24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Равноапостольная Ольга – бабушка Крестителя земли Русской, святого равноапостольного князя Владимира – важная личность в распространении Православия на Руси. Ее Крещение в 957-м году было ознаменовано пророческими словами Патриарха Феофилакта, крестившего ее:
«Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»[1].
В Крещении княгиня Ольга получила имя святой равноапостольной Елены (в переводе с древнегреческого «факел»[2]), матери римского Императора Константина I, которая в 326-м году в Иерусалиме обрела Животворящий Крест Господень и во многом послужила развитию христианства в Римской империи[3].
Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни
Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни. Первая ее встреча с будущим супругом, Киевским князем Игорем, правление Русью после его кончины, принятие христианства и многие другие моменты ее жизни свидетельствуют об этом. Преподобный Нестор Летописец повествует:
«Блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа»[4].
Прикоснуться православному христианину к истории святых, живших столетия назад, позволяет богослужение, которое включает в себя гимнографические тексты, посвященные конкретному святому или празднику.
В частности, тропарь равноапостольной княгине Ольге описывает особенности ее подвига, повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие в сжатой форме, а кондак делает акцент на молитвенном прославлении святой.
Церковнославянский текст песнопений таков:
Тропарь:
«Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная».
Тропарь равноапостольной княгине Ольге повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие
Кондак:
«Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление»[5].
В русском переводе тексты звучат следующим образом:
Тропарь:
«Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной вовеки пребываешь, Ольга всегда прославляемая».
Кондак:
«Воспоем сегодня Благодетеля всех Бога, прославившего в России Ольгу Богомудрую, да по молитвам ее подаст душам нашим прощение грехов».
Крылья Богопознания
С первых слов делается акцент на самой главной цели в жизни человека – Богоразумии: Крилами богоразумия вперивши твой ум.
Церковнославянское крило соответствует русскому крыло[6]. Для православной гимнографии это важный образ. Он основан на псалмах царя Давида: «Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под сенью крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8). А преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо»[7]. Крыльями веры и Богопознания окрылив свой ум, равноапостольная княгиня Ольга устремилась к самому главному в жизни человека – к Богу.
Стремление к Богу возможно проявить или реализовать лишь посредством Его откровения о Самом Себе человеку. В православном догматическом богословии выделяется два понятия познания Бога: естественное и сверхъестественное Богопознание.
Естественное откровение преподается Самим Богом и воспринимается человеком естественным образом, через исследование мира, хода истории и личного опыта. Совершенно другой вид познания Бога – сверхъестественное. Оно возможно только в личном опыте духовной жизни[8].
Святая княгиня Ольга восприняла естественное Богопознание благодаря великой мудрости, которую она проявляла в течение всей своей жизни, ограждая и укрепляя русский народ, а также лелея ростки православной веры. В конце жизни княгиня Ольга засвидетельствовала это последними словами своему сыну князю Святославу Игоревичу, которые отразились в вечности:
«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне»[9].
И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа.
Выше видимого творения
В тропаре святая Ольга воспевается и так:
«Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих».
В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты.
На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания.
Рождение в Крещении
Равноапостольная была призвана искать Бога – по-церковнославянски взыскати Бога[10]. Княгиня Ольга в своем стремлении к Творцу всего мироздания, постепенно познавая Его, обрела Его в Таинстве Крещении.
И она находит Его – Того, Кого так долго искала, после чего приступает к таинству Крещения. Крещение для христианина является первым церковным Таинством, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе»[11].
Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Наслаждение от Древа Жизни
Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.
Крест Господень Церковь чтит как прообраз райского древа жизни
В православной традиции Честной и Животворящий Крест, на котором был распят Господь, принято называть Живоносным, что в переводе с церковнославянского обозначает «носящий в себе жизнь»[12]. Крест Господень Церковь не только именует носящим в себе жизнь, но и чтит как прообраз райского древа жизни. Крест отворяет заключенный рай и вводит в него благоразумного разбойника, который уверовал в Спасителя. Такую же возможность после Крестной Смерти и Светлого Воскресения Иисуса Христа имеет каждый человек.
Тропарь заканчивается фразой: Нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная. Нетление – противопоставление тлению. Тление – подверженность человека таким страдательным состояниям, как жажда, голод, физическая усталость, боль[13]. Нетленное состояние, в котором человек не испытывает физической усталости, боли, голода и жажды, достигается в Царствии Небесном.
Святая Ольга называется приснославной, то есть достойной вечного прославления[14]. Она пребывает в Царствии Небесном нетленной во веки.
Благодетель всех – Бог
Довольно малый по размеру, но весьма содержательный кондак равноапостольной Ольге начинается с традиционного призыва воспевать Бога: Воспоем днесь Благодетеля всех Бога.
Воспевание, церковное хвалебное пение – все это молитва. Именно ее посредством человек через хвалебные, просительные или благодарственные прошения обращается к Богу за помощью, и если просимое у Бога будет в пользу ему, Господь подаст все необходимое и полезное для спасения человека.
Центральное место в кондаке, так же как и в тропаре, отводится Богомудрию – той самой мудрости в Боге[15], Богопознанию, к которому стремилась и которое проявляла в течение своей жизни равноапостольная княгиня.
Завершается кондак традиционным молитвенным вопрошанием о прощении грехов по молитвам святой равноапостольной княгини Ольги, пред Престолом Божиим стоящей и молящейся за всю землю Русскую: Да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.
***
Тропарь и кондак равноапостольной княгине Ольге обращают наше внимание на самое главное в жизни человека – на Богопознание – и призывают каждого, крилами богоразумия вперивши ум, возлететь превыше видимыя твари, взыскать Бога и Творца всяческих.