Господь Бог – старый чудотворец

Рассказ строителя храма Дмитрия Володикова

Эта история началась много лет назад, когда Дмитрий Володиков, безработный и уставший, зашёл в московский храм выпить воды...

В гостях у Володиковых В гостях у Володиковых

«Дайте, пожалуйста, попить, а то так есть хочется...»

Наши предки говорили: Господь Бог – старый чудотворец. Он может привести человека к Себе самым непредсказуемым способом, и я испытал это на себе. Сейчас я – староста прихода храма Святителя Николая Чудотворца в деревне Каменка, недалеко от монастырей Оптина пустынь и Шамордино. Учусь в Калужской духовной семинарии, ношу по благословению подрясник.

Все это совершенно не могло прийти мне в голову четверть века назад, когда одним жарким летним днем я шел по Москве – уставший, унывающий, безработный. В «лихие» 1990-е приехал в столицу в поисках хорошей работы, которая позволяла бы достойно содержать семью. Остановился в самой дешевой гостинице, искал, обивал пороги, но мне не везло. То есть работа, конечно, была, но не для семейного человека, а такая, что одного себя прокормить.

Уже отчаявшись, собрался вернуться домой. На последние деньги купил билет на утро следующего дня и возвращался в гостиницу на ночлег. Заканчивался Великий пост, но я тогда об этом не имел ни малейшего представления, хотя, можно сказать, строго постился: сильно экономил и питался в основном «бич-пакетами». Было жарко, и меня мучила жажда, но до гостиницы было еще далеко, а тратить последние монетки на бутылку воды не хотелось.

Увидел по пути храм, решил зайти и попросить напиться. Прямо как бродяга из старой байки: «Дайте, пожалуйста, попить, а то так есть хочется, что и переночевать негде»... Подумал: ну, не откажут же верующие люди мне в стакане воды?!

Зашёл, там сидела бабушка, на мою просьбу налила мне водицы, и когда я стал быстро и жадно пить, проворчала:

– Ты бы хоть перекрестился – ведь святую воду пьешь!

А я и не подозревал, что она мне святой воды налила, думал: самой обычной, из-под крана. Извинился и перекрестился. И все. Этого, по всей видимости, мне хватило.

Я теперь очень снисходительно отношусь к так называемым «захожанам» – тем, кто заходит в храм раз в год: за вербочкой, свечку поставить перед экзаменом или просто из любопытства. Некоторые верующие таких «захожан» сильно критикуют, а я-то знаю: раз Господь их привел – только Он один и знает, что из этого может получиться. У меня вот получилось следующее.

Вернулся я в гостиницу, а от бабушки услышал, что ночью будет Пасхальная служба. И вот – не лежится мне, не спится. Совершенно нецерковный человек, хоть и верил всегда «в душе», тут отчего-то надумал пойти ночью в храм. Еще вчера такого и предположить не мог, чтобы я вдруг ночью пошел в церковь. А тут, после стакана святой водицы, так меня туда потянуло, что тут же и отправился.

Да не просто пошел на ночную службу, а еще и в первый раз в жизни исповедался и причастился. С того дня стал воцерковляться.

Дима, а Бог-то есть!

Еще немного о том, какими неведомыми путями может Господь человека к себе привести. Моя мама росла и воспитывалась в советское время, атеисткой, хоть, как и я, верила где-то там «в душе», но в церковь никогда не ходила.

И вот, уже в зрелом возрасте решила она продать свой домик в городе Крымске и переехать поближе к морю. Захотелось ей остаток жизни у моря провести. Три года она свой дом продавала – никак не могла продать.

– Дима, сыночек, что мне сделать, чтобы на домик покупатели нашлись?

– Мама, а ты помолись – сходи в храм и помолись. Возьми еще благословение у священника на продажу.

– Разве же это может помочь?!

– А ты попробуй!

В один прекрасный день мама мне звонит и говорит взволнованным голосом:

– Дима, я решилась: сходила в храм, всю службу отстояла, молилась, после службы взяла у батюшки благословение на продажу дома. Что мне дальше делать?

