Православный календарьПравославный календарь
Святые мощи аввы Сергия и чудеса от них
Священник Валерий Духанин
Едва началась гроза, они увидели, как в комнату зашел благообразный светлый старец. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет».
«Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина
Ольга Ижогина
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых. Все – мои духовные дети», – говорил отец Василий в годы революции.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
Не сотвори себе врага
Игумен Нектарий (Морозов) о ненависти и ее преодолении
Та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих.
Семь нот спасения России
Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова
Он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни.
Небесный Новоильинск
Ольга Шигина
Я чувствовала себя там словно дерево, крепко вросшее в землю корням. Я была полна жизни и силы.
Чудотворные репродукции икон:
как Церковь относится к техническим копиям священных изображений

Владимир Немыченков
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям.

Впервые за сто лет в главном храме Соликамска совершена Божественная литургия

Соликамск, 11 июня 2018 г.

    

8 июня 2018 года, впервые за сто лет, в главном храме Соликамска — Свято-Троицком соборе — прошла Божественная литургия, сообщает Патриархия.ru. Богослужение в девятую пятницу по Пасхе возглавил архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима. Выбор дня празднования связан с событиями в летописи города, который готовится встретить 600-летний юбилей.

В начальный период своей истории Соликамск, расположенный на окраине русских земель, не имел ни крепостных сооружений, ни военной силы и неоднократно страдал от набегов соседей — манси, ногайских и сибирских татар. Самый кровопролитный набег произошел 25 мая 1547 года, когда на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили, согласно летописным сведениям, 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Однако усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, победили ногайцев 30 мая — в том году девятую пятницу после Пасхи.

В память о спасении Соликамска с конца XVI века горожане стали ежегодно проводить крестный ход. В 1709 году Церковь запретила его, ввиду отсутствия в этот день православных праздников. В течение почти десятилетия крестный ход в девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция, скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев, но на все челобитные следовал новый запрет.

В 1718 году соликамские священники и горожане направили к архиепископу Вятскому и Великопермскому Алексию новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено, и девятая пятница по Пасхе прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья. Традиции празднования дополнились проведением крестного хода вокруг всех церквей, а с начала XIX века в этот день в Соликамске стали проводить и ярмарку. В наше время традиция отмечать девятую пятницу по Пасхе возрождена.

Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство.

В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти.

Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697 года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17 июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.

В конце XVIII — первой половине XIX века экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город потерял значение крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители покинули Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей.В 1916 году Троицкий собор получил статус кафедрального — в нем была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на эту должность был назначен епископ Феофан, за призывы против советской власти принявший мученическую кончину и в настоящее время канонизированный.

Троицкий собор оставался действующим до 1929 года, несмотря на попытки закрытия храма. Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой не закрывать собор. Община верующих в то время при храме насчитывала чуть больше сорока человек.В 1929 году в Соликамске было организовано «Общество воинствующих безбожников». Его члены занимались травлей священников и прихожан и настоятельно рекомендовали властям закрыть в городе все церкви. 4 октября 1929 года решением президиума Верхнекамского окрисполкома договор с группой верующих по использованию в качестве молитвенного здания Троицкого собора был расторгнут. В акте обследования указывалось на невыполнение верующими обязательств, неимение средств и отказ от ремонта здания. Собор закрыли, общину верующих распустили, иконостас и настенную роспись уничтожили.

В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей, получивший Троицкий собор для размещения своих экспозиций. В годы войны храм использовался как склад эвакуированных ценностей четырнадцати музеев Советского Союза, в том числе Государственного музея архитектуры, Государственного Русского музея, Государственного музея культур Востока, Государственного театрального музея им. Бахрушина, Государственного музея керамики, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и других. После войны здание пустовало. В 1960-70-е годы была проведена его реставрация под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера: убраны внутренние перекрытия, расчищены и восстановлены оконные проемы, обновлен декор фасадов.В 1982 году здание Троицкого собора было вновь передано Соликамскому краеведческому музею.

С 1992 года в Троицком соборе размещается экспозиция «Девятая пятница», посвященная главному местному празднику Соликамска. На месте утраченного иконостаса размещается панно с художественной композицией фрагментов жизни города начала ХХ века. Галерея-трапезная используется как выставочный зал отдела истории. Несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым.

Сегодня собор находится в стадии реставрации: установлены новые купола, отремонтированы наружные стены. 8 июня 2018 года, в день празднования девятой пятницы по Пасхе, местночтимого праздника в честь избавления града Соликамска от разорения, над западным крыльцом Свято-Троицкого собора установлена мозаичная икона Святой Троицы. В стенах храма состоялся также фестиваль православного песнопения, который решено проводить ежегодно в девятую пятницу по Пасхе.

По материалам Соликамской епархии

11 июня 2018 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 200 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×