Многие православные ответят на этот вопрос: «Конечно, нет». А многие психологи: «Конечно, да». Но это тот случай, когда, на мой взгляд, оба ответа не совсем верны.
«Самооценочная лихорадка»
Ажиотаж вокруг подъема самооценки действительно напоминает золотую лихорадку. Сотни тысяч человек только в России надеются радикально изменить свою жизнь к лучшему очень быстро и легко – пройдя тренинги повышения самооценки. Тысячи психологов предлагают соответствующие услуги.
Длится это не один десяток лет, и не видно признаков спада. Скорее, наоборот, лихорадка самооценки только набирает ход.
Но где же все эти счастливые люди, которые быстро и легко изменили свою жизнь к лучшему? Ведь их за примерно 20 лет этой лихорадки уже должны быть миллионы.
Их нет. Часть из них лечатся у психиатров, иные уже лечению не подлежат, а большинство пережили последствия подъема своей самооценки, ничего не приобретя.
Может ли быть польза от подъема самооценки?
Если самооценка снижена, и ее подняли до уровня трезвой оценки себя, человек получит пользу. Суть этой пользы в том, что человек будет чаще отказываться от недостойных его путей.
Люди соглашаются на грязные, разрушительные отношения с порочными людьми
Мне как психологу постоянно приходится выслушивать истории людей, от которых у меня возникает образ бомжа в рубище, живущего на помойке. Люди соглашаются на такие грязные, разрушительные отношения с такими порочными людьми! И на такие же работы. И не просто соглашаются, а очень держатся за все это, считая большой ценностью! По пословице: «Кто нового не видал, тот и поношенному рад». Поразительно, до какой степени эти люди страшатся потерять то, к чему большинство читающих эти строки и прикоснуться бы побрезговали.
Разумеется, я выслушиваю эти истории не на платных консультациях, потому что такие люди никогда не станут тратить деньги на свою душу, а в рамках благотворительной помощи.
И вот для таких людей начать себя больше ценить – шанс вылезти из этой помойки, вырваться из болота блуда, начать заботиться о себе, включая душевные нужды, искать других отношений, другой жизни.
Плохо только то, что как самооценка поднялась, так же легко она может и упасть снова.
Что происходит в реальности
В реальности на тренингах подъема самооценки ее не приводят к реальному уровню (ведь это сложно, особенно при групповой работе), а «раскочегаривают» по максимуму. «Ты лучше всех! Ты достойна самого лучшего!» Техники могут отличаться, но важна цель, а фактическая цель – завышение самооценки. И она на какое-то время успешно достигается. Дурное дело не хитрое.
Любой православный понимает, что это плохо, и почему плохо. Духовные последствия завышенной самооценки очевидны, поэтому я воздержусь от рассмотрения религиозного аспекта.
После тренинга поднятия самооценки первое время человек воодушевлен своим новым самоощущением и новыми возможностями, открывшимися ему. Порой на этом этапе ему даже удается материализовать свое новое самоощущение, например, произвести впечатление на собеседовании и получить должность выше своего текущего профессионального уровня. Знаю такие случаи.
Но долго обманывать себя невозможно: реальность стучится во все двери. Бог постоянно стремится привести нас к трезвому представлению о себе. И человек больно падает с той горы завышенной самооценки, куда его забросили на тренинге. Помните старуху с разбитым корытом в конце сказки? Та же ситуация.
Если же человек начинает сопротивляться реальности, то все еще хуже – это прямой путь к психическим заболеваниям. И они после завышения самооценки – самое обычное дело. Таких людей в моей практике было немало.
А бывает и еще хуже. Знакомая, проходившая трехдневный тренинг повышения самооценки от одного из самых известных в России гуру в этой области, рассказывала, что вскоре после тренинга двое из их группы покончили с собой.
Да, это не шутки.
Но огромные массы людей продолжают стремиться повысить свою самооценку. Яндекс показывает, что примерно 150 тыс. человек в месяц ищут такую возможность.
И все, кто имеет средства, находят.
Значит, не нужно ничего повышать? Все безнадежно?
Тот же Яндекс показывает, что примерно 800 человек в месяц ищут то, что на самом деле повышать нужно – «самопринятие». Поясню разницу.
Самооценка – как мы себя оцениваем. Самооценка тем лучше, чем она ближе к реальности. Завышенная самооценка еще вреднее, чем заниженная.
