Допила чай и решила не «помирать»

«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и обретете покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко» (Мф. 11, 28–30). Я очень долго не слишком вчитывалась в эти слова Христа и была уверена, что они – своего рода обещание «трудящимся всех стран» заслуженной награды.

«На том свете отдохнем», – формулировала тему проще одна знакомая. Ведь неплохое обещание! Сейчас тебе сложно: быт заел, работа вымотала, дети замучили – ну, ничего, трудись, тяни лямку, скоро будешь вознагражден… И вот однажды я опытным путем обнаружила, что сказанное Христом можно трактовать совсем по-другому!

Дело было вечером, после довольно суматошного дня. Я бродила по дому и роптала в бешенстве на детей и мужа: «Только утром мыла пол, а они! Только вчера убрала, а они! Я на работе проект сдавала, бегала за справками, в магазин и на занятия, а он! Он не нашел времени починить машинку!» Замечу, что не только легкость, но и ядовитость «в мыслях необыкновенная у меня» – особенно на поприще раздумий о собственных подвигах и обидах, поэтому буквально через пять минут я уже взошла на высоты предельных обобщений («все они негодяи») и спустилась в пропасти самых радикальных решений («не ходите, девки, замуж»). В ярости надраила сантехнику в ванной, с грохотом разобрала посуду и под тяжестью этих новых орденов на груди «образцовой хозяйки» так расстроилась, что решила даже поплакать.

И всё бы шло гладко, по сценарию «героическая жена и неблагодарные домочадцы», но я немного переиграла. А именно – решила сама себя поутешать. Мол, не расстраивайся, Лена, «Христос терпел – и нам велел». Но тут, впустив в сознание имя Христа, я внезапно вспомнила и Его слова. Вот эти самые: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас». Стоп, что? Не «награжу». Не «разгружу». Даже не «помогу». «Успокою!»

Впустив в сознание имя Христа, я внезапно вспомнила и Его слова

Успокаивают плачущего без повода ребенка, женщину в истерике, не в меру нервного студента на экзамене… Зачем трудящемуся успокоение? Зачем оно «обремененному»? Ему помощь нужна и поддержка, отдых, в конце концов, а не чтобы его успокаивали. Нет, ну, не правда ли? С точки зрения обычной человеческой логики – всё так.

А Бог предлагает… покой. Успокоение. Да еще и велит: «Возьмите иго Моё на себя и обретете покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко». Ну, вообще.

Но ведь сказано так, сказано Самим Христом, значит, это не может быть бессмыслицей? Пришлось спускаться со своих вершин обобщений и вылезать из пропастей отчаяния на твердую почву спокойного обдумывания. А сев обдумывать, я первым делом обнаружила, что мне нормально. В смысле, я не смертельно устала и не в обмороке от напряжения, как мне казалось всего несколько минут назад. Я мысленно прокрутила перед глазами день: да, он был довольно продуктивным и сложным, да, пришлось поработать, понервничать и побегать, однако же я жива. Есть силы подумать, выпить чаю и почитать перед сном. Есть и приятные воспоминания: сын принес пятерку по одному сложному для него предмету, дочь вечером пирог на завтра испекла, другая закладку мне в книжку смастерила, муж днем завозил в кафе и помогал смотреть за младшим… Осознав своё не вполне «предсмертное» состояние, я вернулась к фразе из Евангелия.

Итак, «труждающиеся и обремененные», «Я успокою вас». Стало интересно, как эта фраза звучит в греческом варианте. Здесь греческое слово «ἀναπαύσω» (анапаусо) переведено как упокою (успокою): по сути – приведу в состояние покоя, остановлю (знакомая нам «пауза» – того же корня).

Но кого же требуется успокоить (и, получается, «притормозить»)? Вероятно, того, кто сам себя осознает как «труждающегося» – то есть подвижника, а не простого обывателя, живущего обычную жизнь и работающего в целом наравне со всеми. Человека, слишком распалившегося мыслями о собственных трудах. Того, кто вдобавок считает себя из ряда вон «обремененным» обязанностями или «неблагодарными» домочадцами. Того, кто видит жизнь исключительно как бремя, но чье настоящее бремя – чугунная корона его «утружденности» и «праведного гнева».

