Забытая добродетель

…и будьте дружелюбны.
(Кол. 3: 15)

Радость общения – одно из главных земных утешений человека.
Игумен Нектарий (Морозов)

Я зашла в пекарню «Хлебница» перекусить, свободное место за столиком было только рядом с бабушкой, допивавшей чай. К чаю не было даже плюшки, а бабушка была старенькая, но очень опрятная, с ясными темно-карими глазами под черными, без единого седого волоса, бровями.

– Вкусно, наверное, – улыбнулась бабушка, кивнув на мой капучино. – Вот дождусь пенсии и тоже попробую.

– Я ща! – я положила надкусанную булочку и ринулась к прилавку. – Еще один капучино, пожалуйста!

Я поставила стакан перед старушкой:

– Разрешите вас угостить? Пожалуйста, не надо ждать пенсии, выпейте кофе сейчас.

– Спасибо! – обрадовалась та. – Ой, как вкусно! Доброго здоровья вашей матушке!

– Пожалуйста. Только матушка моя уже упокоилась.

– Тогда напою ее, – бабушка снова улыбнулась. – Я здесь, а она там полакомится!

Бабушка так была рада этому дрянному капучино и так благодарила, как будто я ради нее в горящую избу вошла. Мне стало грустно: неужели я так отстала от жизни, что по привычке считаю нормой то, что уже стало чем-то из ряда вон выходящим?.. Вспомнила, как на днях, гуляя, посторонилась, чтобы пропустить подростка на самокате, – а он, к моему удивлению, улыбнулся с искренней благодарностью:

– Огромное вам спасибо!

Да за что же? За то, что не обругала, что ли? Разве это не в порядке вещей – проявить любезность, притом совершенно необременительную?

А ведь и правда: обычная любезность становится в нашем обществе забытой добродетелью, чем-то вроде умения вальсировать – оно, может, и красиво, но архаично и непонятно, для чего нужно. И вероятность встретить любезного человека (в МФЦ, поликлинике, «Сбербанке», пригородном автобусе, «Пятерочке», церковной свечной лавке – где угодно) – это как шанс получить в ночном клубе приглашение на вальс.

А те модели поведения, которые приняты в обществе, полностью противоположны любезности.

Журналисты (по крайней мере светские), когда берут интервью, стремятся спровоцировать собеседника, «выбить» из него раздражение или слезы, заставить потерять лицо. Почему-то считается, что крик, истерика, ругань – это момент истины, герой программы предстает без прикрас, таким, каков он на самом деле. Хотя состояние аффекта – это, по сути, временное помешательство, недаром оно служит смягчающим обстоятельством в суде.

В интеллигентной среде считается хорошим тоном «срезать», «отбрить» собеседника, в моде ирония, переходящая в сарказм. В молодежной – допустимо унизить, высмеять ближнего. В среде церковной, особенно неофитской, язвительность и насмешки не приветствуются, но позволительно быть грубым: зато, мол, я прямодушный и искренний! Льстивых улыбок и лицемерных похвал от меня не ждите – нахамлю чистосердечнейше, от всей души!

В истории христианства уже были противники любезности: английские протестанты

В истории христианства уже были противники любезности: английские протестанты-«круглоголовые», объявившие войну как модным прическам с пышными локонами, так и хорошим манерам. Демонстративная грубость пуритан вошла в поговорку, сами же они объясняли, что они – за правду, против лицемерия, замаскированного учтивыми словами и изящными поклонами.

Полагаю, что в этом (как и во многом другом) пуритане прискорбным образом заблуждались, и не стоит им подражать. Безусловно, лицемерие непростительно для христианина, но непростительно и намерение обижать ближних («Павел извергает из Царствия не только прелюбодеев и блудников, но и обидчиков»[1], – подчеркивает святитель Иоанн Златоуст.)

Чтобы быть правдивым, вовсе не нужно быть грубияном, тем более что христианская любовь к ближнему не предполагает таяния от сентиментальной нежности к нему. Нежность – это признак «филии», глубоко личной взаимной привязанности друзей, тогда как заповеданное нам Христом отношение ко всем людям по-гречески именуется «агапэ» – любовь-доброта, доброе отношение как результат свободного выбора. Ничто не мешает сделать этот выбор и следовать ему, невзирая на то, что этот конкретный ближний нам лично не нравится. И правдив лишь тот, кто ищет опоры в правде Божией, то есть правде любви, поскольку Бог есть любовь (ср.: 1 Ин. 4: 16).