Самопринятие – это то, в какой степени мы себя принимаем, любим. Чем выше самопринятие, тем лучше. Не бывает «слишком высокого» самопринятия.
Самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия
Настоящим источником проблем является не сниженная самооценка, а как раз заниженное самопринятие. Именно непринятие себя является источником постоянного внутреннего дискомфорта, ложного чувства вины, конфликтов с окружающими, невозможности построить гармоничные близкие отношения (дружба, любовь), любовной, алкогольной, игровой и других видов зависимости.
Согласно тестам, которые в моей онлайн-школе на данный момент прошло более 20 тысяч человек, показатель самопринятия у конкретного человека обычно совпадает с показателем счастья. То есть если показатель самопринятия, скажем, 3 из 10, то показатель счастья в 95% случаев – в пределах 2–4 из 10. А это значит, что самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия. Другие параметры личности – тревожность, благополучие в отношениях (дружбы, любви), финансовая стабильность и др. – не имеют такой корреляции с показателем счастья и, значит, не являются определяющими.
Причиной сниженного самопринятия является недостаток принимающей любви со стороны родителей в детстве. Либо в семье отсутствует один родитель, либо между родителями не все ладно, либо просто родители ввиду собственных психологических проблем не умеют любить. А так как родители для ребенка – весь мир, получается следующая цепочка проблем:
Родители не принимали меня – Я не принимаю себя – Я не принимаю других людей – Я не принимаю жизнь.
Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям.
А если бы он правильно диагностировал источник своих трудностей и занялся повышением самопринятия, то за какой-то год он бы снес эту стену и значительно продвинулся на пути к христианской любви.
Обусловлено ли высокое самопринятие высокой самооценкой?
Но не мешает ли сниженная или трезвая самооценка повышению самопринятия?
Нет!
Это видно из простой аналогии. Как наше принятие нашего ребенка (в норме) является безусловным и не зависит от недостатков ребенка (мы не любим его меньше, если он некрасивый, больной или плохо воспитан нами), точно так же и наше принятие себя не зависит от наших качеств и достижений.
Высокая самооценка не помогает и не мешает повышать самопринятие. Она просто про другое. Есть множество людей, которые успешны в материальном плане, причем добились всего сами – получили образование, построили бизнес, построили свое тело, – но при этом несчастны в личной жизни. Они просто несчастливы внутри себя и в отношениях с людьми. С самооценкой у них все в порядке, они ведь знают, чего и как добились. А вот самопринятие на низком уровне, и высокая самооценка не помогает им.
Высокое самопринятие – надежная опора
Высокое самопринятие – устойчивое достижение, в отличие от высокой самооценки.
Из самого слова «самооценка» ясно, что самооценка – процесс более интеллектуальный, чем эмоциональный. А ум человека очень подвижен. Нам кто-то сказал что-то неприятное о нас – и завышенная самооценка тут же рухнула: ведь у нее нет никаких опор в реальности.
Самопринятие же – дело внутреннее, никто со стороны не может на нее повлиять. Даже наши родители в нашем взрослом возрасте уже не являются такой непреодолимой силой: теперь мы знаем, что это просто люди со своими слабостями.
Самопринятие опирается на наши глубинные внутренние структуры и поэтому независимо от большинства внешних факторов.
Почему же нет «лихорадки самопринятия»?
У меня есть два объяснения.
Во-первых, неточность перевода англоязычной литературы. Ведь ажиотаж подъема самооценки пришел к нам с Запада, в западной литературе тема разработана гораздо лучше. Причем разработана как тема поднятия самооценки, так и тема повышения того, что на русском языке мы называем самопринятием. Но в русском переводе мы почему-то везде видим только «самооценку».
Повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно
Во-вторых, повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно. Не только на трехдневном, но и на десятидневном. Техники повышения самопринятия не имеют ничего общего с техниками подъема самооценки. Ведь в одном случае нужно просто задрать самомнение, а в другом ― исцелить травмы детства. Последнее гораздо сложнее, тут требуется индивидуальная работа. И фактор денег, возможности легко заработать их, оказывается решающим для многих психологов…
Как сочетается высокое самопринятие с Православием?
У православных нередко возникает вопрос, не противоречит ли любовь к себе (она синоним самопринятия) христианству.
