Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Сочельник: про молитву, про Библию, про еду

Материнские заметки

Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная!
(Из кондака Сочельника)

В массовой культуре, той, которая родом из Голливуда, Сочельник – уютный семейный праздник. К Сочельнику или прямо в этот день наряжают рождественскую елку, покупают подарки, накрывают особенный стол. Индейка, гусь, пряная рождественская выпечка, Christmas carols… День мира, любви, семьи (традиционной семьи, стоит подчеркнуть), день чуда. И в наши непростые времена эти западные Сочельники – знак надежды. Традиции не забыты, и эти традиции смотрят в сторону христианской культуры, хотя бы издалека напоминают о вере.

О том, что Сочельник – день особенный, напоминают и наш фольклор, и наш русский гений, воспевший нетихую украинскую «Ночь перед Рождеством».

Но ведь мы хотим встретить не просто «традиционный семейный праздник», а Рождение Спасителя мира. И не просто «отметить» – а провести этот день с Церковью. Но при этом все же предложить детям действительно яркий праздник, который запомнится на всю жизнь, который будет напоминать нашим детям о подлинной радости детства, о радости жизни в Церкви, где бы они ни оказались в своей взрослой жизни.

Вообще я уже писала о Сочельнике, о подготовке к Рождеству. А здесь попробую отдельно и подробно рассмотреть, как в этот день можно сделать две важные вещи – принять пищу духовную и пищу обыкновенную.

Богослужение Рождественского Сочельника

Сочельник – это, конечно же, елка, шары и гирлянды, пряничный домик на окошке, подготовка подарков… – и все это счастливое, детское, то, что делает праздник – Праздником. Но в первую очередь это завершение нашего пути к Рождеству Христову, того пути, который продолжался весь Рождественский пост. И чтобы не превратить елку и подарки в главный или вообще единственный смысл этого праздника, чтобы нам самим не забыть в уборке, готовке и праздничной суете, ради чего, собственно, мы так стараемся, – хорошо бы вспомнить о богослужении этого дня.

Навечерие Рождества начинается не с подготовки подарков и не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов

А богослужение сегодня особенное. Навечерие Рождества в нашей Церкви начинается не с подготовки подарков и даже не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов, а также с вечерни – тоже Великой, и потом – Литургии Василия Великого. Эти богослужения образно, ярко показывают смысл и значение Рождества Христова, готовят всех нас ко встрече с Новорожденным Спасителем.

Служба Царских часов совершается еще дважды в год: накануне Богоявления и утром в Страстную пятницу – особенные, священные, великие «времена и сроки» и Священной истории, и нашей жизни.

Царскими эти часы называются потому, что в Византии на этом богослужении присутствовал император:

«Перед особым кивотом со святой иконой Рождества Христова… ставится аналой, на котором полагается Святое Евангелие. Духовенство в священных облачениях, причт и чины Двора располагаются здесь же в ожидании царя. Появление его приветствуется многолетием. Царь целует святые иконы и становится подле трона. После этого начинается пение часов… Прочитавши тропарь, канонарх произносит: “Многолетно сотворит Бог богонареченное, боговенчанное и богособлюдаемое, державное и святое царство твое (или – ваше) на многа лета”»[1].

Сейчас во многих храмах на аналое устанавливают вертеп из еловых веток и цветов, который, как стены пещеры, осеняет икону Рождества Христова. Перед этим вертепом священники в белых одеждах, со свечами – почти как ангелы со звездами! – читают пророчества о Рождении Спасителя и снова и снова напоминают нам:

Ныне пророческое прорицание исполнитеся грядет!..[2]

Ныне – прямо сейчас, на этом зимнем рассвете Рождественского Сочельника.

И мы вместе с детьми можем прийти в это утро в храм и увидеть, как идет в Вифлеем

Мариам, чревоносящи безсеменное рождение,

почувствовать:

наста время Рождества,

понять, зачем рождается Христос: чтобы

прежде падший воскресити образ.

После часов служится Великая вечерня: поются рождественские стихиры, читаются восемь паремий – ветхозаветных пророчеств.

