Взыскавшая Бога и Творца всяческих

Комментарий к тропарю и кондаку праздника равноапостольной княгини Ольги

24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Святая равноапостольная Ольга Святая равноапостольная Ольга

Равноапостольная Ольга – бабушка Крестителя земли Русской, святого равноапостольного князя Владимира – важная личность в распространении Православия на Руси. Ее Крещение в 957-м году было ознаменовано пророческими словами Патриарха Феофилакта, крестившего ее:

«Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»[1].

В Крещении княгиня Ольга получила имя святой равноапостольной Елены (в переводе с древнегреческого «факел»[2]), матери римского Императора Константина I, которая в 326-м году в Иерусалиме обрела Животворящий Крест Господень и во многом послужила развитию христианства в Римской империи[3].

Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни

Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни. Первая ее встреча с будущим супругом, Киевским князем Игорем, правление Русью после его кончины, принятие христианства и многие другие моменты ее жизни свидетельствуют об этом. Преподобный Нестор Летописец повествует:

«Блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа»[4].

Прикоснуться православному христианину к истории святых, живших столетия назад, позволяет богослужение, которое включает в себя гимнографические тексты, посвященные конкретному святому или празднику.

В частности, тропарь равноапостольной княгине Ольге описывает особенности ее подвига, повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие в сжатой форме, а кондак делает акцент на молитвенном прославлении святой.

Церковнославянский текст песнопений таков:

Тропарь:

«Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная».

Тропарь равноапостольной княгине Ольге повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие

Кондак:

«Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление»[5].

В русском переводе тексты звучат следующим образом:

Тропарь:

«Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной вовеки пребываешь, Ольга всегда прославляемая».

Кондак:

«Воспоем сегодня Благодетеля всех Бога, прославившего в России Ольгу Богомудрую, да по молитвам ее подаст душам нашим прощение грехов».

Крылья Богопознания

С первых слов делается акцент на самой главной цели в жизни человека – Богоразумии: Крилами богоразумия вперивши твой ум.

Церковнославянское крило соответствует русскому крыло[6]. Для православной гимнографии это важный образ. Он основан на псалмах царя Давида: «Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под сенью крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8). А преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо»[7]. Крыльями веры и Богопознания окрылив свой ум, равноапостольная княгиня Ольга устремилась к самому главному в жизни человека – к Богу.

Стремление к Богу возможно проявить или реализовать лишь посредством Его откровения о Самом Себе человеку. В православном догматическом богословии выделяется два понятия познания Бога: естественное и сверхъестественное Богопознание.

Естественное откровение преподается Самим Богом и воспринимается человеком естественным образом, через исследование мира, хода истории и личного опыта. Совершенно другой вид познания Бога – сверхъестественное. Оно возможно только в личном опыте духовной жизни[8].

Святая княгиня Ольга восприняла естественное Богопознание благодаря великой мудрости, которую она проявляла в течение всей своей жизни, ограждая и укрепляя русский народ, а также лелея ростки православной веры. В конце жизни княгиня Ольга засвидетельствовала это последними словами своему сыну князю Святославу Игоревичу, которые отразились в вечности:

«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне»[9].

И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа.

Выше видимого творения

В тропаре святая Ольга воспевается и так:

«Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих».

В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты.

На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания.

Рождение в Крещении

Равноапостольная была призвана искать Бога – по-церковнославянски взыскати Бога[10]. Княгиня Ольга в своем стремлении к Творцу всего мироздания, постепенно познавая Его, обрела Его в Таинстве Крещении.

И она находит Его – Того, Кого так долго искала, после чего приступает к таинству Крещения. Крещение для христианина является первым церковным Таинством, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе»[11].

Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Наслаждение от Древа Жизни

Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.