– Мам, сиди и жди: теперь точно продашь.

Проходит три часа. Снова звонок от мамы. Голос у нее ошеломленный, чуть ли не испуганный:

– Дим, у меня сидят покупатели! Дают задаток! Брать?

– Конечно, брать!

И мама тут же продала дом. За три часа продала то, что три года продать не могла. Купила она себе домик у моря, где и хотела. А ровно через год в Крымске произошло наводнение, и после этого цены на дома в городе сильно упали, и покупателей на жилье в бывшем мамином районе больше не находилось.

С тех пор моя мама часто говорит мне:

– Дима, Бог-то есть!

– Да я знаю об этом, мама!

Молодость в Тамани Молодость в Тамани

Скорые помощники

Господь и святые угодники скоро откликаются на молитвы, особенно на молитвы новоначальных, как духовных младенцев. На своем опыте убедился, как скор на услышание святитель Николай-Чудотворец.

Ехали мы как-то с супругой на юг. У Ростова дорога разбитая, а перед нами – множество фур. Едут медленно, пыль летит страшная, двигаться за ними тяжело, и обогнать нет никакой возможности из-за встречных машин.

И тогда я помолился вслух:

– Святителю отче Николае, помоги нам обогнать эти фуры!

Мгновенно все встречные машины исчезли, и мы спокойно обогнали фуры. И сразу снова появился поток встречных машин.

Мы построили деревянный храм в честь Святителя Николая в нашей деревне Каменка, но об этом я еще расскажу.

У родного храма У родного храма

Наши чудеса

Чудес много. Раньше мы с супругой Натальей жили в Тамани, были прихожанами храма Покрова Пресвятой Богородицы, окормлялись у протоиерея Виктора Калмыка. Мою супругу благословили поехать в Москву на курсы организаторов паломнических поездок, которые она благополучно и закончила. Стала возить паломников по святым местам.

Наташа – человек ответственный, а дело для нее было новое. Она очень переживала, и, конечно, нуждалась в укреплении и поддержке. Молилась усердно, чтобы Господь благословил ее начинание, укрепил, помог – и укрепление пришло самым чудесным образом.

Дело было так. Одна из наших первых поездок планировалась в Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь в горах Адыгеи – старинный каменный монастырь.

Там есть очень древние, еще с византийских времен, пещеры. Когда случались гонения на верующих – они там прятались. Мы приехали и пошли в эти пещеры. Нам раздали свечи, мы их зажгли и долго с ними ходили. От свечей у всех, конечно, остались одни огарки. Я подхожу со своим огарком к Наташе, а у нее в руке целая свеча горит.

– Ты новую взяла?

– Нет, это старая, я ее, как и все, в самом начале зажгла. Как зажгла – так с ней и хожу.

Я потрогал пламень ее свечи – он не обжигает. Тут все наши паломники собрались – точно не обжигает

Я потрогал пламень ее свечи – он не обжигает. Тут все наши паломники собрались – все потрогать хотят: точно не обжигает. Такое чудо. И не просто бессмысленное чудо, а как бы специально для нее – для укрепления в вере, и словно символ того, что Господу угодны ее труды по организации паломнических поездок.

По пути остановились и зашли в деревянный храм Целителя Пантелеимона. Священник вынес ковчежец с частицей мощей. Мы по очереди подошли, приложились, и тут тоже, как мне потом Наташа рассказывала, она почувствовала сильнейшее благоухание, причем, кроме нее, никто ничего не почувствовал. Тоже – как знак такой от Господа.

Ведь полный автобус людей, а в паломнических поездках часто случаются искушения, вот она и переживала. И Господь укрепил.

Дмитрий и Наталья Володиковы Дмитрий и Наталья Володиковы

Как мы поехали в Оптину

Мы побывали во многих святых местах: в Оптиной, в Дивеево, в Троице-Сергиевой лавре и еще многих других. Жили тогда в Тамани, в квартире на втором этаже, дом был без всякого дворика, летом жарко, душно, и нам очень хотелось на землю, чтобы свой домик, чтобы выйти в сад, чаю попить на травке, посидеть, книгу почитать на воздухе. Дети наши уже выросли, стали взрослыми людьми, проживали отдельно.