А любезность не имеет ничего общего с лестью и лицемерием. Это мягкость манер, умение улыбнуться собеседнику, даже если на душе кошки скребут, готовность оказать посильную, необременительную услугу. Просто так, потому что мы же люди.

В школьные годы настольными у меня были книги академика Лихачева. Дмитрий Сергеевич придает большое значение любезности. Он подчеркивает: навык быть любезным нужен не для манипулирования окружающими, а «чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо»[2].

«‟Вы оказали мне любезность”. Это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается»[3].

«Хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее»[4].

«Любезность предстает перед нами как своего рода этическое, эстетическое и интеллектуальное жизненное творчество, осуществляющееся в обычном общении людей и направленное на придание нашим проявлениям в общении социально безболезненной формы»[5], – вторит ему философ Иван Ильин.

Социально безболезненная форма – вот в чем суть. Любезными нужно быть не ради выгоды, как думают пуритански настроенные церковные люди, нарочно выставляющие себя «грубыми, зато честными», а чтобы причинять ближним меньше боли. Быть любезным – милосердно, великодушно, это навык, необходимый каждому, кто не хочет ранить окружающих невидимыми шипами своей усталости, раздражительности, нервозности и страха.

В понятие любезности входит и умение «придержать свое мнение», когда его никто не спрашивал

В понятие любезности входит умение «придержать свое мнение», когда его никто не спрашивал, и даже вовсе не иметь его о предметах, далеких от нашей компетенции. Только самоутверждающиеся подростки стремятся иметь мнение обо всем на свете и сообщать его окружающим по любому поводу.

Всем знакома ситуация: человек публикует в соцсетях пост в день казни поэта Гумилева, и тут же в комментариях кто-то пишет: «Терпеть не могу этого пафосного, напыщенного Гумилева с его “конквистадорами”!» Разумеется, Гумилева можно назвать и пафосным, и напыщенным, если угодно, но – зачем же это делать на страничке поклонника его поэзии? Чтобы «выразить себя»?..

Да что Гумилев – под каждым фото упитанного кота непременно обнаружится комментарий: «Фу, я не люблю кошек!» И часто это даже не сознательное желание испортить ближнему настроение, расстроить его, а… банальное неумение поддержать разговор. Ну не умеет человек к месту сказать какой-нибудь милый пустячок, не умеет и промолчать. А расстраивает собеседника – походя, совершенно бездумно, потому что не привык уважать и щадить чувства ближних.

Духовность – кровля, а фундамент – доброжелательное и любезное отношение друг к другу

В церковной среде много говорят о духовности – но это кровля, которую без фундамента и стен возводить, мягко говоря, преждевременно. А фундамент – доброжелательное и любезное отношение друг к другу. На мой взгляд, оно начинается с мелочей, таких как готовность оплатить «подвешенный» кофе для незнакомого студента, у которого нет лишних 50 рублей, но очень хочется перекусить и согреться. Не стоит сразу браться за подвиги, идти волонтером в хоспис – так можно быстро перегореть, не рассчитав своих сил. Не нужно пытаться с места в карьер просиять любовью – достаточно, если выражение вашего лица не отпугнет человека, которого вы по доброте душевной предложили немного подвезти.

Сейчас это приобрело особую актуальность, поскольку многие люди напуганы, дезориентированы, со страхом смотрят в будущее – и, плохо умея выдерживать неопределенность и справляться с тревожностью, ведут себя агрессивно. Остудить страсти поможет только спокойствие и доброжелательность – любезность – тех, с кем эти взволнованные люди встречаются. Давайте постараемся подать внешним пример достойного, уравновешенного поведения, без истерик и желания покусать друг друга – может быть, им тоже захочется!

Елена Цыганова

11 ноября 2020 г.

[1] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 1. С. 183. Святитель ссылается на слова апостола: «Злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10).

[2] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.

[3] Д. Лихачев: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми // https://www.pravmir.ru/o-russkom-yazyke-i-nenormativnoj-leksike/.

[4] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.

