Отец Андрей Мизюк: «Пандемия – особое Божие время»

Вот уже полтора года, как мы живем в условиях войны. Мы приняли ее как факт. Мы адаптировались. Можно сказать, привыкли к ней, или – есть такое словечко – расциклились. Тема «короны» уже не вытесняет все остальные темы из новостных выпусков, информационных лент и соцсетей. Мы не начинаем день с коронавирусной сводки по России или по нашему региону, не содрогаемся, видя, что красные столбики опять начали расти. Тема вакцинации, правда, взбаламутила уже было устоявшуюся воду, но тоже ненадолго.

А война меж тем продолжается и победы пока не видно. И нет уже среди нас человека, в чьем ближнем или дальнем окружении не было бы погибших. И для тех, кто по-прежнему на передовой, нет ни покоя, ни расслабления, ни возможности отключиться и все это забыть. Это не только врачи. Это еще и священники – те, кто регулярно меняет подрясник на специальный защитный костюм, берет дарохранительницу и идет туда, в «красную» зону. Один из них – иерей Андрей Мизюк, клирик саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, отец троих детей.

«Огромная просьба помолиться за Веру и Николая – супруги, ковид… О тяжко болящей Елене – на ИВЛ, но в сознании…» – это со странички отца Андрея в соцсети. Нашей молитвенной помощи он просит регулярно. Просил и раньше – когда окормлял отделение патологии беременности областного перинатального центра, крестил «тяжелых» младенцев, как мог утешал и поддерживал матерей. Сейчас этот центр перепрофилирован в ковидный госпиталь. А первой больной, которую отец Андрей причащал уже в реанимационной палате, оказалась заведующая отделением патологии беременности, Ирина Евграфова. Ирина Васильевна была из тех врачей, которые не ушли, не сказали: «Это не моя специальность, я не инфекционист», а остались сражаться со смертоносной заразой.

«Ее коллеги позвонили мне и сказали, что надо идти к ней. Я сразу связался с владыкой Лонгином (тогда митрополитом Саратовским и Вольским, ныне – Симбирским и Новоспасским. – М.Б.), взял его благословение и пошел. Ирина Васильевна была на кислороде, но в сознании, могла общаться. Я исповедал ее и причастил. Меньше чем через сутки после этого ее перевели на ИВЛ, и она скончалась», – рассказывает отец Андрей.

С самого начала пандемии Саратовской епархией было организовано безвозмездное горячее питание для медиков, работающих в «красной» зоне. Но что касается церковных таинств для больных – этот вопрос решился усилиями тогдашнего руководителя епархиального отдела по благотворительности и социальному служению протоиерея Сергия Кляева (по первому образованию – врача). И отец Сергий позвал на помощь отца Андрея, имея, видимо, некоторое представление о его человеческих качествах.

Священник Андрей Мизюк Священник Андрей Мизюк – Отец Андрей, вам приходится ходить в одну клинику или в разные? И как вы узнаете, что тот или иной пациент ждет священника?

– Я был во всех больницах города, где есть ковидные зоны. Сообщают о желании больного, как правило, родственники: они обращаются в ближайший храм или в епархию, им дают мой телефон, я связываюсь с врачами, и мы решаем вопрос о посещении больного. Отношение врачей – самое доброжелательное, проблем практически не возникает.

– Вот вы подошли к больному. И что вы делаете?

– Там, в «красной» зоне, тем более в реанимации, нет времени для обстоятельных бесед и долгих исповедей за всю жизнь: люди на кислороде, в масках, маску можно снять лишь на миг – миг Причастия. Больные в сильнейшем страхе, нередко в пограничном психическом состоянии: ковидное удушье – это ведь похоже на то, как человек тонет... В моем распоряжении десять-пятнадцать минут, и я действительно должен оказать человеку скорую помощь. Многие из пациентов исповедуются и причащаются первый раз в жизни… и последний. Кто-то из наших причастников выздоровел; но такого количества ушедших из жизни людей в моем опыте еще не было. Атмосфера в палатах очень тяжелая, да и психологически находиться там очень сложно.

В моем распоряжении десять-пятнадцать минут, и я действительно должен оказать человеку скорую помощь

– Если пациент – человек воцерковленный, то вопроса, зачем ему священник со Святыми Дарами, не возникает. А чем руководимы те, кто причащается впервые в жизни? Надеждой на то, что Причастие поможет им победить болезнь, или страхом перед смертью?

– Нет, не надо думать, что Причастие для таких людей – еще одна таблетка. Я убежден, что этим людям нужна именно встреча с Богом. Они оказываются на грани отчаяния, самого безысходного ужаса и осознают, что только Он может им сейчас помочь.