Кого же требуется успокоить? Того, кто считает себя из ряда вон «обремененным» обязанностями

Вот вместо бремени этой самовольно водруженной на голову короны Христос предлагает Его иго и бремя – иго смирения. С этой точки зрения понятнее, почему же «бремя Моё легко»: ведь действительно легок взгляд на жизнь у смиренного человека! Человек со смиренным устроением – это, среди прочего, тот, кто избавился от серьезности и пиетета в отношении себя любимого. Смиренному недосуг подсчитывать, насколько больше всех он «перетрудился», ему неинтересно копаться в мыслях о собственных «подвигах», он с миром смотрит и на предстоящие дела. Смиренного не гнетёт корона его «подвижничества», ведь, работая, он не зацикливается на масштабах работы и уж тем более не склонен преувеличивать эти масштабы. И «бремя» такого взгляда на жизнь действительно легко.

Немножко помню это состояние из юности, когда я пару лет жила в монастыре. Я не была, конечно же, смиренной – ни тогда, ни сейчас. Но неофитская неотесанность поневоле заставляла «не мнить о себе». Я и не мнила до каких-то пор. Помню, что в то, первое время могла в буквальном смысле горы свернуть: встать пораньше на службу, накормить толпу паломников, перемыть посуду, поработать на кухне или что-то убрать, снова пойти на службу, потом на кухню, потом полночи что-то драить перед праздником и еще духовную литературу почитать. Легко! И никакой истерики, никакого надрыва от сознания «несправедливости» собственной доли и чрезмерности трудов.

Конечно, отчасти это простая физика: в юности трава зеленее, тело здоровее. Но, безусловно, – и «лирика» тоже. Настрой. Легкий взгляд на собственную роль, то есть – смиренный.

Кстати, тогда же, в юности, я хорошо помню и период, когда внутренне пожаловала себе корону героини – и резко кончились силы, испортилось настроение под бременем мыслишек: «А вон та сестра вообще не работает, и ей хоть бы что, несправедливо!» Потом «выплывать» из этого состояния пришлось довольно долго и уныло.

Но в этот раз, кажется, я чуть быстрее вынырнула. Додумала мысли. Допила чай. Поняла, что жизнь прекрасна вообще-то.