[5] Ильин И. О любезности. Социально-психологический опыт.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вежливость как простейшее проявление любви Вежливость как простейшее проявление любви
Прот. Александр Азаренков
Вежливость как простейшее проявление любви Вежливость как простейшее проявление любви
Петр Давыдов
О том, как в обществе воспитывать базовые нравственные ценности, рассказывает протоиерей Александр Азаренков, автор информационно-образовательного проекта «Семь уроков жизни»
Будьте благожелательны друг к другу! Будьте благожелательны друг к другу!
Митр. Лимасольский Афанасий
Будьте благожелательны друг к другу! Будьте благожелательны друг к другу!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Святые были деликатны и могли без давления помочь человеку осознать его ошибку. Я вам приведу пример. Однажды на Афон приехал человек, который ненавидел своего отца.
Как важно быть любезным. Дневник непрочитанных книг Как важно быть любезным. Дневник непрочитанных книг Как важно быть любезным. Дневник непрочитанных книг Как важно быть любезным.
Дневник непрочитанных книг

Любезность не является популярной моделью поведения в современном обществе. Это легко заметить, даже не напоминая о жующе-спящих юнцах на диванах метро и о бабушке, которой в голову не приходит сказать «спасибо», если редкий из них вдруг опомнится и уступит место. Любезность не хозяйка и в православной среде – зачем серьезному человеку улыбаться?
Комментарии
Серафим30 декабря 2020, 04:06
Какой тихий свет льется от этого текста! Принять же этот свет в себя и излучать его окружающим, не только верующим в храме, но и простым соседям при ежедневном общении, - поистине требует труда над собой. Легкость в этом вопросе совершенно мнима. Но без усилий и, по началу, малых подвигов, не приблизиться к исправлению себя и спасению.
Марина28 декабря 2020, 20:30
Замечательная статья!..хотя, судя по перепалке некоторых авторов она так и не дошла до их сердец..что лишний раз подтверждает ее своевременность и необходимость))) Автору респект!
Сергей25 ноября 2020, 11:27
Прекрасная статья. Спасибо Вам Елена за это чудесный рассказ. Я полагаю, что каждый прочитавший его, откроет в себе что то новое и хотя бы на секундочку задумается о своем отношении к окружающим людям. Благодарю.
Игорь Ковалев24 ноября 2020, 20:39
Катерина."Вы же не знаете и не видите,как именно Алла или автор делают добрые дела,как же можно так смело приписывать им..."/Алла сама признаёт,что не ради Христа делает,а в общем различаю,как учат св. Отцы. Нейтрального делания добра быть не может,либо оно приносит смирение,либо гордость.Свт.Игнатий:"Делатель правды человеческой исполнен самомнения,высокоумия, самообольщения;он проповедует,трубит о себе,о делах своих,не обращая никакого внимания на воспрещение Господа.Напротив того,делатель евангельских заповедей всегда погружен в смирение:сличая с возвышенностию и чистотою всесвятых заповедей свое исполнение их,он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога..."
Алла24 ноября 2020, 18:27
Игорь, Игнатий Брянчанинов не равняется Церкви. Вот внизу хорошая цитата Иоанна Златоуста, а он для меня намного больший авторитет. "И с чего вы взяли,что это вам Бог воздаёт?" А кто же ещё? "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите" С радостью у вас точно большие проблемы ;)
Игорь Ковалев24 ноября 2020, 18:15
Катерина 23 ноября 2020, 23:09"ни один адекватный самокритичный христианин, строго относящийся к своей духовной жизни, не будет трезвонить налево и направо о том, что он делает добрые дела ... "/Совершенно с вами согласен. Только зачем мне эти слова адресовать??? Я , в отличии от Аллы и автора статьи, не утверждал, что делаю добрые дела , ни со смирением, ни без него.Наоборот привел слова Макария Великого из утренних молитв,где он говорит,что " никогда, ничего доброго не сделал". И так должен считать каждый христианин.
Катерина24 ноября 2020, 13:33
Игорь Кононов, Вы же не знаете и не видите, как именно Алла или автор делают добрые дела, как же можно так смело приписывать им какие-то аж диавольские поступки. Такими бревнами в их глазах ворочаете - только держись. Меня Ваши тексты начинают потихоньку пугать, не менее чем тексты Дениса, хоть Вы их усыпаете цитатами.
Игорь Ковалев24 ноября 2020, 10:17
