Посольство Святой России

К 15-летию основания Елисаветинского женского монастыря (Бухендорф, Германия)

Накануне дня памяти преподобномученицы Елисаветы Феодоровны 15 лет назад в первый день октября в Германии в местечке Бухендорф, что под Мюнхеном, открылся первый женский православный монастырь, – посвященный, разумеется, ее имени.

Так немецкая принцесса, став русской святой, можно сказать, вернулась на свою первую земную Родину.

Матушка Мария и сестры обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Матушка Мария и сестры обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе

Белые лилии для святой… устроительницы «Битв цветов»

Сами немцы до основания в Германии этого монастырского посольства Святой России о своей прославленной Самим Богом соотечественнице практически ничего не знали. Даже мэр Дармштадта, где родилась принцесса Гессенская-Дармштадтская, будущая великая княгиня Российская, преподобномученица Русской Православной Церкви, впервые услышал о ней от Владимира Владимировича Путина в один из визитов Президента России в Германию – как он сам признался на одной из конференций ее памяти.

Многие из немцев здесь так и знакомятся с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной во время концертов, например, русской классической музыки, которую в Германии очень любят. На этих благотворительных встречах солировали известные скрипачи. Все вырученные средства шли как раз на открытие новой обители. Параллельно в фойе будущие насельницы устраивали фотоэкспозиции, посвященные своей Небесной покровительнице, рассказывали о ее подвиге самоотречения ради Христа, мученической кончине, отвечали на вопросы.

Большинство немцев ранее путали Елисавету Феодоровну с католической тезкой-святой Елизаветой Тюрингенской, родоначальницей герцогов Гессенских, в честь которой и была наречена при рождении Элла, будущая русская преподобномученица, так же, как и ее прародительница, впрочем, прославившаяся до своего мученического венца делами милосердия.

Некоторые немцы, узнав Елисавету Феодоровну, ее путь и служение в Православии, и сами принимают Православие. Один даже стал православным священником, а детей называет теперь именами Августейших покровителей как русской, так и немецкой земли: сына – Алексеем в честь мученика-Цесаревича, дочку – Елизаветой в память преподобномученицы.

А ставший другом бухендорфской обители также ныне православный Петр, как то и бывает у педантичных немцев, уже много лет дважды в год, как «по расписанию», приезжает в монастырь потрудиться и отдохнуть душой. И неизменно привозит с собой в приношение глубоко почитаемой им преподобномученице Елисавете Феодоровне белые лилии. Говорят, лилии – это один из пяти видов известных нам на земле цветов, которые есть и в Раю. Они, кстати, украшают святые врата бухендорфской обители.

Часто приходится слышать расхожую фразу: путь к святости не усеян цветами. Те, кто подробно знаком с жизнеописанием и с фотохроникой жизненного пути великой княгини Елисаветы Феодоровны – так резко, впрочем, после трагической гибели супруга великого князя Сергия Александровича обретшими житийную высоту, – тем не менее знают, как много в жизни Ее высочества до этого страшного оглушительного рубежа было цветов.

Первая леди Москвы в бытность ее мужа генерал-губернатором столицы даже устраивала знаменитые «Битвы цветов». Разумеется, благотворительные. Но «оторваться» на них можно было как следует: 8000 букетов, которыми предлагалось фехтовать, забрасывать друг друга… Девушкам – играть в предсвадебную потеху «кто выйдет следующей замуж». Причем нетерпеливый жених мог по-волейбольному на лету ко всеобщему смеху отбить цветочную примету в сторону ненаглядной…

Вся эта шикарная суета после взрыва в Кремле 4/17 февраля 1905 года, как после щелчка фотокамеры, вдруг остановилась и осталась разве что уже на слайдах ушедшей эпохи вскоре утраченной и Империи…

Однако было и есть нечто сокровенное, чего не увидишь на фотоснимках, но то главное, что обрела в этой Империи Гессен-Дармштадтская принцесса; и что доступно до сих пор каждому и каждой из нас… И это то, чего никто уже не отнимет (см.: Ин. 16: 22).