Мы спрашивали о переезде у лаврских старцев, чтобы через старцев нам Господь Свою волю открыл. Нас благословили переехать туда, «где спасительней и ближе к земле».

Перед нашим переездом в Тамани стояла страшная жара, на солнце +50, и даже яблоки прямо на деревьях пеклись. Срываешь яблоко, а оно уже печеное.

Решили мы переехать ближе к Оптиной пустыни. Когда решили ехать туда – сразу нашлись покупатели на квартиру

Решили мы переехать в среднюю полосу России, ближе к Оптиной пустыни: именно Оптина и благодатная Калужская земля особенно коснулись нашего сердца во время паломничества. Когда решили ехать туда – сразу нашлись покупатели на квартиру, а до этого полтора года не находились.

Все произошло очень быстро: весной продали квартиру и после Пасхи уже поехали в Оптину. Сначала жили в паломнической гостинице, трудились на послушаниях в монастыре. Я чистил снег, Наташа работала в трапезной, прибиралась в храмах.

Искали дом, но в самом Козельске жилье нам оказалось не по карману, и мы расширили географию наших поисков. Довольно быстро нашли подходящий домик в небольшой деревне Каменка, недалеко от Шамордино и в 12 километрах от Оптиной, как раз на трассе Калуга-Козельск.

На вечерней службе в Оптиной встретили старца Илия (Ноздрина), спросили совета, и батюшка благословил нам этот домик купить, что мы тут же и сделали.

Старец Илий Старец Илий

Как узнать волю Божию из внешних обстоятельств

Мы поняли, что когда есть воля Божия – все идет гладко, словно Господь Сам препятствия убирает. Духовные люди говорят: когда принимаешь какое-то решение, попробуй – как пойдет. Если есть воля Божия – все пойдет как по маслу, а если нет – начнутся препятствия.

Так и преподобный Варсонофий Великий учил: «стараться узнать волю Божию из внешних обстоятельств», а святитель Иоанн Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, предупреждал: «если дело не по воле Божьей, то оно встретится с непреодолимыми обстоятельствами в жизни».

Всякое, конечно, может быть, иногда и доброму делу препятствия идут, но это, может, потому, что не время для этого дела, может, немного обождать нужно. На все требуется духовное рассуждение, а это дар высокий, который Господь чаще Своим служителям – пастырям дает, вот почему так много благословение священника, тем паче старца, значит.

В Каменке

Переехали быстро, начали обустраиваться, посадили огород, купили кур, пчел.

Первый улей мне Наташа подарила на день рождения еще в Тамани, и я поставил его в саду у друзей. Потом приобрели еще два улья, и в Каменку приехали уже с тремя ульями кавказских пчел. Они, кстати, очень миролюбивые и почти не кусаются. Раньше мы по наивности думали, что все пчелы такие.

Купили в Козельске среднерусских пчел, а потом прятались от них: по незнанию поставили ульи рядом с домом, и наши новые питомцы буквально начали на нас охоту. Доставалось и соседям – откупались медом. Потом купили пчел породы карника, эти оказались миролюбивыми.

Дмитрию и Наталье - да Дмитрию и Наталье - да

Как мы построили деревянный храм

В нашей Каменке храма не было, но примерно в полутора километрах от деревни находится женский монастырь Шамордино, построенный по благословению старца Амвросия Оптинского в конце XIX века. Стали мы ходить на службы в Шамордино. Познакомились с людьми, с батюшками в монастыре, с насельницами, и все вроде налаживалось.

Но… духовники обители, архимандрит Поликарп (Нечипорук) и иеромонах Антоний (Плясов), и чуть позже схиархимандрит старец Илий (Ноздрин) благословили нас построить храм в самой Каменке, аргументируя это тем, что в деревне должен быть свой приходской храм и идти активная приходская жизнь. Многим деревенским, особенно людям старшего возраста, трудно добираться до монастыря, к тому же в Шамордино не крестят, не отпевают, не венчают.

