Православный календарьПравославный календарь
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.

Неизвестная история Благовещенской церкви Псково-Печерского монастыря

Ольга Машкарина

Источник: ПАИ Новости Псковской области

    

Чаще всего прибывающие в Псково-Печерский монастырь, особенно те, кто приезжает своим ходом, не в составе экскурсионной группы, воспринимают обитель как нечто монолитное и комплексное. Если бы не информационные таблички и не разный цвет штукатурки на стенах, непосвящённому человеку совсем трудно было бы понять, где заканчивается одно здание и начинается другое. А между тем в монастыре, помимо всем известного Успенского пещерного храма, Михайловского собора, братского корпуса, ризницы и звонницы, расположены ещё пять небольших церквей.

Пресс-секретарь Псковской епархии, насельник обители монах Антоний рассказал об удивительной истории и фресках древнего Благовещенского храма, вошедшего в ожерелье церквей Псково-Печерского монастыря.

Благовещенская церковь в Псково-Печерском монастыре Благовещенская церковь в Псково-Печерском монастыре     

Мы прибыли в Печоры в ветреный апрельский день накануне Благовещения (7 апреля). Ветер хоть и был южным, но пронизывал не хуже северного. Однако стоило только пройти через ворота и спуститься вниз, как порывы стихли, переговариваться стало легче. Дело в том, что обитель находится на дне глубокого оврага, склоны которого вместе с возвышающейся над ними монастырской стеной отлично защищают от такого рода непогоды. И не только от неё. Благовещенский храм стоит здесь вот уже 480 лет и хорошо помнит своего основателя – одного из первых игуменов Псково-Печерского монастыря преподобного Корнилия.

Именно при Корнилии за монастырскую ограду на приезжий монастырский двор в Печерском посаде перенесли деревянную церковь Сорока Севастийских мучеников. Как раз на её месте в 1541 году построили первый в обители каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его тёмно-алый, как пасхальная писанка, фасад сразу обращает на себя внимание, в том числе благодаря контрасту с белоснежными стенами соседнего Сретенского храма. Немного позже рассмотрим миниатюрную Благовещенскую церковь поближе, а сейчас обратимся к истории праздника, в честь которого её освятили.   

Икона над входом в Благовещенский храм Икона над входом в Благовещенский храм     

В православии Благовещение входит в перечень двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Его отмечают каждый год в один и тот же день. В православной церкви, которая ведёт летоисчисление по юлианскому календарю, – это 7 апреля. В этом году Благовещение выпадает на четвёртую неделю Великого поста, но в праздник разрешается есть рыбу. Чрезвычайно редко Благовещение совпадает с Пасхой. Такой день именуется Кириопасхой. В XX веке Кириопасху отмечали в 1912 и в 1991 году, в XXI веке совпадение двух праздников произойдёт в 2075 и 2086-м.

События Благовещения описаны только одним евангелистом – Лукой. Архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты между женами», сообщив, что она обрела величайшую благодать – быть Матерью Сына Божия. В христианской традиции считается, что это известие стало первой благой вестью, которую человечество получило со времён грехопадения Адама и Евы.

Само название «Благовещение» («Евангелисмос» по-гречески) – от слова «Евангелие». «Евангелие» означает «радостную весть». Название праздника вошло в обиход в VII веке. До этого в сочинениях авторов встречались названия: «День приветствия», «Возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и т. д. Полное название праздника в православии звучит так: «Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

В этот день после литургии во многих храмах выпускают белых птиц. Обычай восходит к народной традиции встречи весны. Языческий обычай с приходом христианства был адаптирован к христианским ценностям. В Евангелии говорится, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет действием Духа Святого: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя». Из слияния народного обычая, образа Святого Духа и евангельских слов и появилась эта традиция.

На Благовещение не совершаются заупокойные службы и моления, венчания в этот день также не проводят. Те, кто хочет пожениться, не вступая в противоречие с православными традициями, могут сделать это, начиная с первого воскресенья после Пасхи.

Один из двух входов в Благовещенскую церковь Один из двух входов в Благовещенскую церковь     

Чтобы попасть в Благовещенскую церковь, следует обойти все постройки рядом с ней, подняться по крутым ступеням, будто направляешься в пещеры, и свернуть налево мимо монастырской звонницы. С этой стороны церковь уже не алая, а белая. Над входом виднеется изображение евангельского сюжета – архангел Гавриил с белой лилией, символом чистоты и непорочности, сообщает Марии благую весь – ей предназначено стать Матерью Спасителя.

Неподалёку от храма на склоне Святой горы высажены клёны. Считается, что дерево клёна символизирует добро, покой и гармонию. Кленовый лист к тому же часто изображали на пасхальных яйцах.

Клёны на Святой горе в Псково-Печерском монастыре. Лето 2020 года Клёны на Святой горе в Псково-Печерском монастыре. Лето 2020 года     

Точная дата освящения Благовещенской церкви установлена лишь в 1869 году благодаря найденному при разборке каменного престола антиминсу [четырёхугольный плат из шёлковой или льняной материи, лежащий в алтаре на престоле].