«Святая Россия не может погибнуть»

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна Великая Княгиня Елисавета Феодоровна Рожденная в Германии принцесса Гессен-Дармштадтская, от Духа (Ин. 3: 5) родилась в России. Здесь, крещенная в лютеранстве и воспитанная с детства по-протестантски, она в 1891 году, будучи уже семь лет в замужестве с великим князем Сергием Александровичем – отнюдь не номинально православным, – через Миропомазание приняла Православие. Накануне в письме отцу она уже твердо, даже предвидя несогласие родителя, исповедовала православную веру как единственную настоящую и сильную[1].

Потом уже в смутные революционные годы не раз признавалась, насколько предельно чувствует, что «Православная Церковь является настоящей Церковью Господней», а от того «Святая Россия не может погибнуть, [хотя] Великой России, увы, больше нет»[2].

«Полностью разрушена “Великая Россия, безстрашная и безукоризненная”, но Святая Россия и Православная Церковь, которую “врата ада не одолеют”, – существуют, и существуют более, чем когда бы то ни было, – писала она своей Августейшей сестре Александре Феодоровне, Императрице Российской, в 1918 году буквально за два месяца до их, с разницей в один день, мученической кончины. – И те, кто веруют и не сомневаются ни на мгновение, увидят “внутреннее солнце”, которое освещает тьму во время грохочущей бури»[3].

«И те, кто веруют и не сомневаются ни на мгновение, увидят “внутреннее солнце”, которое освещает тьму во время грохочущей бури»

И далее свидетельствовала:

«Я много читала Евангелие за последнее время, и если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствие Святаго Духа, Который озаряет наш путь»[4].

Как непривычен ее путь к святости… Вопреки русской пословице усеянный русскими же цветами (все-таки пуританская Англия, где воспитывались после смерти матери царственные сестры, вряд ли знала такие сумасбродства).

Начался этот путь к святости с принятия «русской» же, как Православие принято именовать на Западе, веры.

Преподобный Симеон Новый Богослов именно истинную неповрежденную веру (которую Елисавета Феодоровна обрела в Православии) и самоотверженное доброделание (чему их с сестрой еще с самого детства, как не всякого и православного ребенка, учили в лютеранстве) полагал в основу святости. А вере и делам споследствует и третье – дары Святаго Духа.

«Если кто не имеет непогрешительной веры и добрых дел, на того никак невозможно низойти благодати Святаго и поклоняемого Духа, – писал он. – Если же не внидет в какого человека благодать Святаго Духа, чтобы обитать в нем явно и заведомо, то такого никак не следует именовать духовным человеком. А тому, кто не соделался духовным, как можно быть святым?.. Солнце без света как может называемо быть солнцем? И человек, не имеющий Духа Святаго, как может именоваться святым?»[5].

Путь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, столь щедро сначала усеянный цветами, столь же щедро на голгофских высотах иноческого и мученического подвигов озарен Духом Святым. Своими нетленными, чудесно благоухающими мощами она, как того и желала, почивает на Святой земле. А в Духе Святом, безусловно, соприсутствует и в России – той, что Святая и не может погибнуть, – и здесь, в этой первой на ее родной немецкой земле православной русской женской обители, названной ее именем.

Солнце в алтаре и зримая проповедь Православия

Символично, что основание Елисаветинского православного женского монастыря под Мюнхеном в Бухендорфе совершилось по молитве у иконы зачинателей монашества на Руси преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (о чем далее).

Как известно, в протестантизме нет монашества. Как, впрочем, не почитают и святых. Да и святых не от того ли нет, что Дух Божий почивает-то в Церкви? «Без Церкви нет спасения», – увещевал священномученик Иларион (Троицкий). А протестантизм, – писал он ровно 100 лет назад, – «совершенно уничтожил идею Церкви»[6]. Как и латинство (католичество), – постоянно подчеркивает святой, – попрало ее[7].

Не оттого ли, когда католические монастыри и храмы на Западе, в той же Германии, закрываются и наследники этой раздробленной после еще и на множество толков протестантизма линии так часто упираются в апостасию, в Европе появляются новые православные монастыри?