Очень важно, чтобы человек понимал: посещение священника, исповедь – это не разговор в камере смертников. Я объясняю человеку, что священник – не проводник на тот свет: он молится о твоем выздоровлении, Таинство, которое он тебе преподает, – «во исцеление души же и тела», в утешение, в радость. И я думаю, что никто из больных не воспринимает меня как вестника смерти.

– Кто-то из пациентов запомнился вам ярче всех, на всю жизнь?

– Все запомнились, никого до конца дней моих не забуду… У меня была супружеская пара – Александр и Наталья, лет уже за семьдесят, лежали рядом, в одной палате. Мы как-то очень дружно с ними общались: ей было уже слишком тяжело, она не могла говорить, но знаками показывала мне свое расположение. Она скончалась, он выжил.

Совсем недавно была женщина Лариса, очень тяжелая – я ее смог причастить только со второго раза, потому что она без кислородной маски даже полминуты не могла прожить и очень расстроилась в первый раз, что не получилось причаститься. Но во второй раз все же соединилась со Христом и вскоре умерла. Да упокоится с миром!

– Вы приходите только к тем из больных, кто вас позвал?

– Нет. В данной ситуации я считаю необходимым именно предлагать помощь людям, а не только ждать, когда они сами нас позовут. Очень часто, причастив тех, кто заранее об этом просил, я прохожу в палату и спрашиваю, кто еще хотел бы исповедоваться и причаститься Святых Таин. И многие отзываются и реагируют вполне адекватно.

Со страницы отца Андрея в социальной сети Facebook:

«Реанимация.

– Может быть, сюда можно зайти?

– Нет, вряд ли, они тут уже неадекватны.

Прохожу мимо палаты с Дарами.

Крик.

– Бог, Бог иди ко мне, Бог…

Она даже не видит меня. И тем более не знает, что я священник и несу Святые Дары. Почему же так кричит?

Спрашиваю врача:

– Подойду?

– Ну, попробуем.

“Во исцеление души же и тела”. Тяжелая, бредит…»

– …но на вопрос, хочет ли она причаститься, отвечает вполне разумно и утвердительно, – дополняет свой рассказ отец Андрей. На момент нашей с ним беседы эта пациентка жива. Ее тоже зовут Лариса.

– Отец Андрей, я общалась в Facebook с одним батюшкой из далекой епархии. Весной 2020 года этот отец Н. всенародно объявил, что вирус «распространяется только в головах у тех, кто его придумал» и что лично он никакого внимания на эту панику обращать не намерен. Прошло месяцев девять, и этого батюшку позвали в ковидную зону – причастить умиравшего собрата-священника. Он не отказался, пошел, сделал все, что надо, но потом совершенно откровенно написал о своем сильнейшем страхе – страхе, что заразился… А какие фазы отношения к пандемии пришлось пройти вам? Знакомо ли вам чувство страха – за себя, за близких?

– Я уже давно на постоянной связи с врачами, и у меня нет оснований им не доверять. Что это очень серьезно и надолго – я понял сразу. И страх – он, конечно, был, тем более что я вхожу в группу риска, у меня бронхиальная астма. Был страх принести вирус домой, в семью. Была подавленность, угнетенность всем происходящим, особенно весной прошлого года: из-за самоизоляции, мегафонов, через которые нас призывали оставаться дома.

Но настал момент, когда все прошло: и подавленность, и страх. Это не значит, что я перестал осознавать опасность. Нет, наоборот. Но я знаю: когда я прихожу в ковидную палату, Сам Господь действует через меня. Значит, Он даст мне защиту, даст укрепление. «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30), но сам я при этом должен быть осторожным, соблюдать все требования администрации, следить за своим самочувствием, регулярно сдавать ПЦР-тесты, что я и делаю. Для того чтобы не терзаться страхами, нужно знать, что ты исполняешь свой долг – не несешь какую-то героическую миссию, а просто исполняешь свой долг – и вести себя разумно. Этого достаточно.

Я знаю: когда я прихожу в ковидную палату, через меня действует Сам Господь

– Война, эпидемия, иная катастрофа, в которой оказываются люди, вызывает вольное или невольное вопрошание к Богу, некий вопль Иова: Господи, почему это происходит? Как вы сами себе отвечаете на этот вопрос, глядя на умирающих людей, общаясь с их близкими? Стоит ли перед вами, выражаясь умными словами, проблема теодицеи?