Нет, не противоречит. Вот, например, что говорит свт. Игнатий (Брянчанинов) (Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему):
«...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
Святитель противопоставляет правильную любовь к себе (как заботу о своей душе) потаканию своим страстям. В отличие от некоторых пугливых православных, ему не кажется, что любить себя – это значит любить свои грехи.
Высокое самопринятие не порождает терпимости к грехам, а придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой
По отзывам моих клиентов, сумевших повысить свое самопринятие, знаю, что высокое самопринятие отнюдь не расхолаживает, не порождает терпимости к грехам, а наоборот – придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой и теплой. А самое главное – делает более теплыми и доверительными отношения с Богом. Ведь если человек не принимает себя, мир, других людей, как он может принимать Того, Кто все это создал?
Вот несколько примеров.
«Теперь я верю точно, что Бог любит меня, Бог заботится обо мне и благословляет меня ― не потому, что я такая, а потому что Он такой!» (Анна, 32 года)
«Самое главное для меня – я ощутила, что Бог меня любит и принимает такой, какая я есть! Я почувствовала связь с Ним! До этого курса я не давала Богу действовать в моей жизни, а пыталась строить свою жизнь сама, т. е. не доверяла Богу. От этого жизнь была трудной, порой невыносимой. Сейчас я отдала свою жизнь в руки Божьи! Я чувствую Его ЛЮБОВЬ, большую и теплую! И ОНА больше и значимей родительской любви!» (Светлана, 39 лет)
«Я начала больше доверять Богу и меньше теперь тревожусь о будущем – я знаю, что даже если ошибусь где-то, Он всё вырулит наилучшим образом, потому что Он меня любит!» (Анна, 31 год)
«В итоге: научилась радоваться каждому дню, учусь прощать, любить родителей, детей по-новому. Хожу в храм, помогаю ближним ― не потому, что надо, а потому, что так хочу! Ваш курс оживил, углубил мою религиозную жизнь...». (Антонина, 54 года)
Почему чисто психологическая работа может так отражаться на духовной жизни? Потому, что высокое самопринятие – это составляющая совершенства (к которому призывает нас Христос), и чем мы совершеннее, тем ближе к Богу, тем легче нам любить.
А вот если не было родителя, то (как и в случае отрезанной ноги) никак не внушить (ногу не пришьет хирург), что он был и что любовь была. Или я не понимаю КАК это внушить себе.
если Вас ударили ножом, Вы оставите рану незалеченной только потому, что «это же правда, я не могу себе лгать и сделать так, как будто этой раны не было»?
Конечно, почистите и зашьете рану и будете только рады, если след будет малозаметен.
Почему же к душе другой подход?
Работа, о которой идет речь, - это не самообман, а залечивание тех ран, которые сейчас гниют и смердят в вас. И это требуется проделать однократно, как и любую хирургическую операцию.
смирение с отсутствием чего-либо не восполняет отсутствие чего-либо.
Вы можете смириться с отсутствием еды и смиренно помереть: еда от этого не появится.
Если уж искать способ решить проблему недостатка родительской любви в рамках чисто церковной практики, то это восполнение недостатка любви Божией любовью. В курсе этот метод также представлен. И я допускаю, что кто-то может решить свою проблему и таким образом. Хотя это гораздо дольше и придется стать святой. Если сможете. У несвятых я не встречал таких достижений. А святых не консультировал.
...Школа существует 7 лет, ее прошли десятки тысяч человек - найдите хоть одного, который получил вред, и тогда получите объективные основания для опасений.
Есть, конечно, еще Евангелие и труды святых отцов. На них я и основываюсь изначально при оценке любой новой для меня методики. Поэтому и при таком способе оценке противоречий Вы не найдете.
...от любой практики, которая может принести ему пользу, может исцелить его душу хотя бы частично.
(Особенно ясно это видно при общении с самоубийцами.) Поэтому если Вам что-то кажется, если возникают идеи, а нет ли там чего-то вредного, учитывайте возможность и такого происхождения своих опасений, а не носитесь со своими тревогами как с писаной торбой.
Как Христос учил познавать все явления? По своим тревогам? Или, может, по «списку методик, соответствующих православному мировоззрению»?
Нет, Он учил познавать все по плодам. Плоды в данном случае - это те реальные изменения, которые происходят с людьми...
А другое дело, если цель - исцелить те раны, которые нанесены тебе в детстве родителями. Богоугодно ли исцелять свои раны?