В женскую православную вновь открывшуюся обитель в Бухендорфе 15 лет назад сразу же собралось восемь сестер. Вообще история этого монастыря во многом показательна.

Служение владыки Марка в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Служение владыки Марка в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе

Еще в октябре 2005 года сестры впервые приехали осмотреть этот объект вместе с владыкой Марком (Арндтом), тогда еще архиепископом, ныне митрополитом Берлинским и Западно-Германским. Именно он несколько загодя благословил сестер искать место для основания женского монастыря.

– Где-нибудь на кладбище смотрите, – предполагал, – церковь какую-нибудь…

Но в итоге Бог даст храм построить – свой, в русском стиле. Это зримая проповедь Православия.

Точно так же когда-то приняли принципиальное решение отстроить в свое время в Дармштадте церковь святой равноапостольной Марии Магдалины именно в русском (раннем ярославском) стиле и последние русские святые Царственные мученики[8]. Не за эту ли верность их заветам бухендорфские сестры не раз оказывались пожалованы Царскими подарками?

Мозаика святых Царственных мучеников и преподобномученицы Елисаветы из Дармштадта Мозаика святых Царственных мучеников и преподобномученицы Елисаветы из Дармштадта

Так досталась им в наследство огромная мозаика Царской семьи с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной из Дармштадта, из усадьбы Гессенского дома, от последнего представителя Гессенского семейства. Сестры даже ездили в гости к графу Моритцу. Побывали в замке, где еще дитём бегала их покровительница. Отслужили молебен в сохранившейся библиотеке Царя Николая II. Пели, чередуя немецкий и церковнославянский языки, так что граф, умиленный, даже несмотря на свои 80 лет, уважив православную традицию, стоял, а в конце молебна, хотя протестанты и не признают ни святых, ни их образов, приложился к иконе своих святых родственников и подошел на помазание. Вскоре граф преставился, а мозаику перевезли в бухендорфский монастырь, кстати, в день рождения Елисаветы Феодоровны – 1 ноября. Такое часто в обителях бывает: именно в день памяти Небесных покровителей происходят какие-то важные события, приемлются дары.

Бухендорфским сестрам были дарованы и некоторые части императорского иконостаса

Бухендорфским сестрам были дарованы и некоторые части императорского иконостаса. Эта святыня ранее украшала домовую церковь еще Царя Александра II (предположительно: на его даче в Финляндии), потом была передана графу Адлербергу в Никольскую домовую церковь в Мюнхене, и вот оказалась в храме первой в Германии женской православной обители.

Пока храм в Елисаветинском монастыре обустроен на первом этаже во вполне западном модернистском помещении, одна из стен которого, выходящая в монастырский сад, является полностью стеклянной. Наискосок, превращая в алтарь угол между стеклянной и обычной глухой стеной, и поставлен был царский иконостас. На заре во время Богослужения восходящее солнце освещает храм точно изнутри алтаря и играет лучами на клиросе.

Множество православных, живущих в Германии, путешествующих или находящихся на лечении в немецких клиниках, находят теперь здесь отдохновение и покой для душ, возможность помолиться, исповедоваться, причаститься. А каждое лето девочки-подростки со всей Германии и из других европейских стран съезжаются сюда на каникулы в Марфо-Мариинский лагерь, чтобы приобщиться жизни совершенно инаковой, не погибшей, по словам преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, Святой России.

Когда люди ищут монашества?

А еще 15 лет назад на немецкой земле не было ни одной православной женской обители. Хотя, как говорят здешние монашествующие, если человек встретит настоящего монаха, ему стопроцентно захочется стать монахом. А в Германской епархии такового монаха вот уже более четырех десятилетий как встречают в лице правящего архиерея – владыки Марка.