Алла.Ещё раз повторяю, главное смирение,а не то, что нравится,может вам по тщеславию нравится,вы же этого не понимаете.И с чего вы взяли,что это вам Бог воздаёт?Воздаяние от Бога за добрые дела-это смирение и Благодать.Здравый смысл в мыслях св. Отцов,а не в наших,но вы руководствуетесь своими.Что и доказывает отсутствие смирения. Свт.Игнатий Брянчанинов:"Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом,как делается ядом вкусная и здоровая пища,когда перемешают ее с ядом.Хранись делать добро падшего естества!Делая это добро,разовьешь свое падение,разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами."
Станислав24 ноября 2020, 01:38
Иоанн Златоуст говорил: "Любочестив бо Сый Владыка, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит". Аллины добрые дела всяко ценнее для Господа злых слов Игоря.
Катерина 23 ноября 2020, 23:09
Игорь Кононов, ни один адекватный самокритичный христианин, строго относящийся к своей духовной жизни, не будет трезвонить налево и направо о том, что он делает добрые дела с непременным превосходном смирением, потому что смиряться для него - как воздухом дышать. Настолько он мега смиренен.
Алла23 ноября 2020, 14:27
Игорь, вы сами прекрасно знаете, что многие люди вовсе не ролучают удовольствие от добрых дел, а совсем наоборот. Если человеку приятно радовать других - разве это плохо? Разве было бы лучше, если бы мне нравилось делать пакости людям? И если бы Богу не были угодны мои дела, Он бы не вознаграждал меня за них так явно) Заметьте, свое благополучие я не приписываю себе, я знаю, Кого я должна благодарить. А если что-то идет не так, то Господа я не виню никогда. А ваши выводы не только аморальны, но и противоречат здравому смыслу. Всегда лучше быть вежливым и добрым, чем грубым и злым.
Игорь Ковалев23 ноября 2020, 10:02
Алла."я делаю добрые дела"/Вы делаете,а Макарий Великий говорил:"никогда ничего доброго не сделал пред Тобою"(утренние молитвы 1-я молитва Макария Великого).Вы просто не видите,что ваши дела смешаны со злом.Так вы и не поняли,что надо не "удовольствие получать",а СМИРЕНИЕ!!!Варсонофий Великий:"без смирения...труд суетен и не вменяется ни во что".Исаак Сирин:"Если же оно(смирение)утрачено,то первые(добродетели и труд ради них)будут напрасны". Никон Воробьёв:"добрые дела только тогда имеют цену пред Богом,когда делаются ради Бога,А если добрые дела делаются по другим причинам,то они не угодны Господу Богу."Из этих цитат даже ребёнок поймёт,какие должны быть дела и, что надо получать от них.
Алла22 ноября 2020, 15:32
Игорь, я делаю добрые дела, и представьте себе, получаю от этого большое удовольствие, наслаждаюсь процессом, так сказать. Мне это нравится, улучшается настроение, и более того, у меня всегда срабатывает - делаешь доброе дело, и Бог его возвращает сторицей. Всегда. Даже в деньгах - пожертвую, и откуда-то мне вдруг приходит намного больше потраченного. Так я и живу в гармонии с собой и миром, ведь Господь наградил меня неисчерпаемым запасом жизнелюбия) Поэтому ваши колючки до моей кожи не достают, дорогой брат. "такие дела ничего не стоят", какие "такие"? Не приплетайте сюда святых отцов, это вы себе сами в осуждение придумываете небылицы про автора статьи.
Игорь Ковалев21 ноября 2020, 22:35
Алла21 ноября 2020, 13:33 " У вас большие проблемы,"/-Уже много раз вам говорил и ещё раз повторю слова Никона Воробьёва,привожу по памяти:Кто не понимает аскетической жизни св.Отцов, тот ничего не понимает в духовной жизни.Спорите,даже не пытаясь разобраться почему ,так утверждали св. Отцы. Так,что Алла, большие то проблемы у вас. Вы почти по всем вопросам противоречите учению Церкви.Надо ум свой смирять перед учением св. Отцов, в чём, кстати,помогут добрые дела,делаемые ради Христа и рождающие смирение.
Игорь Ковалев21 ноября 2020, 22:16
Алла." а что же насчет самаритянина?"/Там,вообще,вопрос был,кто ближний.Но для неверующего, он поступил хорошо,послушав совесть,а верующему нужно делать всё ради Христа.Почему?-Уже подробно писал./"...порадовав старушку,и говорить,что это ничего не стоит... "/Во первых,что такие дела ничего не стоят говорили Варсонофий Великий,Исаак Сирин,Серафим Саровский,Игнатий Брянчанинов,Никон Воробьев,но для делающего их.Про делающего добро речь идёт и в статье,и пример про кофе приведён со стороны автора,а не бабушки.Вы этого не понимаете???А во вторых, делая такое добро,с примесью гордости и тщеславия,делаешь себе зло,развивая эти страсти.Поэтому она не только "увеличила добро в мире",но и зло.