Храм решили строить в честь Святителя Николая Чудотворца, так как в деревне Полошково, которая находится рядом, когда-то был храм в честь Святителя Николая, варварски разрушенный в 1920-е. Землю под храм мы «выбивали» около трех лет, и только с приходом новой главы сельской администрации дело насчет участка под строительство решилось.

Постепенно нам удалось построить наш небольшой деревянный храм-часовню – своими силами, можно сказать, своими руками и всем миром: на пожертвования прихожан и некоторых наших уже постоянных благотворителей.

Приходская жизнь

Жизнь приходская у нас идет очень активная, интересная. Сплотился костяк нашей общины, «прилепились» к нам и деревенские дети. С ними организовали детский ансамбль, разучиваем песнопения с литургии, русские народные песни, казачьи под гусли, баян.

Наташа в юности окончила музыкальное училище по специальности «дирижер оркестра народных инструментов, домрист», потом Академию культуры в Санкт-Петербурге по той же специальности, так что все эти знания ей сейчас очень пригодились на клиросе. Я учусь в духовной семинарии, тружусь старостой храма – мы им живем.

Может, для этого Господь и привел нас в Каменку...

Наша мечта

Теперь небольшой храм-часовня стал уже тесен для нашего прихода, по праздникам мы в него не помещаемся. Появилась у нас новая мечта – построить каменный храм в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В 1914-м году она приезжала помолиться в Оптину пустынь и Шамордино и как раз ехала по нашей дороге, которая ведет через деревню в монастырь.

Строить придумали из ракушечника – из него строят храмы в Греции и на Афоне. Для центральной России это необычный материал, но он натуральный, летом в таком храме прохладно, а зимой тепло. Ракушечник – крымский камень, он проверен веками, в Крыму храмы из такого камня стоят тысячу лет. В Керчи, например, церковь Святого Иоанна Предтечи из ракушечника датируется IX веком...

Еще мы посчитали, что такой храм обойдется даже дешевле кирпичного...

Поставили кружки на сбор средств, пошли по домам односельчан, но это принесло очень небольшую сумму денег, которой не хватит на строительство. Решили зарабатывать сами: поставили торговую палатку около нашего храма Святителя Николая. В ней своими силами печем и продаем пирожки, чай, блины, мёд с личной пасеки, сыр, творог, сметану и другие домашние продукты.

Благодарим оптинского архидиакона, отца Илиодора, и Олега: они никогда не проезжают мимо нашего храма, всегда привозят свежие и очень красивые розы. Мы ставим эти цветы перед иконами Спасителя, Богородицы, святителя Николая и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

Дмитрий и Наталья с отцом Илиодором Дмитрий и Наталья с отцом Илиодором

Дмитрий Володиков
Подготовила Ольга Рожнёва

10 августа 2020 г.

Хотим попросить вас, дорогие читатели: кто поедет в Оптину Пустынь или в Шамордино, не проезжайте и вы мимо нашего храма и нашей скромной палатки.

У нас есть страничка Вконтакте «Строим храм вместе»

Можете писать, ответим на интересующие вопросы.

С уважением, Дмитрий и Наталья Володиковы.

Мой телефон +7(910) 864-86-63.