А он всех ищущих иночества христианок последовательно отправлял или в соседнюю Францию, или на Святую землю – там у Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) два женских монастыря: Спасо-Вознесенский на Елеоне и Гефсиманский – с известным храмом святой равноапостольной Марии Магдалины, где и покоятся мощи преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Архиерейский Собор Русской Православной Зарубежной Церкви в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Архиерейский Собор Русской Православной Зарубежной Церкви в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе

Так бы, наверное, всё и продолжалось, если бы будущая игумения Мария (Сидиропуло) не поинтересовалась однажды у архиерея:

– Владыка Марк, а может быть, можно и здесь подвизаться?

– Бог да благословит!

Сначала сестры жили некоторое время на съемной квартире от мюнхенского кафедрального собора Новомучеников и Исповедников Российских и святителя Николая. Было, конечно, сложно. Мирская обстановка угашает монашеский дух. Хотя, как потом наставлял их владыка Марк, можно и сидя на железнодорожной насыпи, где не смолкает стук колес, творить Иисусову молитву.

Но все же преподобный Иоанн Лествичник советовал: как только почувствуешь в себе обжигающее призвание, беги из мира[9]. Сестры периодически сбегали на службу в монастырь преподобного Иова Почаевского, где настоятельствует сам владыка Марк. Но он благословил их бывать здесь не чаще, чем один раз в неделю. И сестры целую неделю ждали этого благословенного дня.

Вставать им приходилось раньше 3 часов ночи, чтобы к 4 утра уже быть в храме к началу богослужения.

– Душа сразу расправлялась, – вспоминает матушка Мария, – стоило только вступить за врата обители.

«Душа сразу расправлялась, – вспоминает матушка Мария, – стоило только вступить за врата обители»

Хотя тот, кто был в монастыре преподобного Иова Почаевского, знает, что вратами только что названы были вовсе не увесистые ворота, как это принято в русских монастырях-крепостях, а низенькая едва заметная оградка с калиточкой и въездом, но контраст действительно ощутим. Здесь открывается та безмерная – хотя, опять же, монастырь весьма компактен, – иная реальность, за которой и бегут монахи из мира, и едут паломники в монастыри.

Оазис духовной жизни захотелось создать и сестрам.

Благословение основателей монашества на Руси

– И почему мы ни разу не попросили у вас благословения найти землю, чтобы основать женскую обитель здесь, в Германии?! – спросила наконец у владыки Марка будущая игумения Мария.

– Ищите не далее 80 км от Мюнхена, чтобы можно было вас окормлять, – благословил он.

Начались поиски. Сестры скупали газеты с объявлениями о продаже участков. Ездили смотреть какие-то полуразваленные фермы. Подбирали эконом-вариант, пока за чашечкой чая с одной приятельницей-католичкой будущая настоятельница вдруг не узнала, что в 19 км от Мюнхена есть пустующий католический монастырь. Причем владельцы хотели, чтобы он оставался монастырем. А так как среди католиков приобрести его с таким условием-обременением никого не предвиделось, судьба этого «Английского дома» так и оказалась решена.

Все желающие помочь обители могут выкупить один (или более) кв. м земли, став тем самым ктитором монастыря

Впрочем, за неимением у сестер достаточной суммы его пока передали в долгосрочную аренду на 99 лет с правом выкупа. Все желающие помочь обители могут выкупить один (или более) кв. м земли, став тем самым ктитором монастыря, чье имя внесут для вечного поминовения. Для этого в монастыре открыли проект «Благо». Хотя за время действия проекта стоимость кв. м в этом районе от изначальных 500 € подскочила вдвое… Сестры молитвенно надеются на финансовое форсирование этого очень медленного процесса имеющими на то возможности благотворителями. Необходимы средства и на постройку русского храма. Местные власти в этом вопросе полностью идут навстречу, архитектурный проект всё это время оттачивается, дорабатывается – скоро очередная презентация.

18 июля 2005 года, после Божественной Литургии в мужском монастыре преподобного Иова Почаевского, сестры решили приехать в еще незнакомое им тогда место, где ныне они и подвизаются, и для начала хотя бы неофициально совершить крестный ход с иконой вокруг этих позаброшенных на тот момент зданий.