Задумайтесь! Православие не запрещает думать, наоборот, рассуждение необходимо для спасения!
Для меня нет неудобных вопросов, но в неуместные дискуссии с тревожными людьми я не вступаю, особенно если они начинаются в агрессивной форме, поскольку имею большой опыт таких диалогов, и они никогда ни к чему не приводили, а время нужно на полезные дела. Если человеком в той или иной степени владеют бесы (в слабой форме это выглядит как повышенная тревожность, в более сильной - как психическое заболевание), то они всеми мерами стараются удалить человека...
рекламировать здесь мои курсы неуместно. Но на Ваше сообщение я должен ответить, чтобы Вы не вводили читающих в заблуждение.
Ничего противоречащего православию в школе нет. Принцип «не навреди» - главный у меня. Ведь ответственность перед Богом за все сделанное другие людям - нешуточная!
Никакого самогипноза в курсах нет. Гипноз опасен. Слова «самопогружение» вообще нет нигде в курсе, хотя само по себе слово хорошее и вполне соответствующее православной практике.
Самовнушение есть в 10% шагов этого конкретного курса. Вред зависит от цели любой практики. Одно дело, если самовнушением пытаться сделать себя богатым, например, вопреки воле Божией, или поднять мнение о себе.
Сама об этом думаю в последнее время.
В нашей стране столько неблагополучных семей, в которых родители способны только родить, накормить, одеть и выучить (хотя я не пытаюсь умалять и эти их заслуги). В которых с детьми никто не говорит о Боге, о Любви, о достоинстве, о самопринятии... Потом такие дети строят свои семьи по тому же образу и подобию.
Самое ужасное то, что без должного уровня рефлексии такие люди испытывают большие проблемы и в духовной жизни!
Порочный круг должен быть разорван!
Психология и Православие должны действовать вместе для того, чтобы помочь таким людям!
ох уж эти искатели «бездумных путей»! Кто-то мечтает спастись, бездумно читая Псалтирь, кто-то - бездумно делая добрые дела.
Безусловно, добро делать необходимо! Добрые дела дают благодать и, при некоторых условиях, помогают учиться любви.
Но этого недостаточно! При бездумном подходе не всегда и отличишь добро от зла. А любовь - это не просто дарение, а «вершина совершенств» (свт. Лука Войно-Ясенецкий), вершина лестницы совершенствования (прп. Иоанн Лествичник). Путь же к совершенству невозможен без большой вдумчивой и разноплановой работы над собой.
Действительно, мы, будучи в основной своей массе, глубоко больны душевно, начинаем читать св. Отцов древности, которые писали для монахов, и пытаемся следовать их советам. В итоге совершенно неверно понимаем их учение. Для меня переходным этапом от психологии к духовной жизни стали книги о. Паисия и о. Порфирия Афонских, а также письма о. Иоанна Крестьянкина и Валаамского старца схиигумена Иоанна. Это наши современники, знакомые с нашими проблемами.
Что касается западной психологии, не знаю, почему так исторически сложилось, но думаю, что у российских специалистов хорошие шансы не только догнать, но в чем-то и превзойти Запад, потому что там отсутствует или искажен духовный аспект этой проблемы, а у нас он может быть раскрыт наилучшим образом благодаря Православию.
первый вопрос и мне как большому «фанату» святоотеческой литературы не дает покоя.
Дерзну лишь высказать предположение, что все-таки православие - это больше про духовную жизнь. А кроме духовной жизни, есть и душевная, и телесная. Медицина ведь тоже нужна человеку, но Евангелие и святоотеческие труды - не медицинские справочники.
Самопринятие - тема духовная и душевная, духовный аспект (восполнение недостатка родительской любви через усыновление себя Богу) у святых отцов рассматривается, душевный - нет.
грехи не прибавляют психического здоровья. Поэтому, чтобы не брать на себя еще и грех клеветы, уточните конкретно, после какого именно "такого вторжения в психику" Вы повредились, и что дает Вам основания распространять свои страхи на любые онлайн-курсы.
Хочется ответить Наталья 21 февраля 2019, 08:43: Это очень сложно понять. Мне помог Господь. Он проделывал какую-то работу в моей душе, как-то менял ракурс моего зрения внутреннего, и в конце концов я поняла. Но я не осознавала, что работа ведется по повышению уровня моего восприятия. Сейчас я уже это понимаю.