Игорь Ковалев21 ноября 2020, 20:57
Катерина 20 ноября 2020, 22:58/Вы явно перепутали. В комментарии, где приводил цитату из Послания к Галатам,о смирениии вообще речь не шла. Перечитайте.Опровергал слова Аллы о самоценности дел, говоря, что дела сами по себе не спасают ни у язычников, ни в Ветхом Завете, ни в Новом, а только вера во Христа и соответственно дела веры.О чём и была цитата.
Алла21 ноября 2020, 13:33
Игорь, а что же насчет самаритянина? Почему-то Христос оценил его добрые дела, невзирая на его веру. Касаемо бабушки - своим маленьким поступков эта девушка увеличила добро в мире, порадовав старушку, и говорить, что это ничего не стоит - значит не чувствовать самых элементарных вещей. У вас большие проблемы, Игорь.
Игорь Ковалев21 ноября 2020, 12:22
Алла./прп. Серафим Саровский:"Писание говорит:во всяком языце бойся Бога и делаяй правду,приятен Ему есть.И, как видим из священного повествования,этот делай правду до того приятен Богу, что Корнилию сотнику,боявшемуся Бога и делавшему правду,явился ангел Господень... Итак,Господь все свои божественные средства употребляет,чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишится награды в жизни пакибытия.Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа,Сына Божия...Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление."
Игорь Ковалев20 ноября 2020, 23:57
Алла. Внешние будут судимы по совести,но спастись не могут,т.к."кто не родится от воды и Духа,не может войти в Царствие Божие."(Ин. 3:5)."а если законом оправдание,то Христос напрасно умер,"(Гал 2:21)/Одни и те же дела,сделанные по разным причинам,могут и приблизить к Богу и отдалить.Например,купить кофе бабушке можно по естественной жалости, приписать это дело себе, принять гордую мысль и потщеславиться,рассказав об этом всем,развить этим страсти.А можно угостить кофе ради Христа,по заповеди и приписать это дело Богу и никому не рассказывать,а за гордую мысль,которая придёт,покаяться,что принесет смирение,"а смиреннным Бог даёт Благодать".Вот,одно доброе дело,а результат противоположный.
Катерина 20 ноября 2020, 22:58
Игорь Ковалев, вот одно из толкований на приведенный Вами отрывок из послания галатам: "Заповеди же о субботе, об обрезании, о прокаженном, об изливающих семя, о жертвах, о кроплениях составляли собственность закона; ибо им не научила природа. Поэтому все это называет апостол делами закона." Апостол сравнивает дела по естественному закону у язычников с делами законов иудеев (конкретно законы обрезания, отдельного от язычников питания). О необходимости новозаветного смирения в исполнении дел там не упоминается. Речь шла пока о формальном исполнении как условии принципиально возможного оправдания исполнителя этих дел законов. Алла читала вероятно не только оригинал, но и толкования на него.
Алла20 ноября 2020, 16:26
Игорь, но ещё сказано: "Внешних же судит Бог". Как судит? По делам, конечно же. А если бы дела не имели значения, суд внешних не имел бы смысла: все бы одинаково подлежали осуждению. А ещё вспомните про доброго самаритянина, который не имел правой веры, зато имел правые дела, и получил похвалу от Христа. Да, мы оправдываемся верой в Иисуса Христа, ну так героиня с капучино - христианка, вера в Него у неё точно есть, в чем тогда претензия? У неё и вера есть, и дела, а ведь "вера без дел мертва"
Игорь Ковалев20 ноября 2020, 12:00
Продолжение .Алла." Добрые дела самоценны,"/-Это ваши домыслы,которые противоречат Писанию,св. Отцам и духовным законам и опять показывают ваше незнание христианства.Добрые дела являются только средством для достижения смирения,за которое "Бог,смиренным даёт Благодать".А этого можно добиться,только,делая добрые дела ради Христа,по заповеди,в ином случае разовьем гордость и будем тщеславиться своими делами, трубить о них.Преп. Варсонофий Великий:"Истинный труд не может быть без смирения,ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что".Преп. Исаак Сирин:"Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее,но рождающемуся от них смирению.Если же оно утрачено,то первые будут напрасны".
Игорь Ковалев20 ноября 2020, 11:36