Это все невероятно важные, потрясающие слова, глубокие образы. Все это настоящая подготовка к Рождеству Христову, именно это, а не приготовление рождественского гуся или поросенка. Все это само по себе – образование и для детей, и для родителей. Такое участие в богослужении вообще и есть пресловутое «религиозное образование».

Но ведь часто бывает, что мы, может быть, и придем на службу, и настроение будет молитвенное, и впечатление грядущего праздника будет – но содержания этих текстов мы просто не услышим. Например, хор будет петь красиво, но неразборчиво, чтец будет читать слишком тихо, а священник – непонятно. К сожалению, такое случается. Приходится по обрывкам фраз угадывать содержание этого чтения… Что уж говорить о детях!

В общем, чтобы полно приобщиться к богослужению, хорошо вместе с детьми пойти в такой храм, где читают четко.

Еще вариант, в любом случае важный и работающий: давать читающим детям и самим брать книжки с текстами. Особенно хорошо, если в книге будет не только текст, но и объяснение, переводы. Такие книжки сейчас издаются и продаются[3].

Но бывает так, что прийти в храм на эту службу никак не получается. Малыши 2–3–5 лет могут просто не дать родителям помолиться. Да и не всегда полезно детей 7–10 лет приводить в храм на всю службу: вместо того, чтобы сосредоточиться на богослужении, такие дети будут в церковной лавке рисовать или читать книжки, пока родители будут… трясти на улице плачущего младенца. Впрочем, даже в таком режиме бывает все равно полезно прийти в храм, хоть как-то приобщиться общей молитве. Но тут надо иметь в виду: у нас еще впереди всенощная, ночная или утренняя Литургия самого праздника Рождества Христова. И когда в семье есть младенцы и младшие школьники, бывает неоправданной нагрузкой и для детей, и для родителей приходить в храм на все эти службы. И как обычно, как всегда – приходится выбирать что-то одно. И учитывать, что всем нам – и малышам, и подросткам, и папе, и беременно-кормящей маме – обязательно нужно выспаться накануне Рождественской Литургии.

Домашнее богослужение утром Сочельника

Если не получается прийти вместе с детьми в храм на часы, вечерню и Литургию, то все равно можно и хорошо этот день встретить молитвой. Особенной молитвой, которой наша Церковь предложила нам встречать Рождественский Сочельник. И чтением Священного Писания, которое также именно сегодня нам предложили святые отцы.

О том, как и зачем можно дома, вместе с детьми читать церковную службу, я уже писала. Здесь попробую рассказать о том, какие могут быть варианты – всего лишь варианты! – домашнего богослужения в Рождественский Сочельник.

Привлекать детей можно, мне кажется, тогда, когда старшему лет 8–9. И пока младшему участнику меньше 10, молиться немного, недолго.

Потом, со временем, когда дети подрастут, мы все, уже хорошо представляющие себе эту службу, уже привыкшие именно так встречать Сочельник, сможем активно и осознанно участвовать в церковном богослужении этого дня. Собственно, ради чего все и затевается.

Чтобы все это устроить, нужно не так много: зажечь свечку или лампадку перед иконами, может быть, и ладан. Приготовить текст службы – купить заранее или скачать в интернете по запросу «Текст службы навечерия Рождества Христова».

Начало обычное: начальные молитвы.

И потом читаем что-то из часов. Например, вместе с детьми призовем: «Вифлеем, приготовься, ясли, украшайтесь!»

Вифлееме, уготовися,
благоукраситеся, ясли,
вертепе, приими: Истина прииде.
Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,
вообразився якоже мы и обожив плоть.
Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:
на земли благоволение явися спасти род наш.

Все понятно, кроме «сень мимотече» – что-то вроде «тьма прошла». Старшие дети могут, чередуясь с родителями, сами читать вслух эти песнопения на нашей общей молитве.

Если мы собираемся читать недолго, можно сразу прочитать Евангелие третьего часа – Лк. 2: 1–20. Знакомое даже малышам – как Богородица спеленала и положила в ясли Новорожденного Сына, как ангел явился пастухам. Можно читать сразу на славянском, а можно в синодальном переводе – зависит от возраста детей. Можно заранее подготовить книжки с картинками о Рождестве, может быть – детскую Библию. И пока старшие дети слушают Евангелие, младшие могут разглядывать рисунки с этим же сюжетом. И это чтение Евангелия – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве.