– Нет, не стоит. И вот почему: я никогда и нигде не чувствовал Бога так явственно, так близко, как там, в этих палатах. Я считаю, что пандемия – это особое Божие время, которое дано нам для того, чтобы мы изменились. В чем эта перемена должна заключаться? Общаясь с выздоровевшими, поддерживая отношения с теми, с кем познакомился в больнице, я заметил: люди, которые прошли через «красную» зону в качестве пациентов, а также их близкие (те, кто ждал их дома, сутками сидел на горячей линии, пытаясь узнать что-то о самочувствии родных, о динамике болезни) многое переосмысливают в своей жизни. Они уже не воспринимают друг друга как данность: вот этот человек рядом со мною был, есть и всегда будет. Они принимают каждый день общения с близкими как дар Божий. Если раньше им не очень-то хотелось общаться друг с другом, то теперь они стараются как можно больше времени проводить вместе. Да, пандемия – трагедия, но через эту трагедию люди возвращаются к простым ценностям, главная из которых – другой человек. Цивилизация дала нам колоссальные возможности, и вдруг в нашу жизнь вторгается нечто, что не позволяет нам просто подержать близкого человека за руку, когда ему так плохо, просто услышать его голос. Когда с нами происходят такие бедствия, мы понимаем, как много в нашей жизни лишнего, и как не хватает того, что по-настоящему необходимо. И это тоже ответ на вопрос, зачем Господь попустил коронавирус.

Пандемия – трагедия, но через эту трагедию люди возвращаются к простым ценностям, главная из которых – другой человек

– А как вас самого изменили эти месяцы регулярных походов в «красную» зону?

– Бог дал мне необыкновенное чувство покоя. Покоя и доверия к Нему: к тому, что Он делает со мною и для меня. Как сказал недавно в своем интервью владыка Лонгин, Бог знает свое дело.

– Но ведь мы, простые люди, тоже должны знать свое дело. Какие действия сейчас необходимы, с вашей точки зрения?

– Врачи в «красных» зонах работают на пределе своих возможностей, и им очень нужны помощники-волонтеры: для того, чтобы ухаживать за лежачими больными, чтобы просто сидеть с ними рядом и держать их за руку; чтобы люди, которым так плохо, не чувствовали себя одинокими. Это реально, желающих много – и среди наших прихожан, и среди людей иного мировоззрения, – ведь равнодушным эта ситуация не оставляет никого. Но очень важно, чтобы те, кто туда идет, знали: они не осуществляют какую-то сверхъестественную миссию – они просто выполняют свой христианский долг.

Мы не осуществляем какую-то сверхъестественную миссию – мы просто выполняем свой христианский долг

Со страницы отца Андрея Мизюка в сети Facebook:

«Скажу одну вещь. Я часто думаю о милосердии. О том, как оно физически необходимо в нашей жизни почти что на каждом шагу. Сейчас, сегодня. Просто как кислород. И раз “должность” все же неотделима от жизни, то по должности дерзну призвать: будем милосердны. Это тот самый кислород, недостаток которого дошел до критического уровня. Беда в том, что через ИВЛ его не подключить.

Мне довелось поить человека, пока врач снимала и распутывала кислородную маску. Я никогда еще так не ощущал свою нужность в этом месте, как в тот самый момент. А потом человек попросил, чтобы я помолился о его быстрой смерти. И ему снова надели маску. Я дерзну не послушаться и буду просить о его спасении и выздоровлении.

Если можно, пожалуйста, не надо меня хвалить и думать, что я делаю что-то невозможно-невероятное. Я делаю свое дело. Невозможное совершают врачи. Но я не обесцениваю своего дела, просто в отличие от акушеров и терапевтов, которые за тридцать часов переучились на инфекционистов, я делаю все то же самое, что и должен делать. Я просто иду к больным, которые просят священника совершить Таинство. И это не выход в открытый космос, а просто духовное окормление».