Если моя статья - реклама, то Вы без труда решите свои проблемы другими способами, ведь в рекламе хорошего не посоветуют, верно?
Если же Вы доверяете мне и хотите воспользоваться именно моими курсами, то странно, что Вы не заметили скидки для малоимущих, для которых не требуется никаких справок: http://shkola.realove.ru/lgoti
И так , что я поняла без курсов и пр.это нужно относиться к себе, как самый любящий родитель к своему самому любимому чаду. Т.е. абстрагироваться от себя в какой-то ситуации и взглянуть на себя, как на любимого ребёнка. Мы можем и пожалеть свое чадо, и побаловать можем, и будем снисходительны и милосердны и пр. А какие мы к себе? Мы строги к себе, порой жестоки и жестки, а в итоге так и относимся к окружающим. "Возлюби ближнего, как самого себя." А мы себя не любим, как мы можем любить ближнего? Быть терпеливы и милосердны? Надо начинать с себя, а для ближнего стать адвокатом, с кем не бывает.
Если "такие" вопросы волновали Антония Великого, то не странно, что они волнуют и меня. Возможно, вы уже достигли святости, в связи с чем такие вопросы вам безразличны.Кроме того мои "странные" вопросы весьма отличаются от тех, которыми задавался великий святой.
Катерина, 21 февраля 2019, 22:12
Да, я уверена в том,что у меня проблема в самопринятии. Сути вашей критики в свой адрес не поняла.
В Писании "таких случаев" исцеления низкого самопринятия, я не встречала.Может,укажете, о чем вы?
По смыслу вы мне никак не ответили, наоброт,мимо.Вы тоже психолог?
Всем, страдаюшим низким самопринятием желаю милости и помощи Божией и исцеления.
Автору спасибо, что ответил.
Если это реклама, то очень горько, а если искреннее желание помочь, то большое спасибо Вам, Дмитрий!
Странные вопросы вас волнуют, особенно странные для православного человека - вы не помните слова: «себе внемли, Антоний»?
В онлайн-курсе "Повышение самопринятия" одного чтения - более 2000 страниц. И даже прочитав их все, Вы не сильно продвинетесь, потому что мало читать, нужно еще диагностировать свои проблемы по множеству параметров и выполнять упражнения.
Данная статья не претендует на то, чтобы на 5 страницах проделать ту же самую работу. У нее гораздо более локальная тема и задача.
Минимальные советы Вы можете найти здесь: http://www.pobedish.ru/main/samopoznanie
Я искренне хотел бы надеяться, что ваша пассивность под девизом «Нам хватит Евангелия и святых отцов» будет принята Христом как добровольное мученичество и зачтено вам во искупление ваших грехов. Подобно тому, как психически больным людям, скорее всего, зачитывается их страдание.
Но остается вопрос, как быть с теми страданиями, которые вы причиняете другим людям. Ведь люди со сниженным самопринятием мучают не только себя, они мучают своих мужей, жен, детей - в общем, всех, с кем вступают в близкое общение. Причем детей они уродуют и обрекают на годы либо на всю жизнь мучений. Юные наркоманы, самоубийцы, социопаты - дети таких родителей...
Курсы существуют не два года, а 6 лет, на данный момент, а их базис - группа сайтов «Пережить.ру» - 13 лет.
Отзывов о школе - десятки тысяч, публичных - сотни. Многие люди в Школе уже 6 лет, за это время их жизнь полностью изменилась. Кстати, множество людей воцерковилось благодаря этим сайтам и Школе.
Завидовать - не хорошо и не полезно. Раз взялись давать советы, хоть фамилию бы написали, чтобы ознакомиться с Вашими достижениями.
Придя в православие, они крайне ограничивают спектр своей духовной работы, и оправдывают свою косность своей ортодоксальностью. На самом деле, за этим стоят страхи и нежелание расти и на самом деле совершенствоваться.
А человек с высоким самопринятием не страдает от страхов. Его не ранят так сильно негативные открытия о себе, поэтому он может спокойно воспринять их и заняться своим исправлением. Что мы и видим на практике.
Ваши опасения понятны. На приблизительно эту тему у меня есть статья: http://www.pobedish.ru/main/pain/schaste_neschastnyh.htm
Но в реальности, наоборот, наиболее непробиваемыми являются психически поврежденные люди. Если Вы вспомните окружающих Вас людей, скорее всего, Вы согласитесь с этим.