Чтение из Евангелия о Рождестве Спасителя – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве

Так евангельские сюжеты поворачиваются в сторону молитвы, показывают, что все это – не только исторические события. Все описанное в Евангелии таинственным образом происходит действительно здесь и сейчас.

Этот момент можно подчеркнуть, сказать детям: днесь, то есть буквально сегодня, Дева идет к вертепу, чтобы там родить Отроча Младо, Превечного Бога:

Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно:
ликуй, вселенная, услышавши,
прослави со Ангелы и пастырьми
хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Мне кажется, еще очень хорошо спеть или прочитать удивительную стихиру девятого часа, которая и по форме, и по содержанию напоминает антифон службы Великой пятницы:

Днесь раждается от Девы
рукою всю содержай тварь,
пеленами, якоже земен, повивается,
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
утвердивый Небеса словом в началех,
от сосцев млеком питается,
Иже в пустыни манну одождивый людем,
волхвы призывает Жених церковный,
дары сих приемлет Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.

В конце этого песнопения, когда говорим «поклоняемся», делаем все вместе поклоны.

И теперь снова можно почитать Евангелие: соединяем чтение шестого и девятого часа – Мф. 2: 1–12 и Мф. 2: 13–23. Про волхвов, звезду и царя Ирода. Это скорее всего снова очень знакомый детям сюжет, так что он будет понятен даже на славянском. Впрочем, если дети мало знакомы с церковной культурой, хорошо, мне кажется, сначала почитать все-таки в синодальном переводе, это уж точно лучше, чем ограничиваться пересказами из детских книжек.

На этом можно и закончить такую короткую, но все же – службу.

А можно почитать еще что-то из службы Великой вечерни. Или, наоборот: ничего из часов не читать, а только из вечерни. Или так: после часов отправить малышей играть, а если они в состоянии сами сидеть за столом – завтракать, а родители вместе со старшими детьми – с теми, кто активно хочет, – почитают еще что-то из Великой вечерни:

Приидите, возрадуемся Господеви!

Это правда радость, а не скучная нагрузка – молиться, слышать о Рождестве, открывать для себя все новые и новые стороны этого самого лучшего праздника детства.

Вот, например, вполне детский вопрос: что земля приносит в подарок Новорожденному? И об этом есть в песнопениях вечерни, и это все вполне и хорошо поймут и дети, и подростки:

Что Тебе принесем, Христе,
яко явился eси на земли
яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
Ангели – пение; небеса – звезду;
волсви – дары; пастырие – чудо;
земля – вертеп; пустыня – ясли;
мы же – Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Если молимся с малышами, можно прямо на молитве вместо каяждо произнести как каждая. А так все вполне понятно и на славянском, если читать четко.

Об Адаме и Еве, обо всей мировой истории и даже о монархии – все в этой службе:

Августу eдиноначальствующу на земли,
многоначалие человеков преста;
и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
многобожие идолов упразднися,
под eдинем царством мирским гради быша,
и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым,
написахомся, вернии, Именем Божества,
Тебе, вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Август – первый римский император, который сосредоточил всю власть в одних – в своих – руках. И в его правление в мир пришел единственный истинный Владыка, истинный Царь. Все это можно объяснить детям до молитвы, прямо во время ее или… не объяснять совсем. Слова скажут сами за себя, лишь бы дети и мы сами услышали их. Чтобы были способны услышать – снова и снова скажу: читаем внятно, и читаем недолго, чтобы внимание не ослабевало. И читаем по очереди: один текст – папа, другой – мама, третий – ребенок 15 лет, четвертый – ребенок 13 лет, пятый – ребенок 10 лет…

Можно из службы вечерни прочитать всего одну стихиру, потом сесть на диван, на стулья, на кровати и почитать с детьми паремии на русском языке – просто как обычное чтение Писания, просто как мы вообще читаем, например, на ночь. Это не трудно. Это правда интересно. Что не понятно – объяснять, и когда дети явно устали, уже невнимательны – тут же закончить все это чтение.

Ветхозаветные чтения Великой вечерни Рождественского Сочельника таковы.
1) Первые строки Книги Бытия, рассказ о сотворении мира – Быт. 1: 1–13.