– Сделать это было не совсем легко, – вспоминает матушка Мария, – так как вся территория заросла уже высоченной травой – непонятно было даже, где тут искать вход…

У будущих насельниц с собой был образ их Небесной покровительницы – память мученической кончины в тот день отмечалась, – и они с некоторым трудом и горячей молитвой крестный ход всё-таки совершили, испрашивая помощи преподобномученицы Елисаветы Феодоровны… И вскоре сделка без особых проблем состоялась.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Иларион (Капрал) в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Иларион (Капрал) в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе

Тогда уже, обрадовавшись происшедшему как своего рода ответу на их молитвы, сестры приехали сюда с владыкой Марком и группой волонтеров-мужчин, откликнувшихся на опубликованное в «Вестнике Германской епархии» объявление с просьбой о помощи. Решили устроить было рабочее совещание: с чего начинать восстанавливать монастырь? Осмотрелись, а там даже не на что было сесть, чтобы начать совещаться. Хотя кто-то вдруг и нашел один единственный стул, но его вид и прочность не внушали доверия, чтобы предложить его архиерею. Кто-то быстро съездил за садовым гарнитуром: компактный столик и две лавки.

Решили помолиться перед началом доброго дела… Иконы нет! Будущая игумения вспомнила, что накануне ей подарили как раз образ преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, икона где-то в машине… Сбегала и принесла. Так основатели монашества на Руси и благословили зарождение в Германии этой первой православной женской иноческой обители.

Молились перед образом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских – так основатели монашества на Руси благословили первый женский монастырь в Германии

После молитвы дело заспорилось. Для рабочих-добровольцев владыка Марк благословил сразу же хотя бы минимально обустроить несколько комнат, чтобы они могли после работы нормально отдыхать. Питьевую воду возили из кафедрального собора, в больших кастрюлях; ехали медленно, чтобы воду не расплескать… Сами сестры спали тогда в пустых кельях прямо на полу в спальных мешках. Но бытовым трудностям не придавали особого значения – «наоборот, преодолевая их, сердца наполнялись радостью», – вспоминает сейчас матушка Мария.

С обустройством быта опять, кстати, католики помогли. Некий председатель попечительского Фонда Католической церкви, узнав, как живут сестры, и приехав посмотрев на всё собственными глазами, тут же организовал передачу им всего необходимого из двух других закрывшихся католических монастырей. Причем когда приезжали забирать мебель и вещи, почти все было уже распределено для отсылки нуждающимся католическим монастырям в другие страны. Наклейки на коробках были в Румынию, в Хорватию, в Венгрию… Но, видимо, из Небесной канцелярии пришло другое распоряжение.

Благодаря такому попечению можно было сосредоточиться уже собственно на духовной стороне – благо с самого основания обители ее духовником был владыка Марк.

Молчание и молитва исцеляют

Богослужение у сестер, так же как и у братии монастыря преподобного Иова Почаевского, начинается в 4:00 утра. Хотя владыка Марк поначалу и благословлял сестер вставать к 5-и (в качестве некоей поблажки), но они, попробовав, поняли, что к 4-м вставать легче.

Каждое утро в половине 4-го ритмичное било будит насельниц. Но келейная молитва начинается чуть раньше. Владыка Марк учит: прежде чем идти в храм, душу сначала надо подготовить. Предстояние начинается уже в келье: и в конце дня, – наставляет духовник, – монахине надо входить в свою келью так, как священник входит в алтарь. Не вносить в святилище Божие чуждого огня: рассеянности, многозаботливости, обрывков ненужных фраз.

Поэтому весь день монахиня молчит и молится. Матушка Мария благословляет сестер не отвечать даже на прямые адресованные им отвлеченные вопросы – если только речь не идет о расписании служб или чем-то другом нужном. «Не бойтесь показать свою инаковость, – напоминает она инокиням об их призвании, – молитесь!»

На территории монастыря На территории монастыря

«Не бойтесь показать свою инаковость, – напоминает настоятельница инокиням, – молитесь!»