№ карты Сбербанка: 5336690345699492 (получатель: Дмитрий Викторович В.).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я с пенсии откладывала, дети – с зарплат» «Я с пенсии откладывала, дети – с зарплат»
Дело жизни Марии Артеевой
Как Мария Артеева и ее дети строили памятник и часовню
Наталья Прокофьева
Место для будущей часовни выбрали общим собранием. Жители деревни решили, что лучше всего строить Божий дом на высоком берегу реки Печоры.
«Храм построить? С удовольствием!» «Храм построить? С удовольствием!»
Памяти Игоря Александровича Найвальта
Возведя более 70 храмов, он оставался чуток к нерукотворным храмам «из ребер» – старался помочь каждому.
Храм на Ходынке, которого могло не быть Храм на Ходынке, которого могло не быть
Протоиерей Василий Биксей
Беседа с настоятелем храма прп. Сергия Радонежского на Ходынке протоиереем Василием Биксеем
Сколько раз меня пытались убедить в том, что храм не нужен. Нужен! Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну.
евгений 8 ноября 2020, 17:17
Жива еще Россия,пока такие безсеребренники отдают свою жизнь Господу.Вот и хранит Господь Россию и народ Русский,не дает пропасть. Храни,Господи рабов Твоих Дмитрия и Наталию++++++++++++++
р. Б. Ника10 октября 2020, 03:43
Батюшка Дмитрий, матушка Наталья - помогай Господь вам в благом начинании! Аминь!
Елена О. Дмитрию13 августа 2020, 15:54
Как известно, ананасы можно вырастить и на Соловках... Но всё же это не естественный для севера фрукт. Рискованное дело): "После посещения Соловков писателем Василием Немировичем-Данченко, байка о садоводческих и селекционных успехах соловецких монахов пошла гулять по России. В книге "Беломоры и Соловки" писатель поведал о невероятных успехах монахов в выращивании овощей и фруктов у самого полярного круга... С тех пор, каждый, кто пишет о Соловках, поминает монахов-мичуринцев и непременно добавляет что-нибудь от себя."
Тамара 13 августа 2020, 02:21
Помоги Вам Господь в строительства храма святой великомученицы Елизаветы..
Дмитрий 12 августа 2020, 21:09
Ответ Сергею. Ракушняк имеет достаточно высокую прочность для того, чтобы из него возводить стены многоэтажных зданий до 15-20 метров высотой. Кстати, вопреки расхожему мнению, водопоглощаемость камня ракушечника марки М25 не выше, чем у того же силикатного кирпича, стены из которого часто не нуждаются в отделке. Ракушечник – камень не пористый, потому он и не промокает, соответственно, он не промерзает и не разрушается на морозе.https://zen.yandex.ru/media/stroidom/kamen-rakushechnik--idealnyi-material-dlia-stroitelstva-doma-5e1a46f09c944600ad965455 можно посмотреть фото https://vk.com/xramnikelizaweta
Виктория12 августа 2020, 00:28
Владимир от 10 августа 2020, зачем пишете неправду, что "Во все 1990 годы самая поздняя Пасха была в середине апреля". Посмотрите Пасхалию этих лет в интернете: в 1992 году-26 апреля, в 1997 -27 апреля, а о 1994 и 1995 гг. ниже сказано. Не подрывайте доверие к автору и его благому начинанию.
Ольга11 августа 2020, 20:54
Для сомневающегося Владимира. Пасха в 1994 году была 1 мая, температура плюс 22°, в 1995 году - 23 апреля, температура плюс 24°, а на солнце вполне могло быть и жарче.
ольга11 августа 2020, 18:28
Прочитала статью ,очень понравилась. Странно ,что люди в комментариях пишут о погоде.Погода видишь ли была не такая на Пасху. Например в 1997 году в Москве в марте было + 20-25 градусов тепла.Тепло стояло неделю. Запомнила потому-что заканчивала обучение на курсах, и сокурсницы все время обсуждали,будет еще холод , или нет. А в 2001 году 12 апреля было-12 градусов. Встретила старого знакомого и запомнила. Прекрасный запах тоже ощущала два раза в очереди к святой Матроне в Покровском монастыре. Сначала подумала , что запах идет из окна церкви.Женщины стоявшие со мной в очереди ничего не ощущали Побежала во внутрь. Каждения нет, запаха тоже нет. И тут я поняла, что это привет от Матронушки.
Мария11 августа 2020, 17:24