Христианский писатель митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, почему именно о сотворении мира мы читаем в Сочельник:

«И все это творит Слово, Которое ныне воплощается, умаляется. Лежит в вертепе… Холодная ночь… Солома яслей… Может быть, маленький жалкий светильничек. И это ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ! Пришел возсоздавать все…»[4].

Можно снова дать детям в руки Библию с картинками, и пусть даже малыши слушают и смотрят иллюстрации. Если мы когда-нибудь с детьми занимались чтением Священного Писания, то такое чтение – повторение, закрепление пройденного и главное – «оживление» этого «пройденного».

2) Пророчество Валаама о звезде от Иакова – Чис. 24: 2; 5–9; 17–18.

3) Пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме – Мих. 4: 6–7; 5: 2–4.

4) Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева – Ис. 11: 1.

    

Об этом будет в ирмосах Рождеству: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…». Иессей – отец царя Давида, праотец Иисуса Христа. Иессей был родом из Вифлеема, и именно поэтому – можно сказать детям – Иосиф с Марией пошли в Вифлеем, ведь они были из рода Давидова.

Недетское, но… очень детское чтение: «будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти».

5) Пророчество Варуха о Мессии – Вар. 3: 36–38; 4: 1–4.

6) Толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах – Дан. 2: 31–36; 44–45.

Тоже детское, потому что символическое, зашифрованное, загадочное. Если совсем по-хорошему, то можно заранее, используя новогодние каникулы, почитать с детьми эти сюжеты, предложить 5–7–10-летним детям нарисовать этого колосса. И теперь, на домашнем богослужении, дети встретят библейский рассказ узнаванием, радостью.

7) Пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий – Ис. 9: 6–7.

8) Пророчество Исаии о рождении Сына от Девы – Ис. 7: 10–16; 8: 1–4; 8–10.

То самое место, которое когда-то читал один из семидесяти толковников-переводчиков, Симеон. Именно здесь он хотел заменить слово «дева» на «молодая женщина». Это эпичное:

се Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Его Еммануил;
масло и мед имать снести.

Это потрясающее:

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог!»

Мне кажется, когда в таком домашнем богослужении участвуют маленькие дети, лучше прочитать только одну из этих паремий, можно выбрать две-три (по опыту, для детей хорошо первое чтение, четвертое и шестое). Все читаем сидя, на русском языке, только действительно знакомое – на славянском; малыши смотрят картинки в детской Библии. Для старших детей и для самих себя после каждого чтения смотрим тут же толкования. Например, отца Олега Стеняева[5].

Все это интересно, понятно, все это – даже в таком небывало сокращенном виде – приобщение к церковному богослужению дня, подлинное изучение Закона Божия, буквально погружение в него.

Это богослужение – в радость, ведь «ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь»

Это правда не трудно – если не делать из молитвы тяжкую повинность. Это в радость – ведь ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь. Если сокращаем, читаем буквально два тропаря из часов, Евангелие, две стихиры и три паремии, заканчиваем торжественным пением тропаря, кондака и величания Рождеству Христову – все это займет минут 40, не больше.

И эти полчаса, пусть час – уникальная возможность настроиться самим, настроить детей на рождественское ликование, увидеть всю красоту и глубину церковного богослужения. Это возможность узнать службу и всем сердцем полюбить ее. Нельзя полюбить то, с чем мы совсем не знакомы!

Хотя бы прочитать Евангелие о Рождестве Христовом и сразу спеть тропарь – это займет вообще минут десять, но это уже какое-никакое, а домашнее богослужение, служение Богу. И это самое логичное начало Рождественского Сочельника.

Застолье в день Сочельника

Вначале – пища духовная: молитва и Священное Писание. Но во вторую очередь в этот день важна и пища обыкновенная.

Еда в Сочельник – это тема интересная. И большая, но мы попробуем коротко.

Еды в этот день… мало:

«Трапеза в Сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, “в неимущих странах”, пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15–16 часов по современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего»[6].

В чем польза такого строгого поста в Сочельник?

Во-первых, потому что мы верим Церкви. И как ни крути, как ни оговаривай: мол, не для мирян и не с древнейших времен эти посты установлены, есть болящие и т.п. – а все же пост установлен. Может, и не настолько строгий, не для всех настолько строгий, но все же пост и все же установлен.

Строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие самого праздника

Во-вторых, строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие этого самого праздника. Сам факт поста не только на уровне духа, но и на уровне души, чувств, на уровне физическом ставит праздник Рождества Христова на высоту подлинного События в жизни каждого из нас.

В-третьих, это как раз удобно. Ведь пост в этом случае – либо полное отсутствие еды в первой половине дня, либо, для тех, кто поститься не так строго или вообще не строго, это все же еда очень простая, которая не потребует сил и времени на приготовление. Например, сварить кастрюлю полезной овсянки, гречки – и все. Не «что-то вкусное, как я люблю», а просто еда, просто польза организму. Так серьезно сокращается время и готовки, и связанной с ней уборки. И это как раз позволяет нам утром помолиться дома или сходить в храм. И выспаться тоже. И приготовить гуся на завтра… Или утку?..

В Сочельник, конечно, уже есть наступление, предвкушение Праздника: украшают дом, наряжают елку, устанавливают вертеп. Но есть еще и особенные традиции, которые ярко и съедобно выделяют этот день среди прочих дней года. И это снова про еду.

Строго мы постились сегодня или не очень строго – но как стемнеет, можно накрыть стол белой скатертью. На стол выложить сено в память о том, что Божия Матерь положила Спасителя в кормушку для скота. Зажечь свечи – на столе, на окнах, перед вертепом, в фонариках, даже в пряничных домиках. Это выглядит фантастически красиво! К столу подать кутью или сочиво – то самое блюдо, в честь которого Сочельник называется Сочельником: пшеница с медом, которую хорошо бы приготовить накануне. И пряники, и имбирное печенье, и сбитень, и глинтвейн, и просто чай с медом и с имбирем. Это сказка, это чудо, голливудские фильмы отдыхают, серьезно! И это все – вкусная, особенная ассоциация, которую мы неразрывно связываем в детском мировосприятии… с утренним богослужением, с Евангельским чтением, с Ветхозаветными сюжетами.

Теперь оказывается, что все это вместе и есть Сочельник. И тогда утреннее богослужение Сочельника каждый следующий год оказывается Праздником. И чтения стихир, паремий навсегда окажутся частью этого Праздника.

Так у наших детей, у всех нас появляется шанс и узнать, и полюбить Священное Писание, церковную службу. Так мы встречаем Рождество как самый яркий, самый елочно-подарочный, самый детский праздник нашей цивилизации. Но еще – и как живое событие Священной Истории. Как праздник нашей Святой, Соборной И Апостольской Церкви.

Анна Сапрыкина

3 января 2020 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1402 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] Диаковский Е.П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления. Киев, 1908. С. 11–12.

[2] Здесь и ниже тексты из службы Царских часов и Великой вечерни.

[3] Например, http://orthodoxy.org.ua/sites/default/files/attached/navecherie_rozhdestva_hristova_2015.pdf.

[4] Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках. Раздел «Предпраздненство Рождества Христова».

[5] Олег Стеняев, протоиерей. Рождественские паремии как связь времен и заветов // https://pravoslavie.ru/99900.html.

[6] https://pravoslavie.ru/108588.html.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Анна Сапрыкина
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
В сказках Пушкина есть множество очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации.
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
«Православные праздники в современной семье» «Православные праздники в современной семье»
Онлайн-презентация новой книги Анны Сапрыкиной
Как сделать праздник частью жизни семьи? Как рассказать детям о значении православных праздников, постах и богослужении? Об этом – новая книга Анны Сапрыкиной, представленная автором на онлайн-презентации.
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Анна Сапрыкина
Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО) Дети на Литургии: книга-объяснение Литургии, которую можно брать на службу (+ВИДЕО)
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как устроена новая книга для детей о Литургии и как она «работает»? Почему в ней нет перевода богослужения на русский язык? И кому книга будет полезна, а кому – уже не нужна?
ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье» ФОТОКОНКУРС «Православные праздники в современной семье»
Издательство «Вольный Странник» и портал Православие.ru объявляют фотоконкурс «Православные праздники в современной семье». Давайте поделимся идеями, как можно создать праздничную атмосферу!
Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной скоро выйдут в издательстве «Вольный странник» Две новые книги Анны Сапрыкиной
скоро выйдут в издательстве «Вольный странник»