Алла/Это не фарисейство,а учение свт.Отцов,согласное с Писанием.Если вы не заметили,я привел слова пяти человек,трое из,которых святые(могу и ещё много привести),но вы,как обычно, лучше разбираетесь в духовных вопросах,чем св.Отцы.Цитата,приведённая вами,говорит о совести(Законе, написанном у нас в сердцах),а не о самоценности добрых дел,ибо "...человек оправдывается не делами закона,а только верою в Иисуса Христа,... ибо делами закона не оправдается никакая плоть"(Гал. 2:15)
Алла19 ноября 2020, 18:45
Игорь, вы опять погрязли в своем фирменном фарисействе. Добрые дела самоценны, о чем говорит апостол: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах". Язычники никак не могут посвящать свои добрые дела Христу, Которого не знают, но все равно соблюдают Его закон.
Иван18 ноября 2020, 21:30
Прекрасная статья, спасибо!
Игорь Ковалев18 ноября 2020, 11:26
Ксения. "Для обретения добродетелей необходимо все творимые добрые дела посвящать Христу,творить их во имя Его.Так,например,если обидят нас,и захочется нам отомстить,то сдержимся, говоря в себе:«Прощу ради Христа,простившего мне мои грехи».Если у нас самих мало денег,а к нам подошел нищий, и нам не хочется давать,...то пересилим себя и дадим с мыслью:«Подам ради Христа, давшего мне все, что я имею».Если мы уже съели достаточно,а чрево просит еще и еще, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела..."(о.Георгий(Максимов),из статьи на этом же сайте 2009г)
Игорь Ковалев18 ноября 2020, 11:17
Ксения. "...старайся и служебные дела, и все делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по влечению сердца. Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия. А если добрые дела делаются по другим причинам, то они не угодны Господу Богу. О таких-то добрых делах сказано: «Вся правда наша якоже дуб поверженный».(Игумен Никон Воробьёв)"Совершающий тайно свои добрые дела, исключительно с целью богоугождения, будет прославлен в назидание ближним по Промыслу Божиему."(Свт. Игнатий Брянчанинов)
Игорь Ковалев18 ноября 2020, 11:11
Ксения."Сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах,ни в других отношениях не обнаруживайте их"."Добрые дела могут совершать, совершали и совершают и иноверные люди, и язычники. Христианское доброделание отличается направленностью: все дела Богу посвящаются и во имя высшей цели - богообщения совершаются. Доброе дело не для Бога и не по вере в Господа совершенное, не есть христианское, а есть просто доброестественное." Святитель Феофан Затворник
Игорь Ковалев18 ноября 2020, 00:04
Ксения"Какая разница ради кого или чего сделано доброе дело?"/Прп. Серафим Саровский:"Заметьте, батюшка,что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое,хотя и доброе,но мзды в жизни будущего века нам не представляет,да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.""Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия."Делая доброе дело можно либо заповедь вспомнить,либо мысленно сказать:"Ради Христа" или "Во славу Божию".И важно, чтобы эти дела приносили смирение,а если не будет смирения,то будет гордость.«Бог гордым противится,а смиренным дает благодать» (Иак.4, 6). От этого зависит наше спасение.
Игорь Ковалев17 ноября 2020, 23:29
Ксения."О добрых делах надо не просто рассказывать, а обязательно рассказывать*/Христианин обо всём судит по Евангелию и св. Отцам, а не по мирским понятиям, которые в большинстве своём противоречат евангельским. Христос говорит:"У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает,что делает правая,чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное,воздаст тебе явно"(Мф. 6:3) Вот так и надо поступать.А рассказ о своих добрых делах и добродетелях-это явный признак гордости,тщеславия и развитие этих страстей.
Ксения17 ноября 2020, 16:57
Игорю Ковалеву.Какая разница ради кого или чего сделано доброе дело? Вы что, когда что-то делаете говорите: вот пойду помогу человеку ради Бога? И только тогда делаете? По-моему, ты просто идешь и делаешь. И лучше становится и тебе,и другому человеку. Главное делать это искренне!!!! "И ни в коем случае нельзя рассказывать о своих добрых делах(тем более на весь мир, как сделала автор) и самому не вспоминать, т.к. очевидно, что это развивает гордость и тщеславие." О добрых делах надо не просто рассказывать, а обязательно рассказывать, чтобы был наглядный пример хороших поступков в современном обществе. Конечно, не надо трубить на каждом углу, но и не надо заниматься самоуничижением.
Игорь Ковалев17 ноября 2020, 13:12