С иереем Андреем Мизюком
беседовала Марина Бирюкова

17 августа 2021 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 935 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тихон, митрополит Псковский и Порховский: Про прививочные страхи и третью мировую Тихон, митрополит Псковский и Порховский: Про прививочные страхи и третью мировую Тихон, митрополит Псковский и Порховский: Про прививочные страхи и третью мировую Тихон, митрополит Псковский и Порховский: Еще в 1990-е страшилок было хоть отбавляй
Главной этической проблемой ковида для православного христианина является страшная возможность заразить кого-то.
Репортаж из «Красной зоны» Репортаж из «Красной зоны»
Лолита Наранович
Репортаж из «Красной зоны» Репортаж из «Красной зоны»
Лолита Наранович
Учитель истории, начальник полиции, преподаватель фортепиано – здесь стали неважными все титулы и звания. Здесь почти как на войне, ведь каждый вздох может стать последним.
Знамение. Хроники времен ковида-19, год 2020-й Знамение. Хроники времен ковида-19, год 2020-й
Свящ. Александр Дьяченко
Знамение. Хроники времен ковида-19, год 2020-й Знамение
Хроники времен ковида-19, год 2020-й
Священник Александр Дьяченко
«Кто причащается, тот не умрет». Значит, как бы ни складывались обстоятельства, но любой, кто захочет причаститься, должен иметь такую возможность. Даже в ковидной зоне.
Комментарии
Наталья23 августа 2021, 16:21
Спасибо большое Отец Андрей врачам спасибо
Наталья22 августа 2021, 21:11
Кто трудится в "красных" зонах- настоящие герои! Божией помощи Вам, отец Андрей!
Витус18 августа 2021, 12:21
Хватит нагнетать панику! Вы лучше расскажите, сколько людей погибло от других болезней, не получив плановую медицинскую помощь! "Вот уже полтора года, как мы живем в условиях войны".... "Тема «короны» уже не вытесняет все остальные темы из новостных выпусков, информационных лент и соцсетей. Мы не начинаем день с коронавирусной сводки по России или по нашему региону, не содрогаемся, видя, что красные столбики опять начали расти" В том то и дело, что продажные СМИ постоянно начинают с запугивания несчастных, осуществляя информационно-террористическую войну против населения. Да, заболевание есть, но оно не так опасно, чтобы устраивать массовый психоз. И куда внезапно исчезли сезонные гриппы?
Марина18 августа 2021, 10:50
Помощи Божьей врачам и священникам, волонтерам, тем, кто спасает людей, окормляет их духовно, помогает! Господи, даруй нам пережить эти трудные времена! Отцу Андрею доброго здравия, сил душевных и физических! Господи, помилуй! Спаси и сохрани;
Екатерина17 августа 2021, 21:49
Храни вас Господь, вас и ваше семейство!!! Господи, спаси и сохрани трудяг медиков!!!
Наталья17 августа 2021, 10:17
Спасибо. На личном опыте знаю, как это тяжело. Жаль только, что "настоящий" Господь ассоциируется лишь с человеческими страданиями, что Он чувствуется близко лишь в таких ситуациях, когда люди лежат в мучениях на грани жизни и смерти. Поневоле возникает ощущение, что Христос - это страдание, это когда больно и слезы, вот только тогда Он близко.
Татьяна17 августа 2021, 10:06
С Успенским постом????Большая просьба: в разделе «Ноаости дня» измените цвет, шрифт, совершенно нечитаемые заглавия (на белом фоне бледно аранжевые буквы).
Читательница (Подмосковье) 17 августа 2021, 09:56
Спаси, Господи, отца Андрея и всех, кто трудится в "красных" зонах!
рб. МАРИНА17 августа 2021, 09:47
СПАСИ НАС ВСЕХ ГОСПОДИ ! И СУДИ НАС БОЖЕ НЕ ПО ГРЕХАМ НАШИМ,А ПО ВЕЛИКОМУ МИЛОСЕРДИЮ ТВОЕМУ ! МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА ВСЕМ БОЙЦАМ "КОВИДНОГО ФРОНТА"
Читатель17 августа 2021, 09:21
Отец Андрей, он такой... В "мирное" время крестил в реанимации недоношенных малышей, утешал родителей, которые потеряли деток. И сейчас опять реанимация, только теперь провожает людей на тот свет. Не каждый священник так сможет, не каждый имеет столько любви. Дай Бог здоровья отцу Андрею!
Светлана Иващенко17 августа 2021, 07:22
Ваше Преподобие отец Андрей, благодарю! И более, чем за великую помощь болящим людям в приобщении к Причастию в красной зоне, за Вашу точку зрения о происходящем событии в сее время. Нам пора кричать миром как та больная: Бог приди к нам! Прости нас и помилуй. Дай Бог Вам крепкого здоровья на многая и благая лета. Поклон вашему священству.
Ирина17 августа 2021, 05:30
Истинная правда, Бога чувствуешь "всей кожей" в такой ситуации. Божией помощи Вам, отец Андрей!
Natalie17 августа 2021, 02:45
Спаси Господи! Господи, помилуй!
Ольга17 августа 2021, 01:53
Бог Вам в помощь, отец Андрей! Я буду за Вас и Ваших близких молиться
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
Марина Бирюкова
Священник Андрей Мизюк

Новые материалы

Выбор читателей

×