На все вопросы, связанные с расселением, паломницам отвечает специально на то поставленная сестра-гостиничная. В других же случаях о беседе попросить можно настоятельницу.

Старец Эмилиан (Вафидис) в «Толковании на подвижнические слова аввы Исаии», ставшем замечательным подспорьем инокам и желающим подвизаться мирянам, вообще утверждает, что тот, у кого всё в порядке, предпочитает молчать[10]. Но и само пусть и вынужденное для привыкших болтать мирян погружение в этот благой раствор монастырского молчания, с одной стороны, и молитвы – с другой, – исцеляет.

Паломницы, как и сами сестры, неопустительно посещают все богослужения суточного круга без исключений.

Утреннее богослужение длится до 7:00, а если служится Литургия, то до 8:00. Потом – общая трапеза, за которой читаются жития святых и святоотеческие творения.

После этого сестры расходятся по послушаниям, работы по которым необходимо завершить ровно к 12:00. Начинается тихий час. Как правило, сестры отдыхают в кельях, а если не спится, можно почитать святых отцов, но непременно лежа. По рекомендации врачей-физиологов, в это время около двух часов для тех, кто так рано встает, обязательно надо, подчеркивает матушка игумения, находиться в горизонтальном положении.

Митрополит Марк (Арндт), матушка Мария и сестры обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе. Поездка в горы Митрополит Марк (Арндт), матушка Мария и сестры обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе. Поездка в горы

В этом монастыре все как-то без надрыва, без чрезмерности. Русская душа, что бы ни говорили, все-таки тяготеет к размаху и скорости свершений, будь то восстановление столь же быстро разрушенного или возведение чего-то нового. А здесь все по-немецки размеренно и основательно. Впрочем, главное – стяжать молитву, а там – и «горы сдвинутся» (ср.: Мк. 11: 23).

Сестры очень любят находящиеся неподалеку Альпы и стараются туда обязательно выезжать каждый год на Светлой седмице. Хотя здесь, в самой обители, душа чувствует себя настолько свободно и легко, что никуда и не рвется.

Помню, когда матушка Мария на 15-минутном чае-«планерке», который бывает в 13:45 сразу после тихого часа, сообщила, что, возможно, в Альпы поедет машина, как-то и не хотелось отлучаться. И даже когда потом предложила:

– В лес сходите погуляйте.

«В лес?!..» – опять немое вопрошание. Там действительно просто очень хорошо в монастыре – так что точно всё, что душе надо, она уже получает, и хочется только всё больше сосредотачиваться.

Душа в монастыре должна расти. О цветах, между которыми не бывает битв

Этой четверти часа «планерки» до того, как после отдыха снова разойтись по послушаниям, достаточно, чтобы сообщить о сделанном или задать вопрос о том, что предстоит. Владыка Марк предостерегает:

– По делу достаточно сказать одно-два-несколько слов. Избегайте болтологии. Это болезнь женских монастырей. Храните молчание между собой – этим вы помогаете себе в общении с Богом.

«Храните молчание между собой – этим вы помогаете себе в общении с Богом»

Эти наставления оберегают от ненужных искушений, рассеяния.

– Любое искушение начинается, – говорит матушка Мария, – с противления воле Божией, в монастыре она открывается через настоятеля. Послушания не выбирают, его дают, а ты, молитвенно испрашивая помощи и вразумления от Бога, пред Богом же его и исполняешь. И не надо себе давать никаких оценок. Это не ты, это благодать Божия действует через тебя, и все управляется. А вот только коснется тебя искушение, твоя реакция и открывает тебе твое реальное состояние.

Здесь принято за правило: пока бушует внутренняя буря, нельзя принимать никаких решений. Надо ждать внутренней тишины. Когда туман искушения рассеется, тогда и ясно станет, что предпринять. Иногда эта молитвенная пауза требует значительного времени.