Катерина 16 ноября 2020, 22:19 "каковы были бы Ваши возможные действия в ситуации со старушкой?"/Действия такие же.Просто сделал бы это ради Бога, по заповеди и соответственно приписал бы это дело Богу, а не себе. А если пришёл тщеславный помысел, то отверг его и покаялся в том, что чисто не могу выполнить заповедь,от чего приходит смирение, а " смиренным Бог даёт благодать".Симеон Новый Богослов: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи" , т.е. смирению.И ни в коем случае нельзя рассказывать о своих добрых делах(тем более на весь мир, как сделала автор) и самому не вспоминать, т.к. очевидно, что это развивает гордость и тщеславие.
Катерина 16 ноября 2020, 22:19
Игорь Ковалев16 ноября 2020, 10:30 -- каковы были бы Ваши возможные действия в ситуации со старушкой?
Ре16 ноября 2020, 17:14
Тяжёлым человеком быть легко, лёгким — тяжело (Гилберт Честертон)
Игорь Ковалев16 ноября 2020, 10:30
Продолжение. По словам свт. Игнатия Брянчанинова,добро падшего естества трубит о себе в нарушение слов Христа, "чтобы левая рука не знала, что сделала правая",что и подтверждает рассказ автора о помощи бабушке. Это показывает, что помощь бабушке оказана не по заповеди,не ради Христа, а по естественной жалости, т.е. является добром падшего естества. А, опять же, как говорил свт. Игнатий:"делая добро падшего естества, развиваем своё падение , гордость и уподобляемся бесам."
Игорь Ковалев16 ноября 2020, 10:17
Любезность-это проявление любви к ближнему,которая даётся Богом по мере очищения от страстей.Любезность совсем не фундамент духовности,а фундамент-это покаяние, рождающееся от него смирение,борьба со страстями."Оставивший покаяние,жестокий к себе не может быть не жестоким к другим"(свт. Игнатий Брянчанинов).Причём, любезность должна проявляться,как исполнение заповеди о любви,а не так, как писали Лихачёв и Ильин. Преп. Исаак Сирин говорит : "Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее,но рождающемуся от них смирению.Если же оно утрачено,то первые будут напрасны"А смирение рождается от добрых дел, сделанных только ради Христа,а не по добру " падшего естества"
Максим16 ноября 2020, 03:17
а вот в советские времена учительница могла так наорать, так поступить скверно. Помню в военкомате меня подростка 14 лет военком таким матом обложил за сущую мелочь! Мне 48 и я считаю что советские люди у нас в Сибири при всей положительной пропаганде были гораздо грубее чем сейчас. И я связываю это с тем, что советские граждане ощущали себя единой массой, а сейчас все-таки научились мыслить самостоятельно. Это приходит незаметно, постепенно и поэтому мы не замечаем этого. Вы удивитесь если начнете вспоминать, сравнивать. Но из народной массы многие превратились в индивидуальности. Поэтому сейчас можно встретить людей, уважающих сами себя. А советские ходили строем, строем и мыслили.
Максим16 ноября 2020, 03:12
К сожалению это так, но это не явление нынешнего времени. Я прекрасно помню советский период и у нас в Красноярске это было не лучше - налететь на хамство можно было с легкостью что в автобусе что в магазине. Сейчас в общении люди стали гораздо вежливее, это в Сети просто разгул хамства, а вокруг куда вежливее люди. У нас в подъезде дети 8-14 лет здороваются со всеми взрослыми, даже незнакомыми. Придерживают дверь. если едет самокат, велосипед или коляска, то почти все пропускают. На переходах машины всегда тормозят, иногда машины пропускают кого-то на трассе, хотя по правилам мог бы ехать. конечно и хамы попадаются. Автор статьи путает онлайн общение и реальную жизнь и совершенно напрастно.
Екатерина13 ноября 2020, 21:01
Полностью с Вами согласна! Спаси Господи!!!
Антоний13 ноября 2020, 17:55
P.P.S. И даже в статьях и рассказах следует быть вежливым. Например, не называть кофе, который человек готовил, желая порадовать клиента, "дрянным". Вот так походя и оскорбляют люди друг друга, даже не замечая...
Евгения13 ноября 2020, 15:44
Прекрасная воодушевляющая статья! Спаси Господь автора!
алексей13 ноября 2020, 11:23
верная статья. верные мысли. спасибо.
Ольга12 ноября 2020, 21:52
CПАСИИИИИБООООО!!!!! Кто-то наконец написал об этом. С уважением, врач.
Антоний12 ноября 2020, 19:16
"А фундамент – доброжелательное и любезное отношение друг к другу" - фундаментом нашей жизни и отношения к ближнему может быть только святая Православная вера во Господа нашего Иисуса Христа. А "любезное отношение друг ко другу" - это общепринятый способ мирного и доброжелательного общения с людьми. Сама по себе любезность фундаментом нашей жизни и основой морали не является, ибо любезным может быть и подлец, который будет общаться с ближним "усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху".