Они испытывают множество страхов (в том числе страх узнать о себе что-то новое), они испытывают агрессию ко всему новому и ко всем, не похожим на них. Они крайне ограничены в своих представлениях, и даже масштабным чтением святых отцов не могут заняться, так как встречают там много обличающего их, понуждающего менять свои представления. (продолжение следует)
Автору статьи: Вы верно пишите про самоприятие. Когда я докапалась, что загвоздка именно в нём, действительно моё восприятие окружающих и мира вокруг изменилось. Я стала позитивнее и радостнее! А до этого мне священники ничего объяснить не могли. Один сказал, что у меня человеку годие, а что это и как с ним бороться не объяснил...
А я пыталась всем людям быть хорошей, боясь, что иначе не будут со мной жить, дружить, общаться...
Видимо, японцы и индусы в рай не попадут, ибо не крещены и не веруют, как требует того для спасения Еванеглие? Вы намекаете, что такие, как мы, не спасутся?
Я к вам обратилась как больной человек к специалисту, а вы по сути оттолкнули меня, заявив, что это мои проблемы, мне их и решать. Желание у человека повысить самопринятие возникнет только тогда, когда он узнает, что оно низкое. А как ВСЕ люди узнают об этом?
Дмитрий, позвольте совет от психолога: прежде чем рекламировать свои курсы и постить восторженные о них отзывы, не мешало бы, я полагаю, повременить. Ваши курсы достаточно "молоды", восторженные отзывы пишут многие люди после всяких разных обличаемых вами тренингов. Чем вы сейчас отличаетесь от авторов этих тренингов? Даже если вы делаете важное и хорошее дело, хотелось бы увидеть его долгосрочные результаты. Лет через 10, например, собрать отзывы, а не на второй год существования самих курсов...
П.С. самопринятие и самооценка связаны гораздо теснее, чем вы здесь написали. Но - это отдельная тема для исследования.
Но главное, ведь наш Господь есть Любовь. А будем к Нему приближаться - и сами будем любить мир, и ближних, и себя - во всем Его Самого будем любить. Все мы носим в себе Его образ и Его чада - да помилует Он нас за то, что мы - Его.
"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте". (Ин.14:1)
Простите. Помоги всем нам Бог.
Наталья резонно озадачена тем, что как же другие-то, не прочитавшие эту статью?! Однако, думаю, что Господь по Промыслу Своему посылает каждому то, что ему необходимо: кому-то и без статьи психолога очевидна категория и степень саморинятия, а другим помимо статьи требуется консультация у психолога. Всё индивидуально. Только было бы больше у нас веры.
Ваш вопрос из серии: а как же с индусами и японцами, почему они должны погибать, ведь у них нет даже шансов узнать православие?
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Точно на Ваши вопросы может ответить только Господь Бог. Я могу высказать лишь предположение.
Проблема сниженного самопринятия становится острой именно сейчас, по мере деградации института брака. И именно сейчас появляются средства для решения этой проблемы. Мой онлайн-курс, например, доступен из любой точки мира.
И граница между теми, кто решает эту проблему, и кто не решает, на мой взгляд, определяется не доступностью специалистов, а только желанием конкретного человека совершенствоваться всецело,как и заповедал Христос.
Возможно, все дело в том, насколько сильно человек стремится понять, что с ним происходит и что в нем "не так"? Кто ищет с усердием, с желанием найти и разобраться в своем "не так", тот и находит с Божьей помощью. "...Ищите, и обрящете..."
реальных советов в статье не нашла
На эту тему надо чаще говорить на ваших ресурсах, таких как pobedish.ru
А то, люди, особенно молодые, путая самооценку и самоприятие, задирают самомнение при пониженной терпимости к себе и от того больно бьются об острые края жизни.
Как быть подобным людям, которые никогда не прочитают таких статей и которым недоступны подобные психологи? Так и проживать до смерти свою несчастную воцерковленную жизнь? Спасибо.
Уважаемый автор, у меня к вам вопрос. Я - человек с низким самопринятием. Как я сама могу это диагностировать, если я не специалист-психолог? Вот случайно прочитала статью и поняла. А до этого человек может десятилетями страдать от данного недуга и невиновно не не понимать, что с ним. А если он случайно не прочитает подобную статью - так и умрет со своими неврозами, несмотря на воцерковление?
Продолжу чуть ниже, так как исчерпан лимит.