Крест Господень Церковь чтит как прообраз райского древа жизни

В православной традиции Честной и Животворящий Крест, на котором был распят Господь, принято называть Живоносным, что в переводе с церковнославянского обозначает «носящий в себе жизнь»[12]. Крест Господень Церковь не только именует носящим в себе жизнь, но и чтит как прообраз райского древа жизни. Крест отворяет заключенный рай и вводит в него благоразумного разбойника, который уверовал в Спасителя. Такую же возможность после Крестной Смерти и Светлого Воскресения Иисуса Христа имеет каждый человек.

Тропарь заканчивается фразой: Нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная. Нетление – противопоставление тлению. Тление – подверженность человека таким страдательным состояниям, как жажда, голод, физическая усталость, боль[13]. Нетленное состояние, в котором человек не испытывает физической усталости, боли, голода и жажды, достигается в Царствии Небесном.

Святая Ольга называется приснославной, то есть достойной вечного прославления[14]. Она пребывает в Царствии Небесном нетленной во веки.

Благодетель всех – Бог

Довольно малый по размеру, но весьма содержательный кондак равноапостольной Ольге начинается с традиционного призыва воспевать Бога: Воспоем днесь Благодетеля всех Бога.

Воспевание, церковное хвалебное пение – все это молитва. Именно ее посредством человек через хвалебные, просительные или благодарственные прошения обращается к Богу за помощью, и если просимое у Бога будет в пользу ему, Господь подаст все необходимое и полезное для спасения человека.

Центральное место в кондаке, так же как и в тропаре, отводится Богомудрию – той самой мудрости в Боге[15], Богопознанию, к которому стремилась и которое проявляла в течение своей жизни равноапостольная княгиня.

Завершается кондак традиционным молитвенным вопрошанием о прощении грехов по молитвам святой равноапостольной княгини Ольги, пред Престолом Божиим стоящей и молящейся за всю землю Русскую: Да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

***

Тропарь и кондак равноапостольной княгине Ольге обращают наше внимание на самое главное в жизни человека – на Богопознание – и призывают каждого, крилами богоразумия вперивши ум, возлететь превыше видимыя твари, взыскать Бога и Творца всяческих.

[1] Повесть временных лет. СПб., 2012. С. 42.

[2] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 453.

[3] Иларион (Алфеев), митр., Макаров Е.Е. и др. Крест // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 541.

[4] Повесть временных лет. СПб., 2012. С. 43.

[5] Минея июль. Ч. 2. М., 2002. С. 12, 18.

[6] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 164.

[7] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, возводящая на небо. М., 2007. С. 401.

[8] Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М., 2017. С. 76.

[9] Повесть временных лет. СПб., 2012. С. 44.

[10] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 79.

[11] ЭП.Б., Петров А. Е. и др.Крещение // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 612–707.

[12] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 102.

[13] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 124.

[14] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 20. М., 1995. С. 21.

[15] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 264.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Подвиг одной гордой женщины Подвиг одной гордой женщины
Ин. Наталья (Каверзнева)
Подвиг одной гордой женщины Подвиг одной гордой женщины
Инокиня Наталья (Каверзнева)
В немощном женском естестве пришла княгиня Ольга к глубочайшему самоотречению ради ближнего – а ближним ей сделался весь народ!
Святая Ольга и двери храма, открытые для нас Святая Ольга и двери храма, открытые для нас
Сергей Комаров
Святая Ольга и двери храма, открытые для нас Святая Ольга и двери храма, открытые для нас
Сергей Комаров
Как известно, одна из самых загадочных страниц в биографии Ольги – время и место ее крещения.
Л. 18. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира Л. 18. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира
Владимир Кириллин
Л. 18. История христианства на Руси до равноап. кн. Владимира Лекция 18. История христианства в пределах нынешней России до Крещения Руси
Православные просветительские курсы
Владимир Кириллин
Проповедь ап. Андрея; Церковь в Древней Скифии, Сарматии и Закавказье; перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык; Православие на Руси до равноап. кн. Ольги.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×