременно сладкого подавай. Один смиренно принимает, что ему Бог подаёт, а другой тут же начинает сравнивать. И осуждать. И почему-то недовольных, как правило, больше, чем довольных. Простите меня, Христос воскресе!
Лидия20 апреля 2018, 16:12
Христос Воскресе!Как радостно читать статью о нашем батюшке!Точно побывали на родине,в Харовске и повидались с отцом Анатолием!Он всегда поддержит, согреет и утешит!Спаси Господь всю его большую семью!
Иосиф Пятунин20 апреля 2018, 07:52
Если бы все священники были такими... .
тамара19 апреля 2018, 23:03
Слава Богу за всё.Как радостно читать такое повествование батюшки Анатолия,его теплоту и доброту,искренний юмор.
19 апреля 2018, 19:37
Спасибо за улыбку Отца! До слез проняло.честное слово.Татиана
Михаил19 апреля 2018, 16:05
Спаси, Господи!!!! Слава и честь отцу Анатолию Савчуку!!!
евгений19 апреля 2018, 14:20
Спаси,Боже,автора за такой исполненный любви и добрейшего юмора,прекрасным языком написанный рассказ. Помоги,Господи,иерею Твоему,Анатолию и матушке и чадам его. Столько любви,позавидовал Харовским жителям.
Иван Мень19 апреля 2018, 11:35
Дай, Боже, всяческих благ и Петру Михайловичу, и батюшке Анатолию с его семейством и с его юмором!
Вот уж утешили, Пётр Михайлович!
И вам благодарность, сретенские умельцы!
19 апреля 2018, 11:13
Спаси Господи! Такой хороший рассказ! Мы тоже в своем доме на земле живем и трудиться приходится много. Но нам нравится и в суету большого города совсем не хочется.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×