Здание храма поделено на три уровня: нижний сейчас используется как хозяйственное помещение, на среднем находится собственно церковь, верхний приспособлен под хранение утвари и риз. Но так было не всегда. Сначала на первом этаже размещалась кухня (церковь не зря именовалась трапезной, к ней также примыкала и трапезная палата), второй этаж предназначался для молитвы, а на третий вела ныне замурованная внутристенная лестница, там был устроен (упразднённый) придел святых князей Бориса и Глеба и святых исповедников Гурия, Самона и Авива.

На барабане купола можно заметить «летопись», особый элемент украшения, выполненный из обожжённых керамических плит, покрытых тёмно-зелёной глазурью. На каждой плитке – буквы, которые складываются в слова, повествующие о годе основания храма во времена правления Ивана IV Васильевича. На четверике под куполом – красочная фреска с изображением явления архангела Гавриила Деве Марии.

Полагаю, немногим посетителям и паломникам доводилось бывать в стенах Благовещенской церкви. Монах Антоний уточнил, что в перспективе её ждёт реставрация – дают о себе знать подземные воды, подмывающие древний фундамент. Пока в храме молится лишь братия монастыря. Служба под сводами, которые украшают фрески XVI века, совершается один раз в год – на Благовещение. Ежедневно (за исключением постов) проводится панихида по всем усопшим.

Привередливого псковича, с малолетства наблюдающего монументальную живопись Мирожского монастыря, возможно, и не удивить более поздними и менее сохранными работами, но стоит только подумать, что изображениям над твоей головой почти полтысячи лет, и особый трепет появится сам собой.

Фрагмент фресок Благовещенского храма Фрагмент фресок Благовещенского храма     

О существовании фресок стало известно лишь в 1953 году. Тогда был обнаружен небольшой фрагмент росписи верхнего Борисоглебского придела церкви. До этого момента все изображения были закрашены. Нет, это не последствия богоборчества 1930-х, не попытка спасти фрески от уничтожения, скорее, по словам монаха Антония, можно говорить об отсутствии пиетета к трудам предшественников и западном влиянии, которое распространилось в России в XVII-XVIII вв. и не предполагало во внутреннем убранстве подобного рода настенной живописи, считавшейся «слишком простой».

    

Во время реставрационных работ в 2012-2015 годах новые фрагменты стенной росписи открылись практически по всему храму. После многих и многих десятилетий, проведённых под слоем краски и побелки, древние фрески сохранились неважно, но некоторые сюжеты всё-таки угадываются. На стенах и сводах можно рассмотреть 12 изображений, связанных с хвалебно-благодарственным пением (акафистом) Богородице. Знаменщик изобразил важнейшие моменты земной и небесной жизни Богоматери.

    

Как и в древности, алтарь отделён от остального храма деревянным двухъярусным иконостасом. Более древний его вариант не сохранился, сейчас монахи совершают молитву перед тем, что датируется XIX веком. В планах – воссоздание прежнего иконостаса, идентичного установленному здесь в XVI веке.

    

В алтарной части помещены фресковые композиции с изображением Святой Троицы, архистратига Михаила и архангела Гавриила (друг напротив друга), сюжет Боговоплощения Иисуса Христа и Причащения апостолов. Подробнее об иконографии алтарной живописи храма можно прочесть в научной статье старшего преподавателя кафедры теологии ПсковГУ, благочинного монастыря иеромонаха Прохора (Игорь Андрейчук).

Фрески в алтаре сопровождаются надписью, которая читается и в наши дни: «В царство благовернаго Царя и Великого князя Ивана Василиевича [всея Руси и при архиеписк]опе Великаго Нова Града и Пскова владыце Феодосии и при игумене Корнилии писа[на] бысть церковь сия Пресвятыя Владычице нашея Богородице честнаго [и славнаго ея] Благовещения в лето 7056 года сентября».

Надпись в алтарной части храма, датирующая фрески Надпись в алтарной части храма, датирующая фрески     

Отсюда следует, что роспись была выполнена в 1548 году (в «автографе» летоисчисление указано не от Рождества Христова, а от сотворения Мира). То есть церковь расписали после венчания Ивана Грозного на царство. Перед этим царь отправился на богомолье, чтобы попросить Божия благословения и молитвенной помощи. С этой целью 28 декабря 1546 года он посетил Псково-Печерский монастырь и богато одарил почитаемую им обитель: «…и деревень монастырю дал много, и садами пожаловал многими». Иван Васильевич молился и в новой Благовещенской церкви, и, может быть, именно он дал деньги на её украшение стенным письмом.

Иеромонах Прохор полагает, что автором иконографической программы (предварительное понимание что, как и где изображать на фресках), а возможно, и непосредственным исполнителем росписи был сам игумен-иконописец Корнилий, обучавшийся в Мирожском монастыре.

Ещё один вход в храм - слева по отношению к главному фасаду Ещё один вход в храм - слева по отношению к главному фасаду     

За сдержанными фасадами местных церквей скрывается ещё немало любопытных фактов. Монастырские стены до сих пор преподносят исследователям новые и новые открытия. В наших силах немного замедлить свой темп, чтобы попытаться осознать и эти открытия, и присутствие истории в половину тысячелетия на расстоянии вытянутой руки.

Ольга Машкарина

Источник: ПАИ Новости Псковской области

6 апреля 2021 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 163 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×