Елена Фетисова

5 октября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение
Прот. Андрей Овчинников
Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Овчинников
Проблемы и «псевдопроблемы»; молодая семья – вызов окружающему миру; супружеская верность; влияние родителей на жизнь молодой семьи; воцерковление семьи.
О смирении и бдительности О смирении и бдительности
Тит Коллиандер
О смирении и бдительности О смирении и бдительности
Тит Коллиандер
Причина твоего падения в тебе самом: в тот миг, когда хозяина не было в твоем сердце, ты позволил ворам и разбойникам войти и господствовать там.
Семейная жизнь без смирения – ад Семейная жизнь без смирения – ад
Свящ. Димитрий Фетисов
Семейная жизнь без смирения – ад Семейная жизнь без смирения – ад
Священник Димитрий Фетисов
Один из ярких примеров бесовской ловушки, в которую попадают многие молодые семьи: жена начинает подозревать мужа в измене. Ей всё время что-то кажется…
Комментарии
Наталья12 октября 2021, 10:15
Я бы сказала, неблагодарность относится в первую очередь к самой героине рассказа. Ведь как много Господь ей дал! И мужа, который терпит и прощает её дурное настроение, и двоих детей, и жильё и работу... То, о чём многие просят годами и не надеются уже получить. Как говорится, "что легко даётся, то не ценится"... Благодарность Богу за Его щедрость и безграничную милость - то, о чём забыла героиня рассказа, и что есть причина всех её "бед".
Дмитрий 6 октября 2021, 14:37
Наверно, еще с детства в нас, за редким исключением, сидит такое заблуждение- чем больше я взвинчен и взбудоражен, тем больше я сделаю дел и смогу повлиять на близких людей (увы, часто даже с работой в Храме). Со временем приходит другое понимание, что в мирном состоянии можно успеть гораздо больше, и меньше потратить сил. Как говориться, своим поведением и мыслями не отгонять Ангела- хранителя, который помогает нам в наших делах!
Нина 5 октября 2021, 19:20
Спасибо! Ох, как актуально.
Елена 5 октября 2021, 16:29
Большое спасибо, Елена! Очень актуально и полезно и для меня, себя порой жалеющей. А главное рецепт успокоения и благого ига!)
Галина И. 5 октября 2021, 15:03
Прод.-е.// Лучше всего начать с цикла бесед о. Константина с прихожанами собора в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга от ноября 2016г. Беседа 1 (Лекция 1) "Кто написал Библию?" Здесь есть замечательное вступительное слово известного протоиерея Евгения Попиченко. Также большое спасибо сайту "Православие. Ру" на публикацию цикла лекций просветительских курсов при Сретенском монастыре, за все лекции. Но у о.Константина своя неповторимая изюминка. Спасибо вам, наши учителя, что учите нас и не даете разбежаться нам, овечкам, в разные стороны, уклонившись от истинного Пути, от Слова Божьего- Откровения Бога. "Без откровения свыше народ необуздан" (Пр 29,18). Помогай нам Господь.
Ира 5 октября 2021, 14:37
Я всегда с большим восхищением читаю статьи Елены. Но в этот раз позволю небольшое несогласие. Мне кажется, что здесь идет некое смешение. С одной стороны, действительно благодарность близким, видение прекрасного в своей жизни и осуждение - все это значительно влияет на нас. С другой стороны, женское утомление не всегда имеет субъективный характер, но нередко основано на физиологии (которая неминуемо страдает после нескольких родов), возрасте, значительной хозяйственной нагрузке в жизни матери. Нести свою нагрузку и стараться беречь силы, желая сохранить свое эмоциональное состояние ради близких - это и правда важно. Несомненно, важна и духовная жизнь - поменьше роптать, унывать и тд
Ксения 5 октября 2021, 14:22
Спасибо огромное автору. Ой, как же актуально для меня! Прям маленькое чудо произошло, что я именно сегодня прочитала этот рассказ. Ведь с утра извергала громы и молнии на неблагодарных домашних, жалела себя, великую труженицу... А после прочтения в голове все прояснилось, на душе наступил мир. Так вот в чем моя проблема. Это же так просто. И захотелось на исповедь, и захотелось изменениться. Есть над чем работать. Благодарю от всей души автора.
Галина И. 5 октября 2021, 14:14
Спасибо,Елена, за эту своеобразную вашу исповедь, за ваше открытие глубины и значимости бессмертного Слове Божьего. В Библии - Ветхом и Новом Завете- есть ответы на все наши вопросы, указание на волю Божию во всех жизненных ситуациях во все времена и веки. А мы часто страдаем болезненной зацикленностью на самих себе, своей жизни и на словах человеческих, считая это спасительным защитным механизмом для всех. Но что приемлемо одному, не годится для другого. А у меня тоже открытие- цикл лекций о Слове Божьем иерея Константина Корепанова (Лекция 1.Новый Завет.Начало. https://www.youtube.com › watch).Богатая духовная пища, системная подача. Все просто, логично и актуально. Слава Тебе, Господи!
рБ Марина 5 октября 2021, 13:45
СПАСИ ГОСПОДИ ЕЛЕНА ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!Рязань
рб. МАРИНА 5 октября 2021, 10:43
АХ , КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! СПАСИБО ГОСПОДУ ЗА ВСЕ ! АВТОРУ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ , "ОТРЕЗВЛЯЮЩИЙ" РАССКАЗ !
ЖЖ 5 октября 2021, 07:16
Спасибо автору, юмор и самоирония в начале - вообще восторг.
Мария 5 октября 2021, 01:12
Елена, спасибо. Статья не просто актуальная, а ультрасвоевременная лично для меня: как раз занималась «саможалением», все неблагодарные, а я разрываюсь… Прочитала, и наступил мир в душе, потому что детально схожи мысли при раскручивании темы «Неблагодарность окружающих и отдача себя». А способ смирения своих мысленных «подвигов», описанный в статье, действительно и ощутимо помогает: слова Христа не напрасны и не пусты, они несут колоссальную духовную помощь; они суть действия, если Евангелие «читать сердцем» (Ильин), как автор этой статьи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×