Антоний12 ноября 2020, 17:31
Безусловно, вежливость, уважение и любезность - неотъемлемые качества достойного человека. Могу ли я себе представить, что употребляю мат или не благодарю за что-либо? Конечно, нет! Я воспринимаю те нормы общения, которые воспринял в семье от родителей и которые необходимы на работе. Общаться с домочадцами, прихожанами родного Храма, коллегами и студентами, писать научные статьи, выступать на конференциях и читать лекции все же предпочтительнее на литературном языке. А хамство - да, его хватает вокруг. Но хамы не входят в мой круг общения, эти люди мне неинтересны. Хам сам ставит себя вне общения с вежливыми людьми.
Анна12 ноября 2020, 13:28
Спасибо за статью! Время такое - всё нас разъединяет. Нельзя огрубляться. Надо нам быть добрее друг к другу.
Екатерина12 ноября 2020, 12:57
Спасибо автору за статью! Иногда очень сложно оставаться доброжелательным, когда вокруг гнев, раздражительность и отчужденность. Хочется также закрыться и отстраниться. Но все-таки Господь нас учит другому. Я думаю, когда Он заповедовал любить врагов, это и о любезности в том числе. Потерпеть ближнего, поведение которого тебе неприятно, и даже больше, улыбнуться ему, поблагодарить, а там глядишь, и сердце его отогреется. Ведь огрубеваем мы от недостатка любви в нашей жизни.
Елена12 ноября 2020, 12:38
Спасибо большое за Вашу статью, уважаемая ЕЛЕНА! Эта тема в наше время очень актуальна! Пишите ещё, пожалуйста!
Павел К.11 ноября 2020, 22:26
Спасибо ! Так захотелось стать любезным .Просто необходимо создавать вокруг себя островки любезности .Но как быть ,если вы оказались в грубой среде разухабистых ,самодовольных людей . Иногда ,увы,лучше крепко помолчать .
Анна Шер11 ноября 2020, 16:49
От души благодарю автора за прекрасную статью! Именно так: вежливость, любезность, тактичность - это очень важные добродетели, которые, к сожалению, не так часто сегодня встретишь.
Ирина11 ноября 2020, 14:42
Спаси Господи за статью,Елена. Вы разъяснили мне то,в чём я хотела бы разобраться и понять. Особенно, ссылка на свт. Иоанна Златоустого из толкования. Статью восприняла как проповедь.
Екатерина11 ноября 2020, 14:39
Спасибо за статью! Не хочется уподобиться тем, кто неуместно критикует чужих кошечек, но хочется порассуждать. Статья понравилась, но в конце мысль о том, что духовность - кровля, а любезность -фундамент - спорная... Любезность, доброе отношение друг к другу тоже должны на чем-то базироваться, из чего-то произрастать, иначе, без подпитки они завянут... На чем они должны расти? Что для них фундамент?
Екатерина11 ноября 2020, 13:14
Замечательно! То, что нам очень актуально: несколько, мягко говоря, поднадоело хамство, в том числе в церковной ограде, под видом " смирения" ; кстати, этот глагол в нормальном русском языке существует только в форме " смиряться", к сведению правдорубов- любителей.
Лариса_11 ноября 2020, 10:38
Спасибо. Что интересно, у меня тоже был случай с маленьким мальчиком на самокате - до сих пор помню его звонкое спасибо. Радостно то, что довольно часто встречается воспитанная и благодарная молодежь.
Людмила11 ноября 2020, 09:20
Спасибо, точно и очень своевременно
Ольга11 ноября 2020, 07:39
Люди ругаются потому, что сейчас нам постоянно указывают на грязь, -Тут грязно и тут.. А раньше лет сорок назад, спрашивали , - А это ты прочитал, так хорошо написано, прочитай обязательно. Искали где красиво. А сейчас где грязно. Показывают по телевидению маргиналов, как они ругаются в своих семьях и ненавидят своих детей и родителей.
Анна11 ноября 2020, 05:51
Какая замечательная и своевременная статья! Вежливость и любезность - христианские добродетели, потому что они выражают, если не любовь, то по крайней мере заботу и внимательность к ближнему. И ещё они всё-таки немного смиряют нашу гордость. Благодарю за поднятую тему.
протоиерей Александр Рацун.11 ноября 2020, 05:08
Наверное, в сегодняшнее время любезность становится подвигом.Как мало людей теперь способных на любезность...Спасибо за прекрассный рассказ о бабушке и очень хорошее поучение, я так бы его назвал...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×