Курская-Коренная икона Божией Матери в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе. Служение владыки Марка Курская-Коренная икона Божией Матери в обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе. Служение владыки Марка

Послушания во второй половине дня заканчиваются ровно в 16:00. Теперь до 18:00 сестры находятся в кельях – это время келейного правила. У каждой оно свое. Назначает его духовник обители – владыка Марк. Это обязательно и Иисусова молитва по четкам с поклонами, и душеполезное чтение каждой в ее меру.

Грех есть неестественное состояние души. Порабощенная им душа требует исправления. Каждую неделю митрополит Марк, несмотря на всю свою занятость, исповедует сестер. Матушка Мария говорит:

– Душа в монастыре должна расти, а не так, что просто сестре здесь нравится пребывать. Некоторым душам нужен суровый климат, только тогда и начинает молиться эта душа. Скорби для нее полезны, а другую душу эти же скорби приведут в уныние, и она совсем не сможет молиться. По-разному души устроены. Монахини, как розочки или орхидеи в оранжерее. Кто-то сам стоек, кому-то нужна опора. Одни цветы любят воду, другие – нет; этим нужна песчаная земля, тем – чернозем, иначе они просто не будут расти. С кем-то нужно быть построже, другую – поливать любовью. Если найти личный подход к каждой, будут мир и гармония.

– Сестры – молодцы! – подтверждал, помню, викарий владыки Марка архиепископ Штутгартский Агапит (Горачек), все эти годы так же наблюдавший, как развивается монастырь. – Они полностью переняли наш Устав монастыря преподобного Иова Почаевского. Не всякая женская община отважится так подвизаться. Но, с другой стороны, его строгость позволила им избавить себя от излишней суеты. Все в Уставе четко и ясно, испытано десятилетиями. Если возникает какой-то вопрос, то спрашивают у владыки Марка. А так среди сестер никаких споров нет. Это очень важно. Такое редко бывает при становлении новой общины. Но им это удалось! Между ними не было и нет никаких неустройств, выяснений отношений.

Малое повечерие. Обитель преподобномученицы Елисавета в Бухендорфе Малое повечерие. Обитель преподобномученицы Елисавета в Бухендорфе

День календарный клонится к концу, а богослужебный как раз начинается: в 18:00 в храме читается девятый час и служится вечерня. Потом сестры буквально разве что отлучаются из церкви на трапезу, за которой также читаются святые отцы, и к 20:00 снова возвращаются на повечерие с каноном Божией Матери из Октоиха. Здесь после совместных молитв на сон грядущим совершается и чин прощения – все, примирившись друг с другом, лобызают святыни и берут благословение у настоятельницы.

Всё. В полной тишине насельницы и паломницы расходятся, бережно неся молитву, накопленную за день, чтобы войти в келью, как священник в алтарь.

Если день прожит так, как надо, этот алтарь изнутри освещает солнце.

Ольга Орлова

10 октября 2020 г.

[1] Письмо отцу от 1 января 1891 г. См.: Елисавета Феодоровна // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 389.

[2] Миллер Любовь. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.: Паломник, 2007. С. 254–255.

[3] Там же. С. 255–256.

[4] Там же.

[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 17–18. Слово 55.

[6] Иларион (Троицкий), священномученик. Постепенное помутнение веры в Церковь // Иларион (Троицкий), священномученик. Христианства нет без Церкви.

[7] См.: Там же.

[8] В Русской Православной Церкви Заграницей Августейшая Семья вместе с убиенными с ними в подвале Ипатьевского дома врачом и слугами была прославлена в 1981 г. в лике мучеников; в Русской Православной Церкви Московского Патриархата Царскую Семью прославили в 2000 г. в лике страстотерпцев, как впоследствии и некоторых из убиенных с ними, например врача Евгения Боткина. В тексте, написанном со слов представителей РПЦЗ, уместнее оказалось именование «мученики».

[9] Ср.: «Ощутивши пламень, беги; ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме». – Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 3. О странничестве, то есть уклонении от мира // http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/.

[10] Эмилиан (Вафидис), архимандрит. Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. М.: Зачатьевский ставропигиальный монастырь; Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2014. С. 70.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь13 октября 2020, 08:26
Спаси Господи! Благодарю за статью и указанный духовный вектор
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×