«Литургия. Самая главная служба. Текст с объяснениями для детей и взрослых» и «Православные праздники в современной семье» – новые книги Анны Сапрыкиной, автора публикаций и изданий о православном семейном образовании.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести Дети на литургии: как привести детей в храм, просто привести
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Задача – привести ребенка к Богу, а не удержать его рядом с собой.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье? Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Церковный Новый Год вместе с детьми Церковный Новый Год вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и поля, и воздух, и страна, и правитель.
Комментарии
Юлия 5 января 2022, 08:14
Анна, большая Вам благодарность за труды. Нет аналогов в нашей литературе. И это такая помощь, как учебник, особенно для тех, кто вырос не в церковной семье. Порой не знаешь за что зацепиться. А у Вас так все четко расписано, а главное, как все это совместить с реальной жизнью с детьми
Рина 6 января 2021, 14:44
Спасибо за Ваш труд, отрадно читать, как правильно проводить этот день. Особенно хорошо это осознавать, когда в реальности день идёт шиворот-навыворот, тут себя бы заставить с кровати встать и до церкви дойти.
Анна - Марии18 января 2020, 14:37
Мария, это личный вопрос, ответ на него зависит от множества нюансов: агрессивно безбожник муж или верит в душе, какие у вас отношения в целом и т п... Так что вопрос не ко мне и не в подобном формате)) А за добрые слова спасибо!
Мария15 января 2020, 10:15
Анна, спаси Вас Господь за этот труд! Сейчас читаю Вашу книгу "Материнские заметки", очень много полезной и интересной информации, не могу оторваться. Единственный момент: в книге большое внимание уделяется роли отца в христианском воспитании детей. Как, на Ваш згляд, поступать, взращивать в ребенке христианские ценности, если в семье ребенка только мама ходит в храм, молится, постится, а папа очень далек от этого? Буду очень благодарна Вам за ответ.
Вера 5 января 2020, 13:02
Дорогая Анна, спасибо! С Праздником! Радости, сил, вдохновения, счастья Вам и всем Вашим родным!
Александр 4 января 2020, 23:08
Умница, Анна! Такими семьями жива Россия!
Вадим Борисов 3 января 2020, 22:19
СпасиБО! Наконец-то о духовном, о главном. Слава Богу! Может и отрывки Св. Писания, которые будут читаться на праздничных службах, по-возможности заранее дома разбирать, а постепенно и важные моменты самой службы? Заменять слова при чтении на церковнославянском может не надо (это сейчас и так сплошь и рядом), а лучше сложное разъяснить, а то и так лучше нас поймут?
евгений 3 января 2020, 19:08
Спасибо! Сочельник уже разлит в воздухе,ждем с нетерпением и Ваш рассказ,Анна,настоящее утешение. Дай вам,Бог,сил,терпения,Любви+++
Валентина 3 января 2020, 15:54
В нашей семье этого не было......Я крестилась-то в 51 год ,как многое я потеряла и сына в вере не воспитывала.....Венчалась на 30-м году семейной жизни....Пытаюсь жить по заповедям,падаю,встаю,иду к Спасителю....Слава Богу за все!Господь очень милостив к нам !
Елена 3 января 2020, 12:48
Спасибо, дорогая Анна! Всегда с интересом читаю Ваши материнские заметки. Очень полезен ваш опыт:оказывается,так радостно постигать христианство! И это не просто воспитание детей, а жизнь во Христе всей семьи! С наступающим Праздником Рождества Христова! Храни вас Бог!
Ирина 3 января 2020, 03:00
Спасибо Анечка, спасибо..!!!! Я вот даже расплакалась,я всегда как то правильно хотела встретить этот праздник, подготовиться духовно и подготовить детей для понятия службы, но у меня как то всё не так складно получалось. Спасибо вам за ссылки где посмотреть. У меня деток 4ро.Старший как то пока отошёл от церкви, но не от Бога... Мы всегда учимся у друг друга, но вы.. Вы просто шедевр, спасибо за помощь!!!!! Я всегда с таким упоением читаю ваши заметки..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Навечерие Рождества Христова Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×