Из Каменки рукой подать до Подборок. Туда все и ездят, хотя многим ближе в Шамордино
Елена О Владимиру11 августа 2020, 11:07
Зря Вы так подозрительны). Никакой ошибки нет. В 90-е годы перепады температуры на широте Москвы были довольно резкие. Я отлично помню случаи, когда в апрельские дни ходили в сарафане, а в мае надевали куртки.
Владимир10 августа 2020, 23:09
В конце Великого поста никогда не бывает на улице такой жары, чтобы мучила жажда. Таковы особенности климата на широте Москвы. Странно, что это пишут воцерковленные люди. Во все 1990 годы самая поздняя Пасха была в середине апреля. Ошибка незначительная, но подрывает доверие в целом.
ОльгаN10 августа 2020, 21:50
Зачем имена жертвователей на сайте размещать? Разве за этим жертвуют? «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая(6:3 – Мф 6:3)»
Сергей10 августа 2020, 21:40
Так же можно покрыть водоотталкивающей пропиткой)) Дорогие мои. Вы совсем не знаете "строительное искусство". Наружное покрытие закроет поры и сделает невозможной миграцию влажного пара изнутри помещения. Пропитав стены, он попадёт в зону отрицательных температур, там "взорвётся" и разрушит ракушечник. Про толщину стен, соответствующую данной местности , по теплоизоляции - просто молчу! Отопление будет золотым. Храм - это более сложный объект , чем жилой дом. Там залповые, периодические скачки температурно - влажностного режима. Основа успешной стройки - осознание своей некомпетентности. Если она появится..., то мои координаты есть у о. Димитрия(Подборки)
Ольга10 августа 2020, 20:46
Просьба помолиться о упокоении Георгия, Екатерины. Спаси Господи!
Наталия Ростова10 августа 2020, 15:14
/Строить придумали из ракушечника/ Благодаря комментатору Сергею, теперь поняла кое-что. У нас в центре города полно таких домов, старые, больше века им, а всё стоят крепко. Люди мечтают и ждут, когда попадут в программу по приобретению нового жилья. Видимо, не дождутся. Власти эти дома сносить не хотят. Живём на Северном Кавказе. Зимой у нас тепло. Рассказ хороший! Особенно мне понравились слова о воле Божией.
Александр Салий10 августа 2020, 14:41
Если Богу будет угодно,то этот Храм Божий будет. Аминь.
Галина из Новокуйбышевска10 августа 2020, 14:16
Наталья, прошу прощения! Назвала Вас Ольгой, писала под чувствами и спутала с автором статьи. Думаю, Вы не обиделись :-)
Наталья и Димитрий10 августа 2020, 13:56
Ответ Сергею о ракушняке. Мы изучали этот вопрос поэтому будем использовать ракушечник марки 25-35. Так же можно покрыть водоотталкивающей пропиткой. Спаси Господи.
Галина из Новокуйбышевска10 августа 2020, 13:05
Помоги вам Господи, отец Дмитрий и Ольга! Отправила вам одну тысячу на храм в честь преподобномученицы Елисаветы. Очень почитаю её.
Димитрий и Наталья10 августа 2020, 12:59
Благодарим Ольгу Рожневу за прекрасную статью. Также мы очень благодарны всем не равнодушным людям которые откликнулись и уже перечислили пожертвования. Мы обязательно будим молиться о вас. Спаси Господи. На страничке храма ВК мы позже опубликуем имена всех кто внес свою посильную лепту.https://vk.com/xramnikelizaweta
Сергей10 августа 2020, 12:15
Строить придумали из ракушечника)) Опасный это материал для этих мест. Не только Вам приходила эта идея, но...Ракушечник имеет крайне низкую морозостойкость ( показатель F - для кирпича ).Очень быстро теряет свою прочность после увлажнения, замораживания и оттаивания. Такое строение, в этой местности, должно иметь высокий цоколь, большие свесы кровли и желательно, вентилируемый фасад.
Ольга10 августа 2020, 10:39
Дорогие друзья-читатели! Если Вы захотите оказать хотя бы небольшую помощь в строительстве храма в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы, то можете сделать пожертвование на карту Сбербанка 5336 6903 4569 9492 Дмитрий Викторович Володиков
Елена10 августа 2020, 09:46
Помоги, Господи, в вашем благом деле!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

• Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.